... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)513
2Неман (Гродно)512
3Динамо (Брест)511
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)510
5Динамо (Минск)59
6Арсенал (Дзержинск)58
7Витебск57
8Гомель55
9Сморгонь55
10Днепр (Могилев)55
11БАТЭ (Борисов)55
12Ислочь (Минский р-н)55
13Нафтан (Новополоцк)54
14Минск52
15Слуцк51
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201837
2Лида37
3БАТЭ-2 (Борисов)36
4Волна (Пинск)36
5Нива (Долбизно)36
6Островец36
7Динамо-2 (Минск)34
8Барановичи34
9Белшина (Бобруйск)34
10Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
11Макслайн (Витебск)34
12АБФФ U-17 (Минск)33
13Слоним-201733
14Бумпром (Гомель)33
15Шахтер-2 (Солигорск)31
16Локомотив (Гомель)31
17Орша31
18Энергетик-БГУ (Минск)3-9
подробнее

Статьи и интервью

Михаил Мархель

Михаил Мархель: "Пока отказников нет. Может, еще появятся"

15.03.2021 21:01

Меньше двух недель до первого старта национальной сборной Беларуси в 2021 году — 24 марта в Жодино "белакрылыя" проведут спарринг с Гондурасом, затем 27-го и 30-го в отборе ЧМ-2022 сыграют дома с эстонцами и в гостях с бельгийцами соответственно. На неделе тренерский штаб во главе с Михаилом Мархелем определился со списком футболистов. После чего главный тренер в своем кабинете почти час в эксклюзивном формате отвечал на вопросы football.by.
— Как прошла ваша зима?
— Понятное дело, было время отдохнуть и многое переосмыслить, сделать выводы из прошлых игр. Провели их анализ — и я, и весь штаб. А уже с января началась непосредственно подготовка к мартовскому сбору. Просматривали игроков, выезжали в Турцию, где работали клубы, в которых играют кандидаты в нашу команды. Многих посмотрели, пообщались. Словом, все в рабочем режиме.

— Часто размышляли о том, что все-таки случилось осенью или решили перевернуть эту страницу?
— Нет, ну, конечно, любой тренер думает о своих ошибках, пытается понять, где они были допущены. Все-таки для меня это огромнейший опыт, да и для всего штаба также. Всегда надо критически подходить к своей работе, тем более на таком высоком уровне. Раз руководство федерации доверило мне работать со сборной и в будущем, надо сделать определенные выводы и двигаться дальше.

— О продолжении сотрудничества с вами объявили 9 декабря — после заключительных матчей прошло немало времени. Думали в этот период о том, чтобы уйти самому?
— Не буду кривить душой: были определенные сомнения. В плане того, могу ли я выполнять задачи, которые стоят перед национальной сборной. Видел, что руководство мне доверяет, но лично у меня были сомнения. Затем, посоветовавшись с близкими, а также с опытными тренерами и своим штабом, решил, что стоит продолжить работать вместе дальше.

— Давайте откровенно: многие люди не понимают, почему вы не объявили об отставке прямо в Тбилиси после 0:1 от Грузии. Была тогда такая мысль?
— Понятно, что болельщики недовольны. Но какие-то выводы делать по горячим следам тогда было бы слишком скоропалительно. Убедился в этом на опыте предыдущих матчей и вообще своей карьеры. Кроме того, пообщался с Георгием Петровичем Кондратьевым, у которого очень многое почерпнул. Его советы для меня важны. Разумеется, в тот момент настроение было ужасным. Но спешка — не лучший вариант. Все-таки мы обязаны были доиграть цикл до конца. Проще всего было все бросить и подать в отставку. Но считаю, что в Тбилиси ставить этот вопрос было бы неправильно.32132
— Как вообще так получилось, что на самый важный матч, к которому сборная готовилась фактически два года, вышла в итоге совсем другая команда?
— Я бы все-таки не сказал, что другая. Но ситуация действительно была тяжелой. Мы рассчитывали на Драгуна и Стасевича как на основных футболистов, наигрывали их. Но случилась вспышка коронавируса, и их готовность оказалась не на том уровне, что рассчитывали. Плюс Драгун в последний момент сдал положительный тест, поэтому мы не имели права рисковать и брать его с собой на выезд.

