... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)513
2Неман (Гродно)512
3Динамо (Брест)511
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)510
5Динамо (Минск)59
6Арсенал (Дзержинск)58
7Витебск57
8Гомель55
9Сморгонь55
10Днепр (Могилев)55
11БАТЭ (Борисов)55
12Ислочь (Минский р-н)55
13Нафтан (Новополоцк)54
14Минск52
15Слуцк51
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201837
2Лида37
3БАТЭ-2 (Борисов)36
4Волна (Пинск)36
5Нива (Долбизно)36
6Островец36
7Динамо-2 (Минск)34
8Барановичи34
9Белшина (Бобруйск)34
10Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
11Макслайн (Витебск)34
12АБФФ U-17 (Минск)33
13Слоним-201733
14Бумпром (Гомель)33
15Шахтер-2 (Солигорск)31
16Локомотив (Гомель)31
17Орша31
18Энергетик-БГУ (Минск)3-9
подробнее

Чемпионат - Высшая лига

Алексей Бага. Фото ФК Шахтер

Алексей Бага: "Так не бывает, чтобы пришел волшебник - и сразу все поменялось"

01.11.2021 16:00

В среду "Шахтер" в третий раз стал чемпионом Беларуси. После драматичного победного матча над "Гомелем" главный тренер "горняков" Алексей Бага дал 15-минутную пресс-конференцию, затем, как он выразился, "вкрутил шампусика" и отправился готовиться к матчу с "Минском". Подготовка прервалась в пятницу, когда Алексей Анатольевич нашел час, чтобы встретиться для эксклюзивного чемпионского интервью football.by.
— Как прошли эти пару дней после завоевания чемпионства?
— В рабочем режиме. Понятно, что после игры позволили себя по бокалу шампанского. Пока добрались до дома, была уже глубокая ночь. А через день уже тренировка была, поэтому каких-то больших празднований не делали. Ну а так, потихоньку приходит осознание, что золото в Солигорске еще на год. Но сезон еще продолжается, поэтому отпускного состояния нет.

— Вы после игры говорили о поздравлениях, в том числе из Борисова. Много их было?
— Хватало, и из Борисова и, вообще, отовсюду. Из того же "Жальгириса". Он, кстати, играл почти параллельно с "Судувой" — и там был похожий сценарий. Проигрывали, но на 95-й минуте сделали счет 3:2. Из Казахстана также выходили на связь те, с кем успел пересечься в "Актобе" и завести дружеские отношения. Приятно. Ничего экстраординарного, однако, не было — в стихах никто не поздравлял. Но тем не менее.

— Судя по всему, несмотря на то, как все сложилось, не жалеете, что съездили в Казахстан?
— Нет, конечно. Жалеть точно повода не было. Общаемся со многими ребятами по-прежнему. У некоторых за это время произошли важные события, кто-то стал отцом — я поздравлял. Соответственно, мне прилетает алаверды. Отношения остались прекрасными, хоть вместе и провели совсем немного времени, но успели здорово поладить. Да и опыт — другой чемпионат, менталитет. Расстояния, подготовка к матчам, самолеты вместо автобусов — все иначе. Даже эти пару месяцев пошли мне в плюс.

— Вам уже сто раз задавали всевозможные вопросы про Борисов. Насколько сложно вообще было абстрагироваться от постоянных сравнений, сопоставлений и вообще упоминаний о БАТЭ?
— Достаточно спокойно все. После Казахстана у меня вообще не было ни одного предложения до Солигорска. Хотелось работать. Тем более у клуба амбициозные планы и перспективы участия в еврокубках. Да и размышлять времени не было. На следующий день уже была игра с "Энергетиком" — как говорится, не до раскачки. Надо было сразу включаться в работу.

— С частью игроков вы были прекрасно знакомы, с остальными не работали. Велик был соблазн рассчитывать в первую очередь на первых?
— Нет, я с первых минут убрал в сторону и биографии, и географию — происхождение, паспорт и список бывших клубов. Надо было решать задачу. Обойма у "Шахтера" серьезная, хотя нужно было подстраиваться под все лимиты, многое нельзя было себе позволить. Сразу же поговорил с каждым футболистом, посмотрел каждому в глаза, так скажем.

— Какой вы увидели раздевалку? Поговаривают, что до вашего прихода были проблемы.
— Ну, на следующий день у нас была официальная встреча, которую мы выиграли, а это всегда помогает, поэтому когда собрались на тренировке, настроение у всех было хорошее. Наверное, это была уже другая команда: много улыбок, общения. Никаких конфликтов или косых волчьих взглядов. Такой я команду и увидел впервые.35693
— А потом, в рабочем процессе?
— Когда у тебя такая разношерстная команда, разумеется, могут возникнуть… нет, не проблемы, а какие-то вопросы. В любом случае группа людей, которые играют меньше или не играют вообще, будут меньше довольны, какая бы фамилия или биография у тренера ни была. Но в остальном никаких проблем ни на тренировках, ни на заездах, ни в жизни на базе я не увидел.

