... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)513
2Неман (Гродно)512
3Динамо (Брест)511
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)510
5Динамо (Минск)59
6Арсенал (Дзержинск)58
7Витебск57
8Гомель55
9Сморгонь55
10Днепр (Могилев)55
11БАТЭ (Борисов)55
12Ислочь (Минский р-н)55
13Нафтан (Новополоцк)54
14Минск52
15Слуцк51
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201837
2Лида37
3БАТЭ-2 (Борисов)36
4Волна (Пинск)36
5Нива (Долбизно)36
6Островец36
7Динамо-2 (Минск)34
8Барановичи34
9Белшина (Бобруйск)34
10Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
11Макслайн (Витебск)34
12АБФФ U-17 (Минск)33
13Слоним-201733
14Бумпром (Гомель)33
15Шахтер-2 (Солигорск)31
16Локомотив (Гомель)31
17Орша31
18Энергетик-БГУ (Минск)3-9
подробнее

Чемпионат - Высшая лига

Иван Биончик. Фото fcgomel.by

Иван Биончик: «Разве у меня где-то было много времени?» Эксклюзив с лучшим тренером 2021 года

09.12.2021 21:03

Хотя сезон закончился, жизнь не дает Ивану Биончику передышки. Он уже попрощался с «Гомелем» и подписал контракт с чемпионским «Шахтером». На днях начал обучение, итогом которого станет присвоение тренерской категории Pro. А сегодня вечером на церемонии «Звездный мяч» получил памятную статуэтку, как лучший тренер года, победив по результатам опроса среди футбольных специалистов и журналистов. Но, общаясь с Иваном Сергеевичем накануне торжественного вечера, обсуждая все то, что случилось с ним и его «Гомелем» за этот год, журналист Football.by еще не знал о его новом крутом достижении, хотя и догадывался.
Диалог, а не монолог

— Новость о том, что вы покидаете «Гомель» разбила сердце некоторым болельщикам. Что можете сказать им на прощание?
— Очень рад, что отработал в «Гомеле» прошедшие два года. Хотя у некоторых болельщиков, кажется, был поначалу скепсис по поводу меня. Но я их понимаю. Люди переживали, вернется ли команда в высшую лигу. Тем более из нее ушли почти все футболисты, и мы собирали заново коллектив, который при этом должен был побеждать и завоевать путевку в высшую лигу. Приятно, что с течением времени даже у скептиков отношение поменялось, и что эти два сезона получились весьма продуктивными, что я могу уйти, оставив после себя хорошие воспоминания.

— Как вообще складывались отношения с болельщиками «Гомеля»?
— Мы не очень часто пересекались. Наверное, COVID тому виной — приходилось реже посещать общественные места. Однако на улицах Гомеля за два года стал более узнаваем. Не скажу, что мне не давали прохода, но узнавали. И поддержка на стадионе всегда чувствовалась, и в этом году, и в прошлом. Мы поэтому старались делать свою работу хорошо настолько, чтобы люди жили приятным предвкушением и шли на стадион в ожидании чего-то хорошего. Рад, что наша игра приносила положительные эмоции.

— Средством связи с болельщиками может быть и пресса. Но послематчевые пресс-конференции, судя по некоторым вашим высказываниям, остаются вашей болью?
— Не скажу, что болью, просто я был бы рад, если бы они проходили не в форме тренерского монолога. Ведь это вопрос интереса к турниру, который нужно поднимать совместными усилиями. Меня удивляет, когда на пресс-конференцию приходят 5-10 человек, но никто не может задать вопрос. Поэтому я и спрашиваю в таких ситуациях: зачем вы здесь собрались? Если для массовки, то возможно нужно поставить вопрос о целесообразности проведения пресс-конференций — отдайте их на откуп пресс-службам. Но мне кажется, это полезно, когда журналисты доводят взгляды и мнения тренеров болельщикам. 36573
— Какие вопросы хотелось бы слышать на пресс-конференциях?
– Конструктивные, наверное. А может даже и неконструктивные. Любые. Главное, чтобы был диалог, была видна заинтересованность.

— Как расстались с руководством «Гомеля»?
— У нас сложились замечательные отношения и с руководством города, и непосредственно клуба. К концу нынешнего года они уже стали даже более чем рабочими. Но это результат двух лет работы над этими отношениями. Конечно, и выступление команды, наверное, на них повлияло, но, думаю, что в первую очередь — взаимное уважение.


