Лига чемпионов Плей-офф. 2 матчи

Первый матч

Первая лига

11.09. 17:00

Динамо-2 (Минск)

Минск-2

34-й Кубок Беларуси 1/8 финала

Чемпионат Европы 2024 Финал

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2052
2Славия (Мозырь)2041
3Динамо (Минск)1836
4Ислочь (Минский р-н)2035
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)1934
6Динамо (Брест)2032
7Минск2031
8Неман (Гродно)1628
9БАТЭ (Борисов)2023
10Витебск2021
11Арсенал (Дзержинск)1921
12Гомель1819
13Нафтан (Новополоцк)2018
14Слуцк1913
15Сморгонь1913
16Молодечно2010
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2350
2Барановичи2347
3Нива (Долбизно)2244
4Локомотив (Гомель)2343
5Лида2341
6Бумпром (Гомель)2341
7БАТЭ-2 (Борисов)2339
8Белшина (Бобруйск)2338
9Волна (Пинск)2337
10Островец2232
11Минск-22327
12Юни Икс Лабс (Минск)2326
13Динамо-2 (Минск)2224
14АБФФ U-19 (Минск)2222
15Орша2319
16Гомель-22319
17Осиповичи2311
18Слоним-20172311
подробнее

Статьи и интервью

Александр Глеб. Фото - kicker.de

Как попасть на прием к английской королеве

11.04.2007 10:56

Японская семья, специально прилетевшая из Токио, бежала за его машиной два квартала. В конце концов японцы дождались красного света, встали перед машиной и протянули водителю листки для автографов.
В минувшую субботу "Арсенал" в чемпионате английской премьер-лиги проиграл "Вест Хэму". С таким невезением, по словам очевидцев, "канонирам" не приходилось сталкиваться ни разу за последние несколько лет. Неудивительно, что после матча полузащитник "Арсенала" Александр Глеб выехал за ворота стадиона в сумрачном настроении. Однако его уже ждали. Японская семья, специально прилетевшая из Токио и увешанная фотографиями Глеба с ног до головы, бежала за его машиной два квартала. В конце концов японцы дождались красного света, встали перед машиной и протянули водителю листки для автографов. У футболиста, утверждают свидетели, увлажнились глаза. С подобным обожанием он не встречался даже на родине, в Белоруссии.

По большому счету аналог у Глеба в мире сейчас один. Кроме него лишь Андрей Шевченко представляет СНГ в основных составах самых богатых клубов планеты. При всем уважении к грузинам Кобиашвили из "Шальке" и Арвеладзе из голландского AЗ, украинцу Воронину из "Байера", россиянам Кержакову из "Севильи", Саенко из "Нюрнберга", Смертину из "Фулхэма" и Будянскому из "Асколи", "канониры" - совсем другой уровень. Не всегда по игре, зато всегда - по авторитету и возможностям. А Каха Каладзе из "Милана" пока не вышел после травмы на пик формы.

Тем любопытнее путь от Минска до Лондона, который проделал номинант премии "Звезда-2006", уступивший награду "СЭ" в финишном створе Игорю Акинфееву и - достоверный факт - очень сильно этим обстоятельством раздосадованный. Что помогло ему распорядиться своим бесспорным талантом так, как другим и не снилось? Или - кто помог? Почему Глеб не задержался в "Штутгарте", где был не просто на первых, а на главных ролях? Каким образом немецкий клуб отпустил белорусского хавбека в "Арсенал", если желал оставить его у себя? И не просто желал, а имел с футболистом действующий контракт, до окончания которого оставалось два с половиной года! Наконец, какие деньги приводили все это в движение?

Мы провели собственное расследование. В числе прочего отыскали в маленьком городке под Штутгартом личного менеджера Глеба - Николая Шпилевского, человека, приложившего руку ко всем его успехам. Который и поведал нам в красках о подробностях европейской карьеры белорусской звезды.

DO YOU SPEAK ENGLISH?