— Вы много раз уже повторили, что главной вашей миссией в "Шахтере" было не навредить. Но тем не менее, результаты, по сравнению с тем, что было до вас, совсем другие, ни одной потери очков. Атмосфера в раздевалке — тоже другая. Все-таки же есть вещи, которые вы меняли?
— Что бы я сейчас ни сказал, это будет воспринято как обсуждение работы моих коллег, предыдущих тренеров "Шахтера". Я бы этого не хотел.

— Кстати, вы за это время с кем-то из предыдущих тренеров "Шахтера" общались? Может, они вас поздравляли с чемпионством?
— Нет, ничего такого не было. Не вижу в этом ничего предосудительного, у каждого сейчас своя жизнь.

Что касается работы, я, повторю, сразу поговорил с каждым футболистом, постарался успокоить. Сказал, что у всех бывают спады, все равно команда умеет играть в футбол. На первом собрании, когда меня представило руководство, попросил убрать в сторону наши национальности, языки, цвета кожи — мы здесь для решения общей задачи. Также убрать разгильдяйство в быту и все усилия направить на подготовку к матчам, которых на тот момент оставалось еще десять. Просил уделить внимание восстановлению и призвал к уважению. Потому что, если руководство привело меня и поставило перед вами, теперь оно будет спрашивать с меня, а я — с вас. Вот и все.

— Корректно ли сказать, что, по сути, вся ваша работа сводилась к области психологии?
— Это естественно, учитывая наши условия. Я же не волшебник, чтобы прийти и за сутки до игры щелкнуть пальцами и сказать: играем вот так — и понеслось. Это нереально. Плюс, конечно, череда матчей с недобором очков сказывалась на психологическом состоянии. Позже — да, хотелось сыграть 4-3-3, но потеряли Кендыша, а через тур Корзуна. Пришлось использовать два опорника. Времени же менять что-то глобально попросту не было. Благо даже в этом графике и со всеми болячками мы набирали очки. Была одна-единственная пауза, когда играли сборные. А в остальном — восстановление, заезд, теория. И так по кругу.

— У вас было хорошее положение в чемпионате, и провал в таких условиях был бы максимально эпичным. Это наверняка создавало давление?
— Конечно. Я это чувствовал. Даже при том, что были очковый отрыв и матчи в запасе. Понимал, что и "Динамо", у которого солидный состав, дышит в спину, и БАТЭ силен, хоть и испытывает некоторые проблемы с составом. В общем, что в любой момент все может перевернуться. Поэтому чувствовал большую ответственность. И важно было победить в первом матче, "вколоть" эту инъекцию позитива. Она пошла всем на пользу, как в турнирном плане, так и в психологическом.

— С вашим приходом очевидно прибавил Стасевич. В чем была проблема до?
— Сложно сказать. Но это не тот случай, что вдруг пришел волшебник — и все сразу поменялось. Так не бывает. Да, может быть, мой приход его в какой-то степени раскрепостил. Я этому очень рад. Но все футболисты умели и умеют играть в футбол, просто у каждого свои нюансы.

— А Дарбо, наоборот — до вашего прихода не было двух матчей подряд в чемпионате, чтобы он не забивал. А при вас — пока только в одном…
— С Дембо нет никаких проблем. Он съездил в сборную, вернулся воодушевленным, сейчас получил еще один вызов. Думаю, это стечение обстоятельств, не более того. Тяжело пройти весь сезон, постоянно забивая. Дарбо же на протяжении всего года играет полезно. Его знают защитники нашего чемпионата, его опасаются. Даже без голов он свою функцию выполняет.

— В середине сезона в конкуренты к нему добавился Скавыш. Насколько остро для вас стояла или стоит дилемма, кого из них использовать, или вообще выпускать вместе?
— Дилемма была не только в плане этой пары. Имея такую обойму, перед каждой игрой в голове крутишь разные варианты. Потому что легионерский лимит, надо выпустить молодого и так далее. Что касается Скавыша, Макс появился в команде только летом. А это такой парень — добрый, домашний — ему надо было время на притирку, учитывая, что он не проходил с командой сборы. К тому же он попал в "Шахтер" в не самый лучший период, когда вылетели из еврокубков. Естественно, он чувствовал, что его взяли, для того чтобы забивать. А это не удавалось. Вообще же, у нас на каждую позицию минимум по два человека, поэтому пара Скавыш — Дарбо не самая главная, о которой думаешь перед играми. Таких параллелей достаточно.

