... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск1539
2Славия (Мозырь)1531
3Динамо (Минск)1529
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)1529
5Неман (Гродно)1528
6Динамо (Брест)1527
7Ислочь (Минский р-н)1524
8Минск1521
9Витебск1518
10Арсенал (Дзержинск)1518
11Гомель1518
12БАТЭ (Борисов)1516
13Нафтан (Новополоцк)1514
14Слуцк1511
15Сморгонь158
16Молодечно154
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)1531
2Нива (Долбизно)1531
3БАТЭ-2 (Борисов)1530
4Барановичи1528
5Локомотив (Гомель)1526
6Лида1526
7Волна (Пинск)1525
8Белшина (Бобруйск)1524
9Бумпром (Гомель)1523
10Островец1520
11Динамо-2 (Минск)1518
12Орша1517
13АБФФ U-19 (Минск)1416
14Юни Икс Лабс (Минск)1514
15Минск-21513
16Гомель-21412
17Слоним-20171510
18Осиповичи159
подробнее

Статьи и интервью

Виктор Нестеренко.  Фото - газета "Прессбол"

Будем работать в цейтноте (Первое интервью главного тренера брестского «Динамо»)

13.02.2004 00:00

Будем работать в цейтноте (Первое интервью главного тренера брестского «Динамо»)
Виктор Нестеренко.
Родился 3.05.1954 в г. Никополе (Украина).
Воспитанник никопольского ФК «Трубник» (первый тренер - Евгений Холодковский).
Выступал за «Днепр» (Днепропетровск) (1971), «Даугаву» (1971, 1973-77, 1979-80), «Электрон» (Рига, первенство Латвии) (1972), «Колос» (Никополь) (июнь 1977-78), «Целтниекс» (Рига, первенство Латвии) (июнь 1980-82).
Игровое амплуа - нападающий. 1982-86 - играющий тренер «Целтниекса».
Работал главным тренером команд РАФ (Елгава) (1990-92), «Прикарпатье» (Ивано-Франковск, вторая лига чемпионата Украины) (июль 1992-93), «Даг» (Рига, затем Лиепая) (осень 1993-96), РАФ (со второго круга - «Университет», Елгава) (1996-97), «Динабург» (Даугавпилс) (1998), ФК «Рига» (1999-2003).
В суверенной истории Латвии дважды приводил команды к победе в Кубке страны (1996, 1999).
С января 2004 - главный тренер «Динамо» (Брест).

- Виктор Павлович, с какими мыслями вы приехали в Брест?
- Мысли у меня всегда целенаправленные, потому что я очень амбициозный тренер, хочу чего-то добиться в новых условиях. Везде, где я брал команды, ставил высокие задачи, передавал игрокам энергию мысли достигать большего, чем есть, не пользоваться малым.

- Наверняка, прежде чем принять брестскую команду, Вы провели рекогносцировку, проштудировали прессу...
- Звонку из Бреста я был в немалой степени удивлен. До того имелось приглашение в Чимкент, но Брест не Казахстан. В конце декабря предложили приехать в ваш город на переговоры, посмотреть дублирующий состав, познакомиться с условиями.

- Интересовались, по каким каналам вас «пробили»?
- Это лучше известно президенту клуба.

- Вы попали в город, в котором традиционно не любят главных тренеров.
- Это зависит от интеллекта людей, а люди - они разные. Кто-то злорадствует, ждет, когда другой оступится, а кто-то от души желает добра. Тяжелее приходится приезжим тренерам, в солидных клубах на Западе не делят на своих-чужих, а оценивают по профессиональным качествам. А вообще, всегда и везде, если команда хорошо играет - и тренер хороший, и наоборот. Сколько существует футбол - ситуация не меняется.

- Что стало определяющим в вашем согласии принять клуб: материальная сторона, уровень задач, безысходность?..
- Материальная сторона меня устроила, хотя в Латвии условия были не слабее... 8 беседе с президентом клуба импонировал масштаб ставящихся задач: человек действительно хочет возродить Феникса из пепла. И я, как тренер эмоциональный и амбициозный, не смог устоять.

