19.04. 17:00

Сморгонь

Гомель

19.04. 19:30

БАТЭ (Борисов)

Днепр (Могилев)

19.04. 19:15

АБФФ U-17 (Минск)

Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)412
2Неман (Гродно)412
3Динамо (Брест)410
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)49
5Динамо (Минск)48
6Арсенал (Дзержинск)45
7Гомель44
8БАТЭ (Борисов)44
9Витебск44
10Днепр (Могилев)44
11Сморгонь44
12Нафтан (Новополоцк)43
13Ислочь (Минский р-н)42
14Слуцк41
15Минск41
16Шахтер (Солигорск)4-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201826
2Лида26
3Островец26
4АБФФ U-17 (Минск)23
5Динамо-2 (Минск)23
6Нива (Долбизно)23
7БАТЭ-2 (Борисов)23
8Барановичи23
9Бумпром (Гомель)23
10Волна (Пинск)23
11Макслайн (Витебск)23
12Слоним-201723
13Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)21
14Орша21
15Белшина (Бобруйск)21
16Шахтер-2 (Солигорск)20
17Локомотив (Гомель)20
18Энергетик-БГУ (Минск)2-10
подробнее

Чемпионат - Первая лига

Иван Крутов. Фото fclida.by

Иван Крутов: "Что будет с барановичским футболом? Скорее всего, команду ожидает дальнейшее падение"

04.01.2019 13:35

Экс-наставник "Барановичей" Иван Крутов рассказал о плачевном состоянии футбола в крупном городе Брестской области, а также дал прогноз о перспективах его развития.
О своем назначении главным тренером

В сезоне-2017 я был помощником главного тренера ФК «Барановичи» Алексея Вергеенко. Потом директор клуба Михаил Шолохов и зампред горисполкома Алексей Гарбуз решили, что команду должен возглавлять местный специалист. Во-первых, он лучше знает местную специфику. И, во-вторых, чтобы пригласить приезжего специалиста, нужны были жилье, зарплата, условия…

А я пошел на минимальную зарплату в 400 рублей без всяких условий: мне просто было интересно поработать с профессиональными футболистами, так как до этого был дубль, лицензия. Еще одним помощником, в дополнение к Андрею Хлебосолову, я пригласил такого же больного футболом Андрея Кипру. О чем, наверное, жалею, потому что дернул человека, имевшего хорошую зарплату в солигорском «Шахтере».

В январе мы под опекой Алексея Гарбуза собрались в горисполкоме, где совместно с представителями барановичского бизнес-инкубатора наметили планов громадье по самостоятельному зарабатыванию денег. И мы, приободренные, решили, что пришло время менять ситуацию, когда команда постоянно внизу турнирной таблицы. А для этого нужны были качественные футболисты.

Первый облом

В начале года нам пообещали, что зарплата футболистов будет складываться из двух частей около трехсот: непосредственно оклад и еще столько же за «питание» – 14 рублей в день. Когда в январе нам выплатили все средства, мы подумали, что все будет хорошо и нам можно приглашать определенных футболистов. Но в феврале нам сказали, что про 14 рублей можно забыть и за «питание» будут платить всего 9 рублей в день.

Стало понятно, что в сезоне за команду будет играть зеленая молодежь, согласная играть, что называется, за поесть – 485 рулей в месяц. Причем, если зарплату в команде получали 10-го числа как положено, то с выплатой за «питание» практически всегда были проблемы. Мы получали деньги с большими задержками: то 15-го, то 20-го, то 25-го, то 29-го. Куда ни шло холостым футболистам, а вот тренерскому штабу, заплатившему за жилье, садик, кредит, из 400 рублей оставалось совсем не густо. Постоянно приходилось «вымаливать» 200 рублей за «питание», а их не дают и не дают….

К тому же с января нам сократили две ставки «спортсмена-инструктора» и ставку «тренера-администратора», оставив в клубе всего 22 ставки футболистов. И назвали это красивым словом «оптимизация». Но тогда как удерживать молодых? Которых надо за два года до того, как он будет востребован на профессиональном уровне, поставить на контракт. Поэтому и получилась такая ситуация в конце сезона, когда в заявку входило всего 12–13 человек из 18 положенных.

Об условиях в команде

Отсутствие условий для тренировок в городе – та еще песня. Материально-техническая база команды серьезно не обновлялась лет семь. Пришлось все собирать по сусекам: в «Шахтере» какую-то часть манишек и фишек, в сборной – какой-то минимальный инвентарь. Игровую форму не покупали в клубе четыре года. Я через друга попросил помочь нам. Он поставил форму в марте, но заплатили ему только в октябре.

