... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск1539
2Славия (Мозырь)1531
3Динамо (Минск)1529
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)1529
5Неман (Гродно)1528
6Динамо (Брест)1527
7Ислочь (Минский р-н)1524
8Минск1521
9Витебск1518
10Арсенал (Дзержинск)1518
11Гомель1518
12БАТЭ (Борисов)1516
13Нафтан (Новополоцк)1514
14Слуцк1511
15Сморгонь158
16Молодечно154
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)1531
2Нива (Долбизно)1531
3БАТЭ-2 (Борисов)1530
4Барановичи1528
5Локомотив (Гомель)1526
6Лида1526
7Волна (Пинск)1525
8Белшина (Бобруйск)1524
9Бумпром (Гомель)1523
10Островец1520
11Динамо-2 (Минск)1518
12Орша1517
13АБФФ U-19 (Минск)1416
14Юни Икс Лабс (Минск)1514
15Минск-21513
16Гомель-21412
17Слоним-20171510
18Осиповичи159
подробнее

Статьи и интервью

Юрий Савицкий: это наша работа (комментарии изменений в регламенте чемпионата)

15.08.2003 00:00

Юрий Савицкий: это наша работа
Два недавних заседания исполкома БФФ, помимо решения ряда других важных вопросов, занимались и существенной перелицовкой регламента чемпионата и Кубка Беларуси. За комментариями внесенных в документ изменений газета "Прессбол" обратилась к начальнику управления по проведению соревнований Юрию Савицкому.

— Основных побудительных мотивов к пересмотру некоторых положений регламента у нас было два. Во-первых, национальная федерация в этом году была преобразована из общественного объединения в ассоциацию юридических лиц и зажила по абсолютно новому уставу. Во-вторых, очевидных корректировок и поправок с акцентом на нашу специфику и условия потребовали правила применения некоторых базовых положений из регламентов ФИФА и УЕФА. Главным образом те, которые регулируют процедуру перехода игроков из клуба в клуб.
Что касается первой группы поправок, то большинство из них связано с механической заменой юридического наименования федерации. Есть и более значимые. К примеру, в соответствии с нормой нового устава конфликтные ситуации, связанные с предоставлением футболистам статуса свободных агентов, рассматривает теперь не бюро исполкома федерации, а ее дисциплинарный и, в случае необходимости, апелляционный комитеты. Были усилены некоторые из так называемых карающих положений регламента. Например, в тех случаях, где прежде предусматривались наказания техническим поражением (неявки на игру, участие незаявленных или дисквалифицированных футболистов), теперь добавлены еще и денежные штрафы.
Поправки в отдельные статьи носят характер уточнений. Всем журналистам, я думаю, очень понравится новая редакция статьи 3.15: “Главные тренеры (в исключительных случаях тренеры) клубов высшей лиги обязаны принимать участие в послематчевых пресс-конференциях, которые должны проводиться обязательно”. Раз уж зашла речь о прессе, скажу, что в перечень оснований для рассмотрения вопросов о привлечении к дисциплинарной ответственности добавлены “публикации в средствах массовой информации”.

— Надо ли понимать это так, что журналисты наряду с инспекторами, судьями либо членами исполкома становятся лицами, которым дано право инициировать своими публикациями рассмотрение того или иного конфликта?
— Ну, пожалуй, это слишком “сильное” толкование. Всех жизненных ситуаций в регламенте, конечно, не предусмотришь. Допускаю, что когда-нибудь возникнет и та, о которой вы сказали. Но в абсолютном большинстве случаев первоисточниками, конечно же, будут протокол матча и рапорт инспектора. А материалы средств массовой информации теперь могут рассматриваться как дополнение к официальным документам. Вместе с видеозаписью.

— Оживленным было обсуждение новой редакции статьи, касающейся числа клубов, которыми разрешено владеть одному хозяину. Ее и утвердили не сразу...
— Теперь статья 3.2 сформулирована так: “Любая коммерческая организация (холдинговые, унитарные, дочерние компании), иные юридические и физические лица могут иметь контрольный пакет акций только в одном футбольном клубе и владеть только одним клубом, участвующим в одном лиговом соревновании.” Это базовое требование уставов международных организаций. Возможно, есть страны и чемпионаты, где оно покажется надуманным и неактуальным. Но только не у нас. Мы ведь уже в середине 90-х научены негативным опытом, связанным с существовавшей тогда “системой” Хвастовича.

— Одно из новых положений регламента выглядит несколько опередившим реалии. Имею в виду обязательное членство участников чемпионата страны в ассоциации БФФ. Ведь в нее вступили еще не все наши клубы.
— Это так. Но мы исходим из того, что нынешний регламент послужит базой для аналогичного документа на следующий сезон. Давайте рассматривать новое требование и как катализатор процесса вступления. Реализовать такую возможность клубы смогут еще в этом году. Кстати, после изменения юридического статуса федерации у нас отпала необходимость в договорах о сотрудничестве с клубами при проведении чемпионата. Поэтому из регламента исключено приложение, содержащее “болванку” такого документа.