Что касается Стасевича, надо признать, что я ошибся: надо было его выпускать, хоть Игорь и был готов минут на тридцать. Но ему надо было дать это время. Возможно, если бы он поучаствовал в матче, с его опытом переломил бы его ход, даже находясь не в лучшем физическом состоянии.

— Долго ли размышляли, включать в стартовый состав Гутора или Хаткевича. Знаю, что вы хотели выпустить Александра…
— Так скажем, мнения в тренерском штабе разошлись. Пятьдесят на пятьдесят. Очень много размышляли над этим вопросом, анализировали игры. У Гутора перед этим было несколько неудачных матчей, ошибки в игре с казахстанцами. Это было очень тяжелое решение. В итоге решающее слово осталось за тренером вратарей Александром Сулимой. Считаю, если мы работаем вместе, должны доверять друг к другу. Он все же больше общается с голкиперами, лучше знает их состояние.

— Скажите честно: оказывалось ли на вас осенью давление по поводу приглашения или невызова в сборную определенных футболистов и насколько вы были самостоятельны при выборе стартового состава в той же Грузии?
— На меня никто не давил. Все понимали, какая огромная ответственность на нас лежит. А за результат в итоге отвечает главный тренер. Мне могли высказываться определенные пожелания, но однозначно последнее слово всегда оставалось за мной.

— Когда объявили, что вы остаетесь на своем посту, Владимир Базанов говорил, что доволен работой тренерского штаба: о создании "коллектива единомышленников" и "омоложении команды". Как эти слова коррелировали с вашими внутренними ощущениями?
— Конечно, внутри все было иначе. Не все так гладко и хорошо. Поймите, мы собираемся раз в три месяца, у нас есть определенные проблемы с составом. Есть основные футболисты, на которых мы должны опираться, а есть молодежь. По любому должна происходить смена поколений, сборная нуждается в обновлении. Чтобы новые игроки постепенно перенимали какие-то традиции, видели, как вести себя на поле, в быту. Мы не отказываемся от опытных игроков, но одновременно стараемся привлекать подрастающее поколение. Но приходится констатировать, что как раз в "золотом возрасте" — от 23 до 30 лет — у нас брешь. Не хватает качественных игроков, которые смогли бы нивелировать возрастной дисбаланс.

— В конце года министр спорта Ковальчук негативно высказался про Стасевича: мол, как капитан не вытянул, не справился. Как вы восприняли те слова?
— Ну, наверное, он говорил в первую очередь как болельщик. Мы же видим ситуацию изнутри. У меня, например, никаких претензий к Игорю нет — ни по игре, ни по отношению к делу. Он всегда профессионально относился к своему делу. На протяжении нескольких лет был лучшим в стране — это о многом говорит. Отношусь к нему с большим уважением.

— Есть ощущение, что 2020 год подвел черту под этим поколением, назовем его "олимпийским". Верно?
— Сложно сказать. Понятно, что многим ребятам уже за тридцать и выдерживать большие нагрузки все тяжелее. Мы исходим прежде всего из желания самих футболистов. Если оно есть, а форма соответствует уровню национальной сборной, мы всегда рады видеть человека в наших рядах.

— О межсезонье: удалось ли изучить состояние всех кандидатов?
— В целом да. Увидели в деле большинство клубов, которые делегируют большую часть игроков: "Шахтер", "Рух", БАТЭ, жодинское "Торпедо". Посмотрели почти все их товарищеские матчи. У нас сейчас лимит по времени: перед матчами сборной будет сыграно всего лишь два тура высшей лиги, и уже на основании первого нам предстоит окончательно сузить расширенный состав.

