Завершен

Сморгонь

Гомель

19.04. 19:30

БАТЭ (Борисов)

Днепр (Могилев)

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)412
2Неман (Гродно)412
3Динамо (Брест)410
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)49
5Динамо (Минск)48
6Гомель55
7Сморгонь55
8Арсенал (Дзержинск)45
9Витебск44
10БАТЭ (Борисов)44
11Днепр (Могилев)44
12Нафтан (Новополоцк)43
13Ислочь (Минский р-н)42
14Слуцк41
15Минск41
16Шахтер (Солигорск)4-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201826
2Лида26
3Островец26
4АБФФ U-17 (Минск)23
5Динамо-2 (Минск)23
6Нива (Долбизно)23
7БАТЭ-2 (Борисов)23
8Барановичи23
9Бумпром (Гомель)23
10Волна (Пинск)23
11Макслайн (Витебск)23
12Слоним-201723
13Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)21
14Орша21
15Белшина (Бобруйск)21
16Шахтер-2 (Солигорск)20
17Локомотив (Гомель)20
18Энергетик-БГУ (Минск)2-10
подробнее

Статьи и интервью

Валерий Исаев

Валерий Исаев: «В последние 10-15 лет уровень нашего футбола и футболистов не растет вообще»

06.11.2018 12:17

Молодежная сборная Беларуси U-21 завершила отборочный турнир на 4-м месте, и уже звучали заявления, в том числе от представителей АБФФ, что такое выступление нужно признать неудовлетворительным, и что с главным тренером Людасом Румбутисом контракт продлевать не будут. Другого мнения придерживается футбольный агент Валерий Исаев, который с самого начала позитивно оценивал назначение Румбутиса и не изменил своего мнения и после окончания квалификации.
- Вы с самого начала поддерживали назначение Людаса Румбутиса главным тренером молодежной сборной. Теперь, по окончании отборочного цикла, ваше мнение о нем не изменилось?
- Не изменилось, и я объясню почему. Сначала хотелось бы задаться вопросом: какой основной критерий оценки выступления молодежной сборной? На мой взгляд, она должна готовить ближайший резерв для национальной команды. Думаю, в этой молодежке есть 4-5 кандидатов, которых сейчас можно туда привлекать: Денис Щербицкий, Александр Павловец, Захар Волков, Евгений Березкин, Кирилл Печенин, Роман Юзепчук. Причем некоторые из них уже вызывались в главную сборную. Так что подготовка игроков – основной критерий. Другое дело, если бы молодежная сборная вызывала интерес у болельщиков. Однако не только у нас, а во всем мире не наблюдается большого зрительского интереса к молодежным футбольным турнирам. На трибунах, как правило, только узкий круг специалистов, да друзья и родственники футболистов.

– Тем не менее молодежка из группы не вышла…
– Что касается выступления, я наблюдал за этой командой с самого начала, с товарищеских матчей. Безусловно, сборная Литвы не самый рейтинговый соперник, но то, как наши ребята выглядели в первых поединках заметно отличалось от того, что мы видели в последних. Этому тоже есть объяснения. Тогда мне очень понравилось и то, как ребята проявляли себя индивидуально, и командная игра. Но должен констатировать, что в заключительных матчах я этого не увидел. Наверное, сильно довлел результат, и потому ребята чувствовали себя слишком зажатыми. Правда, в этих играх и соперники были все фавориты: Хорватия, Чехия, Греция, причем чехов мы победили. Так что и результат, особенно на фоне последних циклов, не самый худший.

– Вы согласны, что в Беларуси о тренерах юношеских и молодежной сборной все равно судят по результатам выступления?
– Можно пытаться слукавить, утверждая, что в других странах по-другому, однако это не так – там тоже результат очень важен, потому что каждый тренер хочет выиграть. Хорош тот специалист, который может и футболиста подготовить, и результат дать, хотя таких немного, и сегодня ни один, даже самый заслуженный, тренер в мире не изменит игру и результаты наших национальных команд. Но в нашей ситуации я все-таки пошел бы другим путем, ведь у нас в сборных всех возрастов результаты идут в последние годы вниз. Выступление национальной команды тоже не радует, и мы видим почему. Посмотрите, в каких клубах выступали сборники на заре независимости и где играют нынешние. Необходимо многое менять и начинать с признания причин. Надо остановиться, вздохнуть, оглянуться вокруг и потихоньку начинать исправлять ошибки – лечить болезнь, а не симптомы.