- Понимаю, что конкретики добиться вряд ли удастся, но все же: насколько высок уровень задач?
- В течение трех лет надо создать самобытный коллектив, который будет представлять Брестскую область. Кто будет работать с коллективом дальше, жизнь покажет, но первые шаги доверены мне. Поставлена задача заложить фундамент, с которого начнется возрождение брестского футбола. Дай бог, чтобы этот фундамент крепчал и в течение трех лет мы достигли того, что в планах.

- Имеется ли под серьезные задачи достаточная материальная база и человеческий материал?
- Материальной базы всегда чем больше, чем лучше... Хорошо, когда есть возможность комплектоваться более классными игроками. С другой стороны, считаю, это важная сторона, но не решающая. Главное - создать коллектив единомышленников. Сборная Латвии сегодня едет на финальную часть чемпионата Европы в Португалию, но не сказать, чтобы в составе были элитные игроки... Зато там есть люди-единомышленники, которые зажглись идеей, плюс везение, плюс сплочение... А при этом и бюджет не ахти какой, и подбор футболистов послабее, чем в той же сборной Беларуси.

- Простите за прямоту следующего вопроса, последние годы сделали брестского болельщика пессимистом. Когда, не имея приличного пополнения, при годичном контракте тренер подписывается под высокими задачами, можно предположить что он либо неисправимый и не совсем оправданный оптимист, либо человек хочет перекантоваться...
- За год команда, конечно, не делается. Во времена Союза, когда я работал в РАФе (Елгава), всегда составлялся перспективный план на три года, который фиксировался в Федерации футбола СССР. Но в нашем случае условие поставлено и условие принято, цейтнот - значит будем работать в цейтноте. А насчет оптимизма - да, я в жизни оптимист, потому что пессимисту нельзя браться за дело. У моих команд вообще бюджета не было, а мы попадали в еврокубки. С лиепайс-ким «Дагом» мы попали в ситуацию, близкую к финансовому краху, залезли в кредиты - и все равно вытащили. Университетскую команду...

- Хорошо, вы попадали в еврокубки, а что было с командами потом? Почему вы расставались, не тащили их к новым высотам?
- Здесь просто. Тот же «Даг» в итоге распался: умерла фирма-спонсор - и не стало команды. То же с «Университетом» - это было продолжением «РАФа». Завод микроавтобусов постепенно угасал и в 1996 году прекратил свое существование. Мы перешли под крыло университета, но сами можете представить, какой бюджет у университетской команды. На финансах, полученных за участие в еврокубках, протянули год, попали еще в «Интертото», сыграли с «Вердером», «Вашашем», вытащили команду на пятое место из девяти в национальном чемпионате. А потом последовало предложение от «Динабурга» (Даугавпилс) - финансово состоятельной команды. С этой командой мы полтора круга шли на первом месте с отрывом в пять очков от «Сконто», но в августе (1998-го. - B.C.) произошел дефолт рубля, появились проблемы у спонсора, и команда постепенно опустилась на 4-е место. В 1999-м году поступило предложение из «Риги», где я работал пять лет. То есть меня не увольняли, а расставания происходили по печально-естественным причинам. При этом замечу, не считаю уход тренера трагедией, это нормальный ротационный процесс. Другое дело, что мне пока не везло попасть в финансово стабильную команду - такую, какой в Латвии является «Сконто».
В 1998 году на арену вышел «Вентспилс», команда с серьезными намерениями, на которую я считался главным претендентом. Но в итоге назначили вашего Боровского: зная меня как главного в Латвии оппонента наставнику «Сконто» Старкову, постарались не пропустить на стабильные финансовые условия:
Но и с теми командами, с кем мне довелось работать, я делал это достаточно успешно, потому что большинство моих бывших игроков находятся теперь в элите латвийского футбола. Восемь моих игроков выступают в «Сконто», четверо в составе сборной едут в Португалию плюс в лиепайском «Металлурге» такие игроки, как Римкус и лучший бомбардир прошлогоднего первенства Добрецов - 36 голов. Большинство проработали со мной два-три года, начиная с юношеского возраста - 17-18-ти лет.
Так же было и в Ивано-Франковске, куда меня пригласили в команду, вылетевшую в первую украинскую лигу с задачей возвращения. Заняли из двадцати двух команд 4-е место, не хватило двух очков. После моего набора и года совместной работы целый ряд футболистов попали в элиту украинского футбола.
Еще раньше в чемпионате Союза я комплектовал «РАФ» совсем молодыми футболистами. Три игрока по восемь лет отыграли в сборной Латвии, а Алексей Косолапое был капитаном московского «Локомотива».
В 1992 году меня выдвигали в числе трех претендентов на пост главного тренера национальной сборной Латвии, но человеку с украинской фамилией в итоге доверили только молодежку. В национальной сборной первого созыва было девять моих игроков из «РАФа»...

