Завершен

Нафтан (Новополоцк)

Днепр (Могилев)

Завершен

Минск

Витебск

18.05. 21:00

Гомель

Торпедо-БелАЗ (Жодино)

Завершен

Белшина (Бобруйск)

Нива (Долбизно)

Завершен

Слоним-2017

Молодечно-2018

Завершен

Динамо-2 (Минск)

БАТЭ-2 (Борисов)

Завершен

Лида

Шахтер-2 (Солигорск)

Завершен

АБФФ U-17 (Минск)

Барановичи

... НОВОСТИ

все новости

Букмекерские конторы Беларуси для ставок на футбол
Команды Игры Очки
1Неман (Гродно)921
2Торпедо-БелАЗ (Жодино)819
3Динамо (Брест)919
4Славия (Мозырь)916
5Динамо (Минск)816
6Витебск914
7Гомель812
8БАТЭ (Борисов)912
9Арсенал (Дзержинск)911
10Ислочь (Минский р-н)910
11Сморгонь910
12Нафтан (Новополоцк)98
13Днепр (Могилев)97
14Слуцк97
15Минск93
16Шахтер (Солигорск)8-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-2018719
2БАТЭ-2 (Борисов)716
3Нива (Долбизно)714
4Лида713
5Волна (Пинск)612
6Макслайн (Витебск)611
7Белшина (Бобруйск)710
8Динамо-2 (Минск)710
9Островец78
10Бумпром (Гомель)67
11Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)67
12АБФФ U-17 (Минск)76
13Локомотив (Гомель)66
14Орша76
15Слоним-201775
16Барановичи75
17Шахтер-2 (Солигорск)74
18Энергетик-БГУ (Минск)6-6
подробнее

Статьи и интервью

Голландский болельщик

Фанаты

10.04.2003 00:00

В ИЗОЛЯТОРЕ Нары были жесткие. Холодом веяло от цементного пола и толстых кирпичных стен со встроенной решетчатой дверью посредине. От этой стылости Макасевич до самого утра не мог заснуть. Его трясло...
В ИЗОЛЯТОРЕ

Нары были жесткие. Холодом веяло от цементного пола и толстых кирпичных стен со встроенной решетчатой дверью посредине. От этой стылости Макасевич до самого утра не мог заснуть. Его трясло. Он несколько раз поднимался, ходил из угла в угол и, чтобы хоть как-то согреться, пытался делать зарядку. Не помогало, и Григорий начал подумывать, что дело тут не столько в температуре наружного воздуха, сколько в состоянии его собственного тела. Такое с ним случалось после нечастых, но обильных возлияний. Молодой организм протестовал против насилия.

Макасевич прислушался. Из-за двери доносились телефонные звонки, слышался приглушенный голос оперативного дежурного. Офицер с кем-то беседовал по проводу, и Макасевич почти стопроцентно был уверен, что разговор идет о нем и его приятелях, которые тоже коротают эту ночь в камерах по соседству. Сюда, в Осиповичский отдел внутренних дел на транспорте, его вместе с шестью земляками-борисовчанами доставили накануне из Старых Дорог.

До конечной станции они так и не добрались, но сейчас это уже не имело значения. Григория волновало другое. Сотрудник милиции, который первым проводил допрос, выслушав сбивчивые показания Макасевича, натянуто улыбнулся и, глядя сквозь своего клиента, произнес ту фразу, которую 21-летний борисовчанин, как ни хотел, не мог выбросить из головы:

-- Набедокурили вы изрядно. Стародорожцы долго будут помнить ваш визит в их город...

Фраза была произнесена бесстрастно, с каким-то показным безразличием, но именно это спокойствие следователя впервые напугало Макасевича. Он вдруг понял: то, что ему и его друзьям казалось не более чем всплеском эмоций, работники милиции оценивают совсем по-другому. Значит, на их снисхождение рассчитывать не приходится. А раз так, то прощай не только институт, но, возможно, и свобода.

Разве он рассчитывал на такой поворот дела и разве таким видели свое будущее остальные шестеро его подельников?..

ЧП В СТАРЫХ ДОРОГАХ

3 августа Борисовский футбольный клуб "БАТЭ" играл с командой "Шахтер" из Солигорска. Сезон прошлого года складывался для борисовчан не просто удачно, а великолепно. Коллектив выступал уверенно и мощно, нанося поражения как середнячкам и аутсайдерам, так и титулованным соперникам. К августовскому матчу с горняками он занимал третье место в турнирной таблице и был настроен на чемпионское звание.

