... НОВОСТИ

все новости

Букмекерские конторы Беларуси для ставок на футбол
Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)716
2Торпедо-БелАЗ (Жодино)716
3Динамо (Брест)715
4Неман (Гродно)715
5Динамо (Минск)713
6Гомель711
7Витебск711
8Ислочь (Минский р-н)79
9Арсенал (Дзержинск)78
10Слуцк77
11Днепр (Могилев)76
12БАТЭ (Борисов)76
13Сморгонь76
14Нафтан (Новополоцк)75
15Минск72
16Шахтер (Солигорск)7-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-2018513
2Волна (Пинск)512
3БАТЭ-2 (Борисов)512
4Лида510
5Нива (Долбизно)510
6Макслайн (Витебск)58
7Динамо-2 (Минск)57
8Белшина (Бобруйск)57
9Островец57
10Бумпром (Гомель)56
11Орша55
12Локомотив (Гомель)55
13Слоним-201754
14Барановичи54
15Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)54
16АБФФ U-17 (Минск)53
17Шахтер-2 (Солигорск)51
18Энергетик-БГУ (Минск)5-6
подробнее

Статьи и интервью

Бернд Штанге. Фото - naviny.by

Бернд Штанге: «Не хочу быть горчицей в каждом блюде»

12.02.2008 12:52

Национальная сборная Беларуси по футболу, выиграв международный турнир на Мальте, завоевала свой первый трофей под руководством нового главного тренера Бернда Штанге.
Победа сборной Беларуси в недавнем международном турнире на Мальте стала возможной не только благодаря таланту привлеченных немцем футболистов, во многом первому месту поспособствовал странный регламент. Обычно при равенстве очков у двух команд в первую очередь учитывается результат очной встречи, мальтийцы же решили в таком случае отдать преимущество по разнице забитых и пропущенных мячей. Благодаря этому белорусы стали первыми, при этом проиграв армянам, которые набрали такое же количество очков.
По возвращении в Беларусь Бернд Штанге выглядел довольным. При личной беседе он напомнил корреспонденту «БелГазеты» трех предыдущих тренеров сборной. Эдуард Малофеев любил рассказывать футболистам байки про павианов, Штанге сочинил красивую историю про Луну. Анатолий Байдачный, как и новый наставник, часто делился с прессой творческими наработками. Сходство с Юрием Пунтусом – привлечение в сборную Вячеслава Глеба. Объединяет же всех тренеров желание пробиться в финальную часть топ-турнира. Штанге отдает себе отчет, что в такой сложной группе это практически невозможно, но пока продолжает верить в невозможное.

«Наша сборная была самой сильной»

- Чем запомнился турнир на Мальте?
- Мы рады выигрышу Кубка, причем все участники турнира признали, что белорусская сборная была самой сильной. Правда, мы ставили задачу – победить во всех трех матчах, но в целом итогом я остался доволен. Было трудно собрать вместе всех интересующих нас игроков, находившихся в Италии, Англии, Испании, на Кипре, но федерация помогла в этом вопросе.
Нам удалось посмотреть в деле восьмерых дебютантов, навести более тесные контакты с тренерским штабом, игроками. Уровень же соревнований был средним – многие команды сейчас готовятся к сезону, поэтому большинство игроков выглядели немного уставшими от интенсивных тренировок.

- На Мальте сборная провела сразу два «сухих» матча. До этого под вашим руководством команда пропускала мячи во всех встречах.
- Тем не менее, самые серьезные проблемы касаются как раз оборонительной линии. В защите играют преимущественно молодые футболисты, допускающие большое количество ошибок. С ними предстоит еще большая работа. А мало пропустили в основном за счет того, что были сильнее оппонентов и во всех играх много атаковали. У нас накопилось много нереализованных моментов, зато редкие контратаки соперников представляли большую угрозу.

