... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск1539
2Славия (Мозырь)1531
3Динамо (Минск)1529
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)1529
5Неман (Гродно)1528
6Динамо (Брест)1527
7Ислочь (Минский р-н)1524
8Минск1521
9Витебск1518
10Арсенал (Дзержинск)1518
11Гомель1518
12БАТЭ (Борисов)1516
13Нафтан (Новополоцк)1514
14Слуцк1511
15Сморгонь158
16Молодечно154
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)1531
2Нива (Долбизно)1531
3БАТЭ-2 (Борисов)1530
4Барановичи1528
5Локомотив (Гомель)1526
6Лида1526
7Волна (Пинск)1525
8Белшина (Бобруйск)1524
9Бумпром (Гомель)1523
10Островец1520
11Динамо-2 (Минск)1518
12Орша1517
13АБФФ U-19 (Минск)1416
14Юни Икс Лабс (Минск)1514
15Минск-21513
16Гомель-21412
17Слоним-20171510
18Осиповичи159
подробнее

Статьи и интервью

Пятая графа футбольного мяча

12.08.2003 00:00

Пятая графа футбольного мяча
Насколько я могу судить, в канун состоявшихся в минувшую пятницу выборов главного тренера сборной страны по футболу Беларусь, как некоторое время назад Россию, увлекла футбольная версия полемики почвенников и западников - полемики о том, какому, иностранному тренеру или доморощенному, стоит вверить эту команду. Полемики, в абстрактной постановке вопроса, довольно бессмысленной: тренер должен быть профессионалом как можно более высокого класса, а уж его национальность - вопрос второй, если не двенадцатый.

В долгожданный час оглашения имени нового наставника сборной мы услышали имя Анатолия Байдачного, но не услышали четких критериев, обусловивших выбор чиновников БФФ. Если они руководствовались профессионализмом и классом, то оправданность их выбора я бы взялся подвергнуть некоторому сомнению. Если национальностью Байдачного (хоть этот не чужой Беларуси тренер, но не раз и не два идентифицировал себя в интервью как россиянина), то я бы взялся подвергнуть сомнению сами критерии.

Если привычка - вторая натура, то шаблоны мышления, стереотипы - это второй ум людей, не отличающихся силой и независимостью первого. В России, где с изрядной регулярностью вспыхивают обсуждения целесообразности/нецелесообразности привлечения зарубежных тренеров в сборные/клубы, стереотипы до сих пор теснили логику, а штамп о прописке до последнего времени считался фактором более существенным, нежели профессионализм. Универсальным аргументом, паролем в устах «почвенников» звучало слово «менталитет», причем настолько громко и часто, что казалось, будто других категорий в оценке тренеров не существует. Футбольному тренеру в России до сих пор придают свойства некоего гуру, явно гипертрофируя фактор владения языком поэтов Лермонтова и Шнурова, любви к щам и водке, а также умения креститься по православному канону. И явно недооценивая факторы чисто тренерской квалификации, человеческой адекватности, способности развиваться и развивать своих подопечных.

Дискутируя с такой (удивительно популярной до сих пор) позицией, хочется быть очень банальным, прибегая к банальности как родной сестре спасительного здравомыслия. Футбольный тренер - давным-давно уже профессия, и менталитет имеет к ней отношение едва ли большее, чем к любой другой. По всему миру, во всех нормальных клубах и сборных при выборе тренера давно уже не звучит вся эта псевдокультурологическая риторика, выбор делается на уровне отдела кадров. Вот - достижения специалиста, вот - суждения о его уровне, вот - его возраст, вот - зарплата. Берем?

Недавно мне посчастливилось брать интервью, возможно, у самого космополитичного топ-тренера Европы - Свена-Йорана Эрикссона, человека, доказавшего свой топ-статус в четырех весьма отличных друг от друга (в т.ч. пресловутым «менталитетом») странах: Швеции, Португалии, Италии и Англии. Задавая вопрос о менталитете, мне пришлось его перефразировать несколько раз - и совсем не потому, что Эрикссон не понимал моего английского. Эрикссон не понимал, какое это может иметь отношение к работе. И в Швеции, и в Португалии, и в Италии, и в Англии перед ним стояла примерно одна и та же задача: научить свою команду доставлять мяч такого-то размера в прямоугольник такого-то размера большее количество раз, чем это сделает соперник. Поправка на стилистику игры каждой из стран, как рассказал Эрикссон, им делалась, на менталитет - «ну разве что при общении с подопечными за пределами футбольного поля».

Может показаться, что Эрикссон - это слишком отдаленный от белорусских реалий пример. Хорошо. Поделюсь опытом другого знакомства - с голландским тренером Арнольдусом Пайперсом, возглавляющим сборную Эстонии, и тоже по-своему успешным: ничьи с Хорватией и Болгарией в официальных матчах, победы над участниками ЧМ-2002 ОАЭ и Россией в товарищеских. «Если и тренер, и футболист - профессионалы, они сработаются друг с другом вне зависимости от культурных и ментальных различий», - уверял меня Пайперс. «Почему, кстати, вы приехали в заштатную по футбольным меркам Эстонию?» - «Работа в национальной сборной любой страны - хороший шанс заявить о себе, сделать имя». Последнее, кстати - к вопросу о другом стереотипе: «кто захочет к нам, сирым, ехать?» Находит, как известно, только тот, кто ищет.

Беларусь находится в одном информационном поле с Россией и уже в силу этого постоянно ориентируется на ее опыт. Однако, зная российскую ситуацию, решился бы порекомендовать: если равняться на кого-то в футболе - то не на Россию; если равняться на кого-то в России - то не на футбол. В хоккейных и баскетбольных клубах этой страны иностранные специалисты работают отлично, даже великолепно.

Показалось, что БФФ просто пошла по пути наименьшего сопротивления, не осуществляя каких-то выборов в подлинном смысле этого слова, не ведя каких-то поисков, а просто взявшись за вариант, лежавший под рукой.

Впрочем, все же будет неверным дать пессимизму («А вы! О, боже мой! Кого себе избрали?»), пусть даже основанному на прежнем опыте, вот так сразу побороть может и наивное, но позитивное и, в общем-то, небесполезное чувство надежды. В этом то ли выборе, то ли назначении Байдачного есть как минимум один момент, который можно счесть утешительным. Этот умеренно одаренный тренер со своим умеренным набором плюсов и минусов должен все же быть сильнее позднего Малофеева, контакт ног которого с почвой в последние годы казался почти отсутствующим. Белорусский болельщик снова может питать оптимизм по формуле «хуже уже все равно не будет».

Дмитрий Навоша (Известия)

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