... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)513
2Неман (Гродно)512
3Динамо (Брест)511
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)510
5Динамо (Минск)59
6Арсенал (Дзержинск)58
7Витебск57
8Гомель55
9Сморгонь55
10Днепр (Могилев)55
11БАТЭ (Борисов)55
12Ислочь (Минский р-н)55
13Нафтан (Новополоцк)54
14Минск52
15Слуцк51
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201837
2Лида37
3БАТЭ-2 (Борисов)36
4Волна (Пинск)36
5Нива (Долбизно)36
6Островец36
7Динамо-2 (Минск)34
8Барановичи34
9Белшина (Бобруйск)34
10Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
11Макслайн (Витебск)34
12АБФФ U-17 (Минск)33
13Слоним-201733
14Бумпром (Гомель)33
15Шахтер-2 (Солигорск)31
16Локомотив (Гомель)31
17Орша31
18Энергетик-БГУ (Минск)3-9
подробнее

Статьи и интервью

Эдуард Малофеев

Эдуард Малофеев: «Я сейчас главный тренер «Хартса», «Каунаса» и МТЗ-РИПО»

10.12.2007 12:53

Когда мне в 1986-м предложили возглавить сборную, а Лобановского сделать моим ассистентом, Бесков подошел ко мне и сказал: “Откажись. Первым тебе не быть. Я через это уже проходил. Тебе не дадут работать”.
В 1982-м, когда минское “Динамо”, возглавляемое Эдуардом Малофеевым, стало чемпионом Союза, его боготворили и носили на руках. Но жизнь — она как черно-белая доска. Сегодня ты в фаворе, а завтра... “Сколько раз меня больным делали, — вспоминал Эдуард Васильевич. — Еще недавно меня хотели видеть в московском ”Динамо", ЦСКА... Но потом кто-то приходил и говорил, что я враг народа.

Мол, как я могу кого-то тренировать, ведь я неуправляемый, алкоголик и вообще странный какой-то. Такие вещи про меня говорили... Старые времена вспоминали. Когда мне в 1986-м предложили возглавить сборную, а Лобановского сделать моим ассистентом, Бесков подошел ко мне и сказал: “Откажись. Первым тебе не быть. Я через это уже проходил. Тебе не дадут работать”.

Так я и отказался, а меня больным объявили. А знаете, как это ужасно — чувствовать себя невостребованным? Мне Господь Бог дает здоровье, а люди отправляют на пенсию".

Бог послал ему не только здоровье, но и множество недругов. Было много скандалов, потрясений, был гипертонический криз. “Я очень ранимый, — этого Эдуард Малофеев никогда не скрывал. — Поэтому в последнее время и не раскрываю душу”.

...Мы беседуем с Эдуардом Васильевичем в Футбольном манеже, на искусственный газон которого через два часа почти в полном составе выйдет ЕГО команда 25-летней давности. Он отвечает на вопросы, и в то же время пристально наблюдает за маленькими футболистами, которые в это время разминаются на поле.

— Стараться нужно, стараться, — он до хруста в пальцах сжимает кулаки. — Каждому из нас. Будь ты ученый, писатель, актер или спортсмен. Весь вопрос заключается в том, что духовность нужна любому из нас. Чтобы совесть пробуждалась в нас.

А когда пробудится совесть, тогда стыдно что-то не выполнить. Тогда тебе плохо играть должно быть стыдно. Стыдно плохо работать. Стыдно сделать кому-то подлость. Понимаешь, в чем дело? Вот в этом есть весь смысл духовной работы.

— А вам подлости часто делали?
— Понимаешь, дело в том, что я очень и очень восприимчивый человек. И ранимый в этом отношении. Мне, конечно же, было обидно не раз и не два, но в этом вопросе я старался быстрее успокаиваться. Потому что, если не успокоишься, то будешь заниматься самоедством. Это и на здоровье, и на все остальное начинает действовать очень отрицательно.
Ни вы, ни я — мы же не можем всем нравиться, правильно? Бывают наши сторонники, бывают те, кто не любит нас. Самое главное, не быть чрезмерно злопамятным и быстрее отходить от всех этих вещей. Это же божьи истины.

— Эдуард Васильевич, а талант футболиста — это, на ваш взгляд, тоже от Бога?
— Если помнишь, в Библии есть одна очень хорошая притча. Когда хозяин ушел и дал одному из своих учеников пять талантов, другому — три, а третьему — один. И, когда он вернулся через некоторое время, у того, кому дал пять талантов, оказалось уже десять. И сделал его хозяин богатым.
У кого было три таланта, оказалось шесть, и он тоже стал богатым. А тот, у которого был один талант, зарыл его в землю. Понимаешь, о чем я?
В притче талант — денежная еврейская единица. Но мы-то понимаем, какие из этой притчи надо делать выводы. Если тебе дается талант, то в себе надо еще воспитать очень и очень многое. Приучить себя к длительным нагрузкам, работе, терпению в работе...
Если этого нет, то зароешь этот талант в землю, как тот ученик в притче. Весь смысл только в этом. Весь смысл моей тренерской работы тоже был один — терпеть и работать.

— Александра Прокопенко вы любили или, скажем так, терпели?
— А его невозможно было не любить. Это был очень добродушный и симпатичный во всех отношениях человек. Человек, который последнее мог с себя снять и отдать. Последним куском хлеба и одеждой поделился бы.
Таких людей не слишком много на земле, и в этом отношении я его очень уважал как человека. И как футболиста, естественно. Он был одним из лучших представителей не только белорусского, но и советского футбола. И это был очень совестливый человек, ему было стыдно играть плохо.

