20.04. 14:10

Минск

Нафтан (Новополоцк)

20.04. 16:00

Арсенал (Дзержинск)

Шахтер (Солигорск)

20.04. 18:00

Славия (Мозырь)

Динамо (Брест)

Live

БАТЭ-2 (Борисов)

Островец

20.04. 15:00

Бумпром (Гомель)

Белшина (Бобруйск)

20.04. 17:00

Слоним-2017

Волна (Пинск)

20.04. 19:00

Динамо-2 (Минск)

Барановичи

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)412
2Неман (Гродно)412
3Динамо (Брест)410
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)49
5Динамо (Минск)48
6Гомель55
7Днепр (Могилев)55
8БАТЭ (Борисов)55
9Сморгонь55
10Арсенал (Дзержинск)45
11Витебск44
12Нафтан (Новополоцк)43
13Ислочь (Минский р-н)42
14Слуцк41
15Минск41
16Шахтер (Солигорск)4-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Островец39
2Молодечно-201826
3Лида26
4Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
5Динамо-2 (Минск)23
6Нива (Долбизно)23
7БАТЭ-2 (Борисов)33
8АБФФ U-17 (Минск)33
9Барановичи23
10Бумпром (Гомель)23
11Волна (Пинск)23
12Макслайн (Витебск)23
13Слоним-201723
14Белшина (Бобруйск)21
15Орша21
16Шахтер-2 (Солигорск)20
17Локомотив (Гомель)20
18Энергетик-БГУ (Минск)2-10
подробнее

Статьи и интервью

Виталий Жуковский. Фото fcbate.by

"После финального свистка с Батуми пошел к болельщикам, прощаться". Большое интервью Виталия Жуковского

01.04.2022 09:00

Бывший главный тренер БАТЭ — о борисовском клубе образца прошлого и нынешнего сезона, о том, что было в раздевалке после домашнего поражения от батумского "Динамо", о победном финале Кубка после смерти отца, отношениях внутри "желто-синего" коллектива и проблемах белорусского тренерского цеха.
— Вы уже, получается, четыре месяца без работы. Как вам?
— Скажем так, получился творческий отпуск. Немного непонятное состояние, потому что ни разу за последние двенадцать лет не был в такой ситуации. С другой стороны, много плюсов. С холодной головой можно переосмыслить свою работу. Уделить время семье. У меня два сына: у них игры, тренировки — посещаю, пытаюсь как-то помочь. Решаю бытовые вопросы. Общаюсь с друзьями. Уже изучил свой район вдоль и поперек, гуляя с собакой. В общем, заряжаюсь, коплю эмоции для работы. Плюс занимаюсь саморазвитием, учу английский язык, смотрю много футбола и анализирую, как стать лучше.

— В феврале вы ездили на стажировку в Турцию. Расскажите.
— Нас было трое: я, Павел Плют и Андрей Мисюк. Изначально договорились ехать к одному тренеру, однако не срослось, так что полетели в неведении. Не знали, как все пройдет, но получилось очень интересно и информативно. Посетили много команд: украинские, российские, казахстанские, латвийские. Хотя я больше следил за тренерами, за их поведением. Говорят, моя сверхэмоциональность мне порой мешает. Посмотрел на других — все ведут себя по-разному. Кто-то с эмоциями, кто-то очень спокойно. У каждого спой путь. Договорились еще с одной командой, должны были лететь в марте, но сейчас все очень сложно с логистикой. Единственная проблема: тогда оставалось полторы недели до старта или возобновления чемпионатов, поэтому многие проводили игры в закрытом режиме. Но нам повезло — попали почти на все нужны матчи. Хотел, кстати, поблагодарить земляка, Сергея Корниленко, который встретил нас на месте и здорово во всем помог.

Подмеченные нюансы? Не знаю, будет ли интересно, но вот, например, в прошлое межсезонье с БАТЭ мы играли против киевского "Динамо", и тогда было очень интересно наблюдать за работой Луческу. И сейчас тоже попали на киевлян. Посмотрели, как он "жонглирует" 30 футболистами, которые у него на сборе, какую работу проводит после матча. Есть много интересных моментов. Так, попали на один из матчей "Зари". Тренер Скрипник, например, играет по схеме "4-4-2" с "ромбом" в центре поля. Мы на протяжении двух лет играли по ней в "Ислочи". А оборона в среднем блоке, допустим, — совсем иначе. Суть в том, что когда тренер умеет доносить свои идеи, в одной и той же системе можно действовать совершенно по-разному. В общем, хватало интересных моментов.34593
— Давайте о вашем сезоне в БАТЭ. На "инауругационной" пресс-конференции Александра Михайлова в январе председатель клуба Андрей Капский обмолвился, что, мол, качественного скачка в прошлом году не произошло. Согласны с такой оценкой?
— Давайте просто пройдемся по фактам. Во-первых, мы выиграли Кубок. Во-вторых, набрали 65 очков в чемпионате, что по сравнению с предыдущим сезоном на пять больше. Да, неудачно выступили в еврокубках. Но при этом в команде произошли серьезные изменения. Ушло немало сильных футболистов, добавилось много молодых игроков. В то межсезонье была проделана очень качественная работа. И в трудных условиях мы смогли поставить игру, команда стала нравиться болельщикам.

Скажу откровенно, когда приходил, чувствовалось, что есть проблемы с атмосферой, что не хватает вот этого духа победителя, что нет контакта с болельщиками. Мы сделали все возможное, чтобы все это восстановить. Думаю, зрители видели, что мы выжали из команды все, что могли. И это не только мои слова, но и Андрея Анатольевича, которые он произнес на ужине в конце года и мне в личной беседе. А почему так сказал на пресс-конференции, я не знаю. Мне кажется, в тех условиях была проведена хорошая работа. Давайте будем честны: с "Шахтером" было сложно конкурировать в прошлом году. Обычно 65 очков — это больше половины вероятности, что ты чемпион. Думаю, кстати, в этом году все так и будет.

— Что вы имеете в виду под проблемами с атмосферой?
— Были, так скажем, легионеры, были "сенаторы". Их надо было объединить вместе. Помню, в самом начале у меня была очень эмоциональная речь, направленная именно на это. И со временем я увидел, что все заработало. У меня в "Ислочи" было немало опытных футболистов — я уже знал, как с ними работать. Но чтобы в коллективе было такое единение, как у нас в прошлом году, не мог себе представить — чтобы это можно было сделать за такой короткий отрезок времени. Мы все были в одной лодке — игроки, тренеры, администраторы, массажисты. Все это было очень душевно. И в тяжелые времена, когда в нас уже никто не верил, именно за счет этого мы и спасали матчи. БАТЭ ведь часто добывал результат в концовках или совершал камбэки. И сейчас я за ребят очень переживаю — они все пропитаны вот этим духом клуба. У нас остались теплые отношения.

Плюс появилась отличная молодежь. Кстати, когда только пришел, меня Андрей Анатольевич спрашивал: как ты видишь развитие детско-юношеского футбола? Отвечаю: "У меня контракт на один год. А у вас много революционных решений. Давайте просто не мешать и ничего не ломать". У нас принято везде критиковать детско-юношеский футбол, но БАТЭ качественно работает. Посмотри: в прошлом сезоне в главной команде дебютировали Кудравец, Дергачев, Супранович, Пилецкий и Шуманский. Пять футболистов! И это вторая команда лиги. Считаю, это успех. Причем Кудравец и Супранович — борисовские ребята. Тот же Шуманский — из Витебска, а это значит, что и селекция работает. Для меня, кстати, это самый талантливый футболист, которого я вообще встречал. Ни разу не видел, чтобы у 16-летнего игрок было столько качеств. Уверен, через два-три года он будет игроком национальной сборной.33714
— Самый сложный момент прошлого сезона — финал Кубка?
— Да, у меня перед этим умер отец. И хочу сказать слова огромной благодарности клубу. БАТЭ сделал все возможное, чтобы меня поддержать. На стадионе была минута молчания, люди аплодировали на 65-й минуте — отец ушел в 65. Я думаю, он бы хотел уйти именно так. И Алла Станиславовна, супруга Анатолия Анатольевича, и его дочь Алеся Анатольевна меня очень поддержали, отнеслись по-матерински. С Алесей Анатольевной у нас до сих пор хорошие отношения остались, она поразила меня своим профессионализмом и особенно отношением к своим подчиненным.

— Тем более важен главный вопрос: что все-таки стало причиной расставания и как оно происходило?
— Причины пусть останутся внутри клуба. Как происходило? Где-то в начале октября мы встретились с Андреем Анатольевичем на базе. Была хорошая погода, я предложил прогуляться. Мы конструктивно пообщались, я сказал, что после сезона мы должны попрощаться. У нас были причины. Через пару недель я объявил это команде. Все было цивилизованно и честно, я хотел именно так.

— А что крылось за словами Капского о том, что не стоит загадывать заранее?
— Я не знаю. Говорю, как было. Я не могу залезть в чужие мысли.

— Как команда восприняла новость?
— У нас тогда был тяжелый отрезок. На пятки наступали и "Гомель", и минское "Динамо", и "Рух". Почти не было шансов на ошибку. Но команде нужно было все честно рассказать, для меня это было важно. И важно занять второе место, кроме этого, тогда ничего не волновало.

— Вы ведь хотели объявить об уходе еще после домашнего поражения от батумского "Динамо" и вылета из Лиги конференций.
— Да. Это вообще было, пожалуй, одно из самых неприятных поражений во всем белорусском футболе за весь год. Зато в Батуми, наоборот, случился один из самых позитивных моментов. Та победа отняла много эмоций. После этого мы провели полтора тайма в меньшинстве против брестского "Динамо". В итоге перед ответным матчем были выхолощены. Первый тайм прошел неплохо, даже повели в счете, однако на второй команду не хватило. Надо понимать, что практически не было возможностей провести замены. К примеру, тогда Дима Бессмертный вовсе дебютировал в еврокубках, хотя в клубе уже четвертый год. В общем, это было сложно.

— Что было после финального свистка?
— Пошел к болельщикам. Обошел весь стадион по кругу, извиняясь за поражение. Ну, и прощаясь уже. Такой момент, как, помнишь, в фильме "Карты, деньги, два ствола", когда герой проиграл все деньги, его мутило от стресса. Вот приблизительно так было. Когда вообще ничего не соображаешь. И время очень медленно идет. Мне казалось, я там неделю шел. В раздевалке секунд десять включался, прежде чем что-то сказать. Поблагодарил ребят, сказал, что в этом поражении виноват только я. Думаю, это последняя игра для меня, и после такого я должен уйти. Считаю, что так будет правильно.

Стас Драгун на правах капитана взял слово и сказал, что так нельзя делать, и что мы все вместе проиграли. Игроки поддержали, в общем. Выступил еще Александр Викторович Захарченко. Сказал, что за 25 лет в БАТЭ еще никто не уходил сразу после игры. Надо, мол, успокоиться. И попросил ничего не объявлять. Через три дня у нас была игра в Гомеле, где меня поддержали уже болельщики. Думаю, это как-то повлияло, потому что я знал, что ищут тренера. Даже знал, кому звонили. После этого пообщались с тренерским штабом. Решили, что неважно, что нас завтра могут уволить — каждая тренировка и игра на максимуме. В итоге все это затянулось, пока не встретились с Андреем Анатольевичем, и он не сказал, что будем продолжать работать.34663
— Почему считали, что виноваты только вы?
— Я не имел никакого морального права обвинять футболистов. Убежден, что это мы их не защитили. Во-первых, за неделю до важнейшего матча клуб продал лучшего бомбардира Скавыша. Во-вторых, мы не перенесли встречу с брестским "Динамо". Игроки сто процентов не заслуживали критики.

— Вы уже не раз упомянули о поддержке болельщиков…
— Это вообще отдельная тема. Я в принципе не ожидал такого отношения к себе. Все-таки в Борисове я человек новый, а клуб привык к большим успехам. Это у БАТЭ уже в крови. Думаю, люди видели, в каких условиях существует команда, а также нашу работу. Поэтому возникла такая связь. Могу сказать им только слова благодарности. Был, кстати, запоминающийся момент. Когда нам вручали медали, и болельщики скандировали мою фамилию, стоял и думал: что происходит? У тебя есть все: классная команда, тренерский штаб, поддержка. Все хотят, чтобы ты работал дальше, а ты не можешь. Начали кошки на душе скрести. Это было так по-настоящему. Я реально всем очень благодарен. Но иногда, наверное, надо и так уходить.

Такие же слова благодарности и работникам базы. Я туда приезжал, как на дачу. Очень приятно было видеть это отношение, семейное. Оно дает импульс для работы. Мы со всеми прощались, как будто лет двадцать вместе проработали.

— Тем более не могу не настоять на вопросе о причинах вашего расставания.
— Скажем так, люди все-таки должны работать бок о бок. Стоять плечом к плечу. Тренер должен понимать, что он может дальше дать команды. Мы должны быть одним целым с руководством. У нас, увы, этого не получилось. О конкретных моментах — может быть, когда-нибудь расскажу. Но это не проблема. Я отработал свой контракт, клуб выполнил передо мной все обязательства. Так что могу только еще раз поблагодарить БАТЭ за то, что дал мне шанс поработать в большом клубе.

— После вашего ухода не продлили также контракты с другими тренерами.
— Да. Замечу, что когда я пришел, никого не убирал. Только с тренером под физподготовке Милютиным приняли совместное решение расстаться и Лихтаровича перевели в дубль. Я очень переживал по этому поводу, потому что знаю Диму очень давно и с лучшей стороны. Но мне нужен был в штабе Саша Володько, который при надобности мог находиться в игре во время тренировок. Остались Лисовский, Дрозд и Кравченко. Это, если что, самые титулованные ассистенты в Беларуси, профессионалы и просто порядочные люди. А у меня были свои помощники Плют и Мисюк. И они меня не подвели как профессионально, так и в плане человеческих качеств. Плюс сложился отличный контакт с начальником команды Свирским, который давно работает в БАТЭ. У нас очень здорово получилось наладить отношения со всеми, включая массажистов и администраторов. Сейчас прошло уже четыре месяца, и мы все тесно общаемся. 33328
— Вы видели БАТЭ на старте этого сезона? Что скажете?
— Сейчас слышу, что это уже новая команда. Но это не так. Возьмем Суперкубок — за исключением Бочерова и Малькевича, играл прошлогодний состав. БАТЭ выглядел лучше "Шахтера" и заслуженно выиграл за счет лучшей сыгранности. А если бы играл Умаров — уверен, было бы еще интереснее. Это один из самых ярких футболистов нашего чемпионата. У нас мало игроков, которые способны так влюбить в себя болельщиков, а в БАТЭ его очень любят. Да, у него непростой характер, но парень безумно талантлив и его яркой игры белорусскому футболу не хватает.

Дальше смотрел первый матч в Кубке против "Торпедо-БелАЗа". Там была ротация — и это уже совсем другая команда. Считаю, резервистов еще нужно подтянуть. Если оперативно получится это сделать, эта команда будет способна на многое. Подчеркну, я не претендую на сегодняшние успехи БАТЭ, это уже заслуга нового тренерского штаба. Но в то же время хочу отметить, что мы оставили команду в хорошем состоянии.

— Когда мы с вами договаривались о разговоре, вы хотели высказать о белорусских тренерах. О чем именно?
— О коммуникации, которой нам, по моему мнению, очень не хватает. Нам нужно работать бок о бок, чтобы белорусский футбол развивался. В частности, задевали прошлогодние высказывания Георгия Петровича Кондратьева о том, что футболисты должна тренироваться не в сборной, а в клубе. Понимаю, это эмоции, можно выплескивать их на судей, еще на кого-то. Но на коллег — это, мне кажется, не совсем корректно. Или замечания, мол, что вы хотите от сборной, если наши команды из еврокубков вылетают? Это то же самое, если бы я сказал после поражения от Батуми: что вы хотите, у нас сборная 0:8 Бельгии проигрывает. Сплотило бы нас это? Вряд ли.

У меня есть пример. На курсах категории "Pro", где было 40 тренеров, выступал главный тренер молодежной сборной Сергей Михайлович Ясинский. Он там сказал, что наши тренеры в конце года работают в режиме поддержания, но не развития. Что футболисты уже после 25-й минуты встают. И я понимал, в чей это адрес. Супранович в матче с Грецией в середине первого тайма стал ошибаться, его обыгрывали, он забил в свои ворота. И делается такой вывод. Однако в это же время в национальной сборной Яблонский играет весь матч и забивает Иордании, затем приезжает в клуб, проводит два полных матча в концовке сезона и забивает красивым дальним ударом. И про него никто не говорит.

А все дело в том, что Супранович до матча неделю пролежал с температурой. И люди даже не могут просто позвонить и спросить о состоянии игрока. Он приехал разобранный и вообще не должен был играть. А потом в докладе, который идет в том числе руководителям федерации, делается, на мой взгляд, неправильный анализ, из которого следует, что в БАТЭ не могут работать качественно. И все из-за неправильно коммуникации. Я именно о рабочем общении. Мы не должны друг друга, условно говоря, поздравлять с днем рождения. Когда мы обучались на категорию "Pro", ездили в Ньон, и там это говорилось постоянно: коммуникация, обратная связь. Когда приезжал инструктор УЕФА, сразу переставлял столы, чтобы все друг друга видели и общались. Вроде бы все знаем, нас учат, но на практике нормально контактировать не можем.32837
А теперь сравните с примером Виллюмссона. Он вызывался в молодежную сборную Исландии. Приходит вызов и с ним запрос — предоставить информацию за три последние недели: все тренировочные сессии, какой объем занятий. У нас есть специальные датчики, они дают всю необходимую информацию. Мы все это отправляем. Спустя неделю Виллюмссон возвращается из сборной — и исландцы присылают нам полный спектр таких же данных. Мы, не зная друг друга, коммуницируем лучше, чем в пределах Беларуси со знакомыми людьми.

Словом, нам надо прибавлять в этом плане. А не пускать друг в друга колючие стрелы.

— Напоследок: что думаете о своем будущем? Когда готовы работать?
— Уже готов, есть много эмоций и желания. А где? Покажет время.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