— В нем было 35 человек. Вы с каждым из них успели пообщаться?
— С каждым — нет. Но по мере того, как возникали какие-то вопросы, связанные с текущей формой или, например, микротравмами, с ребятами беседовали.28251
— А в принципе по отношению к приезду в национальную сборную?
— Пока, так скажем, отказников нет. Может быть, еще появятся — не знаю. Раньше на этом этапе уже что-то было. В любом случае с каждым из игроков непременно переговорим.

— Общались ли вы за это время с кем-либо из тройки Мартынович — Драгун — Нехайчик?
— Что касается Мартыновича и Нехайчика, они приняли решение. И произошло не так, "знянацку", а обдуманно. Они ведь взрослые, воспитанные, умные люди. И если что-то решают, не думаю, что есть смысл их уговаривать. Если футболисты просят их не привлекать, мы их мнение учитываем. Что касается Драгуна, если у него будет желание выступать за сборную и соответствующие кондиции, будем рассматривать его как кандидата.

— Зимой еще сменился главный тренер молодежной сборной. У вас был определенный алгоритм работы с Яромко. Как то будет с Ясинским?
— Так же, как и прежде. Как и должна строиться работа между главной командой и молодежной. В поездке в Турцию поделился некоторыми своими мыслями с Сергеем Михайловичем. В частности, по поводу его футболистов, кто мог бы подойти национальной команде. В целом, рабочая обстановка. Все останется, как было. Если в общих чертах, приоритет будет отдаваться национальной сборной. Если кто-то здорово проявит себя в "молодежке" постараемся подтягивать в главную команду.

— Минское "Динамо" провело межсезонье в полностью закрытом формате — по крайней мере, для болельщиков и журналистов. У вас есть представление о готовности динамовских кандидатов в сборную?
— Тяжело судить. Все игры "Динамо" были закрытыми не только для болельщиков, но и для тренера национальной сборной в том числе. Не знаю, насколько это правильно. Честно говоря, за всю жизнь впервые столкнулся с подобной практикой. Принесет ли это пользу минчанам, покажет сезон. Но в плане выбора футболистов это однозначно нам добавило головной боли. Получается, что единственная игра, в котором мы можем посмотреть и оценить динамовских игроков, — первый матч чемпионата против "Торпедо"-БелАЗа.

— А по какому принципу тогда включали игроков "бело-голубых" в расширенный список?
— Ха, у нас тоже есть свои источники информации. Все равно ведь общаемся с футболистами, спрашиваем разные мнения. Учитываем и то, что видели в минувшем сезоне. Но все равно ситуация неоднозначная.

— А с Кучуком не пытались найти общий язык, поговорить?
— Как нам сказали, это бесполезно. Наверное, у него такой карт-бланш.

— Тем временем сезон уже стартовал. Понравились первые матчи?
— Понятное дело, команды только втягиваются в сезон. Однако суперкубковый матч понравился в плане физической готовности соперников, а также по началу. Эта встреча стала, пожалуй, наиболее показательной в плане просмотра кандидатов в сборную. Разве что голов не хватало. А что касается кубковых матчей, пока еще налицо разный уровень готовности и сопротивления. Думаю, первые туры высшей лиги дадут больше информации. Хотя бы оценить, в каком функциональном состоянии находятся те или иные футболисты.

— Минувший сезон назвали одним из самых интересных за последние годы. Чего ожидаете от нового?
— Да, соглашусь. Хочется, чтобы и в этом чемпионате была интрига. Фаворитом, наверное, является "Шахтер". Хорошо бы, чтобы ему навязали борьбу. Думаю, это в состоянии сделать и минское "Динамо", и БАТЭ, и "Торпедо"-БелАЗ.

