... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2761
2Динамо (Минск)2756
3Славия (Мозырь)2753
4Динамо (Брест)2748
5Минск2745
6Торпедо-БелАЗ (Жодино)2744
7Ислочь (Минский р-н)2744
8Неман (Гродно)2739
9Гомель2737
10БАТЭ (Борисов)2736
11Витебск2730
12Арсенал (Дзержинск)2730
13Нафтан (Новополоцк)2725
14Сморгонь2724
15Слуцк2718
16Молодечно2711
Нет данных
Команды Игры Очки
1Барановичи3171
2Днепр (Могилев)3063
3Белшина (Бобруйск)3157
4Бумпром (Гомель)3155
5Локомотив (Гомель)3054
6Лида3153
7Нива (Долбизно)3153
8БАТЭ-2 (Борисов)3149
9Волна (Пинск)3148
10Островец3142
11Минск-23142
12АБФФ U-19 (Минск)3036
13Юни Икс Лабс (Минск)3135
14Динамо-2 (Минск)2934
15Гомель-23028
16Орша3119
17Осиповичи3118
18Слоним-20173117
подробнее

Футбол Беларуси

Александр Котляров. Фото ФК "Крумкачы"

Александр Котляров: "В Латвии впервые вышел на синтетику и через десять минут порвал "кресты"

26.08.2021 17:50

Основную часть карьеры он провел в родном Мозыре. Также в биографии 28-летнего флангового полузащитника есть дубль "Гомеля" и "Речица" в первой лиге, "Торпедо"-БелАЗ и "Елгава". А недавно Александра Котлярова угораздило порвать крестообразную связку дважды за год с лишним. После второго случая он не играл десять месяцев. Но этим летом не просто вернулся в футбол — провел с голами все три матча в "старте" "Крумкачоў". Два из них принесли команде победы над "Нафтаном" и "Слонимом-2017", а третий помог отнять очки в Могилеве у "Днепра". В интервью football.by футболист рассказал о том, как дважды рвались "кресты". О долгом и быстром восстановлении. О примерах Хачатуряна и Кьеллини. О невозможности вернуться в "Славию" и о проблемах мозырского клуба. Об отношениях с Павлючеком и о конкуренции с Наром. О тяжелых мыслях вне футбола и о планах в "Крумкачах". О помощи со стороны Юсова и о многом другом.
— Что за проблемы со здоровьем, из-за которых не играли с сентября?
— На тренировке в Мозыре порвал крестообразную связку. Просто оступился на ровном месте во время "двусторонки". Щелкнуло в колене, но и подумать не мог, что это "кресты". А потом, когда после занятия потихоньку начало распухать колено, понял, что надо делать снимок. Здесь роль сыграло и то, что у меня уже была такая же травма — два года назад в "Елгаве".

— О ней чуть позже. А как все было потом в Мозыре?
— Сел в машину, приехал в Минск и сам сделал в "ЛОДЭ" снимок. Отправил его доктору Андрею Ясюкевичу, с которым вместе работали в Жодино. Он и сказал, что это разрыв. А затем для подстраховки отправил снимок в Киев, где его диагноз подтвердили. Я, конечно, предполагал, что так и будет. Но очень не хотелось второй раз через все это проходить.

— Где сделали операцию?
— В Киеве. Почему не в Италии или Германии? Во-первых, там дороже. Во-вторых, сейчас везде специалисты хорошие. Например, меня оперировал Руслан Сергиенко. Да и клиника там отличная. В понедельник туда приехал. Во вторник сделали операцию. И остался в Киеве до пятницы под присмотром докторов. Затем в Мозыре по совету хирурга месяц ходил с костылями.35056
— На футбол тогда заглядывали?
— Нет. Из-за тяжелых отношений с руководством "Славии". Да, клуб вернул мне деньги, потраченные и на операцию, и на реабилитацию. Но каким трудом удалось этого добиться! До суда не дошло — да я этого и не хотел. Однако были нюансы, из-за которых мы ругались.

