... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)513
2Неман (Гродно)512
3Динамо (Брест)511
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)510
5Динамо (Минск)59
6Арсенал (Дзержинск)58
7Витебск57
8Гомель55
9Сморгонь55
10Днепр (Могилев)55
11БАТЭ (Борисов)55
12Ислочь (Минский р-н)55
13Нафтан (Новополоцк)54
14Минск52
15Слуцк51
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201837
2Лида37
3БАТЭ-2 (Борисов)36
4Волна (Пинск)36
5Нива (Долбизно)36
6Островец36
7Динамо-2 (Минск)34
8Барановичи34
9Белшина (Бобруйск)34
10Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
11Макслайн (Витебск)34
12АБФФ U-17 (Минск)33
13Слоним-201733
14Бумпром (Гомель)33
15Шахтер-2 (Солигорск)31
16Локомотив (Гомель)31
17Орша31
18Энергетик-БГУ (Минск)3-9
подробнее

Детско-юношеский футбол

Кубок развития. Фото ФК Минск

Какой тренер лучше подойдет для вашего ребенка. Наблюдения изнутри

01.08.2022 19:02

Тема этого материала должна, прежде всего, заинтересовать тех любителей футбола, у которых есть дети и которые мечтают вырастить из них футболистов. Возможно, этот текст, в случае хорошего отклика, положит начало нашей новой рубрике "Наблюдения изнутри". Она будет затрагивать сложившиеся тенденции в детском, юношеском и взрослом футболе, познакомит с процессами и обстоятельствами, которые влияют на работу в игре №1. А сегодня поговорим непосредственно о тренерах.
Родители, которые приводили за руку ребенка "на футбол" и с умилением наблюдали за ним со стороны, непременно задавались вопросами о том, в какие руки попало их чадо. А кто, собственно, его тренер? Играл ли он? И если — да, то хорошо ли? Если наставник молодой, то чего же закончил выступать так скоро? А если "пенсионер", то хватит ли у него сноровки показать, как надо бить по мячу, как принять передачу или заложить финт? Оставлять ребенка у этого тренера либо идти куда-то еще?

И так далее, в том же духе сомнений, пока за монотонностью тренировок либо с появлением первых успехов вопросы не отступают. Правда, и не исчезают совсем. При первом же поражении они возвращаются да с троекратным напором! А потом, особенно если попадается дотошный родитель (как правило, какой-нибудь руководитель), всё это может вылиться в крики из-за бровки, споры на повышенных тонах с тренерами и даже конфронтацию с другими родителями.

Что единицы станут миллионерами и хорошо, если хотя бы каждый десятый из команды заиграет в высшей лиге, и что вообще главное — гармоничное развитие ребенка, а не место в первенстве, о котором забудут уже через месяц, — такие рассуждения годятся для каких-нибудь пабликов или для родительского застолья. Но на бровке обо всём об этом забывается. Ведь когда идет игра, и нервы, как струна, — все решается здесь и сейчас! Каждая оплошность фатальна, цена ошибка слишком высока, а разочарование в случае поражения из-за нелепого гола куда глубже Марианской впадины.

Где-то на подкорке у некоторых родителей записан своего рода код Наполеончиков: не пяди не сдать, не уступить противнику ни при каких обстоятельствах! Точно в патриотических фильмах стоят такие командиры на передовой у кромки поля, играя желваками на скулах, и с пульсирующей жилой на шее бросают в атаки маленьких бойцов. То, что условный солдат — его собственный ребенок, странным образом только усиливает командирский напор. И очень интересно потом сопоставлять эти эмоции с поистине философским хладнокровием по истечении лет десяти, когда дети вырастают до предвыпускного розыгрыша первенства, но не в силах даже зацепиться за тройку призеров. Кроме того, не вызываются в юношеские сборные по возрасту и далеки до заключения своих первых контрактов.
40398
И вряд ли тут дело в привычке поражений или многообразии форм игры, к которым родитель и юный футболист начинают ментально привыкать с участием в тренировках, матчах, турнирах и воспринимать все как один долгий не прекращающийся сериал.

Тогда в чем же дело? Что меняется?

