... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск1539
2Славия (Мозырь)1531
3Динамо (Минск)1529
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)1529
5Неман (Гродно)1528
6Динамо (Брест)1527
7Ислочь (Минский р-н)1524
8Минск1521
9Витебск1518
10Арсенал (Дзержинск)1518
11Гомель1518
12БАТЭ (Борисов)1516
13Нафтан (Новополоцк)1514
14Слуцк1511
15Сморгонь158
16Молодечно154
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)1531
2Нива (Долбизно)1531
3БАТЭ-2 (Борисов)1530
4Барановичи1528
5Локомотив (Гомель)1526
6Лида1526
7Волна (Пинск)1525
8Белшина (Бобруйск)1524
9Бумпром (Гомель)1523
10Островец1520
11Динамо-2 (Минск)1518
12Орша1517
13АБФФ U-19 (Минск)1416
14Юни Икс Лабс (Минск)1514
15Минск-21513
16Гомель-21412
17Слоним-20171510
18Осиповичи159
подробнее

Статьи и интервью

Сергей Алейников

Сергей Алейников: Мои розовые очки разбились вдребезги

18.09.2003 00:00

Сергей Алейников: Мои розовые очки разбились вдребезги
На прошлой неделе он тихо и незаметно распрощался с Россией. Сперва решил заглянуть к родителям в Минск, а оттуда - обратно в Италию. В городке Лечче, где у него остался свой дом, ждут жена с двумя сыновьями и новая команда. "Вернусь ли еще в Россию? - переспрашивает Алейников и пожимает плечами:
- Почему нет? Если позовут, конечно..." И после паузы добавляет: "Вот только розовых очков у меня уже не будет. Разбились они давно. Вдребезги..."

ШАНСА НЕ БЫЛО

А ведь как все начиналось! Зимой вице-чемпион Европы-88 и обладатель Кубка УЕФА-90 в составе "Ювентуса", последние 10 лет проживший в Италии, получил сенсационное предложение встать у штурвала российского клуба. Сменившего хозяев, название и громко объявившего о своих наполеоновских планах. Генеральный директор новоиспеченных торпедовских металлургов Юрий Белоус красок, помнится, тогда не жалел: "Мы купили лучшего тренера Европы! У меня нет ни малейшего сомнения, что выбор - правильный". Недолгой, однако, получилась торпедовская сказка. Спустя всего два месяца после старта чемпионата Сергею Алейникову указали на дверь. Клуб, осевший с первых туров на дне таблицы, оттуда так и не выбрался, да, похоже, уже и не выберется. Алейников же, ко всеобщему изумлению, сначала возглавил дубль "Торпедо-Металлурга", а потом неожиданно стал тренером скромного дебютанта второго дивизиона ФК "Видное". Но также ненадолго. И вот теперь - назад в Италию. Круг замкнулся.

- Три отставки менее чем за год - не многовато, Сергей Евгеньевич?
- Гордиться, конечно, тут нечем. Но вины моей в этом, считаю, не так уж много. В каждом случае были свои причины.

- Если бы в "Торпедо-Металлурге" у вас появилась возможность начать все по новой - что бы вы изменили?
- Пожалуй, главный мой просчет заключался в том, что еще при заключении контракта я не настоял на покупке хотя бы нескольких игроков высокого класса. Надо было сделать это одним из условий моего прихода в "Торпедо-Металлург".

- Что же помешало?
- Мне с ходу объявили: солидных трат не планируется.

- Но почему?! Деньги-то у клуба, говорят, водились, да и внушительный летний десант в "Тор-Мет" тому подтверждение?
- Задайте лучше этот вопрос г-ну Белоусу.

- И как же комплектовались вы зимой?
- Брали либо тех, кто подешевле, либо свободных агентов.

- А откуда взялись разрекламированные "звезды" вроде шведа Валлерстедта и боснийца Катича?
- У Катича оказались нешуточные проблемы со здоровьем. Правда, выяснилось это почему-то лишь после того, как с ним подписали контракт... А история со шведом стала для меня хорошим уроком. Лишний раз убедился, что нельзя футболиста просматривать три дня. Это просто несерьезно. Но с Валлерстедтом решать все нужно было очень быстро. В контрольном матче выглядел он вроде неплохо. К тому же я был высокого мнения о шведских футболистах - работящие, дисциплинированные. Не возникло сомнений и у нашего тренерского штаба. Никонов, Полукаров, Ткаченко были единодушны: этот игрок нам поможет. Увы...

