Лига чемпионов Плей-офф. 2 матчи

Первый матч

Первая лига

Завершен

Бумпром (Гомель)

Гомель-2

Завершен

Динамо-2 (Минск)

Волна (Пинск)

34-й Кубок Беларуси 1/8 финала

Чемпионат Европы 2024 Финал

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2052
2Славия (Мозырь)2041
3Динамо (Минск)1836
4Ислочь (Минский р-н)2035
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)1934
6Динамо (Брест)2032
7Минск2031
8Неман (Гродно)1528
9БАТЭ (Борисов)2023
10Витебск2021
11Арсенал (Дзержинск)1921
12Гомель1819
13Нафтан (Новополоцк)2018
14Слуцк1913
15Сморгонь1913
16Молодечно197
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2247
2Барановичи2244
3Нива (Долбизно)2244
4Локомотив (Гомель)2240
5БАТЭ-2 (Борисов)2239
6Лида2238
7Бумпром (Гомель)2238
8Белшина (Бобруйск)2237
9Волна (Пинск)2237
10Островец2232
11Минск-22226
12Динамо-2 (Минск)2224
13Юни Икс Лабс (Минск)2223
14АБФФ U-19 (Минск)2222
15Орша2219
16Гомель-22219
17Осиповичи2211
18Слоним-20172211
подробнее

Статьи и интервью

Иван Жекю. Фото dinamo-minsk.by

Иван Жекю: «Если за 17 лет при разных тренерах ничего не получилось выиграть, значит, дело не в них»

10.01.2022 17:03

Давненько мы ничего не слышали об Иване Жекю — бывшем вратаре минского «Динамо» и одесского «Черноморца», одним из героев эпичной победы «бело-синих» над лиссабонским «Спортингом» в Кубке УЕФА. Оказывается, ему пришлось провести несколько лет в родной Одесской области Украины, но затем он все же вернулся в Минск, можно сказать, на свою вторую родину. В разговоре с журналистом Football.by, Иван Григорьевич поделился мнением о современном состоянии белорусского футбола в целом, и минского «Динамо» в частности.
О прошедших нескольких годах

В 2015 году умерла моя мама, и я на какое-то время переехал в Украину, чтобы ухаживать за отцом. А в 2019-м не стало и его — Царствие ему небесное…

В футбол я попал благодаря папе. Он и сам был спортсменом — автогонщиком, участвовал в ралли. Потом стал директором большого автомобильного парка. На тренировки по футболу сам возил меня каждый день — два часа туда, два часа обратно. А на домашние игры «Черноморца» обычно ездили большой компанией. На футбол в Одессу всегда съезжались люди со всех окрестных деревень, так что не одни мы были такими. Когда же я был в минском «Динамо», если встречались с «Черноморцем», и у отца кто-нибудь спрашивал за кого он болеет, он всегда дипломатично отвечал: «За красивый футбол!» Даже мне так и не признался, на чьей стороне были его симпатии.

До 89 лет папа продолжал ездить в Одессу на «Черноморец», только уже я его возил. Надо было видеть его эмоции во время игры: когда наша команда атаковала он буквально дул на поле, а когда соперник угрожал воротам, наоборот втягивал воздух в себя. Так что отец всю жизнь болел футболом. Но, наверное, это единственная болезнь, которой болеть нестрашно…

О чемпионате Беларуси

Пока жил в Украине, следил, конечно, и за белорусским футболом. Что можно сказать? Отставание выросло. Украинский сейчас на подъеме: сборная в порядке, многие ребята играют в Европе, причем немало из них на ведущих ролях. А у нас, к сожалению, таких раз-два — и обчелся. К сожалению, мы и советскую школу развалили, и европейскую не переняли. Да и деньги серьезные нужны, чтобы было, как в Европе. В Украине же получился симбиоз двух систем. Во-первых, там по-прежнему много сильных доморощенных специалистов. Во-вторых, хорошие зарубежные тренеры постоянно приезжают работать в украинских клубах. Это приносит свои плоды. Сейчас сборная Украины не испытывает недостатка в квалифицированных исполнителях. Многие футболисты уже в 17-18 лет уезжают в Европу, где их продолжают натаскивать. К счастью, спортивное гражданство они при этом не меняют.

Убежден, что уровень чемпионата определяют не первые команды, а пять-шесть последних — если они сильные и конкурентоспособные, тогда и лидеры будут сильными. А когда в сезоне много проходных матчей, толку не будет. Да и сама игра в чемпионате Беларуси оставляет удручающее впечатление: технико-тактических действий на своей половине поля хоть отбавляй — «Барселона» отдыхает! А вот на половине соперника этот показатель стремиться к нулю. Но комментаторы почему-то это хвалят. Помню, смотрел БАТЭ с минским «Динамо» — катали вату и катали, все 90 минут, не помню даже чем все закончилось, зато запомнились слова комментатора в конце: «Вот и закончился этот увлекательный матч!»

О личностях

В борьбе за медали из года в год всё сводится к одному. Есть группа игроков, поигравших когда-то в России, в Украине, которая кочует из клуба в клуб. Та команда, в которой их соберется больше всего, и выигрывает чемпионат. А где молодежь? Как говорил один тренер, люди есть, а футболистов, к сожалению, нет. Никто не хочет ждать три-пять лет, чтобы вырастить игроков, всем нужен результат здесь и сейчас.

У нас не любят специалистов, которые не боятся высказываться и могут постоять за свое дело. У нас любят тех, кто перед начальником стоит с опущенной головой. Потому и такой результат.

Нет таких, как Малофеев, кто способен заразить идеей. Он всегда говорил: «Счет 1:0 нас не интересует, нам нужно 4:3». И доказал, что можно стать чемпионом, играя в такой футбол. Смеялись над его словами, над его штанами и шапкой, которую он носил на фарт даже летом. Но он достиг такого результата, потому что великий, а все великие не похожи на других людей. То же самое можно сказать об Анатолии Капском. Это был руководитель, который не похож на других. Таким людям нужно памятники ставить.

Когда я вернулся, меня удивило, почему многие наши профессионалы, по сути, не востребованы — Малофеев, Арзамасцев... А чем сейчас занимается Андрей Зыгмантович? Где Сергей Боровский? Где Сергей Алейников? Ребята поиграли в Италии, Испании, Нидерландах, ездили на чемпионаты мира и Европы. Неужели их знания нам не нужны! Хорошо хоть в жодинском «Торпедо» додумались позвать Александра Глеба.

Хорошо бы, конечно, чтобы в Беларуси появилась профессиональная лига. Чтобы специалисты были при деле, чтобы чемпионатом могли управлять те, кто дает командам деньги.

«Черноморец» и «Динамо»

«Черноморец» и «Динамо» — команды, которые я люблю одинаково. Жаль, что у них сейчас не самые лучшие времена. Минчане 17 лет не могут стать чемпионами, целое поколение выросло, которое не видело их с золотыми медалями. Одесситы вообще в первой лиге недавно играли. При этом у «Черноморца» есть все: база, отличный стадион… Впрочем, как и у «Динамо», но сейчас там радуется третьему месту. Обидно, что так выходит, ведь это народная команда, меня до сих пор узнают на улицах болельщики. И мы можем стоять на улице и разговаривать 30-40 минут и о прошлом, и о том, что сейчас.

Если за 17 лет при разных тренерах ничего не получилось выиграть, значит, дело не в них. Нужно менять саму структуру клуба. Терпеливее работать с детьми. Помогать ребятам из бедных семей, потому что не все родители сейчас могут позволить, чтобы дети занимались футболом: привозить их на тренировки, покупать экипировку, отправлять на турнире. Футбол ведь — вид спорта бедных. Почему в Бразилии всегда много хороших футболистов? Потому что для многих это единственная возможность куда-то выбиться. И тренеров нужно стимулировать, чтобы они постоянно получали вознаграждение за своего воспитанника, если его кто-то куда-то продаст.
37042
О детях

Детей сейчас очень сложно затащить в спорт. Дело не только, как у нас говорят, в компьютерах, ведь в европейских странах такая проблема тоже есть, причем там у детей, наверняка, даже больше всяких соблазнов. Но при этом там умеют построить занятия таким образом, чтобы детям было интересно, чтобы их затягивало. А у нас, порой, не хватает элементарных вещей. Нужно, чтобы была теплая раздевалка, душ, чтобы родителям было, где провести время в ожидании, а не мерзнуть на бровке, ведь у нас тут не Испания. Однако детям до сих пор кое-где говорят, вот научитесь играть, тогда у вас будут условия и хорошие поля. А может, попробуем сделать наоборот и посмотрим, что из этого получится?

Должно быть больше школ и отделений должно быть по районам, чтобы не приходилось ездить на тренировки через весь город, тем более родителям сейчас, бывает, тяжело возить детей три раза в неделю. И, конечно, должны быть школы, какими были когда-то училища олимпийского резерва, которые собирают лучших Почему бы не вернуться к ним, раз уж очевидно, что нынешняя система не работает?

Не понимаю, кстати, почему Беларусь является, наверное, единственной страной, где суммы трансферов и зарплаты футболистов — закрытая тема. Игрок подписывает солидный контракт, почему бы не рассказать об этом? Сколько молодежи это привлечет? Сколько ребят увидят, что они могут хорошо заработать в футболе? Сколько болельщиков захотят посмотреть его игру? А у нас об этом запрещают говорить!

О вратарях

У вратаря какая доля? Можно 90 минут стоять в носу ковырять, а на 91-й раз не выручил — и всё, ты виноват. Раньше говорили, что пока ты 1000 мячей не пропустишь, ты не вратарь. Кто-то думает это шутка, но на самом деле так и есть. И хороших голкиперов нужно искать не в первых командах. Я оттуда никогда не брал бы вратарей в сборную. Надо искать в середняках, где они во время матчей как белка в колесе. А еще вратарей нельзя хвалить. Меня в командах травили, даже если где-то что-то потащил. Но это мотивировало. Вот Гутору слишком рано звание лучшего футболиста дали…

Из нынешних мне очень нравится вратарь «Ливерпуля» Алисон. Чтобы в мои годы, когда я еще играл, у бразильцев был такой вратарь! Он и физически развит и внизу здорово работает. Слышал, какая у него зарплата, и мне сначала, что казалось, куда вратарю такие деньги! Но, посмотрев несколько игр, понял, что ему еще и мало платят.

Мне кажется, у нас нарушилась преемственность. Какое-то звено в цепочке не сумело передать нынешним вратарям то, что им передали их учителя. Раньше вратари первыми на тренировки приходили и последними уходили. И тот, кто мог перенести в игру 80-90 процентов того, что наработал на тренировках, считался классным. Причем многие упражнения мы придумывали себе сами, та же работа с мячом у стенки. Сейчас есть куча умных книг, а толку меньше. Потому что если работать точно по книгам, не всегда можно получить желаемый результат. Пока я был в Украине, то тренировал одну любительскую команду, которая играла в чемпионате области. И был у меня вратарь-нигериец: 22 года, ростом, как я, руки длиннющие — до колен. Мне он казался таким «незграбным». Начал его переучивать, потому что свято верил, что правильно только так, как делаю я. А потом понял, что ему так удобно, он так привык. Что с того, что мяч ловит по-своему, если он к его рукам как будто приклеивается? Кроме того, есть то, что можно натренировать и есть то, чему никогда не научишь. Как, например, умению чувствовать игру и ситуацию.

Плюс еще важна психология. Мы в «Динамо» играли в паре с Юрием Курбыко. По физическим возможностям он на голову выше меня. Но я был более устойчив психологически — пропустил и забыл. А он начинал себя казнить еще до того, как игра закончилась, что сказывалось на его действиях.

Из бывших вратарей всегда нравился Зепп Майер — эдакий немецкий мужичила из деревни. Потом через пару поколений появился Кан — практически копия Майера. Теперь есть Нойер, хотя он интеллигентнее выглядит, но тоже здорово читает игру и дьявольски уверен в себе.

Сейчас к вратарям предъявляется больше требований: нужно уметь хорошо играть ногами, ускоряться, начинать атаки. Раньше вратарям тоже часто пасовали назад, но это не было проблемой, потому что можно было брать мяч в руки после передачи от своего игрока. А удары от ворот выполняли защитники. Но это и хорошо, что голкиперы сейчас практически, как полевые — футбол развивается.
37041
О Пудышеве

С Юрой мы были соседями и хорошо общались. Любил он и меня подтравить. Например, когда играли в квадрате приговаривал: «Давай, Француз, отбирай — это тебе не солнечный пляж в Одессе». Француз — это потому что фамилия у меня французская. Уверен, без Пудышева, Курненина и Шишкина не было бы чемпионства в 1982 году. Прокопенко? Его, к сожалению, я уже не застал в команде. Кстати, без этих ребят могли бы и не раскрыться в полной мере такие талантливые белорусские ребята, как Алейников, Гоцманов, Кондратьев, Зыгмантович. А сколько детей, глядя на этих мастеров, захотели записаться в футбольную секцию! И без Малофеева, конечно, тоже ничего бы не было, что бы о нем ни говорили. Да, он не такой как все, но именно такие люди и приводят к большим победам.

Пудышев, конечно, тоже был не такой как все. Мог и пошутить, мог завести ребят, и он всегда был самим собой — никакой фальши и притворства. Никогда никому не подыгрывал. Бывало, в тяжелые моменты посидишь с ним, вроде и жизнь легче стала. Осадка на душе после проведенного вместе с ним времени никогда не оставалось.

О болельщиках

Я привык играть на переполненных стадионах — что в Минске, что в Одессе. И спортсмены тогда были очень узнаваемыми людьми. Футболисты, гандболисты, хоккеисты с одной стороны, актеры и певцы с другой тесно общались. Я, например, был в хороших отношениях с Мулявиным. Однажды даже высадил пассажира, которого подобрал на дороге, когда не смог сказать, кто поет, когда в магнитоле «Песняры» заиграли. Как же мы сохраним язык, культуру, когда элементарных вещей не знаем? Но к чему это я? Все друг друга знали, поэтому если вдруг проигрывали в Минске, то в людном месте нельзя было показаться — стыдно. Поэтому и проигрывали мы дома редко.

А вечер после победы над «Спортингом» моя жена постоянно вспоминает, говорит, что в жизни ничего подобного не было. Да и нам тот не забыть. В Лиссабоне проиграли 0:2, домашнее поле — болото. Подогрева не было, его сушили турбинами, но прогрели совсем чуть-чуть. Мы быстро забили два мяча, но потом поле совсем раскисло, и играть стало невозможно. Потом пенальти. Один отбиваю. Перепуганный Алейников, идущий бить последним, которого я успеваю подбодрить, и он вколачивает… Пришли праздновать в «Журавинку», с женами, подругами — таких теплых радостных вечеров в жизни было не так много. Администратор, правда, не хотел пускать ребят, которые были в джинсах. Тогда музыканты, которых мы хорошо знали, нарядили их в свои национальные костюмы. Вот ради таких моментов и играли…

Поэтому мне сейчас очень обидно из-за того, что на трибунах на матчах «Динамо» собирается 500 зрителей, пускай даже 1000, и это стало считаться нормой. С другой стороны, можно понять болельщиков, которые 17 лет ждут золотых медалей. Могу поклониться тем из них, кто несмотря ни на что остается верен команде. Моя сокровенная мечта – вернуть зрителей на стадион, чтобы опять были аншлаги, чтобы «Динамо» стало чемпионом и достойно представляло страну в еврокубках.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