НОВОСТИ
все новости
Команды | Игры | Очки | |
---|---|---|---|
1 | Славия (Мозырь) | 4 | 12 |
2 | Неман (Гродно) | 4 | 12 |
3 | Динамо (Брест) | 4 | 10 |
4 | Торпедо-БелАЗ (Жодино) | 4 | 9 |
5 | Динамо (Минск) | 4 | 8 |
6 | Арсенал (Дзержинск) | 4 | 5 |
7 | Гомель | 4 | 4 |
8 | БАТЭ (Борисов) | 4 | 4 |
9 | Витебск | 4 | 4 |
10 | Днепр (Могилев) | 4 | 4 |
11 | Сморгонь | 4 | 4 |
12 | Нафтан (Новополоцк) | 4 | 3 |
13 | Ислочь (Минский р-н) | 4 | 2 |
14 | Слуцк | 4 | 1 |
15 | Минск | 4 | 1 |
16 | Шахтер (Солигорск) | 4 | -16 |
Нет данных
Команды | Игры | Очки | |
---|---|---|---|
1 | Молодечно-2018 | 2 | 6 |
2 | Лида | 2 | 6 |
3 | Островец | 2 | 6 |
4 | АБФФ U-17 (Минск) | 2 | 3 |
5 | Динамо-2 (Минск) | 2 | 3 |
6 | Нива (Долбизно) | 2 | 3 |
7 | БАТЭ-2 (Борисов) | 2 | 3 |
8 | Барановичи | 2 | 3 |
9 | Бумпром (Гомель) | 2 | 3 |
10 | Волна (Пинск) | 2 | 3 |
11 | Макслайн (Витебск) | 2 | 3 |
12 | Слоним-2017 | 2 | 3 |
13 | Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино) | 2 | 1 |
14 | Орша | 2 | 1 |
15 | Белшина (Бобруйск) | 2 | 1 |
16 | Шахтер-2 (Солигорск) | 2 | 0 |
17 | Локомотив (Гомель) | 2 | 0 |
18 | Энергетик-БГУ (Минск) | 2 | -10 |
Авторские материалы
Как реформировать белорусский футбол и добиться результатов. Часть 1
20.02.2007 15:00
Спортивный проект "Белорусский футбол" публикует на своих страницах очень интересный материал. Аналитик Леонид Самутин предлагает научный и принципиально новый подход к решению проблем футбола в Беларуси на основе принципа Парето (правило 80/20) и JIT-технологий (выжимание максимума с наименьшими затратами при любых ресурсах), а также исходя из анализа европейских чемпионатов.
ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ. МЕСТО В ЕВРОПЕ. КОРЕННЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ. РЕЗЕРВ ДЛЯ КАРДИНАЛЬНОГО УЛУЧШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВПринято считать, что Беларусь – маленькая и бедная страна, а потому нам не следует рассчитывать на высокие места. Однако это убедительно опровергается на примере результатов афинской Олимпиады. Там слишком очевидна связь между численностью населения страны и количеством завоеванных медалей (для европейских стран). Если сопоставить для каждой из стран долю населения в Европе с долей медалей среди европейских, то для крупных стран КПД (коэффициент полезного действия) будет около 100%. Для средних стран он, как правило, чуть больше (у Беларуси – 258 %). А страны с населением 4,5 миллионов жителей и меньше, в основном, оказываются вообще без медалей.