– Молодежная сборная раньше трижды выходила в финальную часть чемпионатов Европы, и все ждали, что у главной команды дела вскоре тоже пойдут в гору. Но оказывалось, что успехи молодежки на национальную сборную никак не влияют.
– Да, были хорошие выступления команд Юрия Пунтуса, Юрия Курненина и, самое успешное, Георгия Кондратьева. Но сейчас мы и этого не видим. Иногда попадается в новостях, что юношеская сборная вышла в элитный раунд, а потом смотришь результаты и видишь, что матчи с фаворитами проиграны с крупным счетом, а боремся мы с Казахстаном, Азербайджаном, Молдовой, Литвой, Латвией – все как у национальной сборной. Не улучшаются результаты, и не меняется манера игры команд. В то же время во многих маленьких странах, в которых население и территория значительно меньше, чем в Беларуси, футбол развивается гораздо быстрее. Они не гнались за сиюминутным результатом, а занимались развитием инфраструктуры, приведением в порядок кадрового состава, стараясь мотивировать тренеров – вот, во что там вкладывали деньги. Со временем это принесло плоды. Мы же хотим результата сегодня, здесь и сейчас, при этом в плане инфраструктуры ничего не меняется, как и в плане подготовки тренеров, особенно в регионах. Я внимательно слежу за молодыми тренерами и должен сказать, что картина печальная. Нет преемственности, нет терпения, нет уважения к опытным специалистам. Существующая система мотивации не способствует солидарным отношениям в тренерском цехе. Молодые ребята ломанулись не в действующие футбольные школы, а в платные группы набора маленьких детей. Причина понятна – там быстрее результат, больше зарплата. Ведь в обычной футбольной школе нужно найти мальчишку и посвятить часть своей жизни его обучению, а это ни финансово, ни морально неинтересно молодым специалистам. Поэтому сегодня мотивация и материальный стимул тренера, который начинает с первого набора, один из самых важных аспектов футбола.

– В федерации вам, наверное, возразили бы. А как же все поля, построенные за последние годы?
– Я всегда комментирую изменения в жизни по тому, что происходит в реальности там, где я живу. Поэтому мне легче судить об изменениях в развитии футбола на примере Витебска и области. Да, на стадионе, который сейчас в структуре клуба, положили новое покрытие, что очень хорошо, но кардинально это ничего не меняет. Все поля футбольного клуба «Витебск» закрыты для массового и детского футбола города (естественно я не про детскую школу клуба), только платно можно играть на этих полях. В том числе и двум другим, ГОСУДАРСТВЕННЫМ детским школам! И решает, кому можно тренироваться на этих полях или нельзя, местный футбольный барин, директор футбольного клуба. Вместо того, чтобы наладить продуктивные отношения со всеми детскими школами города он, благодаря своей близости к руководителю города, нагибает директоров и тренеров этих школ. Мне месяца три назад позвонил бывший сотрудник клуба и сказал, что по заданию директора он зарегистрировал на одном из ресурсов в интернете страничку под ником Лёлик1967. Так сотрудник сказал, что под этим ником директор клуба дает свои комментарии. Я не поленился и просмотрел – 70% обо мне и о том, что меня не пускают к какой-то витебской кормушке (он видимо знает, где она) и 30% хвалит успехи менеджмента клуба. С этим, кстати, не поспоришь: и команда играет, и поля привели в порядок. Но для кого это все делается? Задача государственных клубов состоит в том, чтобы как можно больше мальчишек и просто любителей футбола имели возможность бесплатно и комфортно заниматься этим видом спорта. А на деле получается, что даже если и создали футбольную структуру, то за все нужно платить. В городе еще в одном месте положили новое покрытие (технологический институт), и там такая же картина уже два года – забор и чиновник института с надутыми губами. Почему я говорю про этого футбольного чиновника? Потому что в большинстве других городов такая же картина. Я знаю, на чем играют команды на первенство области, второй и первой лиги. Там такие поля, как будто мы только что гражданскую войну пережили. Искусственные поля, которые появились, их единицы, их очень мало, и, как правило, на них не пускают играть бесплатно детей или любителей. Раньше полей было много, пусть и не самого лучшего качества, и дети на них возились. А сейчас пустующих площадок нет. Взамен тех, что были, ничего не дали, только трындят, что детям компьютер мешает. А на самом деле бесплатно заниматься футболом уже практически невозможно – за все нужно платить.