— Доводилось слышать от некоторых, что Прокоп, мол, как раз-таки и зарыл свой талант в землю...
— Да Боже упаси, кто ж такое говорит?! Он как раз-таки и раскрылся в футболе. Кто в те золотые для “Динамо” времена был самым большим тружеником на поле? Прокопенко! Он умел терпеть, он отдавался на тренировке так, как никто. Это мотор команды!
Саша не зарывал свой талант никуда. Другое дело, что он любил погулять, но здесь вот ведь каков вопрос — такой уж человек открытый. Но мне, например, не доставляло труда им управлять. А злые языки, я же говорю, всегда были, есть и будут.

— После неудач сборной Беларуси, которую вы возглавляли несколько лет назад, о вас тоже говорили и писали много нехорошего. Гипертонический криз у вас случился именно после этого?
— Ну да, сердечко-то не железное. Несколько недель пришлось затем в лазарете лежать.
Но я к этому и другим неприятным моментам возвращаться не хочу. Давай не будем об этом. Я всех простил, Бог дал мне здоровья... Если помнишь, я затем уехал работать в “Каунас”, затем в Шотландию...

— Понравилось в Шотландии?
— Если знаешь свою работу, то нигде не трудно. Нужно, во-первых, только находить взаимопонимание с народом, спланировать учебно-тренировочный процесс и вести духовную работу.
Так все и происходило. Общался через переводчика, хотя пару-тройку фраз я все же выучил. Думаю, что все было неплохо. Я получал определенное эмоциональное удовольствие от работы.

— Говорят, что вы вообще эмоциональный тренер?
— Ну, как эмоциональный?! Так Господь, видимо, распорядился.

— Эдуард Васильевич, раньше футболистам во время тренировок вы читали стихи классиков и даже свои собственные. Сейчас пишете что-нибудь для души?
— Скажем так, рифмую.

— Можете что-нибудь почитать?
— Нет, ну что ты, зачем я буду сейчас что-то читать?! Я читаю стихи только под настроение, а просто так душу открывать... Откроешь, а туда возьмут и наплюют.
Вот я тебе что-то рассказываю, а ты затем возьмешь и напишешь такое интервью, что стыдно будет. Что тебя еще интересует?

— Как вам сейчас работается у литовского миллионера Владимира Романова?
— Нормально, как еще работается?! Дело в том, что Романова можно только поблагодарить, когда он в такие трудные минуты поддержал меня и поддерживает. Я ему буду всегда только благодарен и всегда буду говорить о нем хорошо. Потому что он на самом деле ценит меня и с уважением ко мне относится.

— Так у вас сейчас какая должность в футбольном холдинге Романова?
— Я был главным тренером во всех его клубах. И в минском МТЗ-РИПО, и в “Каунасе”, и в шотландском “Хартсе”. А сейчас я главный тренер всех этих клубов, можно это и так назвать. Я и планировал работу для всех, и все остальное...

— А живете вы где?
— Где работаю, там и живу.

— Эдуард Васильевич, в свое время вы сделали своеобразный “хет-трик”, когда у вас в семье появились три дочки. Может быть, внуки тоже занимаются футболом?
— Я уже свой родительский долг исполнил — всех дочек замуж выдал. Теперь стараюсь по мере сил и возможности помогать им.
У меня три внучки и внук, но последний, хотя и на самом деле пробовал заниматься футболом, затем оставил это дело. Играет для себя немного — и все.
Но я считаю, что это правильно. Не лежит у тебя к чему-то душа, лучше вообще не берись.
Мы, например, в свое время как взялись, так на все сто процентов и исполнили перед болельщиками долг. Оторвали людей от повседневных забот, выполнили духовную часть, если вернуться к началу нашего разговора. Люди ведь по сей день вспоминают, как играла наша команда, а трибуны стадиона были заполнены под завязку. Значит, мы честно делали свою работу.

— Эдуард Васильевич, а почему сейчас народ не так, как раньше, идет на футбол? Времена другие?
— Футбол другой. И дело даже не в игроках, а в нас, тренерах. Понимаешь, в чем дело? Потому что ребятки талантливые есть, но с ними же надо работать. Нагружать, находить взаимопонимание.

— Вы следите за матчами белорусской сборной?
— Конечно, всегда смотрю.

— Как вам немецкий тренер Бернд Штанге?
— Если его пригласили, то нужно и поддержать на первых порах. Но, с другой стороны, надо затем и потребовать. Дай Бог, чтобы наша сборная выступала как можно лучше, потому что тогда и нам, всем бывшим футболистам хорошо. Как говорят, все мы родом из футбола.

— Эдуард Васильевич, в прошлом году в интервью московскому изданию “Время новостей” вы заявили, что в Беларуси вам “не дают работать”, “бесенята хотели отлучить от футбола”...
— Бесы?! Все, я пошел, раз мы уже заговорили и о них...

...Эдуард Васильевич — всегда непредсказуемый человек — удаляется, но я на него не обижаюсь. Когда человек остается самим собой — это неплохо. Таким его всегда любили и до сих пор любят болельщики, приверженцы искреннего футбола Эдуарда Малофеева.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