Спортивный потенциал еврпопейских стран (олимпиада)
Население в 2004 году | Олимпийские медали 2004 года | |||||||||
№ | страна | млн.чел. | % в Европе | зол. | сер. | бр. | ВСЕГО | место | % в Европе | КПД |
1 | Россия | 142,4 | 17,01 | 27 | 27 | 38 | 92 | 1 | 18,62 | 109 |
2 | Германия | 82,5 | 9,86 | 14 | 16 | 18 | 48 | 2 | 9,72 | 99 |
3 | Турция | 72,3 | 8,64 | 3 | 3 | 4 | 10 | 14 | 2,02 | 23 |
3 | Франция | 60,4 | 7,22 | 11 | 9 | 13 | 33 | 3 | 6,68 | 93 |
4 | Великобритания | 59,4 | 7,1 | 9 | 9 | 12 | 30 | 5 | 6,07 | 86 |
6 | Италия | 57,3 | 6,85 | 10 | 11 | 11 | 32 | 4 | 6,48 | 95 |
7 | Украина | 48,2 | 5,76 | 9 | 5 | 9 | 23 | 6 | 4,66 | 81 |
8 | Испания | 41,1 | 4,91 | 3 | 11 | 5 | 19 | 9 | 3,85 | 78 |
9 | Польша | 38,6 | 4,61 | 3 | 2 | 5 | 10 | 15 | 2,02 | 44 |
10 | Румыния | 22,3 | 2,66 | 8 | 5 | 6 | 19 | 8 | 3,85 | 145 |
11 | Нидерланды | 16,2 | 1,94 | 4 | 9 | 9 | 22 | 7 | 4,45 | 229 |
12 | Казахстан | 15,4 | 1,84 | 1 | 4 | 3 | 8 | 17 | 1,62 | 88 |
13 | Греция | 11 | 1,31 | 6 | 6 | 4 | 16 | 11 | 3,24 | 247 |
14 | Сербия и Черногория | 10,5 | 1,25 | 2 | 2 | 34 | 0,41 | 33 | ||
15 | Бельгия | 10,3 | 1,23 | 1 | 2 | 3 | 30 | 0,61 | 50 | |
16 | Чехия | 10,2 | 1,22 | 1 | 3 | 4 | 8 | 18 | 1,62 | 133 |
17 | Португалия | 10,1 | 1,21 | 2 | 1 | 3 | 31 | 0,61 | 50 | |
18 | БЕЛАРУСЬ | 9,9 | 1,18 | 2 | 6 | 7 | 15 | 12 | 3,04 | 258 |
19 | Венгрия | 9,8 | 1,17 | 8 | 6 | 3 | 17 | 10 | 3,44 | 294 |
20 | Швеция | 8,9 | 1,06 | 4 | 1 | 2 | 7 | 19 | 1,42 | 134 |
21 | Азербайджан | 8,4 | 1 | 1 | 4 | 5 | 25 | 1,01 | 101 | |
22 | Австрия | 8,1 | 0,97 | 2 | 4 | 1 | 7 | 20 | 1,42 | 146 |
23 | Болгария | 7,8 | 0,93 | 2 | 1 | 9 | 12 | 13 | 2,43 | 261 |
24 | Швейцария | 7,2 | 0,86 | 1 | 1 | 3 | 5 | 24 | 1,01 | 117 |
25 | Израиль | 6,6 | 0,79 | 1 | 1 | 2 | 33 | 0,41 | 52 | |
26 | Словакия | 5,4 | 0,65 | 2 | 2 | 2 | 6 | 22 | 1,22 | 188 |
27 | Дания | 5,4 | 0,65 | 2 | 6 | 8 | 16 | 1,62 | 249 | |
28 | Финляндия | 5,2 | 0,62 | 2 | 2 | 34 | 0,41 | 66 | ||
29 | Грузия | 5,1 | 0,61 | 2 | 2 | 4 | 26 | 0,81 | 133 | |
30 | Норвегия | 4,6 | 0,55 | 5 | 1 | 6 | 21 | 1,22 | 222 | |
31 | Хорватия | 4,4 | 0,53 | 1 | 2 | 2 | 5 | 23 | 1,01 | 191 |
32 | Молдова | 4,3 | 0,51 | 0 | 0 | 0 | ||||
33 | Босния и Герцеговина | 4,2 | 0,5 | 0 | 0 | 0 | ||||
34 | Ирландия | 4 | 0,48 | 1 | 1 | 36 | 0,2 | 42 | ||
35 | Литва | 3,4 | 0,41 | 1 | 2 | 3 | 29 | 0,61 | 149 | |
36 | Албания | 3,2 | 0,38 | 0 | 0 | 0 | ||||
37 | Армения | 3,1 | 0,37 | 0 | 0 | 0 | ||||
38 | Латвия | 2,3 | 0,27 | 4 | 4 | 27 | 0,81 | 300 | ||
39 | Македония | 2,1 | 0,25 | 0 | 0 | 0 | ||||
40 | Словения | 2 | 0,24 | 1 | 3 | 4 | 28 | 0,81 | 338 | |
41 | Эстония | 1,3 | 0,16 | 1 | 2 | 3 | 32 | 0,61 | 381 | |
42 | Кипр | 0,8 | 0,1 | 0 | 0 | 0 | ||||
43 | Люксембург | 0,5 | 0,06 | 0 | 0 | 0 | ||||
44 | Мальта | 0,4 | 0,05 | 0 | 0 | 0 | ||||
45 | Исландия | 0,3 | 0,04 | 0 | 0 | 0 | ||||
46 | Андорра | 0,065 | 0,008 | 0 | 0 | 0 | ||||
47 | Фарерские острова | 0,047 | 0,006 | 0 | 0 | 0 | ||||
48 | Лихтенштейн | 0,033 | 0,004 | 0 | 0 | 0 | ||||
49 | Сан-Марино | 0,027 | 0,003 | 0 | 0 | 0 | ||||
ИТОГО | 837,072 | 100 | 145 | 159 | 190 | 494 | 100 |
ВЫВОДЫ: у Беларуси потенциал более чем в два раза больше критического минимума, так что ссылки на «малость» нашей страны безосновательна. К тому же на афинской олимпиаде Беларусь заняла по медалям 12-е место в Европе, то есть при правильной организации работы «бедность» - не порок.
