... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2658
2Динамо (Минск)2653
3Славия (Мозырь)2650
4Динамо (Брест)2645
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)2644
6Ислочь (Минский р-н)2644
7Минск2642
8Неман (Гродно)2639
9Гомель2636
10БАТЭ (Борисов)2633
11Арсенал (Дзержинск)2629
12Витебск2627
13Нафтан (Новополоцк)2625
14Сморгонь2624
15Слуцк2618
16Молодечно2611
Нет данных
Команды Игры Очки
1Барановичи3068
2Днепр (Могилев)3063
3Белшина (Бобруйск)3056
4Бумпром (Гомель)3052
5Локомотив (Гомель)2951
6Лида3050
7Нива (Долбизно)3050
8БАТЭ-2 (Борисов)3048
9Волна (Пинск)3045
10Островец3042
11Минск-23042
12Юни Икс Лабс (Минск)3035
13Динамо-2 (Минск)2934
14АБФФ U-19 (Минск)2933
15Гомель-22928
16Орша3019
17Осиповичи3018
18Слоним-20173017
подробнее

Статьи и интервью

Беларусь - Чехия. Александр Кульчий

Александр Кульчий: нас кинули

23.09.2007 11:35

Интервью Кульчия можно воспринимать как прощальное в качестве игрока национальной команды. Впрочем, быть может, шанс на некий чудесный разворот ситуации оставить все же следует — на всякий случай…
Главный тренер футбольной сборной Беларуси Бернд Штанге, делая команду будущего — отборочного цикла чемпионата мира-2010, чужд сантиментам в отношении тех, кому за тридцать и на ком держалась игра еще вчера. С одной стороны, как опытный профессионал немецкий специалист имеет на то полное, обусловленное выданным карт-бланшем, право, а с другой — на уровне чисто человеческом расставание со сборной ветеранской гвардии воспринимается с изрядной долей сожаления.

Тем более что многие из аксакалов и поныне твердо котируются в серьезных клубах и завершения карьеры вроде еще не планируют. Пример — Александр КУЛЬЧИЙ, ключевой штык полузащиты российской “Томи”. Недаром изначально Штанге вызвал 33-летнего опорника на сбор перед августовским товарищеским матчем с Израилем. Однако тот (как и его одноклубник Виталий Булыга) не приехал и тем невольно исчерпал интерес тренерского штаба к своей персоне. На прошлой неделе в беседе с корреспондентом “ПБ” наставник сборной сообщил, что более не рассчитывает на обоих томичей. Сегодняшнее интервью Кульчия, — а дать ему слово мы посчитали необходимым, — таким образом, можно воспринимать как прощальное в качестве игрока национальной команды. Впрочем, быть может, шанс на некий чудесный разворот ситуации оставить все же следует — на всякий случай…

— Вы наверняка уже знаете, что Бернд Штанге закрыл “вопрос по Кульчию и Булыге”. Как восприняли новость?
— Да, я действительно прочитал об этом в вашей газете. Как воспринял? Безусловно, с большим сожалением. Мог бы, считаю, сборной еще помочь. Но раз так получилось… Что ж, ничего страшного. Жизнь продолжается.

— Первопричиной такого решения, как известно, стал ваш с Булыгой неприезд на товарищеский матч с командой Израиля. Что помешало откликнуться на вызов, пришедший в Томск?
— Я уже рассказывал про сложное турнирное положение “Томи” в чемпионате России. А игра с Израилем — товарищеская. На то и есть такие матчи, чтобы проверить в деле ребят из ближайшего резерва. А меня надо ли было проверять? Особенно в условиях крайне насыщенного календаря. Вспомните: встреча с Израилем была 22 августа, а важный матч премьер-лиги “Томь” — “Луч-Энергия” — 25-го. Предположим, полетел бы я в Минск — в расположение клуба вернулся бы лишь утром 24-го. За день до тура российского чемпионата. Вот и решил не ехать.

— Последствия пытались просчитать, сгладить? Звонили ли в белорусскую федерацию с превентивным объяснением ситуации? Ведь о реакции на неявку нового наставника сборной вы могли лишь догадываться…
— У нас был разговор с Дмитраницей. Я ему все изложил.

— Бытует мнение, что в “Томи”, которой грозит расставание с сильнейшим дивизионом, нынче, мягко говоря, не приветствуются отлучки основных игроков по зову родных федераций. Сказывают, вплоть до ультиматумов: дескать, поедешь в сборную — об основном составе клуба можешь забыть. Пример Василия Хомутовского это подтверждает.
— Решение остаться в “Томи” и не ехать в Минск — мое решение. Никто в клубе меня не прессинговал, не говорил, что лететь не стоит.

— И все же интересно получается: вы играете в клубе, но не вызываетесь в сборную. Хомутовский, наоборот, востребован в сборной, однако не задействован в клубе. Обсуждаете дела насущные с Василием?
— Нет, я его не расспрашивал о сборной. Он в клуб приехал, но на эту тему мы не разговаривали.