Нацеленность на победу властвовала в умах не только игроков, но и их многочисленных поклонников, которых, кстати, с каждым успехом "БАТЭ" становилось все больше. Стадионы, где выступали борисовчане (как свой, так и чужие), не знали зрительского дефицита: группа поддержки "БАТЭ" неотступно следовала за своей командой в ее поездках по стране.

Так случилось и 3 августа. Около пятидесяти молодых борисовчан, в основном студентов и учащихся города, отправились в Солигорск на футбольный матч. Среди них оказался и Макасевич. Дорога предстояла долгая, с несколькими пересадками, -- и решиться на такое путешествие могли разве что истинные фанаты. Сначала на электропоезде им предстояло добираться до Минска, оттуда тоже электричкой до Осиповичей и лишь затем на дизеле до столицы шахтеров. Чтобы поспеть на игру, решили трогаться с рассветом.

День был субботний, поезда ходили переполненные, но болельщиков это не смутило. Компаниями по пять-шесть человек они просачивались в вагоны, шумно захватывали места. Предчувствие скорого праздника переполняло их особым, бесшабашным, настроением, и это расположение духа, будто тугая аура, окружало каждого из борисовчан. Обстановка накалялась с каждой минутой. Особенно после того, как были извлечены из сумок и пошли по кругу спиртные припасы и пиво.

Разогретые алкоголем, парни едва сдерживали эмоции. С гиканьем и свистом они носились из конца в конец состава, задирая пассажиров и провоцируя драку. Их поведение, бесцеремонное и дерзкое, напоминало действия забредшего на деревенскую свадьбу шумного забулдыги, решившего напомнить гостям о своей персоне. Только выдержка пассажиров двух пригородных поездов, сначала минского, а затем осиповичского направления, позволила избежать крупной потасовки. Но всему есть предел.

Около полудня компания из 50 человек на дизель-поезде ? 6525 выехала из Осиповичей в Солигорск. К этому времени большинство болельщиков "БАТЭ" уже были под хорошим градусом. Впрочем, пиршество на том не закончилось. Напротив, оно только набирало силу. За несколько часов до начала матча борисовчане уже праздновали победу своей команды. В открытые окна летели пустые бутылки из-под пива и водки, вагоны взрывались диким хохотом и площадной бранью.

Макасевич находился в самом центре безудержного веселья. Чуточку старше остальных своих приятелей, он и был невидимым режиссером "представления". Это он приказал землякам не подчиняться требованиям контролеров и не платить за проезд, он затеял драку со своим соседом по вагону, которая, в сущности, стала сигналом для массовых беспорядков борисовчан...

ТРОЕ ПРОТИВ ПОЛУСОТНИ

Сопровождать дизель-поезд под номером 6525 было поручено троим милиционерам из Осиповичского ОВДТ: Дмитрию Салашу, Андрею Зацаринному и Виталию Трацевскому. Их задачей было следить за порядком в поезде, обеспечивая пассажирам безопасную поездку, а железной дороге -- спокойную, ритмичную работу. Подобных поручений на счету каждого из троих была не одна сотня, и практически все они проходили без каких-либо эксцессов. Милицейская форма действовала на публику отрезвляюще. Завидев людей в погонах, притихали крикуны и становились покладистыми те, кто принял на грудь лишнего.

Так было раньше. Но нынешняя "командировка" не походила на прежние. Ораву гогочущих "туристов" они увидели еще на платформе станции, а когда та ввалилась в поезд, поняли: покоя не будет. Эти опасения стали сбываться уже в первые минуты поездки. От ругани и толкотни дрожали стекла окон, то тут, то там возникали свалки. Так болельщики реагировали на любую реплику пассажиров. Одну из потасовок пришлось ликвидировать Андрею Зацаринному.

Наряд сбился с ног, усмиряя разбушевавшуюся публику, и тогда кому-то из патрульных пришла в голову простая мысль: чтобы не носиться из конца в конец поезда, нужно собрать всех болельщиков в одном месте. В этом решении крылся определенный смысл. Собирая одновременно всех фанатов, милиция не просто ограждала от них остальных пассажиров, но и получала возможность контролировать ситуацию в целом. Но из этой затеи ничего не вышло: Макасевич успел пройтись по составу и дать землякам свои указания. Во-первых, билеты на проезд не покупать, а во-вторых, милицейские приказы игнорировать и всем оставаться на своих местах. Понимал ли он, какую брал на себя ответственность?

