... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2052
2Славия (Мозырь)2041
3Динамо (Минск)1836
4Ислочь (Минский р-н)2035
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)1934
6Динамо (Брест)2032
7Минск2031
8Неман (Гродно)1528
9БАТЭ (Борисов)2023
10Витебск2021
11Арсенал (Дзержинск)1921
12Гомель1819
13Нафтан (Новополоцк)2018
14Слуцк1913
15Сморгонь1913
16Молодечно197
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2350
2Барановичи2347
3Нива (Долбизно)2244
4Локомотив (Гомель)2343
5Лида2341
6Бумпром (Гомель)2341
7БАТЭ-2 (Борисов)2339
8Белшина (Бобруйск)2338
9Волна (Пинск)2337
10Островец2232
11Минск-22327
12Юни Икс Лабс (Минск)2326
13Динамо-2 (Минск)2224
14АБФФ U-19 (Минск)2222
15Орша2319
16Гомель-22319
17Осиповичи2311
18Слоним-20172311
подробнее

Статьи и интервью

Александр Федорович и Артем Радьков. Опыт и молодость

01.12.2005 00:00

Борисовский БАТЭ — один из немногих клубов элитного дивизиона, в котором долгое время гармонично сочетаются опыт и молодость. За годы пребывания в высшей лиге в команде успели поиграть исполнители, сделавшие себе имя еще до приезда в Борисов. Лисовский, Чумаченко, Невинский, Мардас, Баранов.
Борисовский БАТЭ — один из немногих клубов элитного дивизиона, в котором долгое время гармонично сочетаются опыт и молодость. За годы пребывания в высшей лиге в команде успели поиграть исполнители, сделавшие себе имя еще до приезда в Борисов. Лисовский, Чумаченко, Невинский, Мардас, Баранов. В то же время БАТЭ преуспел и в «натуральном» хозяйстве. В команде на высшем уровне дебютировали Рындюк, Александр Глеб, Кутузов, Жевнов, Лошанков, ставшие впоследствии игроками национальной сборной.
В минувшем сезоне руководство команды, несмотря на сильную ротацию, осталось верно своим принципам. В команде остались зубры Ермакович, Лихтарович и вернувшийся из аренды в «Нафтане» голкипер Федорович, пожалуй, самый преданный игрок БАТЭ за всю историю клуба. Именно он, а также молодой защитник Артем Радьков (надеемся, очередное открытие белорусского футбола), проведший лучший сезон в пока начинающейся карьере, стали нашими сегодняшними собеседниками.

«Пеночник» Александр ФЕДОРОВИЧ

— Во время сезона у вас интервью не допросишься. Могу предположить: когда-то вас незаслуженно обидели, и это привело к таким последствиям.
—Вовсе не так. Я стараюсь придерживаться поговорки: сделал дело — гуляй смело.
Все-таки общение с прессой немного отвлекает от работы, да и по натуре я такой человек, что не люблю лишний раз притягивать к себе внимание. Но если уж дал добро на общение, всегда держу слово. Могу общаться час, два, сутки — сколько надо. И все равно ваши коллеги иногда обижаются, когда им отказываешь.

— Может, обижаются по другой причине? Дело в том, что не все игроки БАТЭ, как и вы, в ходе чемпионата идут на контакт с журналистами. Некоторые в этом видят «руку» Федоровича…
— У каждого человека, тем более молодого и амбициозного, должно быть свое мнение. Мне кажется, подрастающее поколение наоборот желает, чтобы о нем писали. Чтобы фотография в газете была, чтобы девушке потом показать можно было. Они сами должны на интервью напрашиваться, хотя современных вундеркиндов не поймешь. Как там, золотая молодежь? Вроде бы, и к совету прислушиваются, но на самом деле информация в одно ухо влетает, через второе — вылетает.

