27.04. 16:00

Ислочь (Минский р-н)

Неман (Гродно)

27.04. 18:00

Торпедо-БелАЗ (Жодино)

Сморгонь

27.04. 20:15

Днепр (Могилев)

Динамо (Минск)

27.04. 14:00

Шахтер-2 (Солигорск)

БАТЭ-2 (Борисов)

27.04. 15:00

Нива (Долбизно)

Слоним-2017

27.04. 16:00

Барановичи

Лида

27.04. 17:30

Энергетик-БГУ (Минск)

Белшина (Бобруйск)

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)513
2Динамо (Брест)612
3Неман (Гродно)512
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)510
5Витебск610
6Динамо (Минск)59
7Арсенал (Дзержинск)58
8Гомель55
9Сморгонь55
10Нафтан (Новополоцк)65
11БАТЭ (Борисов)65
12Днепр (Могилев)55
13Ислочь (Минский р-н)55
14Минск52
15Слуцк51
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Волна (Пинск)49
2Молодечно-201837
3Лида37
4БАТЭ-2 (Борисов)36
5Нива (Долбизно)36
6Островец36
7Динамо-2 (Минск)34
8Барановичи34
9Белшина (Бобруйск)34
10Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
11Макслайн (Витебск)34
12АБФФ U-17 (Минск)43
13Слоним-201733
14Бумпром (Гомель)33
15Шахтер-2 (Солигорск)31
16Локомотив (Гомель)31
17Орша31
18Энергетик-БГУ (Минск)3-9
подробнее

Чемпионат - Первая лига

Максим Шкуратенко

Максим Шкуратенко: «Мы были командой, а стали клубом. Душа пропала»

13.12.2016 17:59

Многие болельщики во всем мире поддерживают движение Against Modern Football («Против современного футбола»), протестуя против излишней коммерциализации любимой игры. Казалось бы, где коммерция, а где наш футбол? Однако примеры есть даже в наших минорных дивизионах. Максим Шкуратенко, выступавший в нынешнем сезоне за минское «Торпедо», рассказал в интервью Football.by, почему ситуация, сложившаяся в его любимом футбольном клубе, вызывает тревогу.
Большинство любителей футбола, наверняка, знают, что «Торпедо» было воссоздано фанатами, которые не смогли смириться с ликвидацией клуба, бывшего в 90-е годы и до середины 2000-х завсегдатаем высшей лиги. Постепенно, начав с первенства города, возрожденные автозаводцы окрепли настолько, что смогли побороться и завоевать путевку в первую лигу, в которой по итогам сезона заняли девятое место.

Однако, по мнению Максима, «Торпедо», поднявшись на ступеньку выше, потеряло изрядную часть своей самобытности. Он давал большое интервью нашему сайту год назад, когда команда только пробилась в первую лигу, и оно было пронизано радужными надеждами. Однако на деле получилось не так уж позитивно. Недавно Шкуратенко официально расстался с автозаводцами и пока работает с детьми. Совсем маленькими, от трех до семи лет, – оказывается, есть и такие группы…

- Мой контракт с «Торпедо» закончился 30 ноября. Но я еще бегаю на «город» в мини-футбол. Однажды мы играли в Уручье, и я увидел, как там тренируются дети, с ними своего друга Пашу Рощина, с которым мы были вместе в пинской «Волне». Слово за слово, рассказал ему, что сейчас без работы и без клуба, а он предложил потренировать детей. У меня времени свободного сейчас много, так что согласился. Оказалось, что Паша менеджер минского филиала сети частных школ «Юниор». Занимается с детьми от трех до семи лет. Хотя некоторые родители приводят детей даже в 2,5 года, они еще разговаривать толком не умеют, а по мячу уже бьют. Вот, пытаюсь им что-то показать. Я с такими ребятами умею ладить – у самого сыну два года.
20279
- Думаешь, всерьез перейти на тренерскую работу?
- Я недавно на другую работу устроился, а тренировки с детьми можно считать подработкой, но мне нравится – это и дополнительный заработок, и возможность проверить – вдруг это моё.