Принято считать, что индивидуальные виды спорта (основа олимпийских игр) и футбол – это слишком разные вещи, а потому и сравнение некорректно. Однако в чем же именно состоит эта разница?
А она в том, что наш чемпионат изначально не нацелен на достижение международного результата, как это организовано в индивидуальных видах. Там даже 4-е место на Олимпиаде считается неудачей, и бесперспективному (да еще и возрастному) «индивидуалу» просто не будут платить денег. А в нашем футболе есть три лиги команд по нескольку десятков человек в каждой, а результат в Европе только желателен, но не обязателен. Победа в национальном чемпионате стала самоцелью, а неудачи в Европе из года в год оправдываются нашей «малостью» и «бедностью».
Вот и получается, что на футбол тратится в тысячи раз больше денег, чем на подготовку одного индивидуала-олимпийца (и это если считать их зарплаты одинаковыми!!!). Только вот от последнего требуют медаль, а в футболе кормится масса бесперспективных (даже по национальным меркам) игроков, но еврокубки (и даже Кубок Содружества) считаются изначально неподъемными.
ВЫВОДЫ: в футболе возможно достижение тех же высоких мест, что и в индивидуальных видах спорта, если переориентировать национальный чемпионат непосредственно на покорение Европы.
Между тем в европейском футболе можно обнаружить те же тенденции, что и на Олимпиаде. Например, итоги последних лет (попадание клубов в Лигу чемпионов и групповой этап Кубка УЕФА) также показывают, что критический минимум для стран – 5 миллионов жителей. Беларусь по людскому потенциалу находится на 18-м месте. Правда наша страна располагается в «пласте» стран с сопоставимым потенциалом, так что у нас неустойчивое 12-25-е место в Европе. Вместе с тем даже достижение 25-го места в клубном рейтинге УЕФА даст Беларуси дополнительную европутевку, и, в соответствии с теорией вероятности в среднем гарантирует попадание сборной в топ-турниры хотя бы через раз-два. В конце концов, даже беднейшие (по меркам Евросоюза) Португалия и Греция добились в последние годы значительных успехов.