— Тем не менее вы с молодежью неплохо уживаетесь: составляли достойную конкуренцию Хомутовскому и Жевнову, нынешним вратарям национальной сборной. Сейчас делитесь хлебом с Панкратовым…
— Я к конкуренции спокойно отношусь. Если бы я в свое время не подвинулся, где бы сейчас были Жевнов и Хомутовский? Наоборот, рад, что отчасти помог этим талантливым ребятам состояться. С Бориком сейчас также очень хорошие отношения — недавно к нему на свадьбу в Могилев ездил. Будем в дальнейшем сотрудничать, выяснять, кто из нас сильнейший.

— В прошлом сезоне подобное соперничество с Жевновым довело вас до «Нафтана»…
— Всего лишь на один круг. Мне нужна была полноценная игровая практика, но я знал, что обязательно вернусь в БАТЭ. Если бы даже Юра не уехал в этом году, все равно остался бы в Борисове и на практике доказывал бы свою дееспособность. Хотя в любом случае новополоцкий период пошел на пользу, о работе в «Нафтане» остались только приятные воспоминания. Во-первых, мне доверяли место в составе, а во-вторых, раньше я только слышал об Акшаеве, но в плотную с ним не сталкивался. Теперь с уверенностью могу утверждать, что это один из моих любимых тренеров.

— Кроме Акшаева вы сотрудничали с такими мэтрами, как Щекин, Стрельцов, Пунтус. Может, вскоре сами пополните тренерский цех?
— Пока я — действующий игрок, не задумывался над этим. Когда закончу карьеру вратаря, буду размышлять над этим более детально. Что пока останавливает? Все тренеры в начале пути, по сути, одинаковы, а чтобы стать хорошим наставником, надо что-то выиграть. А для этого нужен не только талант, но и любовь к профессии, достаточно неблагодарной. Сегодня ты на коне, у тебя все получается, а как завтра сложится — Бог его знает.

— В плане подхода к коллективу, зная вашу компанейскую натуру, проблем возникнуть не должно. А насколько вы склонны к аналитике?
— Если честно, не люблю на базе после игр просматривать моменты сыгранных накануне матчей. Для меня анализ начинается сразу после игры, в автобусе. За минут сорок стараюсь переварить все произошедшее, чтобы затем забыть и целенаправленно готовиться к последующим встречам.

— Уже размышляли над тем, какое место в вашей биографии занял этот сезон?
— А чего тут думать? Пятое. Достаточно посмотреть в итоговую таблицу. В целом сыграл стабильно — стабильно пропускал за игру мяч-второй. Это показатель класса. Серьезно, я не шучу. Ведь все вратари «пеночники» и «дырки» — это мое личное убеждение, основанное на мнении наших «специалистов». К тому же выдающимся голкипером я себя не считаю. Все, что летит в меня — отбиваю, чуть в сторону — катастрофа.

— Помните наиболее обидные мячи, которые не удалось отбить в этом году?
— Курьезный гол «привез» в домашней игре с «Шахтером». Идет заброс на наши ворота, вижу, что первый на мяче, поэтому сильно не тороплюсь, немного притормаживаю. Но мяч неожиданно попадает в водяной клапан, предназначенный для полития газона, и вместо того, чтобы отскочить на несколько метров, «гасится» и кладется точно на ногу Клименко…

— Однако вы реабилитировались в кубковой игре со «Славией», став автором голевой передачи.
— Какое там реабилитировался. Понял, что терять нечего, подключился к атаке, и когда мяч попал ко мне, хотел пробить в дальний угол: закрыл глаза, оттянул носок, но вместо удара вышел голевой пас на Лешу Багу. Говорят, со стороны получилось красиво.

— Не «подтравливали» после этого в команде?
— Конечно, нет — они меня боятся.

— По манере общения и огоньку в глазах вы напоминаете одного из ваших учителей — Юрия Пудышева.
— Ничего в этом предосудительного не вижу. Наоборот, считаю, молодежь должна равняться на старшее поколение. Я только начал заниматься футболом, когда минское «Динамо» выиграло чемпионат СССР. Для меня те игроки были примером для подражания, сейчас спроси у большинства начинающих футболистов, кто такой Пудышев, мало кто ответит.