Даже удивительно, в каких местах люди иной раз занимаются футбольным менеджментом! В тихое пасхальное утро понедельника, который в Германии был выходным днем, мы оказались вдруг на юге Германии, в земле Баден-Вюртемберг. В тишайшей деревушке Кляйнаспах жизнь теплилась только вокруг солидного отеля, куда стекались бюргеры в цветастых жилетах, шляпах и при женах. Шпилевский, как было условлено, встретил нас на парковке. И провел куда-то вглубь отеля, через огромный зал, полный тех самых бюргеров, качающихся в такт сладкозвучному оркестру, звенящих кружками, поющих что-то, жующих, довольных жизнью... Пасха!

А через полминуты мы очутились в современном офисе со столами, компьютерами и окнами от пола до потолка. Над входом значилось название конторы: Fair Sport. А сама гостиница оказалась собственностью компаньона Шпилевского Ули Фербера и его жены Андреа Берг, эстрадной певицы номер один в Германии.

Свой рассказ менеджер Глеба начал с упоминания об открытках, которыми поздравляет его клиента с Новым годом президент Белоруссии, хотя на родине Глеб не столько европейская звезда, сколько богатый человек, которому вменяется в обязанность рвать соперников в каждом матче за сборную. И о недавнем приеме игроков "Арсенала" у английской королевы. Тьерри Анри представил Ее Величеству футболиста из Белоруссии, а Елизавета II ответила, что знает такую страну. Игрокам, в свою очередь, дозволялось задать высочайшей особе один вопрос. Один из новозеландских регбистов, присутствовавших на приеме, так разволновался, увидев воочию запечатленное на английских фунтах лицо, что спросил королеву Англии: "Do you speak English?"

ГЛЕБ ЗАРАБАТЫВАЛ ПОЧТИ КАК КАН

Глеб и менеджер шли друг к другу кружным путем. 41-летний Шпилевский играл некогда в минском "Динамо", Израиле, Бельгии, третьей германской лиге. Потом собственный агент, поляк, бросил его на произвол судьбы с беременной женой и сыном. Белорус, однако, выплыл и по ходу дела заострил деловые зубы. Посмотреть на Глеба его позвали тренеры юношеской сборной Белоруссии. 15-летний пацан, худой как вермишель, всю двусторонку просился на поле. А когда дядя-тренер все-таки дал отмашку, вышел и на полуасфальтовом покрытии моментально накрутил четверых.

В 17 лет его звали "Аякс", "Галатасарай", АЕК, предлагая БАТЭ очень большие деньги. Но в карьерном плане самым солидным вариантом оказался "Штутгарт". И не только в карьерном: целый сектор со специальной атрибутикой ходил в Германии только на Глеба. На первой же тренировке, через пять минут после появления в команде, он поймал на финт защитника сборной Германии Йенса Тодта и развернул его так, что того унесли делать блокаду позвоночника. Тодт зеленого технаря не забыл и однажды прыгнул ему двумя ногами в ахилл. Шпилевский, видевший это, перемахнул через ограду и принялся вразумлять Тодта физически.

Поначалу клеилось не все. Феликс Магат отправлял Глеба в дубль с формулировкой "не нужен команде". Но талант и вера в собственные силы взяли свое: цена на Глеба с каждым днем ползла вверх. В какой-то момент его зарплата достигла уровня самых ярких звезд бундеслиги. Многие удивлялись: как средний по деньгам "Штутгарт" может платить белорусу пять миллионов евро в год, если примерно столько же получает Оливер Кан?

А затем на горизонте появился "Арсенал". Глеба независимо друг от друга просматривали 12 лондонских скаутов. Все они сделали одинаковое заключение: "Арсеналу" и его стилю one touch ("в одно касание") белорус подходит. Оставалась одна заминка: "Штутгарт" хотел 27 миллионов! "Арсенал" был готов заплатить 16. И началось.