- Наверняка, в начале этого года, ожидая старта «Торпедо» в первой лиге, ты думал о другом будущем. Однако по ходу сезона тебя почти не выпускали на поле.
- Многие из ребят, которые выступали за «Торпедо» в прошлом году и я в том числе, мечтали поиграть в первой лиге. Мы же два года к этому шли! Но зимой пошли слухи, что будут искать нового тренера. А потом нас собрали в январе, и директор клуба Андрей Салангин объявил, что будет новый главный, и практически никто из нас не останется в команде, потому что будут подбирать футболистов под серьезные задачи. Потом были сборы, тренировки, тех, кто выступал в прошлом году, потихоньку отсеивали, приходили молодые. Ребята хорошие, но многие из них были из дубля команд высшей лиги и в первой никогда не играли, а тренеры рассчитывали, что они будут тащить команду. Однако этого не произошло, и уже после первого круга многим из этих ребят сказали, что они слабые. Получается, «Торпедо» зимой поменяло практически весь состав, а потом то же самое произошло летом. Что касается тех, кто вытащил команду в первую лигу, нас осталось только шесть человек, а играть не давали никому. Например, я сыграл только 10 матчей, при этом мой рекорд был в матче с «Химиком» – 20 минут. Чаще выпускали на пару минут, чтобы похлопал после финального свистка болельщикам.

- «Торпедо» – клуб, который воссоздали его фанаты. Как я понимаю, все новички этого года никакого отношения к нему не имели?
- Да, для фанатов они, можно сказать, были чужие. Поэтому у болельщиков даже был конфликт с Андреем Салангиным. Фанаты хотели, чтобы хотя бы половина прошлогодних игроков осталась, потому что они нас хорошо знали, мы были как семья. Команда после выездных матчей легко могла остановиться где-нибудь на заправке, чтобы пообщаться с болельщиками, которые знали всех футболистов в лицо и по именам. В этом году эта атмосфера ушла. Понятно дело, это не нравится фанатам – не ради этого они возрождали клуб. Но я понимаю и Андрея – кто платит деньги, тот и должен решать…

- То есть Салангину приходилось искать компромисс между фанатами и инвестором клуба Михаилом Мироненковым?
- Именно так. Но при этом я не скажу, что фанаты настроены против Мироненкова. Наоборот, ему все благодарны, что он в такое сложное время поддерживает «Торпедо». К нему претензий нет – он бизнесмен и хочет, чтобы клуб как-то отбивал его вложения. Просто мне кажется, что у него появилось много советчиков, в итоге, «Торпедо» занесло куда-то не туда. Мы были командой, а стали клубом. Нужно было искать золотую середину, чтобы не потерять эту нашу семейственность.
20278
- Что же было особенного в этой семейственности?
- Мы пели вместе песни в маршрутке по дороге домой – «Чужие губы» группы «Руки вверх» была нашим, можно сказать, победным гимном. :-) Мы играли за тренера, причем даже без денег. Мне кажется, если бы ребята из прошлогоднего состава получили небольшую зарплату, они грызли бы газон ради «Торпедо». Не думаю при этом, что мы заняли бы место ниже девятого, которое получилось в итоге. Причем это стоило бы меньших финансовых затрат. Мне кажется, изначально было ошибкой расставаться после прошлого сезона с главным тренером Николаем Бранфиловым. Он сохранил бы костяк команды, и ребята бились бы за него.

- Думаете, смогли бы на морально-волевых нивелировать разницу в классе с другими командами?
- Знаешь, футбольный Минск очень тесный, здесь все друг друга знают. Ко мне в прошлом году многие тренеры подходили и хвалили команду за игру, относились очень доброжелательно. А в этом году те же люди подходили и смеялись, говорили: «Ну что, Максим, деньги в команде появились, а душа пропала?» Расскажу одну хохму из разряда «хотите верьте – хотите нет». У нас в прошлом году многие ребята приезжали на тренировку после работы, в том числе и главный тренер – Бранфилов «маршрутку» водил. Однажды Николай Николаевич на тренировку немного опоздал. Прибежал запыхавшийся, извинился перед нами, мы начали тренироваться… Через пару минут прибегает сторож со стоянки, спрашивает: «Чья там маршрутка?». Николаевич говорит: «Ну моя!» А сторож ему: «Там в машине какая-то бабка с помидорами просит ее выпустить!» :-) Вот как тренер торопился! Это пример, как душевно у нас все было.