— Не прокручиваете в памяти послематчевый вечер в Петербурге, когда, уступив “Зениту”, два белоруса отправились в Томск, а один — в Минск?
— У нас тогда до последнего существовала договоренность, что принимать решение и действовать будем сообща. То есть либо все вместе едем в сборную, либо все вместе — не едем. Выбрали второй вариант — остаемся в клубе. Но Вася потом улетел в Минск. Причем билет на самолет, как выяснилось, заказал заранее — из гостиницы еще до матча с “Зенитом”. Зачем, не понимаю, нужно было нас обманывать? Сказал бы сразу: так, мол, и так, вы как знаете, а я выбираю сборную… Тот же Виталик Булыга, объясняя неприезд в Минск, мог легко сослаться на уважительные семейные причины — они у него были. Тем не менее он этого не сделал — до конца остался солидарен со мной.

— Главный тренер “Томи” Валерий Петраков ваше решение, ясное дело, приветствовал…
— Естественно, ему лучше, когда игроки никуда не уезжают, а остаются на месте.

— Помимо вас и Булыги, новый тренерский штаб белорусской команды обходит вниманием и других опытных футболистов — Сергея Штанюка, Сергея Гуренко, Виталия Кутузова, Юрия Жевнова. Обсуждаете эту стратегию друг с другом?
— Странно, что и говорить, ведет себя тренер. Как можно не вызывать в сборную таких проверенных ребят? Которые принесли и еще могут принести команде много пользы. Я уже не говорю о том, как со Штепом (Штанюком. — “ПБ”.) поступили. Никто из федерации не позвонил, ничего не объяснил. Не сказал, наконец: “Спасибо, Сережа”. Человек двенадцать лет отдал сборной. Штанге говорил, что Штанюк — фантастический игрок. Если от такого футболиста отказались, чтобы удобнее было передать капитанскую повязку Александру Глебу, то это напрасно. Думаю, здесь не могло возникнуть проблемы. Сергей безболезненно расстался бы со статусом.

— Отборочные поединки сборной с Румынией и Словенией пришлись на перерыв в календаре вашего клуба. Учитывая перенос кубковой встречи с тем же “Зенитом”, следующий матч “Томь” проведет лишь 23 сентября. Если бы на румын и словенцев вызов вам все-таки пришел, сдерживающих факторов не возникло бы?
— Нет, конечно. Я бы обязательно приехал. Даже если бы паузы в чемпионате не случилось, а тур в России был запланирован, скажем, на 15 сентября. Потому что с румынами и словенцами матчи официальные, а не товарищеские.

— Чем в настоящее время заняты в клубе?
— Подготовкой к продолжению чемпионата. Работаем на тренировочном сборе в Сочи. Все идет по плану. Впереди матч в Самаре с “Крыльями”.

— В начале интервью о своей невостребованности в сборной вы сказали просто: ничего страшного. Трудно, однако, представить, чтобы футболист, сыгравший за команду 63 матча и продолжающий держать уровень, принимал расставание с ней так буднично и без обид…
— Обида, чего скрывать, есть. Играть за сборную хочется. Но вот пришел немец, сказал: сейчас я все тут сделаю…

— Штанге начал омоложение команды — с прицелом на отборочный цикл ЧМ-2010…
— Ради бога. Пусть омолаживает.

— Как, к слову, отреагировала на ситуацию ваша жена, психолог по профессии?
— Была удивлена. Она считает, что я еще способен принести много пользы сборной и лучше меня никого нет.

— Видели какой-нибудь из трех матчей команды под началом нового тренера?
— Нет, не пришлось. Потому не могу судить, какой футбол был в них показан.

— Помнится, вы — едва ли не единственный из всех сборников — не поддержали идею приглашения в Беларусь зарубежного специалиста…
— Иностранец не знает наших футболистов, их возможностей. Думает, наберет ребят из национального чемпионата, и они сразу заиграют на высоком международном уровне. Тем более такие молодые, как сейчас. Процесс смены поколений нужно проводить постепенно. Эксперименты — удел товарищеских матчей, а не отборочных. Впрочем, это дело Штанге — ему отвечать за результат.

— Известно, что контракт с “Томью” у вас в этом году заканчивается. Какие виды на будущее?
— Скорее всего, я покину клуб.

— Варианты?
— Есть один. Какой конкретно — пока не для прессы. Скажу лишь, что это один из клубов российской премьер-лиги.

— В истории нашей национальной сборной случались всякие повороты, игроки уходили, потом возвращались. Никогда не говори “никогда” — этот принцип к вам нынче применим? Если Бернд Штанге вдруг развернет кадровый вектор и заинтересуется вами, вернетесь в команду?
— Так он сказал ведь, что я ему неинтересен. Поверхностный какой-то подход. Не знаю, может, он и к делу так относится. Эти непонятные перестановки на поле ни к чему хорошему, на мой взгляд, не приведут. А вообще… Если даже позовут в сборную, все равно ведь буду играть не за тренера — за страну. Хотя как приехать после таких слов? Нет, не приеду теперь, по-любому. Да и не вызовет он меня…

— Ну а вдруг?
— Не будет никакого “вдруг”…

— Следующий отборочный матч сборной — дома с Люксембургом. Он состоится в Гомеле — родном для вас городе. Хороший случай наведаться на малую родину, сходить на стадион пусть даже как болельщик…
— Меня не будет на матче. Я в Москве живу, а в Гомеле бываю только во время отпуска.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