- Вернемся в настоящее. Какие обстоятельства заставили вас покинуть последнюю команду - ФК «Рига»?
- Это была очень молодая и перспективная команда (средний возраст 19 лет). Большинство игроков, которых я подбирал мальчишками, имели контракты с университетской командой - так я страховался от экспансии «Сконто». И как в воду глядел: руководство «Риги» после сезона решило перевести лучших молодых игроков под эгиду «Сконто». Я воспротивился, вышел конфликт, и контракт с тренером был разорван...

- Как ваш отъезд из Риги восприняла семья?
- Нормально восприняла. Это моя профессия, моя работа. Со мной в «Динамо» приехал сын, ему 20 лет, пора в жизни определяться и выбирать. Считаю, что Богдану надо еще год поработать в моем тренинге, задатки у него есть. А старший сын - театрал, закончил театральный институт и живет в Петербурге - у него задатков в футболе не было, о чем я вовремя ему сказал.

- Что жена?
- Она у меня рижанка, хотя мать украинка, а отец - русский, но в этом городе родилась и живет. А гражданства страны не имеет - такова специфика положения в Латвии нелатышей. Поэтому я оттуда сейчас и уехал - в латышском футболе все проходило под знаком противостояния сконтовской системы тренера Старкова - и моего понимания игры. В Латвии я и Старков - два амбициозных, элитных тренера, но звезды сошлись над его головой.

- Как решились в Бресте бытовые вопросы?
- Нормально, мне готовы предоставить хоть квартиру, хоть коттедж, но пока до чемпионата сплошные сборы, и меня вполне устраивает номер в «Интуристе» - центр города, все близко...

- Рядом церковь - не заглядываете?
- Побывал, поставил свечку. Я человек не набожный, но крещеный.

- Что можете сказать о принятом хозяйстве, насколько вам подходят динамовские игроки прошлогоднего состава?
- Сейчас на этот вопрос трудно отвечать. Первый месяц работы в любой команде - это тяжелая общефизическая нагрузка, закладка фундамента. Для меня это базис: если игрок держит нагрузку - с ним можно работать дальше. Многие динамовские старожилы с тем, что я требую, справляются. На последней неделе сдавали нормативы. Сопоставляю со среднестатистическими данными для профессиональных футболистов, и цифры показывают, что команда находится на хорошем уровне. Это радует. Теперь будем переходить к технико-тактической работе.

- Как молодежь?
- Ни один клуб не может существовать без подпитки. Нельзя жить одним сегодняшним днем, надо смотреть в будущее. В дубле произвели хорошее впечатление семь человек 1986 года рождения, привлекаю их к тренировкам с первой командой. Сейчас мы должны разработать систему развития, начиная с детско-юношеского футбола. Мы с президентом об этом говорили, сегодня должна быть команда даже 13-летних, не говоря о последующих возрастах. Игроки юношеских команд должны принадлежать брестскому «Динамо», это будущее брестского футбола, именно отсюда надо начинать.

