... НОВОСТИ

все новости

“Букмекерские конторы, проверенные экспертами Легалбет
Команды Игры Очки
1Динамо (Минск)3068
2Неман (Гродно)3065
3Торпедо-БелАЗ (Жодино)3062
4Динамо (Брест)3049
5Витебск3047
6Гомель3044
7Ислочь (Минский р-н)3041
8БАТЭ (Борисов)3040
9Слуцк3039
10Арсенал (Дзержинск)3038
11Славия (Мозырь)3035
12Сморгонь3032
13Минск3028
14Нафтан (Новополоцк)3026
15Днепр (Могилев)3018
16Шахтер (Солигорск)302
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-20183476
2Макслайн (Витебск)3473
3Нива (Долбизно)3470
4Белшина (Бобруйск)3469
5Волна (Пинск)3466
6Лида3452
7Динамо-2 (Минск)3452
8БАТЭ-2 (Борисов)3449
9Бумпром (Гомель)3448
10Орша3445
11Островец3443
12Локомотив (Гомель)3435
13Барановичи3434
14АБФФ U-17 (Минск)3433
15Шахтер-2 (Солигорск)3431
16Слоним-20173426
17Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)3421
18Энергетик-БГУ (Минск)3419
подробнее

Статьи и интервью

Анатолий Байдачный: уже цейтнот

18.12.2003 00:00

Анатолий Байдачный: уже цейтнот
Разговаривать с Анатолием Байдачным сегодня не так просто, как, скажем, в начале этого года. Тогда он не был обременен ни постами, ни ответственностью и, надо полагать, пребывал в той степени тренерской и чисто человеческой независимости, которая позволяла считать чуть ли не тождественными по смыслу глаголы “думать” и “говорить”. Работая над этим интервью, с интересом обнаружил в собеседнике способность брать паузы, прибегать к фигурам умолчания и подыскивать лексические конструкции, призванные скорее увести от темы, нежели ее раскрыть. Как к этому отнестись? Пока не знаю. Место главного тренера национальной сборной предполагает умение быть дипломатом. Должность наставника сборной в Беларуси — дипломата в квадрате. Посему просто примем, постараемся понять и запомнить сегодняшнего Байдачного таким, каким был он спустя несколько дней после возвращения с франкфуртской жеребьевки предстоящего отборочного цикла. Крупным планом — человек, для которого наступило время, когда едва ли не самое важное — тождественность глаголов “говорить” и “делать”.

— Считаю, что жребий отправил нас в одну из сильнейших европейских групп. Трехкратные чемпионы мира итальянцы плюс три команды, игравшие в недавнем плей-офф чемпионата Европы, — это о многом говорит. Но, по большому счету, мне близка позиция Олега Блохина. Он подошел ко мне перед жеребьевкой и сказал: “Нам-то что волноваться? Какая разница, кто в соперники попадет? Это пускай великие волнуются...” Пожалуй, украинский коллега прав. Мы ведь не из тех команд, для которых какая-то из групп могла бы оказаться легкой. Но если попытаться взглянуть на ситуацию с позиций оптимизма, скажу, что эти соперники по стилю игры подходят нам больше, чем те же чехи и голландцы, исповедующие очень быстрый и техничный футбол. Итальянцы, шотландцы, да и норвежцы прагматичнее. С этими командами нашей сборной наверняка будет легче соперничать и чисто психологически. Многие наши футболисты против них уже играли, и кое-что в тех матчах им удавалось. Скажу, что меня порадовали отзывы на итоги жеребьевки наших сборников, опубликованные вашей газетой. Все, за исключением Хацкевича, сказали, что соперники проходимые, что играть с ними можно.

