Первая лига

27.07. 14:00

Молодечно-2018

Энергетик-БГУ (Минск)

27.07. 16:00

Орша

Бумпром (Гомель)

27.07. 17:00

Слоним-2017

АБФФ U-17 (Минск)

27.07. 18:00

Островец

Барановичи

34-й Кубок Беларуси 1/8 финала

27.07. 18:00

Волна (Пинск) (Д2)

Слуцк

27.07. 20:00

Славия (Мозырь)

Макслайн (Витебск) (Д2)

Чемпионат Европы 2024 Финал

... НОВОСТИ

все новости

Букмекерские конторы Беларуси для ставок на футбол
Команды Игры Очки
1Динамо (Минск)1535
2Торпедо-БелАЗ (Жодино)1535
3Неман (Гродно)1533
4Динамо (Брест)1523
5Славия (Мозырь)1523
6Витебск1522
7Гомель1521
8Арсенал (Дзержинск)1520
9Ислочь (Минский р-н)1520
10БАТЭ (Борисов)1519
11Сморгонь1516
12Слуцк1516
13Нафтан (Новополоцк)1515
14Днепр (Могилев)158
15Минск155
16Шахтер (Солигорск)15-4
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-20181538
2Нива (Долбизно)1632
3Волна (Пинск)1529
4БАТЭ-2 (Борисов)1628
5Белшина (Бобруйск)1527
6Макслайн (Витебск)1524
7Лида1524
8Динамо-2 (Минск)1623
9Орша1522
10Бумпром (Гомель)1521
11Островец1520
12Локомотив (Гомель)1516
13Барановичи1515
14Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)1612
15Шахтер-2 (Солигорск)1512
16АБФФ U-17 (Минск)1512
17Слоним-20171510
18Энергетик-БГУ (Минск)150
подробнее

Разное

Геннадий Собань. Фото из личного архива

"Путило во Франции положил бутсы размокать в умывальник, и тут из дырок брызнул фонтан"

19.05.2023 21:40

Геннадий Собань — о бутсах и почти обо всем, что с ними связано.

Он работает в индустрии спортивной экипировки уже далеко не первый год. И лучшего рассказчика о футбольной обуви еще попробуй найти. В интервью для football.by — о том, почему бутсы сейчас не такие прочные, как раньше. О том, в каких лучше играть на синтетике — и на натуральном поле. О шипах, шнурках, носках и гетрах. О новых технологиях в производстве. О том, зачем бутсы размачивать — и что засовывают в гетры вместо щитков. О том, у кого из наших игроков самые большой и маленький размеры обуви. О дресс-коде Игоря Ковалевича в "молодежке". О воспоминаниях Сергея Гуренко из времен "Локо" и Жодино. И много о чем еще.

ТЕРРИ И РУНИ, МАРКЕТИНГ, "МИКС"

— Бутсы — это сезонный товар, который покупают в основном зимой и весной?
— Футбольная обувь бывает разной. Она же есть и для игры в зале. А если брать именно бутсы, которые приобретают профессионалы, то их сезонность в нашей стране почти круглый год — кроме, наверное, времени, когда футболисты уходят в отпуск. Это вторая часть ноября и декабрь. Но тогда бутсы покупают ребята, которые играют в юношеских командах. Потому что у них какие-то матчи и турниры проходят даже зимой. А уже в январе начинают подходить и профессионалы, которых собирают в клубах для подготовки к новому сезону.

— На год пары бутс хватает?
— Нет. Когда-то давно их делали крепкими, хорошими по прочности. Лет двадцать назад их и на несколько сезонов вполне хватало. Но потом пришли к тому, как в индустрии с автомобилями или телефонами. Лучше сделать менее прочные, чтобы их чаще покупали. Или с этой же целью каждые два-три месяца выпускать бутсы новой расцветки. То есть это просто маркетинг. Производителю выгоднее, чтобы ты два-три месяца в бутсах поиграл, они порвались — и ты пришел за новой парой. Бизнес.


А футболистам бутс хватает максимум на четыре месяца. Да и то — при условии, что у них есть две-три пары на смену одна другой. Ведь если ты провел тренировку в мокрую погоду, то бутсы должны просохнуть до следующего занятия. А если оно уже назавтра, то времени для этого может и не хватить — и вот тогда без сменной обуви не обойтись. Иначе бутсы, которые полностью не просохли, начинают быстрее изнашиваться и, как следствие, рваться.