Спортивный потенциал еврпопейских стран (футбол)
Население в 2004 году | 2004/05 | 2005/06 | 2006/07 | ВСЕГО | % в Европе | КПД | ||||||
№ | страна | млн.чел. | % в Европе | ЛЧ-32 | КУ-40 | ЛЧ-32 | КУ-40 | ЛЧ-32 | КУ-40 | |||
1 | Россия | 142,4 | 17,01 | 1 | 1 | 3 | 2 | 7 | 3,24 | 19 | ||
2 | Германия | 82,5 | 9,86 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 17 | 7,87 | 80 |
3 | Турция | 72,3 | 8,64 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 7 | 3,24 | 38 |
3 | Франция | 60,4 | 7,22 | 3 | 3 | 2 | 5 | 3 | 4 | 20 | 9,26 | 128 |
4 | Англия | 50 | 5,97 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 19 | 8,8 | 147 |
6 | Италия | 57,3 | 6,85 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 19 | 8,8 | 129 |
7 | Украина | 48,2 | 5,76 | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | 3,24 | 56 | ||
8 | Испания | 41,1 | 4,91 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 21 | 9,72 | 198 |
9 | Польша | 38,6 | 4,61 | 1 | 1 | 2 | 0,93 | 20 | ||||
10 | Румыния | 22,3 | 2,66 | 1 | 3 | 1 | 2 | 7 | 3,24 | 122 | ||
11 | Нидерланды | 16,2 | 1,94 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 4 | 15 | 6,94 | 358 |
12 | Казахстан | 15,4 | 1,84 | 0 | 0 | 0 | ||||||
13 | Греция | 11 | 1,31 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 11 | 5,09 | 389 |
14 | С. и Черногория | 10,5 | 1,25 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1,39 | 111 | |||
15 | Бельгия | 10,3 | 1,23 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 9 | 4,17 | 339 | |
16 | Чехия | 10,2 | 1,22 | 1 | 1 | 1 | 3 | 6 | 2,78 | 228 | ||
17 | Португалия | 10,1 | 1,21 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 10 | 4,63 | 383 |
18 | БЕЛАРУСЬ | 9,9 | 1,18 | 0 | 0 | 0 | ||||||
19 | Венгрия | 9,8 | 1,17 | 1 | 1 | 0,46 | 39 | |||||
20 | Швеция | 8,9 | 1,06 | 1 | 1 | 0,46 | 43 | |||||
21 | Азербайджан | 8,4 | 1 | 0 | 0 | 0 | ||||||
22 | Австрия | 8,1 | 0,97 | 2 | 1 | 1 | 4 | 1,85 | 191 | |||
23 | Болгария | 7,8 | 0,93 | 3 | 1 | 4 | 1,85 | 199 | ||||
24 | Швейцария | 7,2 | 0,86 | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | 2,78 | 323 | ||
25 | Израиль | 6,6 | 0,79 | 1 | 1 | 2 | 4 | 1,85 | 234 | |||
26 | Словакия | 5,4 | 0,65 | 1 | 1 | 0,46 | 71 | |||||
27 | Дания | 5,4 | 0,65 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1,39 | 214 | |||
28 | Финляндия | 5,2 | 0,62 | 0 | 0 | 0 | ||||||
29 | Шотландия | 5,1 | 0,61 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | 2,78 | 456 | |
30 | Грузия | 5,1 | 0,61 | 1 | 1 | 0,46 | 75 | |||||
31 | Норвегия | 4,6 | 0,55 | 1 | 1 | 2 | 4 | 1,85 | 336 | |||
32 | Хорватия | 4,4 | 0,53 | 1 | 1 | 0,46 | 87 | |||||
33 | Молдова | 4,3 | 0,51 | 0 | 0 | 0 | ||||||
34 | Б. и Герцеговина | 4,2 | 0,5 | 0 | 0 | 0 | ||||||
35 | Ирландия | 4 | 0,48 | 0 | 0 | 0 | ||||||
36 | Литва | 3,4 | 0,41 | 0 | 0 | 0 | ||||||
37 | Албания | 3,2 | 0,38 | 0 | 0 | 0 | ||||||
38 | Армения | 3,1 | 0,37 | 0 | 0 | 0 | ||||||
39 | Уэльс | 2,8 | 0,33 | 0 | 0 | 0 | ||||||
40 | Латвия | 2,3 | 0,27 | 0 | 0 | 0 | ||||||
41 | Македония | 2,1 | 0,25 | 0 | 0 | 0 | ||||||
42 | Словения | 2 | 0,24 | 0 | 0 | 0 | ||||||
43 | С. Ирландия | 1,5 | 0,18 | 0 | 0 | 0 | ||||||
44 | Эстония | 1,3 | 0,16 | 0 | 0 | 0 | ||||||
45 | Кипр | 0,8 | 0,1 | 0 | 0 | 0 | ||||||
46 | Люксембург | 0,5 | 0,06 | 0 | 0 | 0 | ||||||
47 | Мальта | 0,4 | 0,05 | 0 | 0 | 0 | ||||||
48 | Исландия | 0,3 | 0,04 | 0 | 0 | 0 | ||||||
49 | Андорра | 0,065 | 0,008 | 0 | 0 | 0 | ||||||
50 | Фарерские острова | 0,047 | 0,006 | 0 | 0 | 0 | ||||||
51 | Лихтенштейн | 0,033 | 0,004 | 0 | 0 | 0 | ||||||
52 | Сан-Марино | 0,027 | 0,003 | 0 | 0 | 0 | ||||||
ИТОГО | 837,072 | 100 | 32 | 40 | 32 | 40 | 32 | 40 | 216 |
ЛЧ-32 - групповой этап Лиги чемпионов; КУ-40 - групповой этап Кубка УЕФА
ВЫВОДЫ: при правильной организации Беларусь может рассчитывать минимум на 25 место в Европе, а в лучшем случае – 12-е (и это в среднем!).
КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ. ЭФФЕКТ ПРИНЦИПА ПАРЕТО. ДОМИНИРУЮЩИЙ ЦЕНТР. РЕСТРИКЦИЯ МИНСКА.
Кардинальные выводы можно сделать, проанализировав футбольные чемпионаты европейских стран, многие из которых проводятся уже более ста лет. До сих пор вся «аналитика» сводилась к тому, как много у них там денег, народу, да сколько команд в их высших дивизионах. Однако куда существеннее тот факт, что основная суть успешного профессионального чемпионата состоит в концентрации основных средств в нескольких ведущих клубах. Причем число «вечных» клубов-грандов в чемпионате напрямую зависит от числа команд в высшем дивизионе, и объясняется это принципом Парето (или правилом 80/20). Для футбола это означает, что в 20% команд лиги сосредоточено 80% ресурсов (денег, лучших игроков). Это фактически означает, что четыре команды работают на пятую (находят и обкатывают новых игроков, тренеров, управленцев, а также оказывают сносное сопротивление), чтобы та достойно представляла страну в Европе.
В качестве одного из подтверждений этому, можно привести данные о Португалии. Там у клубов «Бенфика», «Спортинг» и «Порту» (то есть в 3-х из 18 клубов высшего дивизиона – 17%) сосредоточено 70% всех денежных средств (журнал «Мировой футбол» за январь 2006 года), что близко к соотношению 80/20 (тем более, что цифры оценочные). А ведь эта страна занимает шестое место в европейском клубном рейтинге! То есть первое место после стран большой пятерки, причем лишь немного отстает от Германии!!!
Еще одна важная закономерность – появление грандов предопределено географически. По большому счету, успешные футбольные страны делятся на два типа: гранды располагаются либо в разных городах, либо в одном доминирующем центре. Для Беларуси это означает, что гранды могут располагаться только в Минске. Другие варианты попросту исключены, так как ни у одного другого города страны нет сопоставимого со столичным статуса и потенциала, а слишком большое число «грандов» не смогут стабильно удерживаться на вершине (получится распыление средств, хаос, междоусобица).
Кроме того, анализ европейских чемпионатов однозначно показывает, что в одном городе должно быть не более двух грандов, иначе возникает проблема третьего лишнего. Кроме того, три гранда вместо двух обходится в полтора раза дороже (или же в полтора раза менее эффективны), из-за чего Беларусь может оказаться ниже определенного порогового значения и будет отброшена сразу на десяток позиций. С другой стороны, анализ также показал, что единственный гранд в чемпионате (флагман) – наихудший из всех возможных вариантов (даже хуже хаоса).
ВЫВОДЫ: Беларуси подходит только один вариант – с двумя грандами в Минске. Этого можно добиться без денежных вливаний, разрешив Минску выставлять только две команды. Эффект от этого можно сравнить с поливкой из шланга, когда зажимают кончик пальцами, в результате чего струя бьет значительно дальше. Подобное явление существует и в экономике, например, когда страны ОПЕК сокращают добычу нефти, чтобы цены на нее повысились. У подобного явления даже есть свое название – рестрикция.
Минск – стратегическая высотка, не разобравшись с которой невозможно достичь серьезных результатов. Неструктурное реформирование чемпионата (без реформы столицы) будет напоминать доливание океана из ведер.
100-ТЫСЯЧНЫЙ ПОРОГ. ОХВАТ НАСЕЛЕНИЯ. 14 ЗОН СПОРТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИГА.
На примере футбольных чемпионатов суверенной Беларуси можно заметить, что города с населением менее 100 тысяч человек ни разу не становились призерами чемпионата Беларуси, ни разу не выигрывали кубок страны, и, как следствие, ни разу не играли в еврокубках.