— Насколько довольны вы прожитым годом?
— Применительно к нашей теме правильнее говорить не о годе, а о полугодии, пяти месяцах моей работы после продолжительного перерыва. Чем доволен? Во-первых, тем, что после нескольких лет разлуки заново знакомлюсь с белорусским футболом. Во-вторых, тем, что второй раз в своей карьере возглавил национальную сборную, причем в стране, которую считаю родной. В-третьих, пусть вас это и удивит, положительно оцениваю и то, чего добился во главе минского “Динамо”. Команда, потенциал которой объективно соответствовал месту лишь в середине таблицы, активно участвовала в борьбе за чемпионский титул и стала в итоге третьей.

— Полагал, что динамовскую бронзу вы, напротив, назовете своей творческой неудачей.
— Соглашусь лишь отчасти. По большому счету, команда плохо сыграла лишь в двух последних матчах. Я многое мог бы о них сказать. Но ограничусь такой формулировкой: мною были совершены ошибки стратегического плана, связанные с недостаточным знанием специфики белорусского чемпионата. Я до конца полагался на людей, верить которым, как оказалось, не следовало. А если же рассматривать тренировочный процесс, то в нем, уверен, не было совершено ни одной ошибки. О каком движении вперед или назад можно говорить после всего-то пяти месяцев работы? В “Динамо” невозможно было поставить игру, потому что девяносто процентов футболистов тренировки восстановительного характера, которые я привык давать в России, воспринимали как нагрузочные. Можно было бы говорить о каких-то координационных действиях, о психологическом воздействии на игроков, их правильной расстановке. Наши футболисты не превосходили классом основных соперников. К тому же “Динамо” приходилось играть в условиях повсеместного негативного к нему отношения. Поэтому, считаю, футболисты показали даже больше того, на что были способны. А я только сильнее поверил в себя. По-прежнему могу из ничего делать что-то.

— То, что теперь у вас нет клуба, развяжет руки?
— Конечно. Можно все внимание уделять национальной команде.

— Как вы сегодня в принципе смотрите на совмещение тренерских постов в сборной и клубе?
— Положительно, но с оговоркой. Такая практика применима, если клубная команда является базовой для сборной. Полагаю, в наших условиях это наиболее действенный путь. Но для этого нужен клуб уровня киевского “Динамо”. Увы, в Беларуси пока нет условий для его создания.

— Приходилось слышать и другое обоснование полезности совместительства. Мол, без работы в клубе наставник сборной обречен быть бездельником. Особенно в такую вот зимнюю пору...
— За других отвечать не могу. Но для меня уже сегодня счет времени идет буквально на секунды. Зима — важнейший период подготовительной работы. Необходимо создать тренерский штаб. Задать единую направленность в работе всем сборным. С началом тренировочной работы в клубах начнется реальный отбор кандидатов в состав. Предстоят выезды на сборы, просмотр кандидатов, встречи с их наставниками. Надо непременно найти общий язык со всеми, максимально совместить наши интересы с интересами клубов. В Германии уже встречался с Феликсом Магатом. Тот обещал не препятствовать выступлениям за сборную Саши Глеба и присылать его нам в оптимальной форме, но в то же время просил не выдергивать игрока по любому поводу, ради участия в малозначимых матчах. Конфронтация сборной с клубами не принесет ничего хорошего ни нам, ни игрокам.
После согласования расписания игр нашей отборочной группы предстоит оперативно сверстать программу товарищеских встреч. Надо обязательно использовать все даты, отведенные под них в международном календаре, и хорошо бы подобрать спарринг-партнеров, напоминающих стилем игры оппонентов, с которыми предстоит встречаться в ближайшем официальном матче.
Тренеру сборной и его помощникам предстоит много ездить, чтобы просматривать игры соперников. Причем изучать их надо начинать на клубном уровне, постараться уже там отслеживать особенности игры отдельных футболистов, подмечать характеристики и детали, каждая из которых может затем оказаться важной, а то и решающей. В современном футболе слишком многое зависит от мелочей. Иными словами, нужна обширная база данных.
Кроме того, необходим постоянный контроль и за нашими футболистами: выступления в клубе, здоровье, психологическое состояние. Если делать все перечисленное так, как должно, скажите: где здесь время бездельничать? Более того: такой объем работы не потянуть группе из трех-четырех человек. На сборную должен работать постоянный штат помощников. Уже сформирована комплексная научная группа во главе с заведующим кафедрой футбола физкультурной академии Виктором Шуканом. Готовится договор о сотрудничестве федерации с НИИ физкультуры и спорта.

