... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)513
2Неман (Гродно)512
3Динамо (Брест)511
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)510
5Динамо (Минск)59
6Арсенал (Дзержинск)58
7Витебск57
8Гомель55
9Сморгонь55
10Днепр (Могилев)55
11БАТЭ (Борисов)55
12Ислочь (Минский р-н)55
13Нафтан (Новополоцк)54
14Минск52
15Слуцк51
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-201837
2Лида37
3БАТЭ-2 (Борисов)36
4Волна (Пинск)36
5Нива (Долбизно)36
6Островец36
7Динамо-2 (Минск)34
8Барановичи34
9Белшина (Бобруйск)34
10Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
11Макслайн (Витебск)34
12АБФФ U-17 (Минск)33
13Слоним-201733
14Бумпром (Гомель)33
15Шахтер-2 (Солигорск)31
16Локомотив (Гомель)31
17Орша31
18Энергетик-БГУ (Минск)3-9
подробнее

Другие европейские чемпионаты

Чемпионат Казахстана. Астана - Кайрат. Фото ФК "Кайрат"

Лимит на легионеров мягче, самая высокая зарплата — 60 тысяч евро, клубы тоже зависят от властей, но живут свободнее. Всё, что нужно знать о КПЛ. Часть 2

14.02.2023 01:04

В первой части рассказа о казахстанском чемпионате мы акцентировали внимание на белорусах и других игроках, ранее выступавших в нашей высшей лиге. Во второй поговорим о том, как устроена КПЛ, какие там лимиты, бюджеты и зарплаты, чем тамошний футбол отличается от нашего и чем они схожи.

Белорусов всё больше, Эбонг в топ-3 по стоимости в лиге, Дарбо, Нойок, Осучукву и другие. Всё, что нужно знать о КПЛ. Часть 1


Кстати, даже за эти сутки, что разделили два наших текста, количество наших легионеров в КПЛ выросло: стало известно, что голкипер Роман Степанов успешно прошел просмотр в "Кызыл-Жаре" и подпишет с этим клубом контракт. Экс-солигорец стал 16-м легионером в КПЛ прямо сейчас. Почему же их так много?

Вы наверняка помните, что лет десять-двенадцать назад белорусы все чаще стали предпочитать казахстанский вектор. В 2005 году Казахстан перешел из АФК в "зону УЕФА". Его клубы, соответственно, стали участвовать в еврокубках. Не сказать, что они там были совсем неконкурентоспособны (так, "Тобол" даже успел войти в число победителей еще существовавшего Кубка Интертото), но было очевидно, что стране нужно развивать свой чемпионат. И туда потекли буквально реки денег. Поначалу зарплаты были совершенно не адекватны уровню соревнования, однако постепенно эта разница нивелировалась, и в 2015 году "Астана" впервые вышла в групповой раунд Лиги чемпионов УЕФА.


Тогда, если не было варианта перебраться в РПЛ (ну, или Европу — но это для тех, кто уезжал в надежде на большую карьеру, а не подзаработать), наиболее приоритетным пунктом назначения для заработка был именно Казахстан. Зарплаты в КПЛ были басновловные, даже вполне рядовые футболисты из ЧБ могли получать в десять-пятнадцать раз больше, по сравнению с белорусским первенством, которое еще, напомним, тоже так не нищенствовало, как сейчас.

Это дало свои плоды: первые успехи "Астаны" паровозом подтянули все остальное. В евроосень (правда, не в ЛЧ) попадал и "Кайрат", по несколько стадий проходили другие казахстанские клубы. В стране стало появляться больше молодых футболистов высокого уровня, и к началу "двадцатых" казахстанцы имеют добротного уровня национальную сборную. У нас была прекрасная возможность сравнить ее с белорусской в последнем розыгрыше Лиги наций — свою группу там среднеазиатская команда выиграла.