- А стало?
- Для «Торпедо» фанаты – это всё, без них он совсем другой клуб. В прошлые годы некоторые из них собственные деньги тратили на команду. Поэтому год назад никогда не было такого, чтобы мы не похлопали друг другу после матча, не обнялись. Сейчас тоже хлопаем и обнимаемся, а раньше это все делалось на автоматизме, а теперь иногда, особенно в начале сезона, приходилось собирать игроков и просить их, чтобы подошли к сектору. Футболисты стеснялись собственных фанатов. Сейчас в самом клубе почти ничего не осталось торпедовского. Торпедовских игроков нет. Оставался Салангин, но его выслали из страны и неизвестно, сможет ли он вернуться. В итоге, получается полностью коммерческий клуб – никакой преемственности.

- Кстати, не знаешь каких-нибудь подробностей, почему так обошлись с Салангиным?
- Знаю не больше, чем остальные. Что после конфликта с милицией во время матча со «Звездой», когда его вывели со стадиона, его вызвали, поставили штамп в паспорт без объяснения причин и выслали. Сейчас вроде подали апелляцию и попытаются что-то решить. У него же тут остались жена и двое маленьких детей.

- Поддерживаешь ли связь с фанатами, как они реагируют на то, что происходит в клубе?
- Да, мы периодически списываемся, и они недовольны, что в команде не осталось торпедовцев. Потом эти смены тренеров – сначала зимой, потом летом, – каждый из которых, по сути, ломал все, что было до него, и строил свое. Понятное дело, фанаты от клуба никогда не отвернутся, но сейчас и у них потухли глаза.

- Наверняка их не особо радовали и результаты, особенно на старте сезона.
- Да, из-за того, что зимой поменялся практически весь состав и пришло много молодых, из-за несыгранности было очень сложно набирать очки. Плюс шесть туров подряд пришлось играть в гостях, потому что наш стадион не был готов. А еще, как я уже говорил, многие наши новички раньше выступали только в первенстве дублеров, а в первой лиге мужской футбол, играют кость в кость, ребята не были к этому готовы.

- Летом в команде вновь произошли большие изменения?
- Да, после того как « Торпедо» возглавил Андрей Пышник с большинством ребят, пришедших зимой, расстались, сказали, что они слабые. Те, кто появился летом, были более опытные. Кроме того, у нас изменились условия тренировок. В первом круге мы занимались на кочкодроме на «Локомотиве», там же ходили в баню, которая была «СССР style». Во втором круге все поменялось. Улучшилось финансирование, мы тренировались на хороших полях в Веснянке, восстанавливались на «Минск-Арене», которая стала как бы нашей базой – Мироненков денег на все это не жалел. Видно, ему пообещали, что при таких условиях команда займет 4-6 место. Но не получилось – всего и сразу не бывает.