— Прокомментируйте выбор специалистов, которых вы прочите себе в помощники.
— Один из аргументов в пользу кандидатуры Михаила Вергеенко — наша с ним полная совместимость, мы много лет играли вместе. Немаловажно и то, что он сам работал главным тренером сборной, причем в ту пору, когда та встречалась с некоторыми из соперников по группе, ему знакома их игра. Вергеенко — авторитетнейший в футбольном мире человек, несущий заряд сугубо положительных эмоций. Юрий Курненин — тоже мой бывший партнер по минскому “Динамо”, настоящий профессионал в организации и ведении тренировочного процесса, порядочный во всех отношениях человек. Правда, порой он бывает чрезвычайно эмоциональным. Но это уже моя задача — направить эту энергию в созидательное русло. Хотел бы видеть в числе своих ассистентов и Сергея Алейникова. Это выдающийся белорусский футболист, реальный пример профессионализма. Его достоинства — авторитет на международном уровне, знания современных методик и проблем европейского футбола.

— В программной речи при утверждении на пост вы говорили о создании института сборных команд разных возрастов, работа которых должна строиться по единым принципам организации и тактики, быть подчинена интересам главной команды. Судя по тому, что в тренерские штабы младших сборных не внесено существенных корректив, такая задача уже не входит в число приоритетных?
— Почему же? Разумеется, в идеале у всех сборных должна быть единая система игры, узнаваемое тактическое лицо. Молодые игроки должны приходить в национальную команду готовыми к восприятию наших игровых принципов, зная, чего от них потребуют. Но это дело не одного дня и не одного месяца. К примеру, молодежная сборная вышла в финал чемпионата Европы. И начинать сегодня перестраивать ту систему игры, которая принесла ей этот успех, было бы глупостью. Но Юрий Пунтус уже подтвердил, что в новом отборочном цикле он готов работать в рамках предложенной нами программы. Главное сейчас — это не просто выстроить тактическую игровую схему национальной команды, но и доказать, что эта схема жизнеспособна. Тогда никого не придется принуждать, навязывать наши приоритеты методами директив.

— Если в общих чертах, то о какой тактике идет речь?
— В сборной надо использовать те схемы, которые с успехом применяются во всем мире. Например, “четыре в линию” в обороне. В средней линии могут быть варианты модернизации: и в пять, и в четыре игрока, и в три, и в два центральных полузащитника при двух фланговых. Наверное, при выборе придется исходить из наличия футболистов, которые у нас есть. Хотя в идеале игра должна строиться из видения тренера. Но нам вряд ли представится роскошь выбирать исполнителей под избранную схему. Оптимальный вариант, к которому нужно стремиться, — это чтобы команда в ходе матча могла два-три раза изменить тактику в зависимости от цифр на табло, или от того, что предложил соперник. Если мы этого добьемся, будет здорово.

— Но это уже требование к классной сборной, которая укомплектована соответствующего уровня игроками...
— Думаю, уже сегодня, после того как желание играть за сборную подтвердил Валик Белькевич, можно говорить о добротном подборе в средней линии. К примеру, Глеб, Ковба или Кульчий — на позициях опорных, Белькевич — выше, на флангах — Ромащенко и Калачев.

— Это оптимальный вариант. Но располагать им вы будете далеко не всегда.
— То-то и оно. Конечно, было бы хорошо иметь по два кандидата на каждую позицию. Но, по-моему, такой идиллии нет даже у чехов.

