Завершен

Минск

Нафтан (Новополоцк)

Live

Арсенал (Дзержинск)

Шахтер (Солигорск)

20.04. 18:00

Славия (Мозырь)

Динамо (Брест)

Завершен

БАТЭ-2 (Борисов)

Островец

Live

Бумпром (Гомель)

Белшина (Бобруйск)

20.04. 17:00

Слоним-2017

Волна (Пинск)

20.04. 19:00

Динамо-2 (Минск)

Барановичи

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)412
2Неман (Гродно)412
3Динамо (Брест)410
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)49
5Динамо (Минск)48
6Арсенал (Дзержинск)58
7Гомель55
8БАТЭ (Борисов)55
9Сморгонь55
10Днепр (Могилев)55
11Витебск44
12Нафтан (Новополоцк)54
13Ислочь (Минский р-н)42
14Минск52
15Слуцк41
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1БАТЭ-2 (Борисов)36
2Молодечно-201826
3Островец36
4Лида26
5Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
6Бумпром (Гомель)34
7Динамо-2 (Минск)23
8Нива (Долбизно)23
9Волна (Пинск)23
10Макслайн (Витебск)23
11Барановичи23
12Слоним-201723
13АБФФ U-17 (Минск)33
14Белшина (Бобруйск)32
15Орша21
16Шахтер-2 (Солигорск)20
17Локомотив (Гомель)20
18Энергетик-БГУ (Минск)2-10
подробнее

Азия

Владислав Федосов. Фото ФК "Нефтчи" Кочкор-Ата

Владислав Федосов о Кыргызстане: "Можно писать книгу "Выжившие"

23.07.2022 10:39

24-летний форвард Владислав Федосов в середине июля вернулся из четырехмесячной "командировки" в Кыргызстан. Там воспитанник могилевского "Днепра" и экс-игрок молодежной сборной Беларуси выступал за "Нефтчи" из Кочкор-Аты. Побывка получилась не слишком результативной с игровой точки зрения, зато легионерского опыта нападающий точно набрал — и рассказал много интересного об устройстве футбола в Кыргызстане и вообще об этой замечательной стране.
— Как тебя вообще занесло в Кыргызстан?
— По окончанию прошлого сезона расстались с "Днепром", начал искать варианты. У нас не получилось договориться, потом принял решение разорвать контракт. Вскоре набрал агент, предложил вариант в Кыргызстане. Рассказал о команде, что перед ней стоят задачи выиграть чемпионат и Кубок страны, плюс она участвует в Кубке АФК. Как мне объяснили, это вроде как аналог нашей Лиги Европы (хотя совсем не похож). В итоге решил попробовать, привлекла возможность попробовать легионерский опыт. А тут Азия, да еще с международным турниром. Я с "Витебском" играл в Лиге Европы, было интересно попробовать, как это на другом континенте. Это в любом случае опыт.

— А "Днепр" в то же время переводили из первой лиги в высшую…
— Да, я тогда еще неделю успел потренироваться с командой, пока шли переговоры. Но быстро стало понятно, что не останусь. Время покажет, правильно ли поступил. Но со многими парнями поддерживаю связь. Знаю, что, разумеется, они были довольны тем, что представилась возможность сыграть в сильнейшем дивизионе. Да, как следует не получилось укомплектоваться, но все равно для ребят это большой плюс.40214
— Прилетел ты в Кыргызстан и…?
— Команда встретила, привезла, разместила. Сразу предупредили, что сейчас будет вообще все по-другому. Естественно, поначалу долго привыкал. Во-первых, три часа разница во времени. Во-вторых, Кочкор-Ата своеобразный город. Он небольшой, всего 16 тысяч жителей, и при этом южный, самый жаркий в Кыргызстане. Я приехал в конце марта — температура уже была 26 градусов. А потом поднялась и до сорока.

Город, как я сказал, маленький. Ребята из "Днепра" подкалывали, что в Могилеве один район больше, чем вся Кочкор-Ата. Хотя есть все необходимое. В городе нефтедобывающий завод — наверное, в каждой семье хотя бы один человек работает на этом предприятии. А так больше ничего особенного — супермаркет, если его можно так назвать (больше похож на универсам), небольшой рынок, два или три кафе. Кормят, разумеется, очень хорошо.

— Футбольный быт отличается?
— Разве что немного. В первую очередь в плане полей. Команда играет на том же газоне, что и тренируется. А еще это же самое касается дублирующего состава. Можешь представить, какая нагрузка на поле. Учитывая, что за все время, что я там был, всего два раза прошел дождик, да и то очень маленький, оно очень сухое. Хотя заливают его конкретно. Особенно после тренировок — они проходят, разумеется, вечером, часов в шесть-семь. Иногда даже лужи стоят, а на следующее утро 35-40 — и опять все высушивает. Трава кое-как растет, но с трудом. Я как-то записывал "сторис" с тренировки, так Мотя (Антон Матвеенко — прим.) спрашивал: "Ты что, у меня во дворе в Могилеве играешь?" В Беларуси действительно таких полей нет, даже, наверное, в первой лиге. А там это был еще не самый худший вариант. Климат, ничего не поделаешь.

Хотя есть и хорошие поля. У "Абдыш-Аты" — это частный клуб — например, есть база недалеко от Бишкека, на которой тренируется в том числе и национальная сборная. Вот там просто "топ". Хороший газон у "Дордоя". А бывает, что приезжаешь, а на стадионе почти нет травы и земля полностью сухая. Пацаны даже проскальзывали, как на льду: шипы не заходили в землю. Ну, и плюс порой просто не хватает места, где размяться, да и раздевалки маленькие, . У "Нефтчи" еще более или менее — пространство пять на пять метров, но все равно если сорок градусов и кто-то начинает разминаться, дышать уже нечем. А у одного соперника и вовсе был жестяной вагончик. Отделанный конечно, внутри душ и все такое, но сама суть…

Из остального запомнилось, что в Кыргызстане вообще не купить бутсы. Оригинальные, имею в виду. Даже в Бишкеке их просто нет, есть лишь копии. Поэтому футболисты ищут из в Узбекистане или Таджикистане, ну или просят у игроков, которые выступают за сборную. Знаю, что, например, Шукуров и Алыкулов из Гродно некоторым ребятам привозили обувь.40215
— Жара, как я понял, главная проблема. Как ты ее переносишь?
— Как оказалось, не слишком хорошо. Я, конечно, знал, что в Средней Азии пожарче, чем в Беларуси, но не думал, что настолько. Повторю, приехал — 26 градусов. Ну, нормально. Пока парни не сказали, что уже скоро будет сорок. Вот это, думаю, я попал. И реально, вроде семь вечера, а пока до поля на тренировку дойдешь, уже дышать нечем. Местные к этому привыкли, им попроще, а легионерам тяжело. В других городах, правда, чуть легче. Общался с бывшим футболистом "Торпедо" и "Крумкачоў" Мишей Калугиным, который сейчас играет в "Абдыш-Ате", так у него на севере еще нормально. Ну, где-то на пять градусов жарче, чем в Беларуси, плюс иногда идут дожди. Хоть спать можно. А здесь же нереально. И при этом нам на базе лишь за две недели до моего отъезда в комнаты повесили кондиционеры. До этого не было. Кто на полу спал, кто с мокрым полотенцем. Я просто не мог — засыпал в три-четыре часа ночи. Ну и днем, разумеется, с одиннадцати до трех никто на улицу просто не выходил.

Тренировались вечером, хотя когда проводили спарринг с узбекистанским "Навбахором", ребята оттуда рассказывали, что они занимаются вообще в девять-десять вечера, потому что там еще жарче. Интересно, что при этом в Узбекистане поля на порядок качественнее. Там условия получше. Но, что касается жары, даже при том пекле меня все пугали: подожди-подожди, вот поедем в Таджикистан на Кубок АФК, вот там будет настоящая жара. А я думаю: куда уж еще?! И действительно: приехали в Душанбе, вышли на улицу — 42 градуса. Заехали в магазин, термометр в автобусе показывает 47. Спрашиваю: это реально так? Говорят, да, ну, может на градус-два меньше. А тренировались и играли на синтетике. На ней даже стоять невозможно: все горит! И водой обливались, и на пятках ходили…

— Сколько килограмм сжег?
— На самом деле, немного. Приехал туда с 81 кг, потом стал 83, а когда пошла жара и есть вообще ничего не хотел, вес стал падать. Уехал где-то с 80 кг.

— Страдал от скуки в таком маленьком городке?
— Вот, кстати, когда предложили ехать в Кыргызстан, сразу вспомнил, что там играл Макс Шило. Набрал, поспрашивал. Он и сказал, что единственное, что меня может смутить в Кочкор-Ате, что город очень маленький. Я как-то не обратил внимания, ну, думаю, ничего страшного. Обошел его полностью за первые два-три дня. Хотя парни говорят: куда там ходить — рынок да супермаркет. Первый месяц на эмоциях еще было все нормально — новый чемпионат, новая команда, все такое. А потом вот стало тяжеловато. И жарко, и заняться нечем. Иногда просто выбирались в магазин за продуктами. Или за мороженым. Или в тир пострелять. А так оставалось на базе только в настольный теннис играть. Часа по два-три в день, потому что больше делать нечего. И то вечером, когда двигаться можно. Порою уже надоедало, уже партий десять сыграл, не хочешь больше, но играешь все равно.

Однажды была пауза, все разъехались по домам, а мы остались на базе вдвоем с камерунцем Люком Менжаном на шесть или семь дней. Представь, вообще больше никого. Сами себя тренировали. А в свободное время — опять теннис. А Люк в него играть не любил, да и не умел. Но от скуки научился. Я уже и левой рукой против него играл, и на "сникерс", и на мороженое. У нас был одинаковый распорядок: поспали, поели, поиграли в теннис, сходили в магазин, пострелять в тир по двадцать патронов и тот, кто проигрывал, покупал в парке мороженое. Когда пацаны вернулись, сказали, что по вам видно — можно писать книгу "Выжившие".40216
— К местной еде приспособился?
— Да, она очень вкусная, но жирная. И везде мясо, в первую очередь баранина. Будь-то макароны, каша, суп. Запомнил много хороших блюд: оромо, лагман, самса, чтобы перекусить — это традиционный пирожок такой, с мясом, конечно. После игры всегда собирались, садились на топчан и ели. Там очень много едят. "Попробуй вот это, и это, и это" — и все очень вкусно, но ты уже не можешь. Чтоб ты понимал, насколько важно мясо, один раз когда мы приехали в Бишкек, в одной гостинице парни пожаловались, что в блюдах его недостаточно (хотя, как по мне, все было вполне нормально). В результате в следующий заезд селились из-за этого уже в другом отеле. Ну и шашлыки просто везде, шампур всего 2 доллара стоит. И черного хлеба, конечно, нет. Только белый, в основном лепешки.

Едят на самом деле все постоянно. Едем ночью на выезд. Остановились. Говорят, завтрак. Спустя два часа опять. "Так ели же недавно" — "Не, то разминка была". В этом плане, кстати, Люку тяжелее всего было, потому что он вегетерианец. Повара на базе как узнали, за голову схватились — чем же тебя, мол, кормить. В итоге он просто брал обычные блюда, но мясо просто оставлял.

— Цены, судя по всему, относительно небольшие?
— Да, это вообще удивило. Может, потому что Кочкор-Ата маленький город. Подстричься — меньше 2 долларов, безлимитный интернет на месяц — 6-7 долларов. Такси до аэропорта (а ехать около трех часов) — 10 долларов. Кстати, понятие такси несколько иное — сначала нужно приехать на место и подождать, пока соберется машина пассажиров, чтобы ехать, например, в другой город.

— Не обманывали?
— Один раз в парикмахерской, но по мелочи, на полдоллара, как мне сказали. Но вообще, если нужно что-то крупное купить, я брал либо местных парней, либо молдавского вратаря Пайюша, который живет там уже три года и все вообще знает. Он меня везде водил. Тем более что многие не говорят по-русски, разве что в Бишкеке почти все. В остальных городах меньше. Кыргызстанский? Самые базовые слова выучил. "Ооба" — да, "Жок" — нет. Плюс некоторые числа, потому что, когда в карты или теннис играли, местные парни на своем считали параллельно.

— Знаю, что там сложно добираться на выездные матчи.
— Не то слово! До Бишкека, например, ехать 400 или 500 километров. Но узкие дороги, горы, перевалы, плюс фуры постоянно ездят. В итоге ехать выходит около двенадцати часов. Заедешь наверх, посмотришь — вроде бы напрямую до следующего подъема не так далеко. Но дорога зигзагом, и ты делаешь кругов восемь вокруг горы. Уши закладывает, жарко — вообще жесть! Конечно, нереально красиво: большие горы, красивое водохранилище по дороге. Но это первых несколько раз красиво, а потом больше уже не хочется. Плюс автобусы маленькие, слегка переделанные Mercedes Sprinter. Просто большие на перевалы не пускают. Так и добирались. Выезжали на север за три-четыре дня до матча, заселялись в гостиницу и там готовились. Большие команды, вроде "Дордоя", на матчи, кстати, летают. Не знаю, если честно, почему "Нефтчи" так не делал. Деньги вроде бы позволяли. Наверное, есть какие-то свои нюансы. Может, конечно, из-за экономии. Но у нас с финансами проблем не было — и премиальные, и зарплаты, все выплачивалось вовремя. Сколько, не скажу, но это уровень середины таблицы нашей высшей лиги.

А, вот еще про выезды. Это вообще самая жесть. Добирались мы на Кубок АФК в Таджикистан. Как мне объяснили, из Кыргызстана туда самолеты не летают. Поехали в Узбекистан. Сначала до ближайшего пограничного перехода, который нужно было переходить пешком. Оттуда на такси до Ташкента. Просто взяли 10-15 машин — и семь часов ехали. Там переночевали и полетели в Душанбе. Отыграли групповой раунд и по такой же схеме возвращались обратно. А уже на следующий день предыгровая тренировка. Затем матч — и сразу же выезд в Бишкек на перенесенную встречу. 12 часов дороги туда, две тренировки, игра, и 12 часов обратно. И сразу же матч на Кубок. В общем, накатались за последнее время так, что моя спина это будет помнить еще долго.40217
— Почему ты сказал, что Кубок АФК вообще не похож на Лигу Европы?
— Ну, это совсем другое. В ЛЕ отыграл матч дома, матч в гостях, все понятно. А тут ты прилетаешь, проводишь три матча за шесть дней. Ну, плюс, повторю, жара, синтетика. Людей вообще нет. Играли против узбекистанской "Согдианы", таджикистанского "ЦСКА-Памира" и туркменистанского "Алтын Асыра". Все это было на поле, где играет "Истиклол". Так вот, даже на ЦСКА мало кто приходил. Разве что из Узбекистана приехало 10-15 фанатов "Согдианы".

Хотя уровень футбола неплохой. Но из-за того, что многие матчи проходят в сложных условиях, большинство команд предпочитает упрощать игру. Много длинных передач. Думаю, по уровню это где-то серединка нашей высшей лиги. В целом, чуть слабее, но не намного. В Турции на сборах кыргызстанские командами соперничали с клубами ФНЛ, с казахстанцами и не сказал бы, что сильно уступали. Мы вот, повторю, играли спарринг с "Навбахором". Закончили 1:1, соперник, конечно, владел преимуществом, но и у нас было несколько моментов.

— С кем еще из тех, кто играл в Беларуси пересекался?
— За "Навбахор" играл Зоран Марушич. Я с ним не был знаком. Я уже ушел из "Дняпро", когда он там появился. Кто еще… В "Дордое" играют Недашковский и Фокша, в "Нур-Баткене" Короев, который выступал за "Слуцк". Тот же Калугин в "Абдыш-Ате". В общем, хватает знакомых людей.

— Ты долго расставался с "Нефтчи" — были какие-то вопросы?
— Нет, просто нужно, чтобы кто-нибудь пришел на мое место. Да и просто времени не было с этими разъездами, чтобы окончательно все оформить — рассчитать меня, разобраться с билетами и обратной дорогой в Беларусь. А когда вернулись с АФК, наконец, все сделали. Плюс приехал узбекистанский нападающий на мое место.

— Почему принял решение уйти?
— Тяжеловато все-таки было. Даже ребята заметили: первые месяца-полтора, говорили, с тобой все нормально было, а потом видно: что-то не так. Плюс стал мало играть. Пока набрал форму, потом вышел на замену во втором тайме, потом в перерыве, потом пару матчей в старте. Но в сумме провел только семь игр. Плюс скучал, конечно, по дому. В Могилеве семья, маленький ребенок. Везти их в Кыргызстан, учитывая все, что я тебе рассказал, смысла, конечно, не было никакого.

— Что дальше?
— Вернулся в Могилев, провожу время с семьей. Пока жду предложений. Время вроде бы еще есть. Если честно, не так уж и важно, откуда — просто уже очень хочется снова играть.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