- Команда работает в режиме трехразовых тренировок, от которых многие стонут. Это ваш взгляд на футбол или вы просто даете встряску, выводите из прежнего состояния?
- Я работаю в том же режиме. Встаю в семь утра, заканчиваю рабочий день в одиннадцать вечера. Надо писать много планов, заводить картотеку на игроков...

- Вы трудоголик?
- Да, и того же требую от игроков. Веяния современного футбола заставляют перестраиваться все команды в Европе. Тренажеры, функци-оналка, люди должны быть скоростные, цепкие... Моей первой задачей было привить футболистам специфику тренинга по большому счету. Они должны себя проверить, готов организм на такие нагрузки или нет. Оказалось - могут.

- Для вас характерна фраза «держать нагрузку». Но если бы дело было только в нагрузке, все команды тренировались бы по пять раз, и сборная пятиборцев обыгрывала бы «Реал»?
- Повторю, это был первый месяц. Дальше вступает игровое мышление игрока, скорость этого мышления, быстрота реакции на мяч, перестроение в линиях - пойдет творческий футбольный процесс. Да, мы набегаем в матчах такой же километраж, как «Милан» или «Реал», разница же - в быстроте мышления и технике исполнения..

- Любой тренер, приходя в коллектив, стремится привести с собой чем больше людей: с одной стороны, чтобы опереться «на своих», с другой - соответствовать подспудным желаниям руководства. В этом плане настораживает, что ни один из привезенных вами в Брест семи, если не ошибаюсь, футболистов в команде не задержался...
- Я знал, что команда заняла одиннадцатое место, взял с собой игроков, с которыми можно, к примеру, подняться на седьмое. Но задачи ставятся более серьезные, под которые ребята не подошли.

- Вы свободно ориентируетесь в уровне белорусского чемпионата?
- Вашего чемпионата я пока в достаточной мере не знаю.

- О рисунке игры вы пока не говорите, намереваясь определиться с ним, исходя из «остроты» наличествующих штыков. Но хотелось бы знать ваши пристрастия: в советском футболе вам ближе был московский «Спартак» или киевское «Динамо» Лобановского?
- Точно такой вопрос мне задавали в 1992 году по приезде в Ивано-Франковск. И сегодня Михайличенко в киевском «Динамо» продолжает традиции Лобановского, а москвичи развивают стиль Бескова-Романцева. Но и «Спартак» уже понял, что, если не поднимет функцио-налку, на одной технике будет барахтаться на десятом месте. Развитие футбола вступает в другую стадию. Мне, например, во многих командах импонирует игра в два опорных полузащитника-разрушителя, особенно если играешь на выезде. Когда дома - да, надо развивать специфику атаки, в зависимости от того, с какой командой играешь. А вообще мне нравится золотая середина - и функциональный, мощный футбол, и созидание, чтобы у команды был свой почерк, свое лицо, чтобы она радовала глаз. Я игрокам сказал: вы играете не для себя, а для своего города, своих болельщиков, родственников, родителей. Это должно быть приоритетом.

- Брестская команда в последние годы неизменно выступала в игре вторым номером, отдавая инициативу и строя расчет на случай в контратаке. К чему в этом плане тяготеете вы?
- Просто стремлюсь каждый раз строить тактику, которая приносила бы успех. Игра забывается - счет остается, и вообще, самое красивое в футболе - результат. Если он есть, значит, все было правильно.

- Команда отправляется на две недели в Турцию. Какие цели преследует этот сбор?
- Сбор определит уровень нашего тактического и технического оснащения. Рассчитываю определить костяк команды, вокруг которого будет строиться игра и жизнь. Нас ждет пять контрольных матчей с соперниками разного калибра. Будем стараться выработать психологию победителя, хотя и поражения не должны выбить из колеи. Предстоит играть на фоне усталости, проверить волевые качества игроков. Не зря сбор называется учебно-тренировочным: пока мы учимся, а остальное - в апреле...

Василий Сарычев (газета "Вечерний Брест")

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