— До назначения тренером сборной вы провозглашали необходимость радикального ее обновления. Судя по осенним матчам, не скажешь, что вы взялись за решение этой задачи, засучив рукава...
— Чтобы начать кардинальные изменения, надо увидеть тех, за счет кого их делать. Обновление сборной требует определенной психологической адаптации новичков. На мой взгляд, приглашение группы футболистов из той же “молодежки”, даже если они не сразу будут попадать в основной состав, куда более продуктивно, чем привлечение одних и тех же футболистов — возрастных и не играющих. Они уже не принесут пользу сборной. По-моему, симпатию к молодым футболистам я уже подтвердил на примерах Омельянчука, Ровнейко, Булыги...

— Кто из молодежной сборной Юрия Пунтуса в ближайшее время может оказаться в обойме вашей команды?
— Шкабара, Жевнов, Калачев. При хорошей работе дам шанс Корниленко. Будем смотреть и Багу, и, естественно, Концевого.

— Нужные сборной новички наверняка отыщутся и среди тех, кто по возрасту в нынешнюю “молодежку” уже не проходил. Примеры — Сулима, Страханович, Разин...
— Этим игрокам пока не дали шанса. Думаю, хорошей возможностью проверить таких кандидатов из белорусских клубов станет февральский турнир на Кипре. Мы не планируем вызывать туда всех сильнейших.

— Как будет разрешаться конфликт интересов национальной и молодежной сборных в первой половине этого года? Вам наверняка откажут в праве неограниченного использования молодых, которые будут готовиться к финалу чемпионата Европы, а потом, даст бог, и к Олимпиаде.
— Будем искать формы разумного взаимодействия. Например, мы не стали отклонять февральское приглашение на Мальту, хотя тамошний турнир совпадет по срокам с кипрским. На Мальту полетит “молодежка”. Помешать ей мы не можем никак. Можем только помочь, если кто-то из игроков команды Пунтуса проведет матч-два в форме национальной сборной. Это же такой опыт! Принцип, согласно которому приоритет при любых условиях должен отдаваться национальной команде, никто не отменял.

— Финиш клубного сезона прошел под знаком конкуренции “Динамо” и БАТЭ. На ее дрожжах вырос антагонизм в ваших отношениях с Юрием Пунтусом. Применительно к интересам сборных ситуация ненормальна...
— Фактор противоречий между клубами из наших взаимоотношений теперь изъят. Впрочем, они никогда не переставали быть чисто профессиональными. Мы встречались с глазу на глаз и нормально обсуждали проблемы сборных. Мой борисовский коллега добился хорошего результата, исходя из которого оценивается его работа и полезность для института сборных. Только такие мерки будут действовать и впредь. Прошу не делать из нас врагов.

— Чувствуете вы себя своим в белорусском тренерском цехе? Достаточна ли степень вашей адаптации в нем для успешного сотрудничества с коллегами?
— Думаю, желание обыграть “Динамо” было хорошим стимулом для каждого клубного тренера и, наверное, пошло на пользу нашему чемпионату. Полагаю, что теперь мои отношения с коллегами станут более ровными и спокойными. Среди них много моих давних знакомых, приятелей и даже друзей.

— Как будут строиться отношения тренера сборной с прессой?
— Так, как было это в самом начале. Открытые двери, постоянное информирование. Никаких эмоций и нервных срывов.

— С чего начнете работу непосредственно с игроками?
— На первых порах очень важно разъяснить, чего я от них хочу. Это надо делать при встречах, в индивидуальных беседах. Необходимо, чтобы люди приезжали в сборную, зная, какая работа их там ждет. Они должны получить от нас рекомендации, выполнение которых сделает максимально продуктивными те несколько дней сборов, на которые команда будет попадать в наше распоряжение.

— На кого из тех сборников, с кем заканчивали предыдущий цикл, вы уже не рассчитываете?
— У нас не так богат выбор, чтобы торопиться с ответом на подобные вопросы. Ключевым критерием при определении кандидатур останется игра при обязательном попадании в основные составы клубов. А расстаться с кем бы то ни было мы успеем всегда.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