Ну и еще, что немаловажно, у нас в Беларуси есть и другая проблема. Еще несколько лет назад многие команды не только до мая, а вообще всегда и тренировались, и играли на синтетике. А искусственные поля в стране — в основном плохого качества. Если они старого поколения, то на них бутсы тоже изнашиваются быстрее, чем обычно. На некоторой синтетике даже шипы ломаются. И это из-за низкого качества не бутс, а именно полей.

— Шипы ведь вкручиваются в подошву?
— Это касается только бутс с комбинированными шипами — и пластиковыми, и металлическими. Вот там шипы можно сменить. А если бутсы только с пластмассовыми шипами, то они не вкручиваются. Там литая подошва. Хотя… У нас есть один специалист, который всем футболистам чинит бутсы. И он может металлические шипы и сделать, и вставить в подошву вместо пластиковых. Причем у него шипы выточены из материала, который лучше, чем у фирм "Найк" и "Адидас".


— Так с какими же шипами бутсы лучше?
— С металлическими подходят только для натурального покрытия. А на синтетике можно играть либо с пластиковыми, либо с подошвой, которую не так давно изобрели специально для искусственного поля. Она называется "AG Pro". Там шипы специфические — круглые, а внутри пустота.

— У бутс обычно сколько шипов? Шесть? Двенадцать?
— Первый из этих вариантов уже вообще никто не использует. Хотя раньше он был самым распространенным для игры на натуральном газоне. Потому что в мокрую, влажную погоду он становится мягким. И если ты не на шести шипах, то можно поскользнуться и упасть.

А сейчас пришли к другому — игре на тринадцати шипах, которые "микс": часть из них — пластиковые, а часть — железные. Но здесь есть и свой минус: между шипами, если их много, забивается земля. Поэтому "Найк" придумал подошву, которая называется "Anti-Clog". Она полностью залита пластмассой. И если ее смочить теплой водой, то к ней не прилипает земля — и шипы ей не забиваются. Это новая технология, но такую модель нигде в мире особо не приняли. Потому что этой пластмассы на подошве очень толстый слой. А футболист, наоборот, привыкли к тому, что подошва тоненькая — и хорошо гнется. Тогда ты стопой лучше чувствуешь мяч. Да и сама обувь в таких случаях легче по весу.

— А почему отошли от бутс с шестью шипами, если они наиболее устойчивые?
— Даже не знаю. Но производители почему-то перестали такие выпускать. Хотя мне они — в старом, классическом исполнении — больше всего нравятся. Потому что между таким количеством шипов не забивается земля. На натуральном газоне это оптимальный вариант. Для вратаря и защитников так вообще — идеальная комбинация шипов.


В этом смысле вот что интересно. Когда Джон Терри и Уэйн Руни заканчивали игровую карьеру, в футболе уже отходили от шести шипов. Но эти звезды английского и мирового футбола все равно играли в таких бутсах. То есть придерживались старой школы. Для них это было наилучшее сцепление с газоном. И им "Найк" и "Амбро" специально делали такую обувь — она не поступала в продажу.

ПУТИЛО, САНКЦИИ, "ЛАСТЫ"

— Если бутсу соперник порвал шипом, то остается искать ближайшую мусорку?
— Лучше отремонтировать. Здесь мы возвращаемся к тому, что сейчас постоянно придумываются новые модели бутс. И вот футболист нашел себе полностью удобный вариант. А потом эту модель, естественно, снимают с производства и выпускают что-то новое. Но ему-то нравится именно та! И поэтому у нас в белорусском футболе много случаев, когда топ-игроки остаются в бутсах тех старых моделей. Зашивают, перешивают, латки ставят и так далее. И не из-за того, что нет денег на новые варианты — просто они не нравятся.

