А теперь давайте зададимся вопросом: почему и за счет чего в Барселоне выступают 10 (!) ее воспитанников ? Оказывается, все дело даже не деньгах, а в грамотной методике подготовки резерва. Так, они начинают отбирать детей уже с пятилетнего возраста. Группа таких ребятишек называется ,,чупа-чупс,,. До конца года детей из всех возрастных групп не отчисляют, как частенько бывает у нас, - мол, бесперспективный. Там это тренерам категорически запрещено. Ребята должны играть 50% времени, причем на первом плане у них стоит воспитание личности ( с точки зрения человеческих качеств ), на втором - общее образование и только на третьем - футбольное обучение. С детства им прививается футбол только креативный, атакующий. На это направлено все обучение. До 14 лет никаких тестов, никаких тренеров по физподготовке, никаких усиленных тренажеров. Одни тренеры наблюдают за игрой, другие потихоньку начинают учить элементам тактики. Однако следует заметить, не просто как отвлеченному понятию, а я бы назвал это геометрией игры, поскольку в основе, если присмотреться, положены треугольники. При любом количестве игроков на поле от4х4 в пятилетнем возрасте до 11х11 - с 12 лет их учат прежде всего взаимодействию - как располагаться, как открываться по отношению к движущемуся мячу. То есть учат понятиям ,,открытый мяч,, ,,закрытый мяч,, чтобы футболисты понимали, в какую зону их партнер может отдать передачу и куда они должны открыться, дабы этот пас прошел и они получили мяч. Понимание футбола одними игроками должно соответствовать пониманию других. В отличие от нас, круглогодичный чемпионат они начинают играть только с 12-13 лет, а до этого учавствуют в кратковременных турнирах - один два дня, полными составами, причем игрок может сыграть сначала за одну команду, потом за другую, затем и за третью. Состав меняется очень часто. По их мнению, в юношеском возрасте ротация состава должна быть обязательной, чтобы все дети, внесенные в заявку на игру, были задействованы на поле. И это проверяется и контролируется спортивным директором и куратором, дабы у мальчишек была игровая практика. Делается это еще и для того, чтобы психологически не было нацеленности на результат. У нас же зачастую в юном возрасте заставляют без замен отыграть весь турнир, шесть матчей подряд, только для того чтобы был достигнут нужный результат. А остальные сидят на скамейке. И в этой ситуации мы уже растим неполноценных ребят, так как, находясь в глубоком запасе, они за год иной раз проводят на поле в сумме минут тридцать. В Испании же самое главное - воспитание футболиста , а не команды, которая добивается результата, а именно игрока, индивидуальности, личности. На это направленны все тренировочные упражнения. И все они построены на взаимодействии. Если, например, один игрок заполняет зону, значит, где-то она освобождается, туда должен пойти его партнер и заполнить ее независимо от амплуа. Понятно, что укаждой страны, каждого клуба есть свои тонкости и различия связанные как с историческими, так и культурными традициями. Отражается это и на футболе, в том числе и на селекции. Есть такой чисто футбольный термин - TIPS, где T-техника, I-ум, мышление понимание, P-индивидуальность, S-скорость. Так вот у испанцев, и они выделяют это на первом месте при отборе ребят в команды более взрослого уровня стоит понимание игры.
|