— В обороне, например?
— Да. Даже при том, что здесь есть кадровые проблемы. Так вышло, что Хадаркевичу сначала понадобилась операция на колене, а сейчас предстоит еще одна, на паху. Плюс проблемы у Политевича, который провел несколько матчей, а затем снова выбыл.

— Не раз в течение сезона — по крайней мере, со стороны — казалось, что у Гутора есть какие-то проблемы, отчего и случаются ошибки и в клубе, и в сборной. Так ли это?
— Сейчас буду говорить банальщину: у вратарей такое бывает. У Саши достаточно и опыта, и мастерства, и психологической устойчивости. Я с ним довольно плотно общаюсь — у него все в порядке. А то, что в Гомеле произошла эта стычка, вообще не показатель. Так бывает: на эмоциях люди сцепились. А вообще, хорошая была игра, очень важная для обеих команд.

— Вы уходите от разговоров о своем будущем.
— Как такового разговора об этом еще не было. Еще четыре тура до конца. Они пройдут — наверняка будем общаться, приходить к какому-то решению. Но, по крайней мере, сейчас у меня сроками сборов и потенциальными вариантами усиления интересуются.

— А, что называется, "на берегу" это не обсуждалось? Мол, если золото — то…
— Нет. Разговор был предельно прост: нужно приехать и мгновенно принимать команду, сразу включаться в работу. Но, в принципе, мы все взрослые люди — в подкорке, разумеется, было понимание: если будет результат, то логичным будет обсудить возможное продолжение работы.

— О вашем желании ведь спрашивать глупо?
— Думаю, да. Хотя бы потому, что впереди еврокубки, Лига чемпионов. Это классное чувство, когда ждешь лета, жеребьевки. Да и вообще в "Шахтере" отличные условия для работы, прекрасная база, у клуба амбициозные планы.

— В прошлом сезоне вы, можно сказать, отказались от Лиги чемпионов с "Жальгирисом". Не жалеете об этом?
— Нет. Решение переехать в Казахстан было принято на абсолютно холодную голову. Не было ни эмоций, ни тем более скандалов. Просто приняли решение, что мы расходимся, и я иду своей дорогой, а клуб своей.35550
— "Шахтер" вообще провалился в еврокубках в этом сезоне. Насколько в вашем представлении эта команда соответствует задачам, который перед ней ставились на международной арене?
— И сегодня, и летом она способна была выходить в группу какого-нибудь из еврокубков. Посмотрим, как клуб переживет зиму в плане трансферов и что будет в следующем сезоне. Но сейчас, если убрать за скобки совсем уж грандов вроде "Реала" (да, "Шериф" — молодцы, они творят большую историю), то "Шахтер" ничем не хуже, чем команды, играющие в Лиге Европы и Лиге конференций. Там и словенцы, и израильтяне, и чехи, и кого только нет. Да и сейчас практически нет географии футбола — играют все, в том числе условный Гибралтар. Каждый соперник — большая задача. Решаешь ее — получаешь следующего. Просто к этому надо быть готовым и ментально, и кадрово, и вообще по всем параметрам.

— Если с вами обсуждают трансферы, логично спросить, насколько масштабные изменения, по-вашему, ждут "Шахтер" в межсезонье?
— Они всегда нужны. И наверняка будут. Но сейчас говорить по поводу конкретных людей или даже амплуа тяжело. Закончится сезон — тогда. В целом кардинально команда вряд ли поменяется, но свежая кровь нужна.

— Кстати, о важности белорусов. Федерация намерена и скорее всего ужесточит лимит на легионеров. Учитывая, что они играют важную роль в "Шахтере", что намерены с этим делать?
— Вот да, надо будет с руководство садиться и думать, что делать в этих условиях. Надо "попадать" с легионерами так, чтобы они были реально в помощь. Естественно, это всегда риск, как и любой трансфер.

— А вообще, что думаете о лимите?
— Обстоятельную оценку можно будет дать только по истечении времени, но то, что белорусов, грубо говоря, на всех не хватит, факт медицинский. А если говорить о командах, которые играют в еврокубках, им будет тяжелее ставить высокие цели. На одних доморощенных футболистах далеко не уедешь.

— У вас в целом есть в голове образ "Шахтера" образца следующего сезона?
— Да, вполне. Конечно, хотелось бы видеть зрелищную игру. Смотрю, какой сумасшедший футбол сейчас показывает вся верхушка итальянского чемпионата — команд шесть-семь. Опять-таки банально, но хотелось бы владеть мячом, загонять соперника, прессинговать и чтобы болельщики от всего этого не могли оторваться. Многое рисуется в мыслях. Хочется и куража, и творчества, всего этого.

— Впереди еще четыре матча этого чемпионата. Филипенко там говорил, что будет просить вас дать ему отдых. Просил?
— Да, но что-то уже на следующий день прибежал: я готов, я готов. Не знаю, может, подумал, что сидеть на лавке холодно будет.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