- На шведа с боснийцем вы возлагали, кажется, немалые надежды?
- В том-то все и дело! Без них атакующий потенциал команды резко упал. Монарев раскрылся чуть позже, а Оганян только набирается опыта.

- Наверное, большего ожидали и от бывалых Хлестова, Казакова, Рехвиашвили?
- У них были неплохие матчи. Но победы без голов не приходят. А мы, имея моменты, никак не могли забить, что мгновенно отразилось на действиях всех линий.

- 3 очка в 8 турах - достижение, согласитесь, не бог весть какое...
- Не забывайте, что команда создавалась, по сути, с нуля. И по восьми матчам, на мой взгляд, глобальные выводы делать рано. К слову, тогда по соседству с нами находились и "Шинник", и "Локомотив", и "Спартак". В Ярославле и "Локо" тренерам дали шанс исправить ситуацию, нормально поработать. В итоге оба клуба сейчас претендуют на медали. У меня же этого шанса не было.

"УМНИК ИЗ ИТАЛИИ"

- Считаете, с вами обошлись несправедливо?
- Многие руководители клубов хотят всего и сразу. Забывая о том, что в футболе в отличие от бизнеса так не бывает. В "Ювентусе" мне рассказывали, что с Мишелем Платини возились восемь месяцев. Готовы были даже отчислить, но потом разум все-таки взял верх. И великий француз заиграл! А вспомните, сколько шел к своему успеху тот же "Локомотив". На счастье Семина, у него за спиной был такой президент, как Филатов, который проявил выдержку и терпение. О чем, полагаю, теперь не жалеет. Без настоящей поддержки - не на словах, а на деле - молодым тренерам в России будет очень сложно чего-нибудь добиться.

- Скажите, вы самокритичный человек? Ошибки легко признаете?
- Разумеется. С моим небогатым тренерским опытом глупо утверждать, что я все знаю и умею. Если бы пригласил в "Торпедо-Металлург" группу игроков и утянул его на дно - тогда можно было бы сказать: да, Алейников все завалил. Однако за четыре с половиной месяца, которые мне были отпущены, хорошую команду не сделаешь. Да еще с таким подходом к селекции. Когда в межсезонье вместо того, чтобы тренировать, наигрывать связи, львиная доля времени уходит на просмотр футболистов...

- Показалось, что в "Торпедо-Металлурге" были отдельные игроки, но не было команды. Или это обманчивое впечатление?
- Нет, многие действительно жили своей жизнью. Видимо, и сейчас живут. Иначе вряд ли положение клуба было бы столь плачевно... Честно говоря, думал, что за 10 лет российский футбол шагнул далеко вперед. Ошибался. Игроки мнят себя профессионалами, хотя подавляющее большинство понятия не имеет, что это такое. Зато финансовые аппетиты у них раздуты до неимоверных размеров. И абсолютно не соответствуют уровню мастерства. Жаль, президенты клубов зачастую не отдают себе в этом отчет.

- А что особенно огорчило вас в российских футболистах?
- Сколько бы ни объяснял, что тренировка не заканчивается с финальным свистком, - как об стенку горох. Несколько минут - и на поле уже никого. Все спешат куда-то, торопятся... Говорил игрокам о том, что надо строже к себе относиться. Правильно питаться, восстанавливаться, а в глазах читал: "Ну, что ты нам рассказываешь? Приехал, умник, из Италии - и рассказывает... Да мы и так в порядке!"

- Чех Властимил Петржела признался как-то, что ушам своим не поверил, когда услышал от кого-то из игроков "Зенита": "Я не настроился на матч..."
- Для меня это тоже звучит дико. Ну, раз не настроился, сиди дома и смотри игру по телевизору. Футбол твоя работа! Ночью разбуди - должен быть готов выйти на поле. Но в России игроки особенные.

- Зато хоть не пьют, как в ваше время, верно?
- В наше время, между прочим, пили, но играли, - грустно усмехнулся Алейников. - Да как! Нынче среди футболистов пьянства, бесспорно, стало меньше. Однако профессионализма, несмотря на это, к сожалению, не прибавилось.