Та же ситуация с полем. Одна компания подзалатала его в начале года, так с ней, по моей информации, до сих пор не рассчитались. Сегодня оно обратно в неважном состоянии. А стадион? Плесень вокруг, что-то трескается и рушится, как бы беды не было. Само поле до того было убито, что инспекторы приезжали и говорили: «Ребята, что-то делайте, потому что в следующем сезоне мы вас не допустим здесь играть». А что сделаешь? Ведь запасного искусственного поля как не было, так и нет. Все обещали: появится то в 2017-м, то в 2018-м, то в 2019-м.

Я считаю, что здесь вина города: местные власти не отстояли свою позицию по искусственному полю, а все кормили нас обещаниями. И так во всем. Пообещали заселить приезжих футболистов в общежитие – не вышло. Поселили на стадионе, но резонанс в прессе принудил снять квартиры. Однако вопрос по оплате решался так трудно, что мне и Шолохову пришлось полгода содержать эти квартиры за свои личные деньги, чтобы сдержать свои (от лица города) обещания перед футболистами.

Городские власти нам говорили, что решат вопрос с одноразовым кормлением футболистов, хотя бы приезжих. Эту обязанность взял на себя бизнес-инкубатор, но через две недели он «спрыгнул». А поскольку мы уже пообещали футболистам кормить их, нам, опять же из своего кармана, пришлось держать слово. Да что говорить, если даже покосить поле для бюджета клуба было тяжело: и бензин, и ножи для косилок – все покупалось за счет личных средств директора клуба Михаила Шолохова. Это абсурдная ситуация для такого большого города, выходящая за все рамки приличия.

Эмоциональное выгорание

Проблемы материальные не могли не привести к эмоциональному выгоранию футболистов и не только. К чему можно было призывать игроков, когда они, встав в пять утра, проехав 500 км и не пообедав, выходили на поле? Психологический стресс непосредственно влиял и на тренировочный процесс. Свою вину вижу в том, что сначала пытался не выносить сор из избы, понимая, что, возможно, у города и других проблем завались. Но ведь я давал обещания, пусть и от лица города, футболистам, поэтому все же инициировал приезд в Барановичи республиканского телевидения, говорил о проблемах футбола в Барановичах со многими электронными и бумажными СМИ. Однако кардинально ситуация не менялась.

А добила моральный дух команды новая «оптимизация», когда после первого круга чемпионата был воссоздан отдел по спорту и туризму, под крышу которого забрали всех бухгалтеров и юристов из клубов. Их потом тоже оптимизировали. У команды начались проблемы с начислениями и выплатой зарплаты, отпускных и т.д.

Сейчас конец декабря, а футболистам по-прежнему не выплатили за «питание». Поэтому, когда на мою просьбу о приглашении на второй круг пары-тройки опытных игроков, которые готовы были вернуться, я, получив от руководителя отдела Юрия Сусорова отрицательный ответ, понял – больше не вынесу ни морально, ни материально. Благо меня пригласил главный тренер мозырской «Славии» стать его помощником. Кто-то считает меня предателем, не доведшим дело до конца, но так сложилась ситуация: я видел, что будет только хуже.

О будущем команды

Что будет с барановичским футболом? Скорее всего, команду ожидает дальнейшее падение. Судите сами. Сегодня в различных профессиональных чемпионатах Беларуси играют 46 команд: 16 – в высшей лиге, 15 – в первой и 15 – во второй. По уровню инфраструктуры, оснащению мы занимаем где-то место с 40-го по 46-е. А в первой лиге в прошедшем сезоне все были лучше нас, даже «Чисть» со своим стадионом и экипировкой, вылетевшая во вторую лигу. По уровню же финансирования, зарплат и всего остального из 46 команд мы все там же: с 40-го по 46-е место.

На уровне области у «Гранита» – искусственное поле, у Пинска – искусственное поле и манеж, не говоря уже о Бресте. Поэтому могу констатировать, что наш барановичский футбол застрял где-то в двадцатом веке, а все уже в двадцать первом. Это и смешно, но на самом деле грустно.

Я проанализировал, что даже во второй лиге, если туда упадем, мы будем неконкурентоспособны. Все маленькие города там интенсивно развиваются в плане футбола. Скоро нас подопрут или уже подпирают Ошмяны, Ивацевичи, Узда.

Можно долго говорить о недостатке средств, но везде люди пытаются что-то сделать, и получается ведь, понятно, при заинтересованной поддержке властей. А вот с ней-то и есть основная проблема.

Поэтому могу спрогнозировать: клуб либо не начнет сезон в первой лиге, либо повторится 2011 год, когда команда с позором вылетела во вторую лигу. Ведь на данный момент в клубе людей практически не осталось. Все ушли. А если еще и Кипра уйдет, что вполне вероятно, то пиши – все пропало. Просто стыдно за город.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