— Теперь в БАТЭ вы достойно заменили мэтра — раздаете прозвища направо и налево.
—Это для простоты общения, что в футболе немаловажно. Пока назовешь игрока по имени-отчеству, соперник мяч давно отберет, а так крикнешь: «Шмиц!», и Паша Шмигеро знает, что делать.

— Слышал, вы сформировали «банду» не только в футболе…
— Действительно, постоянно играю в баскетбол, который стоит у меня на третьем месте после футбола и супруги. Помню, лет десять назад любил побегать с пацанами на площадке возле института физкультуры, поддерживаю с ребятами связь и по сей день. Когда-то познакомился с преподавателем физкультуры лингвистического университета, который предложил мне в качестве «подставного» сыграть в городском турнире. Так я стал чемпионом Минска в соревнованиях среди вузов.

— Вы когда-то говорили, что после окончания карьеры станете водителем трамвая «пятерочка». Не передумали?
— Повторюсь, пока еще не определился. Если скажут, что в футболе не нужен, пойду работать водителем трамвая или рвану к батьке в деревню, свиней кормить (Смеется.). В крайнем случае, можно бутылки собирать. Профессий хороших хватает, так что применение себе найду.
-

Молодожен Артем РАДЬКОВ

— Неделю назад сразу три игрока БАТЭ, включая вас, покончили с холостой жизнью. Как гостей-то делили?
— Действительно, в течение двух дней я, Андрей Шорох и Борис Панкратов сыграли свадьбы. Нам с Борей проще, мы могилевские, поэтому ребята, кто смог, приезжали сразу на два торжества. К сожалению, не у всех получилось, но с БАТЭ человек десять было, также почтили своим присутствием партнеры по молодежной сборной Паша Пласконный и Антон Амельченко. В общем, было весело.

— А не обидно, что в ЗАГС пришлось идти осенью? Летом-то природа, шашлыки на второй день…
— Что поделать — работа такая. Летом трудно время выкроить, хотя нам с погодой повезло — было достаточно тепло. Да и супруга ко всему относится с пониманием, постепенно стала к футболу приобщаться, смотреть матчи.

— Адаптация — штука трудная. А как вы освоились в БАТЭ после недолгой отлучки?
— Я в команде с 2002 года, знаю всех ребят, тренерский штаб, так что по ощущениям, словно домой вернулся. Знакомые требования, распорядок дня, так что времени на адаптацию вообще не потребовалось.

— Существует стереотип: хороший защитник — возрастной защитник. В БАТЭ же самым опытным вашим партнерам Молошу и Баге и 25 лет нет…
— От возраста в футболе мало что зависит. Если человек показывает зрелую игру, его мастерство соответствует уровню команды, тренер принимает соответствующее решение. В то же время не стану отрицать, что опытным игрокам гораздо проще в психологическом плане, они удачно вписываются в матч любой категории сложности. У молодых же свой плюс — им есть что доказывать, присутствует желание все выиграть как можно раньше.

— У вас есть кумир среди центральных защитников?
— В каждом топ-чемпионате в любой команде можно выбрать одного-двух игроков оборонительного плана, на которых стоит равняться. Все-таки уровень ведущих первенств на порядок выше нашего. Импонирует игра Терри, Карвалью, Фердинанда, Пюйоля, однако не могу сказать, что целенаправленно за кем-то слежу.

— Кстати, по поводу уровней. Один из представителей тренерского цеха сказал, что восприятие футбола белорусскими журналистами основывается на матчах Лиги чемпионов. Отсюда столько критики в адрес нашего чемпионата. Согласны с такой точкой зрения?
— У каждого человека свое мнение, но, полагаю, на прессу не стоит обижаться. Может, оно и хорошо, что белорусский чемпионат сравнивают с лучшими европейскими образцами. К тому же журналистов прекрасно понимаю: довольно тяжело за полтора часа игрового времени объективно оценить всех участников матча. Поэтому на критику никогда не обижаюсь. Тем более, если у человека сложилось определенное мнение, на то были предпосылки.