КОЗЬМИЧ

- Комментируя вашу отставку, Валентин Иванов высказался с присущей ему прямотой: "Алейников пытался прийти со своим уставом в чужой монастырь..."
- Изрядно озадачили меня его слова. Мне ничего подобного Иванов не говорил. Может, он изначально был настроен против моего прихода?

- А какие у вас с ним были отношения?
- Не скрою, от него я ожидал большей помощи. Иванов ведь считался председателем тренерского совета "Торпедо-Металлурга". Однако эта должность носила скорее представительские функции. Ни разу мы не встречались, чтобы обсудить игру команды, тактику. Плохо знал я Иванова. Полагал, что опытнейший специалист вправе сам указывать мне на какие-то ошибки, что-то подсказать. А ему казалось, что это я должен проявить инициативу. Однажды попытался с ним заговорить, но разговора не получилось. Возможно, мне следовало быть более настойчивым. Хуже бы точно не стало - ни мне, ни команде.

- Иванов упрекал вас в излишней флегматичности на тренерской скамейке. "Нельзя у нас так! - кипятился Валентин Козьмич. - В российском футболе если хочешь победить, надо вскочить, сделать рывок к бровке, что-то крикнуть..."
- Ерунда. Разве выбегали к бровке в разгар матчей Лобановский, Бесков, Романцев? Все равно из-за шума трибун игроки ничего не слышат. Так что выпускают пар тренеры скорее для собственного успокоения.

- А в раздевалке вы на игроков голос повышали?
- Конечно. Порой там общение проходило в предельно жестком тоне. Поверьте, никакой радости мне это не доставляло. Но как еще достучаться до игрока, если 10 раз повторяешь ему элементарные вещи, а он не понимает?! В России тренеры привыкли крыть футболистов матом. Самое ужасное, что это считают нормальным даже те, кто работает с детьми. Мальчишка мяч неправильно останавливает, а горе-наставник вместо того, чтобы объяснить и показать, как нужно делать, распекает его на чем свет стоит. Почему же потом мы удивляемся, что других слов игроки не воспринимают?

- Внезапный уход из команды ее прошлогоднего спасителя Вадима Никонова - отдельная тема...
- Здесь все очень просто. Человек был первым, а я пришел и занял его место. Смириться с этим, понятно, мог отнюдь не каждый.

РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛ ПОРТЯТ ДЕНЬГИ

- Когда почувствовали, что над вашей головой в "Торпедо-Металлурге" сгущаются тучи?
- Уже после третьего-четвертого тура я был готов ко всему. Но свои обязанности продолжал выполнять на совесть. Что бы ни случилось, надо всегда оставаться профессионалом... Белоус вызвал меня за пару дней до матча с "Крыльями". Разговор получился короткий. "Результата у команды нет, поэтому мы смещаем тебя с поста главного тренера, - сказал он. - Возглавишь дубль".

- Как ни странно, это предложение вы сочли заманчивым?
- Я не рассматривал свой перевод туда как наказание. Мне было интересно попробовать. Узнать, в чем разница между работой с основным составом и дублем? Могу ли научить чему-то молодых ребят? Условия для тренировок, мягко говоря, оставляли желать лучшего, но трудился я там в охотку. Видел, что у мальчишек огромное желание расти, совершенствоваться. Они меня слушали совсем по-другому.

- Отчего же вы вскоре ушли?
- Через месяц Белоус сообщил, что в клубе грядет сокращение штатов. Выступает, дескать, команда слабо, и держать кучу тренеров резона нет. Вот мы с Юрием Гавриловым и написали заявления. Забавно, что многие еще долго были уверены, будто я связан обязательствами с "Торпедо-Металлургом". Подходили, хлопали по плечу: "Не переживай, старик, у вас есть шанс удержаться в премьер-лиге..."

- А в "Видное" в середине лета каким ветром занесло?
- Меня прельстили амбициозные планы руководства, задумавшего создать команду с прицелом на выход в первый дивизион. Но позже ситуация изменилась, и наше сотрудничество по взаимной договоренности решили прекратить.