С одной стороны ответ как бы лежит на поверхности и находится в той же плоскости, что и стремление игрока (равно как и его родителя) как можно дальше отодвигать момент прекращения занятий футболом или смены школы/команды. С другой, чтобы его обнаружить, нужен беспристрастный взгляд со стороны. А им обладают далеко не многие. Чего греха таить, непринято у нас разбираться в себе. В других — сколько угодно. А вот пытаться раскрывать личность ребенка без привязки к престижной профессии — куда сложней. Но если бы большинству открылась эта способность — посмотреть на процесс со стороны, то довольно много аналогий из жизни могли бы пройти на ум.

Ну, к примеру, придя на прием в стоматологию, вы ведь постараетесь оказаться у того специалиста, которому доверяете, не так ли? Пусть даже вылеченный зуб и будет беспокоить какое-то время. И наоборот, когда пришлось записаться к врачу, с которым не имел дел вовсе, то постоянно прислушиваешься к ощущениям и проверяешь языком, надежно ли закреплена пломба? И любую боль, даже незначительную, нет-нет да и повернешь в сторону не компетенции врача.

Что-то похожее и с футболом. Если родитель, а вслед за ним и ребенок, единожды усомнились в тренере, от внутренних монологов и сомнений не спасут ни кубки, ни медали. Ибо футбол непредсказуем. Постоянно побеждать во всех турнирах, чтобы глушить вопросы, не удастся, какими бы талантливыми не были ребята и тренер. А значит, возмущение достигнет своего пика, чтобы прорваться наружу. Вопрос только когда.
40399
Так кому же следует доверять? Каким тренерам? Как понять, кто из них — настоящий специалист, а кто просто плывет по течению футбольной жизни, так и оставаясь в большей степени футболистом и замечательным малым, нежели беспристрастным наставником, следящим в первую за образованием своих игроков?

Из общего числа можно выделить несколько категорий специалистов, приходящих на тренерскую работу.

Первая — студенты, которые в свое время тренировались в региональных командах, где-то выступали, а затем, поступив на кафедру футбола, решили попробовать себя в роли детских тренеров. В вопросе профессии они скромны и любознательны. Им интересна учёба «на полях», они выискивают все новинки, которые предлагает интернет, работают над собой, хотя в первое время мнительны и подвержены негативному мнению окружения, так как неопытны.

Вторых назовем — "специалисты с корочкой". Они когда-то поступили в физкультурный, скорее всего на заочное, так как параллельно продолжали игровую карьеру на уровне высшей лиги, возможно, даже вызывались в сборную. Потом они получали диплом за красивые глаза. А когда карьера футболиста подошла к концу, то, за неимением частного бизнеса или агентских хлебов, устроились в клуб под выпускной возраст или дубль. Может быть, даже в главную команду. Ассистентом естественно. Учебе профессии, которая невозможна без опыта работы в детско-юношеском футболе, они придают номинальный характер. В качестве корочки у них может быть лицензия с категорий, а вместо ВУЗа — федерация. Ежели и случится им задержаться на какое-то время в детско-юношеском сегменте, они будут использовать его, как трамплин. Найдется ли там место юному футболисту — вопрос открыт. Такие ребята амбициозны и эпатажны. Буквально как боксеры на пресс-конференции перед боем. Им уже палец в рот не клади — на контакт с людьми не из числа футболистов они идут со скрипом.

Третьи — те звезды безусловные. Не просто игроки высшей лиги, а самые настоящие легенды. За свою игровую карьеру они успели заработать достаточно денег и себе, и своим детям. Но есть еще имидж. Его поддержание требует постоянной новостной подпитки. Редкие единицы среди них, кто соглашается пройти тренерское образование полностью. Они знают еще больше, чем вторая категория тренеров. Разница лишь в том, что они в любую секунду могут себе позволить послать неугодное мнение куда подальше. Если это, конечно, не навредит имиджу. Им некогда, да и незачем возиться с детьми, работать с юношами (если только там не окажется сын, которого горе-тренер-студент неправильно учит). Чаще всего они начинают стремительное восхождение еще игроком. Действующий главный тренер им доверяет, перекладывает какие-то обязанности и затем берет под свое крыло в штаб. Там этот футболист параллельно получает корочки категорий, а затем через агента или самостоятельно просится главным в какой-нибудь клуб средней руки.