— Хотелось бы подробнее обсудить с вами статью 16.2 — на наш взгляд, наиболее спорную и наименее выверенную из всех, которые содержит регламент в новой редакции. Думаю, запрещать игрокам и официальным лицам комментировать в СМИ действия и решения судей есть не что иное, как ограничение в профессиональных правах. Судейство — неотъемлемый компонент матча, порой оказывающий решающее влияние на его ход. Без его оценки полный и квалифицированный анализ игры часто просто немыслим. Кроме того, это лишает и журналистов возможности прояснить для себя и, главное, для читателей-болельщиков важные нюансы поединка. Полагаю, запрету и наказанию должны подвергаться не комментарии вообще, а лишь “унизительные, презрительные публичные высказывания, оскорбляющие честь и достоинство человека”. Последнюю формулировку цитирую из прежней редакции регламента. Она, пожалуй, была более уместна и точна...
— Когда управленческое решение принято исполкомом, оценивать его по шкале “хорошо — плохо” мне не позволяют ни статус чиновника федерации, ни профессиональная этика. Я исполнитель, который должен этим решением руководствоваться. Поэтому не буду развивать поднятую вами тему. Самую верную оценку любого пункта регламента даст практика, наша футбольная жизнь. Ведь именно она заставляет нас со временем вносить поправки и коррективы, как случилось это сейчас с теми положениями регламента, которые толкуют некоторые трансферные процедуры. Они важны. И, мне кажется, есть смысл подробнее поговорить именно об этом.

— Как я понимаю, самая важная из новаций — расширение трансферного окна. Согласно первоначальному варианту регламента оно должно было захлопнуться еще 3 августа — с началом второго круга чемпионата страны.
— Но по предложению руководства минского “Динамо”, которое поддержали коллеги из других клубов, мы продлили срок дозаявок до 1 сентября. Это автоматически повлекло отмену другого ограничения: переходить в новый клуб до окончания трансферного периода могут теперь футболисты, которые уже сыграли за свою прежнюю команду по ходу второго круга. Раньше это было запрещено.

— Такие меры оправданы?
— Думаю, да. Прежние календарные рамки переходов ограничивали возможности доукомплектования. Особенно актуальной проблема была для команд, выступающих в еврокубках.

— Что ж, коли это окно с такой легкостью увеличили, что мешает распахнуть его еще шире — вплоть до финиша чемпионата?
— А вот это уже противоречило бы требованиям ФИФА и УЕФА. Согласно им трансферный период должен иметь разумные границы, определение которых отдано на откуп национальным федерациям. При этом рекомендуется соотносить свои сроки со сроками, установленными в других странах. С этой точки зрения мы поступили вполне разумно. Наибольшее число наших зарубежных миграций завязано на российском направлении. Теперь у нас и в России сроки завершения переходов совпадают.

— Рядовому болельщику непросто разобраться в премудростях правил переходов. Можно как-то систематизировать, к примеру, все трансферные перемещения внутри Беларуси, которые разрешены до наступления осени?
— Это совсем не сложно. Категорий футболистов, которые могут обрести новый клуб, всего четыре. Во-первых, это так называемые свободные агенты, получившие вольную по причине невыполнения их прежними клубами контрактных обязательств. Во-вторых, игроки, контракты которых утратили силу по обоюдному согласию сторон. В-третьих, имеющие действующие контракты футболисты, о переходе которых договорились между собой клубы, — иными словами, осуществлена продажа трансферных прав. В-четвертых, игроки, которые находились в аренде и по решению клубов-владельцев возвращаются в их расположение либо передаются в аренду каким-то третьим командам.

— Сохраняет ли силу нашумевшее по зиме положение регламентирующих документов ФИФА и УЕФА, которое разрешало футболисту не более одного перехода за календарный год?
— Как только это ограничение было введено, стало очевидно, что оно имеет отчасти дискриминационный характер. Вправе ли кто-то лишать возможности устроиться на работу игрока, который, допустим, оказался свободным агентом или не попадает в состав своего клуба, но тот готов дать ему вольную? Это только два примера из числа ситуаций, которых возникает немало. Разумеется, в ФИФА и УЕФА посыпались вопросы, просьбы об уточнениях. Там не стали педантично стоять на исходных позициях и разрешили федерациям толковать и регулировать подобные вопросы, сообразуясь со своими уставами и национальными законодательствами. Теперь в нашем регламенте есть поправки, которые предусматривают для упомянутых нами категорий футболистов возможности двух (но не более!) переходов в течение года. И это не будет нарушением регламентов ФИФА и УЕФА.

— При взгляде со стороны удлинение срока переходов вносит немалую сумятицу в вашу размеренную работу, порождает подобие хаоса.
— Не могу быть столь категоричным, как вы. Работы нашему управлению действительно прибавилось: практически все клубы высшей лиги сделали дозаявки, и будут еще. Но в этом нет ничего аномального. Все изменения, о которых мы с вами говорили, затеяны в интересах игроков-профессионалов и их клубов. Аппарат федерации предназначен как раз для того, чтобы работать на них.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