- В декабре вы озвучили имена кандидатов в сборную, многие уже объединили фамилии в «список 45-ти». Но приглашенный на Мальту Вячеслав Глеб там не значился. Значит ли это, что список носит формальный характер?
- Список может быть увеличен. Я еще в декабре сказал, что старательные футболисты могут в него попасть, а те, кто снизит к себе требовательность, наоборот, будет из него исключен.
Документ – не формальность, и составлен был для того, чтобы каждый кандидат подлежал контролю. На всех игроков из списка были заведены отдельные карточки. Там указываются общие задачи (модельные требования по физической готовности и психологическому состоянию), а также три индивидуальных задания для футболиста. К примеру, Кирилл Павлючек должен над отдельными компонентами работать больше, чем другие игроки минского «Динамо». Мы обсуждаем процесс подготовки с клубными тренерами, с которыми налажен хороший контакт.
Что касается Вячеслава Глеба, его рекомендовал главный тренер МТЗ-РИПО Юрий Пунтус. Я ему благодарен за этот совет, потому что Глеб стал приятным сюрпризом. Мне понравилось его старание и хорошая работа с мячом.

- Когда Беларусь играла с Мальтой, наши соперники по отборочной группе проводили товарищеские матчи с более сильными оппонентами – Голландией, Швейцарией, Кипром. Вас не смущает эта разница?
- В фазе, когда футболисты находятся без игровой практики, тренируются в строгом режиме, нет смысла играть с серьезными соперниками – практически нет шансов на благоприятный результат. Логично, что на этом этапе нужны спарринг-партнеры полегче. В мае, когда наши футболисты втянутся в чемпионат, наберут форму, мы сыграем с Германией, а в августе – с Аргентиной. Все сборные руководствуются похожими принципами. Не случайно перед чемпионатом Европы немцы решили сыграть матчи не с грандами, а с сербами и белорусами.

- Главный тренер сборной Германии Йоахим Лев эту ситуацию прокомментировал следующим образом: «Мы выбрали этих соперников целенаправленно. По нашим данным, и Беларусь, и Сербия по менталитету и манере игры похожи на наших соперников по Евро-2008, команды Польши и Хорватии».
- Я не слышал этого сравнения, но, если Лев так сказал – это комплимент для сборной Беларуси. Мы рады приглашению, но должны не просто сыграть, а продемонстрировать конкретную силу. Мы хотим побеждать в каждом матче, и Германия не станет исключением.

«На бумаге шансов нет»

- С вашим приездом в Беларусь в мире сильно поменялось представление о белорусском футболе?
- Здесь можно провести определенные параллели с моей работой в Ираке. Я работал в пережившей войну стране, в которой ничего не было. Там мало кто верил в какие-то футбольные успехи, но мы вместе с Японией и Кореей выдержали отбор на Олимпийские игры, а богатые Китай, Катар, ОАЭ в Афины не попали.
В Беларуси сейчас похожая ситуация. На первый взгляд, выход на чемпионат мира невозможен: у наших соперников больший потенциал в игровом, финансовом, инфраструктурном плане. Но мы должны продолжать верить. Я так и сказал футболистам: «Наши деды смотрели на Луну и хотели туда попасть. Со временем это стало реально, так почему бы и нам не попробовать, делая шаг за шагом?». А пробовать уже придется в сентябре, в гостевом матче против Украины. Эта команда сильная, но мы можем ее победить.

- В интервью «Спорт-Экспрессу на Украине» вы отметили: «Если сравнивать с Украиной, Англией или Хорватией — шансов у Беларуси практически нет. В этой группе мы однозначно находимся на четвертом месте». Ваши слова верно передали?
- Я лишь отметил, что в рейтинговом списке группы мы – четвертые, но это не значит, что наша цель – быть на этом месте в конце турнира. Мы даже не хотим быть вторыми и третьими, всегда надо стараться стать победителем.

- Один из ваших предшественников Эдуард Малофеев отмечал, что необязательно изучать игру соперника – важно рассчитывать на свои силы. Насколько детально изучаете соперников за полгода до начала отбора?
- К старту мы соберем внушительный банк данных, хорошую видеобазу. Лично я этим заниматься не буду – для этого есть ассистенты. Например, на Кипре был наш человек, который смотрел и анализировал игру хозяев с украинцами. Таким образом, к началу квалификации мы хотим все знать о командах, с которыми предстоит играть.
Я согласен с Малофеевым в том, что мы должны продавливать в матчах наш игровой стиль. Но при этом очень важно знать систему построения других команд: сколько нападающих они используют, какие заготовки применяют при розыгрыше стандартов. Нам неприятные сюрпризы не нужны.