Например, Антон Путило играл в бутсах, перешитых вдоль и поперек. И Сергей Кисляк рассказывал об этом забавную историю. Оба поехали в сборной играть во Францию, когда победили 1:0 на "Стад де Франс". А футболисты иногда перед матчем размачивают бутсы, чтобы они мягче стали. Потому что кожа чуть-чуть ссыхается, и их ставят ненадолго под горячую воду, чтобы влагу набрали. Вот и Путило в Сен-Дени поставил в раздевалке свои бутсы в умывальник под кран. А они насколько дырявые были, что вода как фонтан полетела с разных сторон. Вот в такой обуви Францию обыгрывали!


— У вас только один магазин в Минске, или есть еще филиалы?
— Да, в Бресте. Раньше был в Могилеве, но его недавно закрыли.

— А работаете давно?
— Оффлайн-магазину в следующем году будет десять лет. А нашей версии в интернете — чуть больше.

— Какую часть от общего числа клиентов составляют профессиональные игроки?
— Девяносто процентов? Нет, гораздо меньше. У нас довольно много детей и подростков, которые только начинают свой путь в футболе. Вот они — наши основные клиенты. Плюс значительная часть — любители, которые играют в свое удовольствие. Сейчас полно организаций, которые проводят свои турниры — Спартакиады и так далее. А есть ведь еще и отраслевые соревнования — у связистов, у дорожников и так далее. То есть нельзя сказать, что у нас покупают обувь только профессиональные футболисты.

— Самые крутые сегодня производители бутс?
— "Адидас", "Найк", "Пума". После них — "Джома". Но у этой фирмы бутсы почему-то мало кто хочет покупать. Зато она классно делает обувь для игры в зале — так называемые "футзалки". Еще надо сказать, что неплохие бутсы делает "Мизуно", но они дорогие, поскольку производство — в Японии.

— Сейчас на фоне санкций стало труднее заказывать товар?
— Сложности есть, но товара все равно хватает. Сегодня тенденция другая: товара как такового стало вообще меньше даже в Европе — например, в больших магазинах. Возможно, по той причине, что европейцы заказывали меньше продукции из-за коронавируса — думали, что футбол могут снова приостановить. Ведь продукция обычно заказывается на полгода вперед. Поэтому магазины боялись брать на себя прежние обязательства — и сделали меньше заказов. Сейчас, кстати, дефицит футбольной продукции во всем мире.


Что же касается поставщиков, то они от нашей страны в плане бизнеса не отвернулись. Это в России запреты стоят. А так, конечно, бывает такое, что заказ приходит не в полном объеме. Но, например, в нашем магазине продукции хватает. Естественно, цены стали чуть выше, но их диктуем не мы, а те же поставщики.

— У кого из наших футболистов самый большой размер бутс?
— Обычно у вратарей. У Сергея Игнатовича, по-моему, 46,5. У Дениса Щербицкого — 46-й размер. У Андрея Климовича — что-то похожее. А самый маленький — и у игроков, которые сами по себе не отличаются габаритами. Например, у Антона Шрамченко и Валеры Жуковского 39-й размер.

— То есть в этом смысле существует прямая зависимость и от комплекции игрока?
— Как правило, так и есть. А еще такая тенденция: какой размер ноги у отца, примерно такой будет и у сына. Но не всегда это взаимосвязано с ростом. Вот у Алексея Залеского, который младший из братьев, рост под метр девяносто. И, казалось бы, стопа должна быть примерно как у вратарей. Но у него 44-й размер.

Или вот еще интересное наблюдение. У капитана "Энергетика-БГУ" Алексея Лаврика уже в 12 лет был, по-моему, 46-й размер ноги. Представляете, какая "лапа" в таком возрасте? А потом, так понимаю, она уже особо и не росла. И ребята из его команды в детстве постоянно с этого смеялись: "Ну у тебя и ласты!" Леше подобрать обувь было тяжело — я всегда привозил под заказ.


КОВАЛЕВИЧ, СИГНЕВИЧ, БАНГУРА

— Бутсы на липучках — это глупость?
— Сейчас есть модели без шнурков. Там на подъеме стопы специальная резинка из материала наподобие спандекса. Это как в брюках или трусах, например. И вот когда бутсы надеваешь, она немного растягивается, а затем, наоборот, сжимается. Но такие бутсы нужно очень тщательно подбирать — чтобы идеально подходили по ширине. Если стопа узкая, а подъем низкий, то они, как правило, не подходят. Потому что в районе подъема они не облегают плотно ногу, и это доставляет некоторый дискомфорт.