– Знаю, что «Орша» и «Барановичи» были вынуждены готовиться к чемпионату на площадках для хоккея на траве.
– О том и речь. У нас многие команды первой лиги начинают тренироваться, только когда сходит снег. Знаю, что в Орше расчищали площадку для другого вида спорта, но ведь во многих городах и этого нет. При этом построить тот же манеж – это не такие уж и большие деньги для целого города. Все-таки нужно признать, что футбол – самый массовый вид спорта у нас в стране, спорт №1, а значит, относиться к нему нужно совсем по-другому. Для этого не нужны миллиарды. Миллионы – да, но не миллиарды. И еще нужно признать, какое место мы занимаем в мировом футболе: что мы не чемпионы мира и не станем ими в ближайшее время. Только из этого не надо делать трагедии. Просто нужно потихоньку трогаться с места, и не только в Минске.

– Если дело не в тренере, то почему Румбутис?
– По сравнению с другими кандидатами, которые были, когда его назначали, или с теми, кого предлагают сейчас, Румбутис мне нравится тем, что он культурный и образованный, у него богатый опыт, и он грамотный тренер. Журналисты опасались, что он долго был без практики, поэтому будет беда. Но давайте признаемся честно, сборная, как минимум, не провалилась. Да, ярко она тоже не выступила, хотя и были открыты яркие футболисты, были достойные матчи с очень серьезными соперниками, с которыми национальная сборная такой результат не показывает. Но для того чтобы улучшить результаты в следующих циклах, нужно искать проблему не в тренерах сборных, а задуматься над тем, что нужно изменить в подготовке футболистов, чтобы они стали индивидуальностями. Самая главная проблема нашего футбола, что мы растим игроков, которые индивидуально не такие сильные, как их конкуренты. Недавно такая же проблемы была в Голландии, когда и национальная сборная и молодежная и юношеские играли плохо. Наши специалисты ездили туда на стажировки, федерация пыталась перенять их опыт. Но посмотрите, что происходит сейчас – Голландия за три года почти преодолела этот кризис. Посмотрите, как сейчас играют «Аякс» и ПСВ. Они сделали крен в сторону ярких и техничных футболистов, которые здорово работают с мячом, и сейчас ведущие клубы страны показывают совершенно другой футбол. Повторяю, у нас есть свои грамотные специалисты и нужно сесть за круглый стол, разумно и спокойно провести аудит и аналитику. Ставить цели не на завтра. Как пример, результаты работы Анатолия Юревича. Он в очередной раз показал, что для достижения цели нужны профессионализм, терпение, знания и любовь к футболу. В следующем году команда «Энергетик-БГУ» теми же ребятами, которых он набрал два года назад, будет конкурировать с грандами белорусской высшей лиги. Мы опять увидим новых Кульчиев, Кривцов и Драгунов. Уже сегодня там есть ооочень талантливая молодежь, которая вчера была никому неинтересна. И это всего лишь результат стабильности в течении трех лет.

