Родителям юных футболистов. Фундамент успеха - 4. На одном из форумов, меня попросили излагать материалы, более сжато. Надо согласиться, что многословная аргументация и убедительность материалов не связаны между собой прямопропорционально. Хотя тема очень важная, изложу её по возможности покороче.
Психологические свойства личности. Если говорить честно, то этот фактор является главным. Можно много и эффективно тренироваться, можно обладать отличными природными двигательными способностями, НО….. без большой любви к футболу у ребенка, это будет напрасно потраченное время. Да, пока он маленький можно заставлять (кнутом и пряником) его много тренироваться (будем считать что эффективно). Но как только он повзрослеет, то отсутствие внутренней мотивации, несоответствие психологических качеств личности, требованиям футбола, недостаток целеустремленности, спортивного азарта, отсутствие потребности удовлетворять двигательную активность именно игрой в футбол, значительно снижает возможность реализовать природный двигательный потенциал ребенка. Насколько эти качества врожденные, а насколько поддаются воспитанию, сказать трудно. Сказываются ндивидуально-психологических различиях - разные люди имеют разные корни мотивирования (от lat. movere - побуждение к действию). Выделим внутреннюю и внешнюю мотивацию Внутренняя мотивация и интересы личности к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности зависят не только от теоретических знаний, двигательных умений и навыков, которыми можно легко овладеть в достаточном объеме, но и от многих биологических, физиологических, антропометрических (конституциональных), психологических и психомоторных особенностей человека, которых изменить никто не может: они в значительной части определены генетической природой. Внутренняя мотивация – это, когда существует стремление действовать самостоятельно, не ожидая чьего-либо вмешательства и напоминания. Внешние мотивы - когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия внешних мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж, материальные факторы, обязательства …). Если в процессе деятельности внешние мотивы не будут сопровождаться интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта, часто их недостаточно для побуждения к деятельности. Отдельно, внешние но отдаленные мотивы (деньги, слава и пр.) часто не преодолевают сиюминутные радости (телевизор, компьютер, дискотека). Можно много говорить о внутренней и внешней мотивации, значимости их взаимодействия, но ограничимся одной историей. «Один мудрый джентльмен пожелал избавиться от мальчишек, играющих в футбол под его окнами. Они играли очень эмоционально и шумели так сильно, что это мешало ему работать. Он имел большой опыт в жизни и знал, что если мальчишкам запретить играть, или попытаться помешать, им это делать, то это только усилит желание и интерес к игре. Ему же нужно было остановить детей. Тогда он применил оригинальный метод. Однажды утром он предложил мальчишкам оплачивать их ежедневную игру в футбол в размере одного доллара за день игры каждому, объяснив это тем, что ему очень нравится, как они играют. Они согласились, поскольку это было удачной находкой: получать деньги за то, что приносит удовольствие. Обязательным условием, которое он поставил, было играть ежедневно в одно и то же время, и независимо от того, хочется играть или нет. Так продолжалось неделю, и он регулярно выплачивал каждому по доллару за день игры, а мальчишки честно выполняли свои обязательства. В начале следующей недели он объявил, что, к сожалению, его уровень дохода позволяет выплачивать только пятьдесят центов за день игры. Они поморщили носы, но продолжили играть, поскольку и эти деньги были неплохим доходом для ребят их возраста. Правда, один из мальчишек сказал своему другу: «Ты знаешь, Джо, я не собираюсь за пятьдесят центов бегать и кричать, как и раньше, я буду просто приходить сюда, чтобы он меня видел». Спустя еще одну неделю мудрый джентльмен сообщил, что состояние его дел ухудшилось, и он сможет платить им только по десять центов в день. Мальчишки были единодушны в своем решении: «Это уже слишком, и мы не собираемся делать ЭТУ РАБОТУ за такие маленькие деньги, поднимите плату или мы уйдем». Мудрый джентльмен развел руками и сказал, что не может ничего поделать. Тогда ребята заявили: «Больше вы нас здесь не увидите!» Эта история хорошо показывает, как работает внешняя и внутренняя мотивации. Также виден механизм того, как вся внутренняя мотивация, а ей здесь было удовольствие, получаемое мальчишками от игры в мяч, перешла во внешнюю, стала возможной разрушение внутренней мотивации. Все компоненты мотивации надо рассматривать в единстве. И не забывать так же о воспитании морально-волевые качеств (бойцовский характер, самоотверженность, упорства ….) Этой статьей я завершаю цикл материалов, который должен, по идее, помочь Родителям взглянуть на возможности его ребенка занимающегося футболом и оценить перспективность его карьеры как профессионального спортсмена. А так же определить свое место в процессе воспитания квалифицированного футболиста.
|