- Вы себе уже задавали вопрос: как обыграть Англию?
- Также, как и Голландию. Что касается раскладов на бумаге, шансов нет, но мы играем не на листе, а на траве. Пока счет 0:0, и никто не знает, что будет потом.

«Не хочу зависеть от болельщиков»

- Руководителям обычно надо 100 дней для адаптации к новым требованиям. Как быстро вы освоились в Беларуси?
- В футболе нельзя говорить о сроках – у тренера нет 100 дней. Надо сразу включаться в работу, а чувство адаптации придет с победами. Болельщики, покупая билет на матч, хотят видеть результат сейчас, их не попросишь подождать три месяца.
К Минску я привык достаточно быстро и почти сразу почувствовал себя как дома. Мне вполне комфортно, правда, иногда негатива добавляют воспоминания о проигрыше Люксембургу. Тогда пошла реакция в прессе, и для меня было важно, что меня поддержало руководство во главе с председателем федерации Геннадием Невыгласом.

- Невыглас как-то отметил, что с интересом изучает высказывания рядовых болельщиков. Насколько для вас важен взгляд с трибуны?
- Я не могу поставить свою работу в зависимость от мнения болельщиков. В противном случае вынужден буду каждый раз менять тактику и стратегию. Если футболист неважно провел матч, это не значит, что я должен сразу его выгонять и брать нового – игроки должны чувствовать мое доверие. Не стану отрицать, что любой тренер играет для болельщиков, но прислушиваться к ним нельзя – стабильности от этого не прибавится.

«Лучше инвестировать деньги в качество»

- В это межсезонье состоялось много переходов белорусских игроков в крепкие зарубежные клубы. На ваш взгляд, с чем это связано?
- Переход игроков – нормальная мировая тенденция. На матчи специально приезжают агенты, которые хотят сделать на игроках бизнес. Наверное, игры с Израилем, Албанией, Голландией также привлекли агентов, которым понравились белорусские футболисты.
В этом может быть заслуга не только сборной, но и клубов. Матч БАТЭ с румынской «Стяуа» смотрел главный тренер «Спартака» Станислав Черчесов, после чего он забрал в клуб Егора Филипенко. Правда, предварительно просмотрев Филипенко еще в матче с голландцами. Просто так игроков не покупают, за ними некоторое время наблюдают, контролируют, как они систематически развиваются.

- В чем заключается ваше сотрудничество с белорусскими клубами?
- Мы уже провели три квалификационных семинара, на которых разъяснили 150-ти тренерам наши цели и задачи. Но при этом тренерский штаб сборной не может вмешиваться в работу клубов. Там самостоятельно принимают решения, мы лишь оказываем поддержку, если это необходимо.

- Недавно вновь заговорили о реорганизации белорусского чемпионата. Каким, по вашему мнению, должно быть количество участников турнира?
- Для меня пока это сложная тема, ведь я работаю в Беларуси всего семь месяцев, и осторожно отношусь к этому вопросу. С т.з. логики лучше стремиться к качеству, чем к количеству. Не знаю, за счет чего живут клубы, насколько существенна государственная поддержка, но, мне кажется, если сократить количество команд, общий бюджет турнира останется тем же. А это позволит инвестировать деньги в качество. К примеру, если такой качественный игрок как Игорь Стасевич зарабатывает примерно $2 тыс., он может получать в два раза больше и захочет дальше совершенствоваться в Беларуси. Но, повторюсь, это всего лишь мои предположения, и я не хочу, чтобы эту тему раздували громкими заголовками. Решать все равно будут работающие на местах люди – они лучше знают финансовое положение белорусского футбола.

- В сборной СССР образца Валерия Лобановского играло 12 киевских динамовцев. Как вы считаете, в Беларуси можно на базе БАТЭ или «Динамо» создать клуб-флагман?
- Это вопросы к заместителям председателя федерации – Виктору Новикову, Михаилу Вергеенко. Это им решать, как будет проходить формирование в рамках чемпионата. Я же не хочу быть горчицей в каждом блюде.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