– Вы считаете, что Румбутису удалось максимально использовать потенциал нынешнего поколения молодежной сборной?
– Скажу так, когда Румбутис только пришел в сборную, он был один, в конце турнира – уже немного другой. На финише он больше переживал за результат, хотел, чтобы команда достойно выглядела и хотел, продолжить работу. Поэтому в последних матчах игра была не совсем яркая. Менялись и футболисты. Кто-то, благодаря в том числе хорошему выступлению за молодежку, получил приличный контракт и попал в зону комфорта, что сказалось на выступлении. Кроме того, не все футболисты охотно ехали в молодежную сборную – это очень печально.

– А известны ли вам примеры, что какой-то футболист мог играть в сборной, но его не вызывали?
– Я знаю истории, когда клубы не пускали своих игроков в молодежную сборную. Не буду называть фамилии, но эти истории несложно найти в новостях. Для меня этот нонсенс. Ведь когда ребята надевают футболку сборной, они должны испытывать невероятный эмоциональный подъем. Но не со всеми это происходит, что, конечно, печально – вызывать таких игроков, на мой взгляд, больше не нужно.

– Несколько лет назад, когда наши молодежные и юношеские сборные еще попадали иногда в восьмерку сильнейших, у нас говорили о проблеме перехода из молодежного во взрослый футбол. Не кажется ли, что сейчас такая проблема возникает еще раньше?
– Есть такое. Но я озвучил бы эту проблемы иначе. Нужно говорить о том, что в последние 10-15 лет уровень нашего футбола и футболистов не растет вообще. В плане индивидуального мастерства наши исполнители раньше были сильнее. А проблема перехода из взрослого футбола в юношеский не уникальная – поверьте, в других странах она тоже есть и ее невозможно решить каким-то искусственным путем. Я имею ввиду всевозможные лимиты: на легионеров, возрастные. Лимиты ни на что не повлияют. Нам нужно заниматься развитием первой и второй лиги, разбираться, зачем существует турнир дублеров в высшей лиге. Потому что в других странах, ребята в 16-18 лет уже играют во взрослых командах, только во втором, третьем, четвертом дивизионах. Рынок должен все регулировать…

– Как я понимаю, вы ведете к недавнему заявлению Румбутиса, когда он сказал, что сокращение высшей лиги до 12 команд привело к вытеснению молодых игроков?
– Каждый тренер после завершения отборочного цикла произносит похожие слова. Но настоящие причины лежат в совершенно другой плоскости. Я не знаю сколько должно играть команд в высшей лиге – 10, 12, 16 или 18, но уверен в том, что все клубы должны четко выполнять критерии регламента чемпионата. Другое дело, что этот регламент должен быть разумным и соответствовать экономической ситуации в стране. Все должно регулироваться рынком и уровнем. Посмотрите, в Украине и Казахстане денег ведь больше? А команд там в сильнейших лигах меньше. Это потому что там играют те, кто полностью соответствует регламенту – поблажек ни для кого нет. Это как раз таки связано с нашей основной проблемой – инфраструктурой, особенно в первой и во второй лиге.

– Выходит, все сводится к вопросам финансирования?
– Безусловно, они важны, но я не считаю, что речь идет об астрономических суммах. Футбол у нас в любом случае финансируется, но нужен разумный подход при определении задач. Когда мы определимся с ними, нужно решать, что делать с инфраструктурой, с тренерскими кадрами, как готовить детей, как проводить любительские соревнования.

– Для улучшения нужны шаги со стороны федерации или каких-то инвесторов?
– Сейчас у нас «бизнесмен» – имя нарицательное. Какой предприниматель согласится вкладывать деньги, когда законодательно для него не закреплены никакие стимулы, когда к бизнесменам плохо относится власть? Зачем, в таком случае, кому-то совершать благородные поступки? Что может измениться в регионах, если в местных федерациях сидят чьи-то друзья и родственники, и случайный человек туда не попадет? Можно целый день разговаривать о том, кто работает в детских школах, дворцах спорта и куда уходит бюджет или как дописываются соревнования или судьи. Поэтому даже те копейки, которые могли бы пойти именно на инфраструктуру, уходят в никуда. Но при разумном подходе, даже с этими средствами, можно добиться результата. Правда не через год и не через два…

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