Лига чемпионов Плей-офф. 2 матчи

Высшая лига

15.09. 19:00

Динамо (Брест)

Неман (Гродно)

15.09. 20:55

Гомель

Витебск

Первый матч

34-й Кубок Беларуси 1/8 финала

Чемпионат Европы 2024 Финал

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2152
2Славия (Мозырь)2141
3Ислочь (Минский р-н)2138
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)2037
5Динамо (Минск)1936
6Минск2134
7Динамо (Брест)2032
8Неман (Гродно)1628
9БАТЭ (Борисов)2126
10Арсенал (Дзержинск)2024
11Витебск2021
12Гомель1819
13Нафтан (Новополоцк)2119
14Сморгонь2014
15Слуцк2013
16Молодечно2110
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2453
2Барановичи2450
3Нива (Долбизно)2344
4Локомотив (Гомель)2443
5Бумпром (Гомель)2442
6БАТЭ-2 (Борисов)2442
7Белшина (Бобруйск)2441
8Лида2441
9Волна (Пинск)2437
10Островец2333
11Юни Икс Лабс (Минск)2429
12Минск-22428
13Динамо-2 (Минск)2325
14АБФФ U-19 (Минск)2322
15Орша2419
16Гомель-22419
17Осиповичи2414
18Слоним-20172414
подробнее

Статьи и интервью

Геннадий Тумилович (Динамо Минск). Фото - БЕЛТА

Геннадий Тумилович: «Не надо искать в ж... мозг»

07.08.2007 14:38

Геннадий Тумилович настаивал на сохранении в этом интервью чрезвычайно экспрессивной, выходящей за нормативные рамки, лексики в отношении бывшего коллеги по национальной сборной и даже метафорически уподобил его поведение поведению представителей сексуальных меньшинств.
Скандал с якобы имевшей место попыткой подкупа матчей футбольной сборной Беларуси в 2003г. набирает обороты. Недавно, после интервью в ведомственной газете «На страже» с начальником следственного управления предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома Геннадия Казакевича, стало известно, что бывший игрок команды Ш., который предлагал определенную сумму некоторым футболистам - это вратарь Валерий Шанталосов. Также в очередной раз было подтверждено, что аудиозапись разговора между вероятным обвиняемым и одним из игроков сборной была подброшена в редакцию газеты «Прессбол».

Теперь в деле всплывают новые действующие лица. Валерий Шанталосов не отрицает, что накануне игры с чехами, встречался с голкипером сборной Геннадием Тумиловичем. В интервью «Европейскому радио для Беларуси» он рассказал, что у него в свое время случился конфликт с коллегой после матча со сборной Швейцарией, когда тренерский штаб доверил место в воротах Тумиловичу. «В кулуарах я где-то высказывал обиду на Тумиловича. Мол, он по блату попал в сборную. Мы когда с ним где-то в России встречались, он мне говорил: ты ответишь за свои слова. Возможно, ждал случая».
Однако нынешний вратарь столичного «Динамо» долгое время молчал, а если и давал комментарии по поводу тех событий, делал это весьма корректно. После июньского проигрыша болгарам, голкипер в интервью «БелГазете» вспомнил про игры с чехами и молдаванами: «В сборной не было и нет людей, способных продать матч. Сейчас много говорится о проданных играх в 2003г., но я в курсе тех событий и с уверенностью могу заявить, что подкупа не было! Была лишь его попытка, но никто из игроков в этом не участвовал».

В беседе с корреспондентом «БелГазеты» Евгением Кечко экс-вратарь сборной Геннадий Тумилович изложил свою версию событий 4-летней давности.
- В деталях распространяться не хочется, о той ситуацию могу сказать одно: национальная сборная не участвовала ни в каких договорных матчах, и хватит писать про эту хрень. Подкуп и попытка подкупа - две большие разницы, и не надо искать в ж… мозг. Никто из игроков игр не сдавал - я могу ответить за свои слова. Если вдруг окажется, что я обманул, пусть соберут полный стадион болельщиков и прилюдно повесят меня на воротах. Тем более, когда обвиняют отдельных игроков, обвинения падают на всю команду, а это уже недопустимо.
Просто у нас привыкли, что каждое поражение рассматривается как признак - сдавала команда игру или нет. Свежий пример - ситуация после недавнего матча с болгарами. Румынская пресса написала какую-то ерунду про нашу сборную, отечественные СМИ подхватили тему и все переписали так, как будто это произошло на самом деле. Причем часто обвинения касаются не только сборной, теперь обсуждается любой еврокубковый матч.

- В интервью «Белорусскому партизану» Шанталосов высказал предположение, что вы – один из исполнителей этого «сфабрикованного» дела.
- Если прокомментировать ситуацию в двух словах, то после каждого слова этого человека можно ставить штамп - «вранье». Мне самому интересно, откуда взялась эта кассета. Вначале я даже думал, что это он весь разговор записывал. Когда мы с ним встречались, я ему доказал, что он повел в отношении меня недостойно. Он от многого открещивался, но я достал диктофон и показал записи, которые вел в течение трех месяцев. Я это делал для личного пользования, пытаясь узнать, почему мое имя упоминается в якобы договорных матчах.
Мне не надо было никакого суда и следствия, это касалось лично меня и его. Тогда в концовке нашего разговора он признался, что не прав. У меня же нет никаких обид и претензий к этому человеку, а вся шумиха выеденного яйца не стоит.