А что касается шнурков, то в последние пять-шесть лет наблюдается новая тенденция. Когда игрок бьет по мячу, и тот попадает в район шнурков, то из-за этого при ударе либо передаче немного меняет траекторию. Вот поэтому и придумали такие бутсы без шнурков — чтобы был контакт мяча непосредственно с материалом обуви.

— Какие из наших футболистов больше всего любят яркие бутсы?
— Как правило, молодежь. Они предпочитают разноцветную обувь. И длится это, пока не дорастут до определенного возраста — лет до 27-ми. А у парней постарше есть свой дресс-код в отношении цвета бутс. Это дело вкуса. Например, Саша Павловец играет в бутсах комбинированного цвета — белого с красным. А вот белого с синим — уже не то.

Сейчас много лет подряд выпускают полностью черные, даже без белых элементов, бутсы — и многим нравится. Такие коллекции выходят у брендов примерно раз в год. И вот, к примеру, Никита Николаевич из "Шахтера" — стильный парень в плане одежды. Казалось бы, он как раз и должен покупать яркие бутсы. А берет чаще всего именно черные.


Вообще, что касается цвета обуви, то раньше была забавная ситуация в молодежной сборной Беларуси, которую возглавлял Игорь Ковалевич. У него в команде был дресс-код по расцветке бутс. Так и говорил: "Ко мне в сборную в этих "попугаях" не приезжаем!" Было жесткое правило: в "молодежке" того созыва можно было обувать бутсы либо белые, либо черные, либо красные. По-моему, так. И ко мне ребята заглядывали брать обувь подходящего цвета. Тот же Влад Василючек. Ему, кстати, Игорь Николаевич прозвище придумал — Батюшка. Потому что всегда с бородой был. И вот Влад купил только черные бутсы. Сказал: "Мне другие и не надо — Николаевич не разрешает".

Влад Климович и Никита Корзун, по-моему, тоже черные взяли. А Леша Залеский, которого мы уже вспоминали — белые. Корзун все любил на тренировках с Ковалевичем зарубиться — кто попадет в перекладину и так далее. Хорошая "молодежка" была. Достойно тогда выступила в отборе — с Голландией вничью сыграла, Словакию победила.

— Есть игроки, которые коллекционируют бутсы, как Бангура и Кокорин — кроссовки?
— Они не то, чтобы коллекционируют. Просто выходит новая модель бутс, и парни сразу же покупают. Любят поэкспериментировать с этим, подбирают подходящий вариант. Помню, Коля Сигневич все пытался найти самые удобные бутсы. Он серьезно подходит к выбору обуви — и всегда искал наиболее комфортную модель. Много лет ко мне заглядывал, постоянно пробовал новинки.

У людей же, как правило, стопы разной длины. В основном правая чуть длиннее. И когда есть колебания в считанные миллиметры, футболистам порой непросто подобрать такие бутсы, которые будут максимально плотно облегать обе ступни. Чтобы, с одной стороны, не давило, а с другой стороны, и не было свободно. Для этого лучше всего подходят кожаные бутсы. Потому что они сначала давят, но затем разносишь их под себя — и принимают форму твоей стопы.


А еще сейчас делают бутсы из специальной нити. Ее покрывают, пропитывают защитным слоем, чтобы не рвалась от ударов по мячу. Она чуть-чуть тянется и тоже затем "садится" по ступне. Такую обувь не нужно, как кожаную, разнашивать, "разбивать", проходить через мозоли и так далее.

А Бангура — веселый, прикольный парень. Постоянно заходил с "чупа-чупсом" в зубах. Тоже все время покупал новинки. А что касается той его коллекции кроссовок, то когда я с ним об этом заговорил, Умару расплылся в улыбке. Ему было очень приятно, что на это обратили внимание. Насколько понимаю, для него это довольно-таки серьезное хобби. Все-таки это была дорогая итальянская брендовая обувь. А к бутсам он относился гораздо спокойнее. Кажется, ему было особо без разницы, в чем играть.