— Реабилитацию проходили уже в Минске?
— Да, у Ольги Литвинко. Занимался с ней около трех месяцев — получается, целую зиму. А жил все это время у Кирилла Павлючека, с которым вместе играли в "Славии". Кстати, до того, как пересеклись с ним в Мозыре, отношения у нас были так себе. Киря тогда выступал в "Городее". А я же на поле импульсивный. И мы с ним постоянно ругались, рубились, посылали друг друга куда подальше. Что с ним, что до этого с Валерой Тарасенко — другим защитником "Городеи". А когда сначала один, а потом второй перешли в "Славию", мы подружились и отлично ладили.

— Каким было восстановление?
— Физически это тяжелее, чем обычные тренировки. Занятия были каждый день и длились по пять-шесть часов. Плюс это работа над теми группами мышц, которые у меня до этого особо не развивались. Кстати, вместе со мной тогда занимался и Дима Комаровский из "Ислочи". А после первой операции я проходил реабилитацию у Ольги Масловой, и тогда у нее работали и Денис Щербицкий, и Олег Веретило.

— Почему по окончании лечения не вернулись нынешней весной в родную "Славию"?
— А я тогда работал с командой. Но перед этим занимался в Мозыре индивидуально. Уделял этому много времени, иногда дважды в день — велосипед, беговая дорожка. А когда "Славия" стала тренироваться на натуральном поле, начал и я вместе с ней. Тем более тогда у меня еще был действующий контракт с клубом, который закончился в конце марта. После этого продолжил работать со "Славией" с разрешения Михаила Мартиновича — с апреля до открытия в июле летнего трансферного окна. Но было понятно, что из-за тех самых отношений с руководством клуба контракт со мной в Мозыре не продлят. С гендиректором МНПЗ Виталием Павловым не общался, но думаю, что он тоже был против.35055
— Нынешний переход в "Крумкачы" — единственный вариант продолжения карьеры?
— Были и другие. Я пребывал в поисках. Помогали и агенты. Но все клубы отказывались брать меня к себе — из-за того, что долго не играл. Всем же нужно решать задачи, а я якобы не готов. Хотя знал, что нахожусь в хорошей форме, поскольку много и постоянно тренировался сам. А так, наиболее реальный вариант был перейти в "Витебск". Мне звонил сам тренер — Евгений Чернухин: "Приезжай". А потом в последний момент сообщил, что руководство клуба отказалось от этого из-за финансовых проблем. Так и сказал: "Я тебе зарплату пообещаю, а потом может получиться так, что не сможем ее выплачивать".

— Как вы оказались в "Крумкачах", понять несложно. С Олегом Кубаревым работали сначала в Жодино, а затем в "Елгаве".
— Точно. Мы с Олегом Михайловичем друг другу доверяем. Он меня звал в команду и раньше. Но летом хотелось попробовать попасть в высшую лигу.

— Из Жодино в "Елгаву" вы переехали в июле 2019-го. Тут же провели пять подряд полных матчей, и всё...
— В августе получил ту самую травму — первый разрыв "крестов". Это случилось в четвертьфинале Кубка в игре с "Даугавпилсом", причем уже на 10-й минуте. Впервые в Латвии сыграл на синтетике — и сразу сломался. Я по своей бровке на высокой скорости мчусь за соперником, а он убирает мяч под себя. И получается, что ноги у меня еще бегут в одну сторону, а корпус уже развернулся в другую. Щелчок в колене, боль... Заморозили-замотали — вернулся на поле. Но только до первого движения. МРТ сделал в Риге. И поехал в Минск на операцию. Причем попал на нее не сразу, а только через две недели, поскольку в РНПЦ не было свободных мест. Это же не частная клиника, так что пришлось подождать.