Четвертые — тренеры, которые когда-то пришли в детско-юношеский футбол да так там и остались. Они видят себя исключительно в этом срезе подготовки. Многое знают, ко всему новому относятся настороженно, но если новый подход себя оправдывает, используют его в своей работе. Чаще это открытые и доступные люди, которые идут легко на контакт со всеми.

Есть еще несколько категорий тренеров, но затрагивать их тут не имеет смысла. Они почти не соприкасаются с детско-юношеским сегментом, а если и соприкасаются, то опосредованно. Методисты, специалисты по научной работе с поларами или GPS датчиками…

Согласитесь вы или нет, но есть некоторое заблуждение, бытующее как среди родителей, так и руководства, что чем более высок тот уровень, на котором выступал футболист, тем больше он знает и сможет продемонстрировать, а, юный футболист, соответственно, получит более глубокие знания. На практике же выходит так, что такой тренер судит по себе. Не углубляясь в причинно-следственные процессы невыполнения того или иного элемента техники, он руководствуется тем соображением, что футбольный рост нужен больше самим игрокам, чем ему, тренеру. Мол, дойди сам. А если этого роста нет, тогда это вопрос к матушке-природе — и нечего морщить мозг.

О тренерах-звездах и вовсе говорить не имеет смысла. Они оперируют глобальными проблемами, замыслы их простираются в области тактики, а стратегия существования оттачивается в подковерных баталиях. Очень редко они спускаются к игрокам, чтобы помочь им подтянуть какой-нибудь хромающий технический элемент. Им попросту не до этого. Да и вообще: к ним должны прийти подготовленные игроки, считают они.

О студентах же добавить нечего. Они дотошны и любознательны. Им хватит терпения возиться и разбираться с подопечными. Вопрос только в том, что опыта у них маловато. Но если повезет найти наставника (куратора), который сам поработал почти на всех ступенях подготовки и постоянно выдавал крепкий средний уровень, то у студента, попавшего к нему, может быть будущее большого тренера.
40400
Да-да, показатель работы тренера — не звезды мировой величины, а именно крепкий средний уровень. Потому как талант еще должен родиться, а судьба его особым образом состояться. И этот талант может оказаться у кого угодно. Даже у бывшего таксиста, решившего после пятидесяти взяться за тренерское ремесло и умеющего лишь копировать манеру тренеров из Лиги Чемпионов с криками, прыжками на судью и т.д.

В общем, вывод вроде как напрашивается сам. Но это не всё. Есть еще кое-что, что распознается не сразу. Уровень тренера определяет еще и наличие цельной картинки относительно того, что будет с ребенком через год-два. У него должна быть своя шкала, по которой можно судить об успехах отдельно взятого игрока. А еще, конечно же, такт. Тактично уметь объяснить, что такому-то малышу, чтобы продолжать любить футбол будет лучше найти команду послабее, но зато постоянно играть в составе. Ибо вечный запасной, хоть и в команде лидеров с кубками и почетом, — это всё равно испорченное детство, но никак не закалка духа.

Для того чтобы работать тренером, необязательно играть в Лиге Чемпионов, вызываться за сборную страны или мелькнуть несколько раз в высшей лиге. Но и просто прийти, условно говоря, со двора и нарочитой лаской, каковой бравируют в частных школах, завлекая деньги родителей, компенсировать отсутствие знаний и опыта, тоже не пойдёт. Нужна хоть маленькая, но база. А еще съездить хотя бы раз на сборы с командой мастеров и прочувствовать изнутри быт футболиста, а главное, нагрузки. И этого вполне будет достаточно, чтобы стартовать в профессии и развиваться дальше на любом уровне.

А родителям юного дарования следует определиться, доверяют ли они специалисту или нет. Даже при самом профессиональном подходе, скрупулезном анализе игр и матчей могут возникать недопонимания. Но в одном случае зуб поболит, да перестанет, а в другом — даже там, где боли нет, останется место призракам страха и недоверия.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