— В этом году, когда БАТЭ играл против жодинского «Торпедо», особого чувства не испытывали?
— «Торпедо» для меня такой же соперник, как и все остальные. Пикантности нашему противостоянию добавлял разве что тот факт, что это дерби команд из Минской области. К тому же ни одного полноценного поединка против жодинцев не провел. В первом круге вышел только на замену, так как восстанавливался после травмы, в ответном — отыграл только первый тайм, причем по той же причине. Причем действовал в тех играх в обычном ключе, особого настроя не было.

— Берегли его на игры с гродненским «Неманом»?
— Действительно, это не чужая для меня команда. Во-первых, перед прошлым чемпионатом я находился в Гродно на просмотре, правда, по не зависящим от меня причинам в команде остаться не удалось. Во-вторых, там играет мой брат.

— Это я и имел в виду, когда задавал предыдущий вопрос…
— Наши отношения никогда не изменятся, и это не зависит от того, как закончится матч с участием наших команд. Мы оба прекрасно пониманием, что это всего лишь игра. К тому же в разговорах тему футбола стараемся не затрагивать — его в нашей жизни итак очень много. Жаль, видимся редко — всего несколько раз в году. Но после матчей в Гродно стараюсь найти возможность остаться у него на денек. Кстати, если мне не изменяет память, вместе на взрослом уровне мы играли всего один раз — за дубль могилевского «Днепра-Трансмаша», в остальных случаях — друг против друга. Но жизнь впереди большая — может, когда-нибудь наши пути-дорожки пересекутся.

— Несмотря на то, что вам в августе исполнилось только 20 лет, вы уже успели поработать под руководством многих известных в Беларуси тренеров. Чей вклад, на ваш взгляд, самый весомый?
— Каждого наставника вспоминаю только с теплотой. Первым тренером стал могилевчанин Николай Лукьянчик, бывший игрок «Днепра». Естественно, в детстве у меня была одна мечта — пойти по стопам тренера и примерить футболку обожаемой в городе команды. Помог в становлении Павел Родненок, под чьим руководством я оттачивал мастерство в юношеской сборной. Думаю, если бы не Павел Петрович, наше интервью вообще могло не состояться. То же самое можно сказать и об Игоре Николаевиче Криушенко, который взял меня, 17-летнего пацана, в дубль БАТЭ. В том возрасте я не мечтал попасть даже в резерв такой титулованной команды, но в меня поверили. Хотя для меня было верхом блаженства жить на базе и тренироваться рядом с людьми, про которых до этого читал только в газетах. Яков Шапиро дал мне путевку во взрослый футбол, ведь я мог ждать шанса и по сей день, но в жодинском «Торпедо» мне предоставили карт-бланш. Как Шапиро, так и Юрий Малеев, в прошлом игрок достаточно высокой квалификации, передал часть своего опыта подопечным. Не было никаких обид на Юрия Пунтуса, который в свое время не доверял мне место в основе БАТЭ. Я прекрасно понимал, что пока еще не соответствую уровню главной команды, да и тренер не хотел выпускать меня просто для галочки, мол, видите, я ему предоставил шанс. Зато сейчас стараюсь доказать профпригодность в молодежной сборной Юрия Иосифовича. Мне импонирует его максимализм: он никогда не ставит задачу сыграть на ничью, даже если соперником является команда Италии. Наша цель — только победа.

— БАТЭ в белорусском футболе, пожалуй, самая преуспевающая кузница кадров, много игроков ушло на повышение в более сильные чемпионаты. Как думаете, скоро ли вам представится шанс уехать за границу?
— Пока никаких предложений лично мне не поступало, да и вести переговоры о трудоустройстве не имею права, я — действующий игрок БАТЭ, у меня заключен контракт. К тому же от добра добра не ищут, но, не спорю, у каждого молодого игрока перед глазами стоит пример Александра Глеба, молодым и амбициозным всегда хочется достичь большего. Полагаю, если мне поступит выгодное предложение, никто препятствовать не станет. Хотя, повторюсь, все мои мысли связаны только с БАТЭ.


Евгений Кечко (газета "Все о футболе")

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