- Не считаете, что это была пустая трата времени?
- Нет. Я побывал на разных этажах российского футбола и понял, что до уровня чемпионата Советского Союза ему предстоит еще длинная дорога. Во втором дивизионе стадионы, поля, базы - в аховом состоянии. А игроки настолько низкого класса, что вряд ли кому-то из них суждено дорасти до премьер-лиги. Булгаков утверждал, что москвичей испортил квартирный вопрос. У меня же сложилось мнение, что российский футбол портят деньги. Сама игра отошла на второй план. Заботит всех только одно - как бы побольше и, главное, поскорее набить свой карман. Любым способом. Игроки стаями перелетают из клуба в клуб, едва приоткроются трансферные форточки. Глупо спорить, деньги важны, но необходимо разумное сочетание между футболом и коммерческими интересами. Запад тоже столкнулся с этой проблемой, однако переболел. Надеюсь, переболеем и мы.

- Пока предпосылок не наблюдается?
- В России меня потрясли футбольные поля. Вроде и стонут от них все каждую весну. И бюджетами клубы располагают внушительными. Но из года в год повторяется одно и то же - чемпионат стартует на огородах, на которые и смотреть-то страшно! Не говоря уже о том, чтобы там играть... А все потому, что у руководителей клубов на первом месте не футбол, а бизнес.

- Из итальянского далека вам все виделось иначе?
- Да. Розовые очки, в которых я приехал, разбились вдребезги. Реальность оказалась гораздо мрачнее.

- Неужто все так безнадежно?
- К счастью, нет. Радует, что есть люди, действительно заинтересованные в создании сильных клубов европейского масштаба. "Локомотив", ЦСКА, "Динамо" - хочется верить, что этим список не ограничится.

- А не создалось ли у вас ощущения, что "Норильскому никелю" футбольная команда не больно-то и нужна?
- Не берусь судить. С президентом "Норильского никеля" Михаилом Прохоровым я встречался всего один раз - перед началом сезона. Конкретного повода не было. Просто познакомились... Но у меня, признаться, в голове не укладывается, как в премьер-лиге выступает клуб, у которого, по сути, ничего своего нет - ни стадиона, ни базы, ни даже приличного тренировочного поля...

ИТАЛИЯ

- Неудача в "Торпедо-Металлурге" стала для вас ударом?
- Я бы не назвал это неудачей. Скорее отрицательный опыт, который закалил и в будущем, убежден, непременно пригодится.

- Кто-нибудь из российских коллег поддержал вас в трудную минуту?
- Нет. Для них я здесь чужой, пусть у нас и общее прошлое. Как ни парадоксально, в Италии меня, иностранца, приняли с большей теплотой. Там вообще, на мой взгляд, отношения между игроками, тренерами, менеджерами добрее, чем в России. Такие вот сюрпризы преподносит порой жизнь...

- Некоторые тренеры снимают стресс алкоголем. Кто-то дымит как паровоз. А у вас за месяцы, проведенные в России, скверные привычки появились?
- Выпить могу, но меру знаю. Заграница приучила. К сигаретам тоже равнодушен. Закурил в "Торпедо-Металлурге" на тренерской скамейке, по-моему, только раз. Ругаться, правда, начал как сапожник. Откровенно говоря, сам от себя в шоке. Ничего, в Италии отвыкну...

- Уже в курсе, чем займетесь?
- Есть предварительная договоренность с итальянским клубом низшего дивизиона. Не срастется - возможно, вернусь в центр подготовки молодежи в Лечче, где трудился до отъезда в Москву.

- В тренерском ремесле, часом, не разочаровались?
- Нет. Пока набиваю шишки, но не сомневаюсь, что на правильном пути. Без футбола я свою жизнь не представляю, а играть на профессиональном уровне уже не могу. Поэтому буду тренером. Мне без разницы где работать - в высшей лиге, в первой, с детьми. Готовых футболистов тренировать, конечно, престижно. Но разве не интересно взять пацаненка и воспитать из него классного игрока?

- Ваше возвращение, наверное, особенно обрадовало жену и детей, которые все это время оставались в Италии?
- Да, сыновья тренируются в местной футбольной школе, но попросили, чтобы и я за ними приглядывал. Артему - 16, Артуру - 12. У старшего такой возраст, что надо скоро определяться - или футбол, или что-то другое. Это тоже одна из причин, побудивших вернуться в Италию.

- Подумываете о футбольной династии Алейниковых?
- Я бы не возражал. Оба сына, кстати, играют в центре полузащиты. Как папа...

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