ДРАГУН, КАРТОН, ГУРЕНКО

— Бывает такое, что игроку в его бутсах нельзя выступать в сборной, поскольку у нее контракт с другим производителем? Есть в этом некий конфликт интересов?

— В клубе, а также в сборной контракт — на верхнюю одежду. А на бутсы заключается личный, с кем хочешь. Если он подписан, к примеру, с "Адидасом", то играть в обуви других фирм уже нельзя. Тренироваться, если никто не увидит — ради бога. Но играть — нет.

— У вас бутсы в каком ценовом диапазоне?
— Если профессиональные, то от 150 до 300 долларов в эквиваленте.

— Почему футболисты обрезают гетры до голеностопа и носят их в таком виде? Цельный вариант неудобен?
— Это все индивидуально. Сейчас есть бренды, которые производят только носки, причем топ-качества, для футболистов. Для этого используются специальные нити. А на стопе есть прорезиненные элементы, чтобы нога не проскальзывала в обуви. Она поэтому в бутсе получается зафиксированной. Поэтому футболисты обрезают гетры — и играют в своих носках.


А еще это может быть оттого, что игроки любят максимально тонкие носки — дабы каждое касание и движение мяча лучше чувствовать пальцами ног. То есть каждый футболист подбирает под себя. А гетры, они ведь нейтральные. Вот почему сейчас их стали продавать в как бы обрезанном варианте.

— Но неудобно же каждый раз перед выходом на поле обклеивать гетры скотчем.
— Сейчас это уже реже делают. Потому что появились специальные щитки — с держателями. Они как чулки, надеваются поверх щитка и его фиксируют. Так что даже не надо обклеивать гетры. А вообще, у нас многие футболисты вставляют фиктивные щитки — кусок картонки как имитация щитка. Потому что по правилам без него играть нельзя. Вот и вырезают аккуратно маленький кусок картона, чтобы выпустили на поле.

— Почему игроки низко опускают гетры?
— Видимо, им так удобнее. Это та же история, что и со щитками.

— У игроков сейчас в моде бутсы с инициалами. Вы такое практикуете?
— Это делается с помощью специального оборудования и, естественно, под заказ. Но такая мода была несколько лет назад. Тогда этого все хотели, а сейчас ушло на задний план. А так, да — Стасу Драгуну как-то делали такое, когда он еще в России играл. Нитками вышивали на бутсах его фамилию. У одного парня в Минске есть вышивальный станок, вот там все и устроили. Правда, он может пробить не весь материал. А еще можно наклеивать эти надписи на бутсы, как термопечать на майки, как нанесение на форму номеров и фамилий и так далее. Но это, конечно, будет не так долговечно, как вывести на обуви нитками.


— Приколы, связанные с игроками и бутсами?
— Их хватает. Иногда футболисты перед игрой забывают обувь в гостинице. Это Сергей Гуренко рассказывал, что у него такие в Жодино были. Или что вратарь взял на выездной матч две левые бутсы. Модели, видимо, были похожие, одного цвета, вот он и схватил в спешке. Еще обычно старшие игроки дают свои новые бутсы младшим — разносить на несколько тренировок. Сергей Политевич рассказывал, как футболисты старшего поколения могли в раздевалке бутсы связать шнурками или закинуть куда-нибудь на крышу.

Ну и тот же Гуренко однажды поделился историей, которая произошла еще в пору его выступления в "Локомотиве". Он сам очень серьезно относился к своим бутсам. И плоскогубцы у него были для выкручивания шипов, и все, что нужно для ухода. И размачивал обувь, и гуталином намазывал. То есть очень тщательно готовил ее к матчам. А здесь в команде появился какой-то сапожник-армянин. Вырывает у него бутсы из рук: "Давай я сейчас тебе сам все сделаю!" А Витальевич: "Я не понимаю, что происходит! Кто моими бутсами будет заниматься? Только я это делаю!" А ему в ответ: "Да нет, я тут башмачником работаю!" Поэтому Гуренко на первых порах был в недоумении, когда у него этот товарищ начинал бутсы вырывать. А потом оказалось, что этот сапожник вообще понятия не имел, что с ними делать. Просто был устроен на эту должность в "Локомотиве". А сам, чтобы ее не потерять, возил их чинить и прошивать кому-то из своих знакомых.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