- Пышник все-таки опытный специалист, работавший и высшей лиге. Неужели в том, что команда поднялась хотя бы на девятое место, нет никакой его заслуги?
- В плане тренировочного процесса к нему нет никаких претензий. Тренировки были реально интересные. Мне, в принципе, он тоже ничего плохого не сделал – улыбался мне, я ему. Правда, уже после первого круга мне сказали, что я Пышнику не нужен. Это Салангин мне сообщил. Но при этом Андрей подбодрил меня и сказал, что я должен бороться и доказать, что я торпедовец. Мне и не хотелось никуда уходить, хотя я и понимал, что буду мало играть. Правда, не подозревал, что настолько мало. Я старался, как мог. На тренировках был везде затычка, не чурался никакой работы. В первом матче Пышника вышел на замену и забил «Химику». После этого в интервью клубному сайту сказал, что с приходом нового тренерского штаба надеюсь доказать, что могу быть полезен команде. Однако следующие два тура я просидел на лавке, а потом выходил в лучшем случае на три минуты под аплодисменты. Вот и получилось, говорили, что шанс будет у каждого, а на самом деле играли одни и те же, как бы другие не лезли из кожи вон на тренировках. Но ладно я, особенно обидно было молодым ребятам, которые старались и не получали возможности проявить себя.
20276
- В итоге недовольство некоторых футболистов начало выплескиваться в соцсети…
- Да, сейчас расскажу… Сергей Лынько был арендован у «Ислочи», но он торпедовец – воспитанник ДЮСШ. Мы с них вместе в Чижовке тренировались и даже на «Хрусталке» играли. Сейчас в «Торпедо» Серега выходил крайним защитником, был вице-капитаном, на поле всегда выкладывался и фанаты его любят, потому что свой парень. 30 ноября у некоторых ребят, включая меня и Лынько, заканчивались контракты. В чемпионате же последний тур состоялся 5 ноября. То есть тренировки продолжались. Однако на собрании после окончании чемпионата Пышник поблагодарил всех за сезон и сказал на кого не рассчитывает в будущем. Сказал Денису Сащеко, что он уже старый, а потом и мне 28-летнему. Предложили до конца контракта взять отпуск за свой счет. Я не захотел ругаться и пошел в отпуск. А Лынько и Кирилл Алексиян хотели тренироваться со всеми до конца контракта и не пошли на компромисс, потому что их заранее никто не предупредил, и они не знали, куда деваться. В итоге я ушел в отпуск на следующий же день после собрания, а потом узнал, что Сергею и Кириллу не дают тренироваться с командой, что на тренировках они просто бегают вокруг поля. Ребята целый сезон пахали, а к ним такое отношение – вот как отблагодарили!

- Поэтому ты в «Инстаграме» написал, что «в клуб пришла мафия»?
- Все, наверное, подумали, что я имею ввиду Мироненкова, но это не так. Его я очень уважаю – он многое делает для «Торпедо». Я вообще никого конкретно не имел ввиду, просто хотел обратить внимание, какие в клубе теперь порядки. Я выступал против системы.

- Кажется, это не такая уж редкая ситуация, когда в конце сезон тренер больше работает с теми, на кого рассчитывает в будущем.
- Да, это есть и в других белорусских командах и за рубежом. Но все равно это некрасиво получается – и по-футбольному и чисто по-человечески. Вот чем мне нравится «Звезда-БГУ» и как ей руководит Владимир Пигулевский. Я там занимался и играл некоторое время, поэтому проникся. Помню, как они в высшей лиге бились своими воспитанниками, и эта команда у многих вызывала симпатию, потому что очень дерзкая была. У «Звезды» есть преемственность. Дети, попадаю в эту школу, видят, куда им шаг за шагом нужно стремиться. И там свои воспитанники никогда не становятся бывшими, даже если уходят из команды. Поэтому у «Звезды» есть дух, а в «Торпедо» его за один год убили.

- Что собираешься делать дальше – завершишь карьеру в большом футболе или будешь искать новую команду?
- Даже не знаю. Сейчас не та мотивация, что была год назад. Тогда я мечтал играть вместе с «Торпедо» в первой лиге, но год принес одни разочарования. Многих ребят, с которыми команда выходила из второй лиги, мечты лишили, а я терпел, хотя по жизни человек импульсивный и за словом в карман не лезу, потому что не хотелось сдаваться. В первой лиге, можно сказать, я сыграл, а что дальше? Буду работать. Футбола мне тоже пока хватает: играю в «мини», тренирую детей. А в большом футболе должна быть мотивация. Кстати, многие ребята из прошлогоднего «Торпедо» ушли вместе с Бранфиловым в «Клецк» и завоевали в этом сезоне путевку в первую лигу. Не знаю, будут ли они играть там в следующем сезоне. Если будут, то может и я там пройду просмотр. Было бы здорово сыграть за них против «Торпедо», не против команды, а против некоторых людей, и победить. О! Может, это и есть моя мотивация?

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