Назревал бунт. И он разразился очень скоро. При подъезде к Старым Дорогам пассажиры четвертого вагона пожаловались милиции, что у них создалась невыносимая обстановка. Разобраться с этой жалобой отправились Дмитрий Салаш и Андрей Зацаринный.

Вот что показал первый из них: "По просьбе контролеров и пассажиров мы зашли в вагон. Там находились Коваль, Слуцкий, Масловский, Романюк и другие болельщики. Все они были подшофе и на наше появление никак не отреагировали. Более того, платить за проезд наотрез отказались. Нужно было что-то предпринимать, и Андрей взял Романюка за руку, чтобы вывести в тамбур. Не получилось. Тот неожиданно вырвался и ударил Зацаринного ногой. Я бросился на выручку товарищу, но остальные трое борисовчан накинулись на меня сзади. Масловский и Слуцкий держали за плечи, а Коваль наносил удары по спине. Чтобы усмирить толпу, Андрей вынужден был применить газовый баллончик. Только после этого болельщики отступили и бросились по другим вагонам. Уже потом я отыскал Макасевича и попросил его, как старшего этой команды, успокоить своих друзей. В ответ получил отказ...".

Между тем весть о "взбунтовавшемся поезде" была по рации передана дежурному по станции Старые Дороги, а от него -- руководству местного РОВД. Знали о ЧП в областном управлении внутренних дел и самом министерстве. Кроме стародорожских милиционеров на ноги были подняты их коллеги из Слуцка и Любани. На помощь стражам правопорядка спешили и солдаты местного гарнизона. Пытаясь локализовать ситуацию и не дать ей вырваться за пределы состава, Виталий Трацевский заблокировал дверь одного из вагонов наручниками. Но что значили такие запоры для обезумевшей толпы?

С криками "Бей ментов!" орава из полусотни разгоряченных парней вырвалась на платформу. Она крушила все, что попадалось под руку: пристанционные скамейки, окна здания, в котором укрылись до смерти перепуганные пассажиры, даже асфальтовое покрытие на прилегающей территории. Камни, куски бетона и битума, брусья от скамеек -- все это градом летело в милиционеров. У одного из сотрудников РОВД фанаты отобрали резиновую палку, другого, вставшего на их пути, избили до крови, третьему разорвали рубашку и оторвали погон. Даже пистолетные выстрелы поверх голов не возымели действия. И тогда в руках инспектора дорожно-патрульной службы местной госавтоинспекции Игоря Рогожникова появился автомат. Только несколько очередей в воздух разрядили обстановку.

Толпа отступила, а еще спустя пару минут Макасевич и Коваль дали согласие на переговоры. Одного их окрика оказалось достаточно, чтобы успокоить разбушевавшихся земляков. Молчаливо и послушно они начали расходиться по вагонам, готовые продолжить путешествие. Но путешествовать не пришлось. Вскоре к дизель-поезду подкатили спецмашины. Борисовских болельщиков по одному стали заводить в их металлическое нутро и увозить в отдел внутренних дел для разбирательства.

Отправление состава ? 6525 было задержано более чем на два часа.

ИНСТИНКТ ТОЛПЫ

О том происшествии, что стряслось в августе прошлого года в Старых Дорогах, писали многие республиканские издания. Не обделило его своим вниманием и отечественное телевидение. Шутка ли сказать: даже в толерантную и равнодушную к западным бзикам Беларусь добрался футбольный психоз. Разве это не новость для обывателя? Однако масштабы стародорожских событий не идут ни в какое сравнение с масштабами тех, что происходили в разное время в разных футбольных странах.

В памяти наших сограждан еще жива история, что произошла минувшим летом в центре российской столицы. Обозленные поражением на чемпионате мира своей сборной от команды Японии, московские фанаты устроили на Манежной площади настоящее побоище. В результате массовых беспорядков погибло двое и было ранено более 70 человек, сожжено восемь автомобилей, разбито 36 витрин, раскурочено несколько десятков телефонных автоматов. Сотни иностранных граждан, особенно азиатской внешности, были вынуждены спасаться бегством от буйствующей толпы.