— "Рух"?
— Вполне может быть. Команда еще молодая, у нее огромный потенциал. Если не в этом, то в следующем сезоне обязательно поборется за тройку. А может, уже сейчас. У клуба есть будущее: просматривается определенная стратегия в работе, там собраны молодые перспективные футболисты.

— Какие еще события удивили вас в межсезонье: может, какие-то перестановки, может, появление "Сморгони" в высшей лиге?
— В первую очередь рад, что в высшей лиге выступит шестнадцать команд. Календарь будет ровным, без лишних пауз. Что касается состава чемпионата, я не силен в регламентах — кто должен быть в элите, а кто нет в сложившейся ситуации. Для меня как тренера сборной важнее ритмичный календарь, чтобы не было переносов, простоя из-за коронавируса, не дай бог. В нашей подготовке мы как раз и стараемся опираться на календарь.

— К слову, в этом сезоне не будет длинней летней паузы. Как к этому относится штаб сборной?
— Хорошо. Повторю, календарь должен быть ритмичным. Одна игра в неделю — оптимально. Это позволит фундаментально и качественно работать в течение недели, а не так, что восстановился — сыграл, восстановился — сыграл. Это особенно важно, учитывая, что мы берем курс на омоложение, внедряем пункт с "лимитчиками". Молодые футболисты должны тренироваться особенно основательно. К тому же при случае можно будет подстроиться под клубы, которым предстоит стартовать в еврокубках.

— О весенних матчах. Сборная стартует спаррингом с Гондурасом. Исходили из доступных вариантов?
— Совершенно верно. В Европе практически не было свободных команд, поэтому старались найти соперника вне континента.29175
— Что известно о сопернике? Что вообще можно смоделировать в этой игре?
— С ее помощью будем готовиться к играм с Эстонией и Бельгией. Понятно, что одним составом выступать мы не сможем. Поэтому постараемся дать возможность понюхать пороху молодым. Также важно будет увидеть, кто в каком физическом состоянии. Может, кому-то необходима усиленная нагрузка. А кому-то надо отдохнуть и готовиться к отборочным матчам. Будем смотреть уже после начала сбора. Что касается соперника, разумеется, пытаемся его анализировать. Но тяжело составить представление о гондурасцах, потому как они провели не так много матчей. У нас есть видеонарезки и анализ, но, думаю, в первую очередь будем опираться не на сильные или слабые стороны соперника, а на свое состояние с прицелом на то, как мы хотим действовать против эстонцев и бельгийцев.

— За семь дней предстоит провести три игры. Какую обойму планируете оставить после сужения расширенного списка?
— Вплоть до отъезда в Бельгию с нами будет тренироваться 25 футболистов, в Левен отправится 23.

— Традиционный вопрос перед стартом нового сезона: весной мы находимся в наименее выгодном положении. Насколько это вас беспокоит?
— Да, это не самое лучшее время для старта в новом цикле. Особенно с такими командами, как бельгийцы, у которых и чемпионат на ходу, и футболисты выступают в топ-клубах. Впрочем, в любой игре будем стремиться к максимальному результату — то есть, к победе. Очень хочется успешно стартовать в матче с эстонцами и создать себе настроение. Постараемся сделать для этого все возможное. Что касается выезда в Бельгию, заранее складывать оружие также не собираемся. В футболе есть множество примеров, когда менее статусные команды с помощью слаженных действий добивались результата в игре с грандами, в том числе на выезде.

— Осенью — вы сами признавали — у сборной существовала "проблема первых таймов". Думали в межсезонье, как ее решить?
— Да, конечно. У нас действительно были матчи, когда мы начинали совсем не так, как планировали. А затем ценой неимоверных усилий приходилось исправлять ситуацию. Иногда это получалось. Но то, что проблема существует, — очевидно. Мы ее видим. Ее корень найти непросто. И не думаю, что есть какой-то рецепт, чтобы исправить ситуацию. Естественно, будем акцентировать на этом внимание футболистов в предстоящих играх. Посмотрим, насколько получится до них достучаться.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