— Чем восстановление отличалось от того, которое было после второй операции?
— На костылях проходил меньше — не месяц, а две недели. Довольно рано начал работать на беговой дорожке — уже на второй месяц после операции. То есть восстановился очень быстро. А все оттого, что спешил, много занимался дома. По всем показателям мышцы уже были готовы к работе. И через четыре с половиной месяца после операции начал тренироваться в общей группе. А так делать, мне кажется, было нельзя. Потому что обычно на это уходит шесть месяцев. Реабилитологи так и говорили: "Не торопись". А я хотел быстрее играть. И перед началом сезона-2020 вернулся в "Славию".31783
— Тогда в Мозыре уже второй год выступал Нар. Конкуренция не смущала?
— Единственный за все эти годы действительно хороший легионер в "Славии". А конкурировать мне приходилось и с более серьезными футболистами. Например, в Жодино — с Жаном По и Богданом Мышенко. Но отношусь к этому спокойно. Я ведь так только сильнее становлюсь.

— Нынешнее выступление в первой лиге — шаг назад в карьере?
— Учитывая, что до этого семь лет подряд играл в элите, то, наверное, да. Но, повторюсь, выбирать особо не приходилось. А так, белорусский футбол сейчас в целом одинаковый. Да, зарплата в первой лиге другая. Но деньги будут, а главное — здоровье. Понял это давно. А вообще, я и приходил в "Крумкачы" с целью показать себя и вернуться в высшую лигу.

— Как вам в команде?
— Мне все нравится. Тренировочный процесс — классный. И знакомых, кроме того же Кубарева, хватает. С Пашей Гречишко вместе играли в "Славии". С Мишей Колядко — в Речице. С Мишей Шибуном — в Жодино. Ну и Сидор с Красновым там тоже тогда были — тренировались с основой.

— Где живете в Минске?
— Или у сестры, или в гостинице при СОКе "Олимпийском". Это возле полей, где мы играем и тренируемся. Там живу в дни приезда в Минск после выходных, а также перед матчами. Вместе со мной — наша молодежь: Шубович, Керолиди, Згурский. Бывает, кушать им готовлю.

— Вы забиваете в каждом матче, будто и не было этого перерыва в карьере. Как так?
— Не знаю. Это уж как получается. Могу только повторить, что физически был в хорошей форме. А сейчас крайне важно следить за коленом. Ежедневно выполняю всяческие упражнения и процедуры — стретчинг, холодные ванны и так далее. Потому что нюансов хватает. Взять ту же походку: при ней здоровая правая нога компенсирует какие-то недостатки левой. Да и на тренировках стараюсь меньше опираться на прооперированную ногу.35057
— Насколько тяжело морально так долго оставаться без футбола?
— Ох, очень трудно. После первой операции надолго абстрагировался от футбола. Первые три месяца по телевизору его не смотрел, новости не читал. Помогало, что жил тогда в Минске у Димы Юсова, с которым вместе играли в Жодино. Рядом с ним мне и справляться было легче. А мысли разные посещали. Самая неприятная? О том, что я никому в футболе не нужен. Это было после второй травмы, когда срывались варианты трудоустройства. Мог ведь снова отправиться за границу. Была возможность уехать в ростовский СКА — это клуб Басты. А еще — в "Кривбасс", куда звал Николай Кашевский. Он же был в тренерском штабе Кубарева, и мы вместе работали в Жодино, а затем в Латвии. Но не срослось. А ведь, плюс ко всему этому, уже знал, что и "Славия" меня у себя не оставит.

— А когда-нибудь в Мозырь вернетесь?
— Почему бы и нет? Я же не говорю, что "Славия" плохая. Просто руководство клуба такое — даже не по отношению ко мне, а вообще. За столько времени в команде ничего не меняется. Она то вылетает из высшей лиги, то входит обратно — результат говорит сам за себя. Качество тренировочного поля в Новиках просто удручающее.

— Знаете игроков, которые успешно вернулись в футбол после двух разрывов "крестов"?
— Андрей Хачатурян. Когда я перебрался в Жодино, он как раз восстанавливался после второй операции. Да при этом запросто можно играть! Просто у нас в Беларуси к этому такое отношение... Какой-то древний век. Якобы после "крестов" игрок уже не наберет форму, скорость утеряна и так далее. Только почему-то в Европе полно обратных примеров. Депаю это не помешало недавно перейти в "Барселону". А Инсинье, Бонуччи и Кьеллини — только что в сборной Италии стать чемпионами Европы.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