Попасть в Казахстан тогда было значительно сложнее — местные клубы могли приглашать легионеров неплохого европейского уровня, и футболисты из Беларуси зачастую просто не проходили просмотры. Так вот, если раньше денег было очень-очень много, то теперь их в Казахстане намного меньше. Клубы перестали сидеть на нефтяных, газовых и каких бы то ни было еще иглах и проедать значительную часть бюджета родного города. 

Но есть два нюанса: условия в казахстанских клубах и сейчас значительно превосходят то, что могут предложить даже белорусские "гранды". А с введением "потолка зарплат" из высшей лиги в КПЛ, считай, открылся отдельный воздушный коридор... При этом тамошние клубы уже не могут посулить огромные зарплаты, но, если судить по тем же еврокубкам, уровень лиги если и падает, то значительно медленнее, чем финансовые условия в ней. И происходит это в первую очередь за счет улучшения качества нового поколения доморощенных футболистов за последнее десятилетие. 


Надо больше конкретики? Так, средний бюджет клуба казахстанской премьер-лиги — 1,2 млрд тенге. Это около 2,5 млн евро. У самых богатых команд, вроде "Астаны" или "Актобе", эти цифры, конечно, значительно больше, но основная часть лиги рассчитывает приблизительно на такие суммы. Так скажем, прожиточный минимум. Принято считать, что уже на 1 млрд тенге существовать в КПЛ сложно. Поэтому, например, "Жетысу", куда в межсезонье перебрались наши Теверов и Назаренко, со своими 800 миллионами, вероятно, будет бедствовать, если не найдет дополнительное финансирование. Команда из Талдыкоргана, вообще, оказалась в роли наших "Сморгони" или "Днепра" последних лет, когда, не попав в премьер-лигу по спортивному принципу, зимой резко меняла планы, поднимаясь на ступеньку выше, не будучи к этому оптимально готовой.

А что по зарплатам? По данным, пожалуй, наиболее авторитетного казахстанского журналиста Айдына Кожахмета, в сезоне-2022 самым высокооплачиваемым игроком в премьер-лиге был хорватский полузащитник Марин Томасов из "Астаны". Его жалование составляло 30 млн тенге или 61,8 тысяч евро в месяц. Правда, ему уже 35, и в этом году условия могут сократиться. Многие звезды местного масштаба — такие, как, например, руандиец Жерар Гоу, трижды подряд становившийся лучшим бомбардиром КПЛ в составе "Кайрата", играют приблизительно за 10 тысяч евро в месяц.


При этом многие клубы никак не могут отучиться тратить по-старому. Отсюда ситуация, когда большинство команд заканчивает сезон с долгами. Порой они огромные. Так, "Кайсар", который поднялся из Д2 и где в прошлом году выступали три белоруса, успел во втором дивизионе накопить долг в 500 млн тенге — это больше 1 млн евро. В итоге на него был наложен трансферный бан.

Как результат, на старте межсезонья клубы совершенно не представляют, на каких позициях начнут следующий сезон, на что смогут претендовать и какие условия готовы предложить потенциальным новичкам. Не представляют ровно до того момента, когда "сверху" не спустят проект бюджета на следующий год.

И это еще один пункт, который роднит казахстанский футбол с белорусским — клубы зачастую всецело зависят от государства. Точнее, в основном от регионов. Так как Казахстан — страна огромная (9-я по площади в мире), это работает несколько иначе. Развитие любого вида спорта (а футбола прежде всего) в конкретном регионе зависит в первую очередь от благосклонности очередного акима (губернатора). Если утрировать, футбол напрямую зависит от государства. Не до такой степени, конечно, как в Беларуси, но тем не менее… 


Так, например, в "Астане" могли переживать по поводу смены министра культуры и спорта Казахстана, которая произошла в начале января 2023-го. Вместо Даурена Абаева на эту должность заступил Асхат Оралов. Абаева часто называли негласным "боссом" "Астаны", благодаря покровительству которого клуб во многом находится на своих нынешних позициях. И теперь якобы позиции лидера казахстанского футбола могут быть подорваны. Ну, по крайней мере, астанинцы выполнили поставленную перед ней чемпионскую задачу. Или вот "Аксу": все ждали смены акима области, прежде чем делать какие-либо прогнозы по поводу будущего клуба. Да, турнир в Казахстане называется "премьер-лига", однако от классического понятия этого слова он все же далек.