КАРАНДАШ ХИТРЕЕ НОУТБУКА

Увещевательные встречи Шпилевского с Магатом преследовали цель доказать, что через год Глеба можно не продать и за 10, поскольку игрок на глазах теряет мотивацию, стимулы и раздражители. Затем в дело вступила тяжелая артиллерия в лице вице-президента "Арсенала" Дэвида Дина. Дебаты в отеле штутгартского аэропорта длились трое суток. Дин, имея лишь карандаш за ухом, воевал с президентом, вице-президентом, спортивным директором и бухгалтером "Штутгарта", вооруженными ноутбуками и калькуляторами. И этим карандашом разбил их наголову, скинув цену почти в два раза! В решающий момент немецкий президент попросил набрать ему Глеба. "Где ты хочешь играть?" - спросил он. "Я обожаю "Штутгарт", но великим хочу стать в "Арсенале", - ответил игрок.

В конце концов клубы сошлись на 18 миллионах, оформленных как пакет выплат, в том числе и с доходов за товарищеские матчи и прочие акции - 16 из них "Штутгарт" уже получил. Но возникла и другая заминка: "Арсенал" никак не предполагал, что Глеб получает в "Штутгарте" такие деньги! Шпилевскому пришлось идти на риск. Он предупредил Глеба - и тот сказал: "Рискуем, я ничего не боюсь". Удалось убедить и Дина.

Риск заключался в плавающей шкале доходов Глеба. У него сейчас фиксированная зарплата значительно меньше той, что он получал в Германии. При этом каждый сыгранный матч оплачивается отдельно. Начал игру в основе - 60 тысяч евро. Вышел на замену - 30 тысяч. Чертовски удобная штука, если клуб захочет сэкономить или воспитать игрока! Тем удивительнее, что Глеб постоянно выходит в основе, зарабатывая сейчас больше, чем в "Штутгарте". Более того, когда ему понадобилась операция после игры с шотландцами за сборную, "Арсенал" полностью оплатил игроку все 10 пропущенных матчей!

ОДНОЙ НОГОЙ В "ХАРТСЕ"

Нынешнее благополучие Глеба - результат широкодиапазонной работы менеджера. Белорус лишен каких бы то ни было бытовых забот. Только перед самым финалом Лиги чемпионов пожаловался Шпилевскому на неважное самочувствие: негр, мол, измочалил.

- Какой негр? - всполошился агент.
- Из PlayStation...

А недавно Глеб заключил рекламный контракт с Puma на полтора года. Только надо учесть при этом, что Шпилевский в своей менеджерской конторе отвечает исключительно за братьев Глебов и ни за кого больше. Он и его жена стали для Глеба-старшего отцом и нянькой, денщиком и парком развлечений, психологом и моральной отдушиной. Как небольшой, но приятный довесок к действительно дружеским отношениям футболиста и его опекуна - 10 процентов всех доходов Глеба, которые составляют заработок Шпилевского. Платит агенту "Арсенал", причем контракты у него и у игрока с клубом разные - для чистоты финансовых операций.

Глеб-младший, по словам менеджера, антипод Александра. За юношескую команду "Штутгарта", где вместе с ним играли нынешние форварды сборной Германии Кураньи и Гомес, Вячеслав забивал по 50 мячей за сезон. Потом были "Гамбург", "Грассхоппер". И там и там чего-то не хватило. Возможно, расслаблял успех брата, иногда подводил характер, хотя в футбольном смысле одарен Вячеслав не меньше Александра. Перспективы же по-прежнему неплохие. Сейчас он играет в МТЗ-РИПО, но одной ногой фактически в "Хартсе". С хозяином шотландского клуба Владимиром Романовым договоренность уже достигнута, осталось провести лишь две игры за сборную Белоруссии, недостающие до "британских" 75 процентов. Одновременно с Вячеславом работает психолог.

Имел когда-то отношения с конторой Ули Фербера и Иван Саенко. Потом ушел, решив, что должен играть за другие деньги. Самый именитый из тех, кто остался - после Глеба, понятно, - восходящая звезда немецкого футбола Марио Гомес, известный, в частности, и тем, что, узнав у кромки поля от врачей о серьезной травме колена, в ярости треснул по ящику с медикаментами и заработал двойной перелом руки. В то же время в числе сотрудников конторы - Маурицио Гаудиньо, бывший игрок сборной Германии.

