Родителям юных футболистов. Фундамент успеха - 3. Много факторов влияет на воспитание футбольных звезд. Среди них есть фундаментальные, основополагающие, недооценка которых значительно сокращает возможность достойного результата. Родители должны знать эти факторы и уметь их использовать. Четыре «краеугольных камня» фундамента пирамиды успеха. 1. Количество тренировочного времени. 2. Коэффициент полезного действия тренировки/упражнения. 3. Природные двигательные способности. 4. Психологические свойства личности. Природные двигательные способности. Не вызывает сомнения необходимость тренироваться много. Не меньшее значение имеет эффективность тренировки. Но все это должно базироваться на физических (двигательных) качествах, основу которых составляют природные способности. Современные понятия о физических (двигательных) качествах основываются на общих характеристиках проявления двигательных возможностей человека и определяются двумя группами факторов: врожденными (биологическими) и приобретенными в течение жизни. В спорте врожденные качества играют большую роль. Специфика отдельных видов спорта накладывают иногда существенные ограничения на возможности достижения высоких спортивных результатов. Например, если у Вашего ребенка анатомическое строение стопы не позволяет «оттянуть носочек в нулевой угол», то его можно и не пытаться сделать его прыгуном в воду с вышки. Физические, анатомические, физиологические и психологические особенности человека в каждом виде спорта накладывают или свои ограничения или наоборот дают свои преимущества перед другими спортсменами. На наше счастье, футбол это наиболее демократический вид спорта. Как говорится, здесь «каждый сгодится». Высокий и низкий, быстрый и медленный может найти свое место в рядах футбольной команды. Разные игровые позиции на футбольном поле, предъявляют повышенные требования к отдельным физическим качествам. Но эти требования очень разнообразны и можно подобрать, такое игровое амплуа, которое наиболее соответствует врожденным способностям ребенка. Если у вашего ребенка большинство физических качеств находятся на среднем уровне, но есть некоторые качества, которые превосходят его, то можно с большой долей уверенности сказать что при верно организованном процессе тренировки, эффективном использовании тренировочного времени, правильном воспитании личности, формировании устойчивых навыков и умений можно достичь желаемого уровня спортивного мастерства. Каждому человеку природой отпущена доля физических и психологических качеств необходимых для спортивной жизни. Кому-то щедро, кому-то скупо. Задача человека и его окружения (родителей, тренеров, педагогов) максимально использовать природный ресурс и продержаться на пике своих возможностей длительное время. Говоря о природных задатках, выделим два главных направления работы. 1. Максимальное развитие сильных сторон. Найти свою «фишку» очень важно. И не только найти, но и развить в явное преимущество перед остальными конкурентами. На Игрока надо постоянно смотреть с точки зрения нахождения мельчайших проявлений «полезных» качеств. Найдя их - холить и лелеять. Не жалеть времени на их развитие. Практически любое качество, которое проявляют футболисты на поле, и присутствует в Игроке, можно развить в очевидное и бросающееся в глаза преимущество, за которое тренер будет ценить и ставить в основной состав (на всех этапах карьеры). 2. Развитие компенсаторных качеств. Одно из самых важных направлений работы. Для того чтобы победить в в конкурентной борьбе с соперником более одаренным от природы, надо суметь найти такие качества в игроке, которые позволят компенсировать недостатки, замаскировать их. То есть, если у ребенка не хватает каких-либо физических качеств от природы, этот недостаток надо компенсировать усиленным развитием «смежных», имеющихся в наличии. Например, не хватает скорости. Компенсируем это скоростной выносливостью, ищем позицию на поле, где скорость не является главным качеством. Защитник может компенсировать недостаток скорости грамотным выбором позиции (налегаем на тактическое образование). Нападающий, недостаток скорости может компенсировать высокой техникой обработки мяча, обводкой в «рваном» режиме. Можно приводить еще много разных вариантов, но главное – надо работать в этом направлении.
В тоже время надо понимать, что против природы «не попрешь». Например, если вы захотите значительно развить скоростные качества Вашего сына, все упрется в генетически заложенные ограничения. Соотношение «быстрых» и «медленных» мышечных волокон предопределено природой и изменению не подлежит. Нельзя сделать «спринтером» того, кому от природы дано быть «стайером». Но можно развить заложенные качества до максимальных уровней, отпущенных природой. И найти возможность реализовать потенциально сильные стороны с наибольшей эффективностью. Но если Вы не привили трудолюбие своему сыну, если Вы не научили его самостоятельно тренироваться, анализировать свое состояние, не заложили основы спортивного характера, то он неизбежно проиграет борьбу за место в команде более одаренному от природы конкуренту. Все что отпущено природой должно быть учтено и приспособлено. С самого раннего детства надо понимать, что наиболее важно будет в дальнейшей спортивной карьере, что будет приносить успех и на что, будут обращать внимание тренера различного уровня. В то же время не надо торопить события и форсировать подготовку в ущерб планомерности и последовательности. Терпение и труд, вот наш девиз. Детский тренер находится в постоянном поиске, мучается сомнениями, насколько Игрок более перспективен, чем окружающие спортсмены, есть ли у него задатки, способные вывести его на высокий спортивный уровень. Ему надо на каждом этапе подготовки делать выбор между игроками. Большое количество юных футболистов, их неравномерное развитие, спады спортивной формы, возрастные изменения, проблемы акселерации, недостаток мотивации игроков, родители который ставят уроки в школе выше занятий футболом, травмы, болезни, успехи тренеров-конкурентов, собственное честолюбие и давление администрации школы по поводу результатов, все это влияет на действия детского тренера. Детский тренер все время сравнивает Игрока с неким идеальным стандартом, конкурентом по позиции или звездой из соседней команды. Детскому тренеру надо постоянно анализировать талантливость игрока, его возможные перспективы, а главное сравнивать с окружающими футболистами и принимать решения, ставить в состав?, перевести в запас?, отчислить?. Родители находятся в значительно лучшей ситуации, чем детские тренера, их не мучают сомнения, Родители имеют, то, что имеют. Но они должны тренировать острый взгляд, который должен разглядеть малейший намек на способности, малейшую положительную динамику развития какого-либо качества, самый незаметный проблеск одаренности к какой-либо физической или футбольной деятельности. И не только рассмотреть, но и бережно развивать, холить и лелеять все положительные тенденции. Видя положительные качества, их надо старательно развивать, совершенствовать и доводить до уровня сильного конкурентного преимущества. В то же время надо кропотливо работать над существенными недостатками, нивелируя их, подтягивая хотя бы до среднего уровня. Как я уже неоднократно говорил, футбол дает шанс обладателю самых различных двигательных способностей. Только не надо стремиться сесть в «чужие сани». Не надо ориентироваться на других футболистов, завидовать каким-то выдающимся качествам конкурентов.
Надо знать свои преимущества, последовательно их развивать и использовать
|