- Шанталосов говорил об игровых противоречиях, которые были между вами…
- Мне не хочется много говорить об этом великом вратаре (а он сам себя считает великим вратарем). Я же не бросал сумки, и не уезжал из сборной, когда ставили в состав его, а не меня. Правда, это случалось редко: как правило, у меня была травма, или я плохо себя чувствовал.
В той ситуации, после игры со Швейцарией, я могу его понять, хотя тот же Андрей Сацункевич, который также остался без места в составе, так себя не вел. Они оба готовились в Германии на сборах, а я приехал за день до матча, и в итоге дебютировал в национальной команде. Анатолий Байдачный, работавший тогда в России, позвонил главному тренеру сборной Михаилу Вергеенко и сказал, что я нахожусь в сумасшедшей форме. Но не я же звонил и просил поставить меня в состав. Шанталосов обиделся, сказал, что в запасе сидеть не будет, собрался и уехал. При этом наговорил про меня кучу гадостей… Это у него ко мне всю жизнь были неподдельный интерес и непонятная ревность.

- И все же, какая у вас была тема для разговора.
- То, что мое имя было засвечено в якобы сдаче тех игр. Но, повторюсь, ту беседу я не записывал, я вел запись, когда разговаривал с двумя сторонами - российской и белорусской. Я не собирался кому-то жаловаться, кого-то подключать, просто поставил его в известность. Если бы это произошло через день-два, как я обо всем узнал, возможно, предпринял бы какие-нибудь действия. Но поскольку прошел какой-то срок, то я успокоился…
Однако никакой записи я тогда не делал, и понятия не имею, откуда появилась кассета, про которую все сейчас говорят. Может, он сам все записал, а кассета каким-то образом пропала - я ее не слышал. Когда меня потом следователь вызывал на допрос, просто комментировал то, о чем у меня спрашивали. Никаких заявлений не писал и показаний против Шанталосова не давал.
Сейчас, когда тему раскрутили, многие статьи перепечатываются, и мне уже звонили знакомые из России: «Гена, неужели ты к этому причастен?» А это все оттого, что пишут урывками. Сначала написали о договорном матче, которого не было, а потом тема развивается, и на выходе получается жареное. Но это на фиг никому не нужно - у нас и без этого проблем в футболе хватает. Тем более никакого состава преступления не было.

- С какой целью вас вызывали на допрос?
- Просто прокомментировать аудиозапись. Спросили: «Ваш голос?». «Мой». «Это все было?». «Было».

- Какова судьба записанных вами кассет?
- Я их хранил у себя, но затем у меня их забрали с моего разрешения как доказательство непричастности ко всей этой грязи. Ведь на всех пленках говорится, что я никакого участия в договорном матче не принимал.

- В интервью «Европейскому радио для белорусов» Шанталосов сказал, что «встретился с девятью игроками, и все они написали, что никаких денег им не предлагал». Вы расписку давали?
- Так он ко мне и не обращался! Я бы дал ему расписку, но немного другого содержания.

- Тем не менее, как потом выяснилось, и чехам и молдаванам сборная проиграла с «нужным» счетом…
- Чтобы об этом писать, надо разбираться во всех букмекерских тонкостях, хитростях и коэффициентах. Когда в конторе стоит коэффициент «-2», как написано в газетах, то при выигрыше команды с разницей в два мяча идет возврат, никаких выигрышей участник пари не получает. То же самое произошло и в Молдове, когда был коэффициент «+1». Ставка сыграла бы в том случае, если бы мы проиграли два мяча, а не один. Так что какой-либо подкуп - это полный бред, тем более сейчас озвучиваются суммы, которые якобы предлагали нашим футболистам.

- Например, $40 тыс…
- Не понимаю, откуда все взяли эту цифру. $40 тыс. - это подъемные, полученные Шанталосовым в кустанайском «Тоболе». Речь, наверное, идет о записи, прокрученной по телевидению. Это был мой разговор с каким-то россиянином, но все выдали как диалог Шанталосова с кем-то. Понятия не имею, как это просочилось на ТВ. Не стоит замешивать сюда пленки, которые записывал я, не вмешиваясь ни в чью личную жизнь.

- В вашей богатой клубной карьере случались похожие инциденты?
- Если какой-то футболист, особенно поигравший в чемпионатах СССР, России или Украины, скажет вам, что не участвовал в договорных матчах, плюньте ему хотя бы под ноги. Причем имеется в виду не подкуп нескольких игроков, а ситуации, когда в сомнительных встречах участвует вся команда, включая руководство. Это было сплошь и рядом, особенно в середине 90-х. Так что, когда читаешь интервью людей, все отрицающих, становится просто смешно.
Болельщикам сборной и белорусских клубов хочу дать совет: смотрите футбол глазами зрителя, а не эксперта в договорных матчах. В Беларусь с такими предложениями никто больше не полезет. Те, кто пытался это сделать, наказаны так, что вряд ли о них тут когда-либо услышат.

P.S. Геннадий Тумилович настаивал на сохранении в этом интервью чрезвычайно экспрессивной, выходящей за нормативные рамки, лексики в отношении бывшего коллеги по национальной сборной и даже метафорически уподобил его поведение поведению представителей сексуальных меньшинств. Однако редакция «БелГазеты» по этическим соображениям решила воздержаться от прямого цитирования г-на Тумиловича.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