СЛОВО ЦЕНОЙ В МИЛЛИОН

Футбольный рынок в Германии достаточно цивилизован, насколько рынок вообще может быть таковым. Здешние агенты не стукнут вас битой по голове, но могут сделать так, что покажется - лучше бы стукнули. Вот пример. По договору между "Штутгартом" и БАТЭ при переходе Глеба немецкая сторона обязалась помочь белорусам с автобусом и экипировкой. В Борисове решили, что это вроде как коврики и зимняя резина в подарок при покупке авто. Немцы свои обязательства выполнили. А потом выяснилось: в договоре не указывалось, что все это будет сделано бесплатно.

"Потерялось" одно лишь слово! Проблема ценой в миллион евро утрясалась три года.

В то же время белорусская федерация футбола никак не может добиться погашения "Арсеналом" обязательств перед СДЮШОР минского "Динамо", подготовившей Глеба. Цена вопроса - 350 тысяч евро, пять процентов от сделки со "Штутгартом" (без учета, вероятно, хитростей Дина). А вот БАТЭ свои 100 тысяч уже получил.

Стонут от "Арсенала" не только в Минске. Один из юных талантов - перебравшийся в Лондон из бельгийского Беверена ивуариец Эбуэ - стал получать вместо 10 тысяч в Бельгии 20 тысяч в Англии. Шпилевский хватался за голову: как можно играть в "Арсенале" за такие гроши? Где были менеджеры, и что это вообще за менеджеры!

Футболистам тоже не рекомендуется "щелкать клювом", слушая предложения со стороны. В Германии есть такая льгота: тех, кто делает долгосрочные вложения в недвижимость, освобождают от значительной части налогов. Небедные футболисты по наущению со стороны вложения делают, пытаясь убить двух зайцев. Вся загвоздка - в слове "долгосрочные". Завершение карьеры не освобождает от суровых многолетних выплат по договору. И наступает банкротство, самыми известными примерами которого могут служить тот же Гаудиньо и знаменитый Карл-Хайнц Ферстер. (Любопытно, что спортивная благотворительность, спонсорство и т.д. ни под какие льготы не попадают. Равно как и финансовая деятельность самих клубов. Считается, что футбол слишком богатая отрасль, чтобы иметь послабления.)

А вот банальное невыполнение контрактов, серые платежные ведомости и силовые "разводы" футболистов в Германии исключены. Тотальный контроль государства - зарплату даже на день не задерживают! Плюс репутация: малейшая огласка - и позор клубу на всю страну. Так было в "Кайзерслаутерне", где нечто подобное случилось несколько лет назад. А вот в Швейцарии, Австрии или Бельгии такое по-прежнему изредка случается. Там клубы победнее, а лигочемпионских амбиций хоть отбавляй. И народ ловчит, пытаясь прыгнуть выше головы без разбега.

Невозможны и "откаты". В "Алемании" не так давно банально украли деньги: пригласили из Австралии свободного агента, представив его игроком на контракте. В комплект последствий входили присвоенные агентом и менеджером клуба 150 тысяч евро, поимка, огласка, штраф, суд и лишение трех очков.

Теперь все понимают: агенту проще официально убедить клуб в таком размере комиссионных, который он хочет получить с трансфера. А менеджерам, желающим "наварить", лучше совсем об этом не думать, иначе можно лишиться чести, работы и, пожалуй, на какое-то время свободы. Кроме того, время единоличных менеджерских или тренерских, как в Англии, селекционных решений в Германии прошло. В условиях, когда все трансферные шаги предпринимаются только коллегиально, осуществить "распилы" и "откаты" невероятно сложно.

А вообще, пообщавшись в последние дни с главными фигурантами германского футбольного рынка, мы сделали для себя вот какой вывод. Принцип везде один: побольше заработать. И везде для этой цели ищутся какие-то схемы. Только в Германии они - легальные.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