Но и это, оказывается, далеко не рекорд людских потерь. Вот какую информацию удалось найти в Интернете на сайте www.nafootball. narod.ru. В 1964 году в Лиме во время отборочного матча между командами Перу и Аргентины судья не засчитал гол, забитый на последней минуте хозяевами поля. Неистовствовавшие перуанцы устроили на своем стадионе настоящую баталию. В ней погибли 318 человек, более 500 были ранены. Беспорядки достигли таких размеров, что правительству пришлось на целый месяц вводить в стране военное положение.

Еще один инцидент произошел в Латинской Америке спустя пять лет после вышеописанного, в 1969 году. В матче отборочного турнира к чемпионату мира сборная Сальвадора со счетом 3:2 выиграла у Гондураса. Проигрыш своей команды вызвал в Гондурасе массовые волнения. Недовольные результатами игры местные жители стали нападать на сальвадорцев, проживающих на их территории. Многие погибли. Дело дошло до того, что правительство Сальвадора вынуждено было ввести в соседнюю страну... свои войска. Только с помощью Организации американских государств этот конфликт кое-как удалось уладить.

СЛУЧАЙНОСТИ НЕЛЕПЫМИ НЕ БЫВАЮТ

Историй, подобных этим, можно привести великое множество. Как показывает анализ происшествий, каждая трагедия начиналась с какой-нибудь мелочи: с кинутых бутылки или факела на газон стадиона, с чьей-то не к месту и не ко времени брошенной реплики. Они превращали прежде спокойных и даже покладистых людей в неудержимую массу. В толпу, готовую по команде вожака на все и вся.

Следствие по этому уголовному делу вел следователь по важнейшим делам Белорусской транспортной прокуратуры Олег Латыпов. Не ограничиваясь допросами обвиняемых, он встречался с их родственниками, наводил справки о своих подследственных у руководителей учебных и трудовых коллективов. И вот что удалось ему выяснить. Ни один из фигурантов не имел прежде конфликта с законом. Два человека, Макасевич и Коваль, успели отслужить в армии и стать студентами столичного вуза. Причем последний из них был женат и ждал рождения ребенка. 19-летний Николай Слуцкий работал станочником на одном из борисовских предприятий и был на хорошем счету у начальства. У матери Саши Романюка, Марины Владимировны, в семейном архиве хранится письмо дирекции ПТУ-205 с благодарностью за хорошее воспитание сына...

То, что произошло с ними, руководство предприятий и учебных заведений считает нелепой случайностью. Этаким стечением обстоятельств. Возможно. Думаем, Стародорожский районный суд даст хоть и строгую, но объективную оценку как всему происшедшему, так и "вкладу" каждого из борисовской "семерки" в случившееся. Его решение (а оно должно состояться в скором времени) расставит все точки над "i".

Нам же хочется поговорить о другом. В былые времена начало каждого футбольного сезона вызывало у миллионов болельщиков чувство томительного ожидания праздника. Сегодня к этому ощущению невольно добавляется и некий оттенок тревоги. Чего ждать от воинствующих поклонников той или иной команды?

Наученные собственным опытом, власти многих европейских и особенно латиноамериканских городов предпринимают самые решительные меры по обеспечению на своих стадионах и прилегающей к ним территории надлежащего порядка. Кое-что в этом плане делается и у нас. Сейчас вас ни за что не пустят на матч с "колюще-режущими предметами" или алкогольными напитками в кармане. Сегодня за несколько часов до начала игры вас не обслужат в питейных заведенниях, расположенных рядом со стадионом, и не продадут даже бутылку безобидного джин-тоника.

Правильные меры? Пожалуй, да. И все же, как показывает стародорожская история, напиться и устроить дебош можно не обязательно на трибунах. Были бы, как говорится, деньги и желание. Значит, надо искать другие формы работы. Какие? В первую очередь, мне кажется, надо обуздать энергию фанатов и направить ее в нужное русло. Это дело руководителей спортивных клубов. Им следует наводить мосты с почитателями своих команд, чаще встречаться с ними, знать настроение масс. Слово "фанат", коль скоро оно появилось и в нашем обиходе, должно из ругательного стать одобрительным.

P.S. Возвращаясь к нашей истории, замечу: свой матч на выезде "БАТЭ" проиграла солигорскому "Шахтеру" со счетом 0:2. Нетрудно представить, какой погром могли бы учинить разгневанные и пьяные борисовчане, не будь они задержаны Стародорожским РОВД. Вот уж, впрямь, нет худа без добра.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