О давлении и недоразумении

— До «Гомеля» вы работали в «Луче» и «Дняпро», в каком из этих клубов ощущали более серьезное давление?
– Оно было везде. Если говорить о «Луче», то аппетит ведь приходит во время еды: сначала нам хотелось занять хотя бы пятое место в первой лиге, потом появилось желание выйти в высшую. В конце концов, и я сам везде ставил перед собой серьезные задачи, и это тоже можно назвать давлением. Но, в целом, его уровень всегда соответствует амбициям клуба, который борется за высокие места. А вообще мне нравится, что во все годы моей карьеры командам, которые я возглавлял, всегда было за что бороться. Ни разу еще не возникло ситуации, когда за несколько туров до конца можно было сложить руки и расслабиться. Для работы и развития это хорошо.

— Понятно, что почти все тренеры максималисты. Вы удовлетворены тем, чего вам удалось достичь с «Гомелем» за два года?
— С одной стороны, наверное, я должен быть благодарен за то, что у нас получилось. С другой стороны понимаю, что в некоторых моментах могли сделать лучше и добиться большего. Где-то не удалось пригласить футболистов, которые могли бы нас усилить, где-то в игре не хватило чего-то, а где-то нужно было принять другое решение. Но если не наглеть, то нужно говорить, что это отличный результат. Рад и за достижения игроков и команды в целом. Одни футболисты много забили, другие мало пропускали. С одной стороны мы на третьем месте по голам и на первом – по мячам, забитым с игры. С другой стороны — 15 сухих матчей это тоже классное достижение, выходит, что целый круг сыграли на «ноль». Это очень высокие результаты, учитывая, ресурсы, которые были в нашем распоряжении. Вдвойне приятно, что мы добивались их ярким интересным и динамичным футболом.

—«Гомель» здорово сыграл со всеми командами первой пятерки, проиграв по разу только «Шахтеру» и БАТЭ. При этом команда оставалась верна в матчах с этими соперниками своему стилю. Как вам это удалось?
— Назову два компонента — подготовка к матчу и психология. Ребята изначально стремились победить, поэтому не дрейфили, шли вперед, старались реализовывать возможности. Если взять, к примеру, два победных матча с «Динамо», на первый у нас был один план, на ответный – уже другой. Так и во встречах с другими соперниками — к каждой из них готовили что-то свое.

— При этом в матче с «Динамо» в Минске вы уже на первой минуте пропустили.
— Это было недоразумение, которое ни в коем случае не повлияло на наш план на игру. Нужно было просто об этом забыть и продолжать действовать так, как мы и собирались. Итоговый результат показывает, что мы были правы.

— Особняком стоят две победы в трех матчах, включая кубковую, над «Шахтером».
— В кубковом матч нам в некоторой степени повезло — думаю, не стоит этого отрицать. Когда «Шахтер» уже вел в счете, он мог забивать второй мяч, но Заяц, рискуя получить травму из-за столкновения со штангой, спас ворота. Это, конечно, эмоционально подстегнуло. Даже последовавшее позже удаление в нашем составе дало определенный импульс. Этот матч, в общем то, стал предтечей и для двух других. Там футболисты уже с самого начала верили в себя, что они могут не просто достойно сыграть с «Шахтером», а, отбросив все аутсайдерские намерения и прочую чепуху, именно победить. 36574
— Дабро сумел забить «Гомелю» только в кубковом матче. Уделяли его нейтрализации какое-то особое внимание?
— Не видели в этом смысла. Уделяли внимание другим ключевым моментам, которые были более важны и могли привести ко взятию наших ворот.

— И все же чемпионство «Шахтер» отпраздновал в Гомеле. Не было ощущение, что результат того матча несправедлив?
— Прежде всего, нужно сказать, что это был восхитительный матч! А результат такой, какой есть. На то и существуют большие команды, чтобы вот такие игры, которые неудачно для них складываются, менять в свою пользу. В том числе, идя на определенные провокации. Как, например, в ситуации с Гутором, которая возникла в конце первого тайма. Но в любом случае это был отличный матч с хорошим накалом, который показывали и по телевидению. Думаю, никто не пожалел, что его посмотрел.


Визажисты да парикмахеры

— Помимо хороших матчей с фаворитами, были и нулевые ничьи с брестским «Динамо», «Минском», «Сморгонью», из-за которых «Гомель», возможно, и не дотянул чуть-чуть до медалей.
— Не сказал бы, что именно из-за этих матчей. Могу назвать также игры с «Рухом», в которых мы на последних минутах не реализовывали отличные моменты. Или домашнюю встречу с БАТЭ. Не скажу, что она была на 100 процентов победная, но играли мы хорошо, однако наши ошибки вкупе с реализацией моментов соперником привели к ничейному исходу. Еще можно вспомнить игру с «Энергетиком», когда мы вели 2:0, остались вдесятером и потеряли очки. С «Торпедо»-БелАЗом упустили победу на последних минутах, хотя контролировали игру и должны были при счете 1:0 преумножать свое преимущество, но не сделали этого. Что касается ничьей с «Минском», тот матч был после международной паузы, плюс встал вопрос ковидников – людей у нас не хватало. Когда команда борется за медали, вопросы болезней и травм нужно исключить. У нас, увы, не получилось. Причем травматичность была в этом сезоне невысокая. Очень мало было всяких мышечных повреждений. А вот проблем из-за коронавируса в самые важные периоды сезона не удалось избежать. Ту самую игру с «Минском» или домашний матч с «Шахтером» многие ребята были вынуждены пропустить. Нам тогда очень не хватало людей и на скамейке, и на поле. Конечно, это повлияло на результат. Хорошо, что вытащили игру с «Ислочью», которая тоже пришлась на тот отрезок.

— Осталось ли сожаление, что не добрались до медалей?
— Осталось желание до них добраться. Расстроило, конечно, что «Сморгонь» в предпоследнем туре не обыграли. Однако после финиша и победы над «Шахтером» стало ясно, что этих потерянных очков нам все равно не хватило бы. Сожаление осталось разве что из-за того, что в некоторых играх могли показать больше и сыграть еще смелее, а не из-за четвертого места. Наглеть тоже нечего — что есть, то есть, и на том спасибо.

— Вы спокойно относились к оригинальным празднованиям голов, которые устраивали ребята. А за зеленые волосы в ничейном матче со «Сморгонью» им не перепало?
— Перепало и прилично. Это был важный матч, и отвлекающие факторы следовало исключить. А их было очень много, и мы не сфокусировались из-за них на игре. Кто-то занимался прощанием с болельщиками, кто-то чем-то еще. Не скажу, что это была основная причина, почему мы не победили, но одна из них.
36575
— А когда вы узнали, что ребята такое готовят?
— Вечером перед игрой они мне рассказали.

— Как отреагировали?
— Опыт подсказывал, что раз уж они так решили, отговаривать нет смысла – мы потратим колоссальное количество эмоций, чтобы переубедить их этого не делать. Другое дело, что в день игры в нашей раздевалке могло сложиться впечатление, что у нас проходит неделя большой моды — кругом визажисты да парикмахеры. Это, конечно, было неприемлемо, и мы об этом сказали ребятам.


Трудолюбивый Соловей и полезный Батищев

— «Гомель» стал и командой-открытием, и командой открытий. Одним из них стал Андрей Соловей. Как этому нападающему удалось не заметить перехода на уровень высшей лиги, сохранив результативность?
— Он интенсивно и ответственно работал на тренировках, интенсивно двигался во время матчей – отсюда и голы. Справился и с давлением, которое возникло после новостей о переходе или после приглашения в сборную. Все благодаря его собственному трудолюбию и желанию.

— Его приглашение в «Гомель» было вашей инициативой?
— Честно сказать, уже и не помню, как там все происходило. Но Андрей играл в одной лиге с нами, был на виду, много забивал, так что его приглашение было логичным решением на тот момент.

— Он в любой команде мог бы забить 18 мячей, или все-таки в «Гомеле» он оказался в нужной для себя среде?
— Мне сложно говорить «что могло бы быть». А что касается второй части вопроса, все мы стремимся попасть в такую среду, чтобы стать лучше, успешнее, богаче. Но все равно это требует от тебя немало собственных усилий.

— Почему у него пока не получилось проявить себя в сборной?
— Потому что в клубе футболист – это парень, которому доверяют, в которого верят. А в сборной он лишь один из тех, кого вызывают. Кроме того, вокруг сборной сейчас много негатива, игроки чувствуют это давление, и поэтому им тяжело себя проявлять.

—Юденков, Гомза, Костров были довольно неприметными игроками в чемпионате Беларуси, хотя всем им уже за 30 лет. В этом году Юденкова вызвали в национальную сборную, Кострова тоже приглашали молдаване, а Гомза вошел в десятку лучших по гол+пас. Как ребятам в таком возрасте удалось провести, возможно, лучший сезон в карьере?
— Думаю, не стоит их отрывать от всего того, что в целом происходило с нашим коллективом в этом сезоне. Наша общая страсть, желание дали импульс команде, и многие ребята смогли хорошо себя проявить. Я рад, что они прошли сезон без особых сбоев. Если бы еще не COVID…

— Мне кажется, многие болельщики, судя по их высказываниям в соцсетях, недооценивали роль Батищева в команде.
— Думаю, он был одним из лучших опорников прошедшего чемпионата. Это, в том числе, подтверждается и его личной статистикой. Его понимание и чтение игры, динамика, помощь в организации атаки были очень существенными. 36576
— В нынешнем сезоне в вашей команде вновь оказался Вадим Побудей, который уже играл у вас в «Дняпро», а потом уехал на год в Казахстан. Для него этот сезон тоже сложился очень хорошо. Он сам попросился в команду?
— Этому поспособствовали его отношения с моим помощником Игорем Кунашем. Они договорились, и Вадик сдержал свое слово — приехал. Мы, получается, помогли ему, а он нам. Для того мы и работаем, чтобы игроки прогрессировали. Вообще мне не очень хочется кого-то выделять, потому что хорошо проявили себя в этом сезоне и Васьков, и Васильев, и Левицкий, и Чикида, и Некрасов. Боюсь кого-то забыть, но, в принципе, можно назвать любого. Тот же Мышенко, хоть и провел в «Гомеле» всего несколько месяцев, тоже внес свою лепту, особенно в матчах с «Энергетиком» и «Ислочью». Поэтому всем футболистом я благодарен очень сильно, за то что принимали все вызовы и обстоятельства и не прятались от них.


Психология наравне с тактикой, техникой и «физикой»

— Уже много лет вашим ассистентом на тренерской скамейке остается Игорь Кунаш, который теперь будет работать с вами и в «Шахтере». Насколько вообще велика роль помощника в команде?
— Мне даже сложно говорить о нем, как о помощнике, потому что Игорь Евгеньевич абсолютно самодостаточный человек и тренер. Он хорошо знает свою работу, разбирается и в сегменте детско-юношеского футбола, понимает и профессиональный взрослый футбол. Рад, что человек с такими глубокими знаниями есть рядом на протяжении стольких лет.

— Не раз доводилось видеть, что после замены у соперника или изменении счета, вы не только с Кунашем, а вообще всем тренерским штабом собираетесь и в тесном кругу что-то обсуждаете. Это некий мозговой штурм?
— Не скажу, что это мозговой штурм. Просто бывают решения, которые очевидные, и они принимаются мной безапелляционно. А случаются ситуации, когда нужно выслушать мнение каждого, чтобы принять решение, если, конечно, время позволяет, что либо обсудить.

— Часто Кунаш вам перечит?
— Да у нас каждый перечит, можно сказать. Если у тебя есть мнение, и ты можешь его аргументировать, тогда, пожалуйста, говори. Я буду только рад, если это принесет команде пользу. 36577
— В «Луче» в ваш тренерский штаб входил и психолог. В «Гомеле» такого специалиста не было?
— Мы сотрудничали с агентством PLAYSPORT, которое разработало платформу психологического тестирования спортсменов Team Sport Constructor. Провели серию тестов, чтобы понимать, какие у нас в команде есть группы, какие личности, что позволяло полагаться не только на интуицию и эмпирические знания при управлении коллективом. Причем те результаты, которые мы получили благодаря этому тестированию, подтвердились и в процессе работы. Это помогало быстрее интегрировать людей в коллектив и реализовать их потенциал, а также выйти из некоторых, казалось бы, тупиковых ситуаций.

— То есть, вы, как и прежде, убеждены, что командам нужны психологи?
— Конечно. Ведь психология важна точно так же, как тактика, техника и «физика».


Новые возможности

— Долго ли думали над предложением «Шахтера»?
— Нет, недолго. Для кого-то важен вопрос каких-то достижений, трофеев или материальный, а для меня главным критерием стали возможности клуба. Имею ввиду условия для работы, выбор исполнителей, участие в еврокубках. Очень интересно поработать в таких условиях.

— Вам на построение игры потребуется время, а «Шахтер» такой клуб, где результат будут требовать с первых туров.
— Разве у меня было много времени, когда мы с «Лучом» стартовали с минус 10 очками? Или в прошлом году, когда у «Гомеля» было минус 5? Или даже в нынешнем сезоне? Нигде мне времени не давали, и все вопросы нужно было решать, как говорится, здесь и сейчас. Был даже такой период, когда требовалось выигрывать в товарищеских матчах. Взять, к примеру, прошлогодний сезон с «Гомелем». Мы играли качественно и красиво и были лучше всех по статистическим показателям: по xG, по xG points, по xG пропущенным, по прессингу. Однако в турнирной таблице у нас изначально было минус пять. Это все равно, что начинать гонку на машине с тремя колесами. Да, после пяти туров у тебя будет четыре колеса, как и у всех, но до этой отметки, во-первых, еще нужно доехать, а во-вторых, остальные уже впереди. 36578
— Разговаривали ли с руководством клуба о том, каким будет ваше влияние на трансферы?
— Тут, пожалуй, даже обсуждать нечего – это обычный рабочий процесс, который идет в любом клубе. Если возникнет вопрос важности и нужности какого-то футболиста и будет аргументированная позиция одной из сторон, то, конечно, этот человек появится у нас в команде.

— Если вас признают Тренером года, что это будет значить для вас?
— Прежде всего, мне будет приятно за клуб и за весь тренерский штаб «Гомеля». И это будет уже не моя субъективная оценка того, что мы проделали за этот год, а общая. Оценка того, что мы все, и тренеры, и футболисты, и руководство клуба выполнили феноменальную работу.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