Но, надо отметить, что клубы в стране не только теряются, банкротятся, но и возрождаются, а еще появляются новые. Так, только нынешней зимой снова в строю давно расформированные "Елимай" из Семея и "Иль-Саулет" из Отегена, а в Алматы появилась новая команда — "Хан Тенгри". Впрочем, они все пока в миноре.

Какое-то частное влияние на футбол, разумеется, тоже есть. Самый яркий пример — "Кайрат". С 2012 года председателем его попечительского совета является известный казахстанский предприниматель Кайрат Боранбаев. Это не только человек, который владеет (то есть, владел) франшизой McDonald's на территории Беларуси, но и родственник бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Его дочь была замужем за внуком Назарбаева Айсултаном, который в 2020-м просил политического убежища в Великобритании, утверждая, что у него есть информация о "высокомасштабной коррупции между правительствами России и Казахстана", а затем внезапно скончался в Лондоне, якобы от кокаиновой зависимости. Сам Кайрат Боранбаев с марта 2022-го находится под следствием по обвинению в хищении средств в особо крупном размере…


Впрочем, вернемся к футболу. Смежная его проблема — инфраструктура. Если вкратце, во многих регионах она оставляет желать лучшего. В некоторых ее как таковой (чтобы соответствовала уровню премьер-лиги), вообще нет. Так, "Кызыл-Жар" и "Окжетпес", согласно регламенту, могли вовсе отстранить от КПЛ, поскольку у них нет полей с подогревом. Однако делать это, конечно, никто не стал, но угроза снятия очков формально сохраняется. Кроме того, там тоже есть случаи, когда команды проводят домашние матчи не в родном городе. Уже известно, что "Кызыл-Жар" первый круг сезона-2023 отыграет в Павлодаре (расстояние от Петропавловска — 600 км), в то время как на его стадионе будут проводиться ремонтные работы.


О "Таразе" мы уже упоминали. Команда в прошлом сезоне сохранила прописку в премьер-лиге, однако накопила множество долгов. Перед ней стояло два варианта: либо банкротство, либо понижение в классе, дабы привести дела в порядок. В руководстве Жамбыльской (Тараз — это, кстати, тот самый бывший Джамбул, где "тепло и мама") области приняли решение добровольно отправиться в Д2 в надежде вернуться через год. Футболисты же разошлись кто куда, став лакомыми кусками на трансферном рынке.

Еще одной командой, которая тратила не глядя, был как раз "Ордабасы" Александра Седнёва. Тот же журналист Кожахмет, говоря о том, что происходило в Шымкенте, говорит предельно прямо: "безбожный распил". В результате команда белорусского специалиста также окончила минувший сезон с огромными долгами. Но при этом выиграла Кубок страны. И поэтому руководство Туркестанской области (бывшая Южно-Казахстанская) провело зиму с дилеммой: то ли утверждать новый бюджет и гасить долги, то ли оставлять "Ордабасы" влачить нищенское существовании и о любых успехах в еврокубках, таким образом, забыть уже сейчас.


Судя по всему, выбрали первое, поскольку "Ордабасы" неплохо комплектуется. Например, утверждают, что к команде присоединятся три сильных казахстанских футболиста — Суюмбаев из "Аксу", Тагыберген из "Тобола" и один из самых талантливых казахстанских игроков Бауыржан Исламхан, который в конце 2022-го отбыл 2-летнюю дисквалификацию за употребление допинга. Он попался после одного из матчей азиатской Лиги чемпионов, выступая за эмиратский "Аль-Айн". Кстати, уже успел отгрузить два красивейших гола в межсезонном спарринге с "Металлистом-1925".

Называют и возможную причину такой межсезонной смелости "Ордабасы". Говорят, их спонсором станет одна из дочерних компаний "Газпрома". В "казнете" клуб уже переименовали в "Газпромбасы". Если это действительно случится, кажется, Седнёв будет одним из главных претендентов на победу в КПЛ-2023.


А вот кто был избавлен от финансовой нервотрепки, так это "Атырау" Виталия Жуковского. Это едва ли не единственная команда КПЛ, которая начала работу на трансферном рынке сразу после завершения предыдущего чемпионата. "Атырау" — клуб с экономической точки зрения скромный, зато каждую копейку считает. Правда, по нашей информации, там достаточно долго думали, продолжать ли сотрудничество с Жуковским. В итоге приняли положительное решение, и теперь комплектация идет полным ходом, а команда продолжает работать на сборах в Турции…

Ах да, Турция! Само собой, казахстанские клубы в межсезонье не сидят дома и вовсю играют с представительными соперниками на зарубежных сборах — никто не запрещает. И иногда с ними случаются интересные истории. Об одной из таких в своем телеграм-канале рассказал Айдын Кожахмет: "17-летний вратарь "Атырау" по имени Дулат Таласбаев совсем недавно сыграл против датского "Кёге", который тренирует экс-игрок "Ливерпуля" Даниэль Аггер. Так вот, парнишка очень неплохо себя проявил, а когда Аггер и его штаб узнали, что ему всего 17, то пригласили его потренироваться с основной командой "Кёге". Говорят, что Дулат проявил себя и там. И теперь "Кёге" будут наблюдать за ним до наступления 18-летия. А потом, возможно, вернутся к вопросу уже на более обстоятельном уровне". Но о том, что зарубежные сборы клубам не нужны, нам уже всё давно рассказали — все условия есть и дома. 


А что там с лимитом на легионеров? Вписываются ли в него белорусы? Казахстанцы, в отличие от Дома футбола, движутся в ином направлении: лимит на иностранцев не ужесточается, а смягчается. Раньше в основе можно было выпускать лишь шестерых, теперь — семерых. Правда, есть нюансы, которые зачастую превращают применение лимита в решение уравнений. Во-первых, всего в заявку на сезон можно включать не более восьми легионеров. Во-вторых, футболисты из стран ЕАЭС (куда входит и Беларусь) к легионерам не относятся. В-третьих, есть и обратная сторона: казахстанских футболистов в заявке на игру должно быть не менее 13-ти, а на сезон — не менее 25-ти. Из-за этого кое-где приходится внимательно считать. Например, в "Каспии", который подписал уже пять игроков из стран ЕАЭС, в том числе трех белорусов. Возможно, кого-то придется отдавать в аренду.

Еще одна история, которая громыхнула в межсезонье, — задержание в Солигорске спортивного директора "Шахтера" Владимира Нидергауса. Если кто забыл, он гражданин Казахстана. А как раз накануне инцидента его сватали на пост спортивного директора "Тобола". В казахстанском интернете сразу же вспомнили истории о том, как лет пятнадцать назад Нидергаус попался на попытке организации договорных матчей, но так и не был наказан. Да и в "Тобол", как утверждает тот же Айдын Кожахмет, функционер пытался пролезть сам, хотя в клубе уже был спортдир — легенда костанайского футбола Нурбол Жумаскалиев.

Зато туда, кстати, "пролез" экс-тренер солигорцев серб Милич Чурчич. В итоге то, во что "Тобол" превратился за зиму, называют "маленьким Белградом", а Чурчичу дают вот такую любопытную характеристику: "брат влиятельного агента с дурной репутацией". Учитывая, что серб приходит в костанайский клуб не в первый раз, думается, там лучше знают, о чем говорят…


***

Мы, конечно, продолжим следить за чемпионатом Казахстана. Это касается и белорусских футболистов, и наших тренеров — ближе к сезону присмотримся, в какой футбол собираются играть Виталий Жуковский и Александр Седнёв и какие ресурсы имеются в их распоряжении, а также подведем итоги тамошнего межсезонья.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