... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2052
2Славия (Мозырь)2041
3Динамо (Минск)1836
4Ислочь (Минский р-н)2035
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)1934
6Динамо (Брест)2032
7Минск2031
8Неман (Гродно)1528
9БАТЭ (Борисов)2023
10Витебск2021
11Арсенал (Дзержинск)1921
12Гомель1819
13Нафтан (Новополоцк)2018
14Слуцк1913
15Сморгонь1913
16Молодечно197
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2350
2Барановичи2347
3Нива (Долбизно)2244
4Локомотив (Гомель)2343
5Лида2341
6Бумпром (Гомель)2341
7БАТЭ-2 (Борисов)2339
8Белшина (Бобруйск)2338
9Волна (Пинск)2337
10Островец2232
11Минск-22327
12Юни Икс Лабс (Минск)2326
13Динамо-2 (Минск)2224
14АБФФ U-19 (Минск)2222
15Орша2319
16Гомель-22319
17Осиповичи2311
18Слоним-20172311
подробнее

Betera-Кубок и Betera-Суперкубок Беларуси

Валерий Фомичев:

"Сказал ему: "Твой пенальти последний, и я побегу праздновать". Вспоминаем прошлый финал БАТЭ — "Торпедо-БелАЗ" с Валерием Фомичевым

27.05.2023 12:18

120 минут на "ноль" в основное и дополнительное время и три отраженных послематчевых пенальти — так Валерий Фомичев семь лет назад помог "Торпедо-БелАЗу" одержать сенсационную победу над БАТЭ в финале Кубка Беларуси. В преддверии новой битвы за трофей между жодинцами и борисовчанами мы вспомнили тот поединок, поговорив с его главным героем.

Валерий, к слову, уже завершил профессиональную карьеру и перешел на тренерскую работу. Решил, как он сам говорит, пройти все ступени, начав с детей. Приблизительно два года назад футбольный клуб "Динамо Москва" открыл свою франшизу в Минске, вот там голкипер сейчас и работает, причем с самыми маленькими ребятами — 2015-17 годов рождения.  Кроме того, тренирует голкиперов во второлиговом "Энергетике-БГАТУ" и параллельно учится, чтобы получить лицензию тренера вратарей в АБФФ.

— Хорошо ли помните тот финал семилетней давности?
— Наверное, что-то уже подзабыл, но в общих чертах, конечно, помню.

— Может быть, когда-нибудь пересматривали игру?
— Всю игру, наверное, ни разу, а вот серию пенальти, конечно, не раз пересматривал. Были в моей карьере интересные матчи, запись которых смотрел полностью, а вот финал вроде бы нет.


— Помните, как команда готовилась к этому финалу?
— Чего-то сверхъестественного не было, готовились, как к обычному матчу с традиционным заездом накануне игры.

— БАТЭ буквально за полгода до этого кубкового финала играл в групповом раунде Лиги чемпионов с "Барселоной", "Ромой" и "Байером" и вполне мог выйти в 1/8 финала. Как воспринимали такого соперника и верили ли, что можете победить?
— На тот момент у БАТЭ действительно было очень сильная команда и по составу, и по игре, которая шла на первом месте в чемпионате. Конечно, борисовчане были явными фаворитами. Но мы готовились к тому, чтобы их обыграть. Тем более мне это уже доводилось делать в других командах. Поэтому была уверенность, что и мы сможем.

— Насколько близка была игра, к тому плану, который вы готовили?
— В принципе, мы сыграли в соответствии с тем стилем, который использовало "Торпедо" в 2016 году. Как говорил тогда Игорь Николаевич (Криушенко — прим.), атака выигрывает матчи, а защита — титулы. Мы очень много времени в тренировочном процессе уделяли построению обороны. Часто играли в пять защитников и рассчитывали на контратаки. Так что с БАТЭ — в матче заведомо более сильным соперником — мы планировали победить, играя в свой футбол.

— Отработке пенальти тоже уделяли внимание?
— Не помню, чтобы ребята целенаправленно задерживались после тренировок, чтобы отработать серию. Я тоже не скажу, что готовился к ней, но у меня была, как принято говорить, своя шпаргалка, которая, в итоге, помогла.

— Где вы ее прятали?
— Да нигде. Я и так хорошо ее помнил. У БАТЭ было не так уж много штатных пенальтистов, поэтому нетрудно выучить, кто как бьет.

— Как провели канун матча, хорошо ли спалось?
— Начну, пожалуй, с небольшой предыстории. Я ведь до перехода в "Торпедо" два года провел в Бресте. В один из сезонов, когда главным тренером был Сергей Ковальчук, "Динамо" прозвали грозой авторитетов, потому что мы дома, если не ошибаюсь, выиграли у всех команд первой пятерки. В том числе у БАТЭ. Так что стадион в Бресте мне был хорошо знаком, а зрители на футбол там всегда хорошо идут, независимо от результата. Когда узнал, что финал будет в Бресте, а место, по-моему, определилось еще перед четвертьфиналом, я просто загорелся желанием сыграть там. Поэтому, едва мы приехали в Брест за день до игры, я почувствовал спокойствие и уверенность в своих силах. Потому что приехал туда, где прожил два года и где много хорошего произошло со мной. Поэтому никакого давления я не ощущал.

— Вас много кто поддерживал на стадионе?
— Моих родственников было только двое — супруга и четырехмесяный сын, который впервые оказался на стадионе. Зато было очень много родственников и друзей других наших футболистов, плюс просто жодинские болельщики — поэтому была хорошая поддержка.

— Ваши послематчевые фото с сыном и сейчас легко находятся в интернете.
— Это очень трогательный момент. Именно это мы с сыном чаще всего и пересматривали, а я ему объяснял и рассказывал, как всё было.

— Кстати, при просмотре серии пенальти,  можно обратить внимание на ваш рывок после промаха Дубры, который бил последним в серии. Забавно, что никто из полевых игроков "Торпедо" не мог вас догнать.
— Согласен, интересная ситуация. Я ведь не обладал какой-то спринтерской скоростью. Но эмоции, видно, захлестнули и придали сил, поэтому бежал так, как никогда в жизни.

— Как вас напутствовали родственники перед игрой?
— Не скрывал раньше и повторю теперь — мне хотелось играть в сборной Беларуси. Это правда. Но, как мне сказал один тренер, для этого я, как минимум, должен быть лучше тех вратарей, которые тогда выступали сборной. Так уж вышло, что на пути к финалу мы победили все команды, в которых эти голкиперы играли. Оставался БАТЭ с Черником. Обо всем этом, в том числе словах того тренера, знала и моя жена, и напомнила мне перед финалом, что осталось еще чуть-чуть и говорила, что верит в меня.

Валерий Фомичев: "Привет Хацкевичу, пусть обратит на меня внимание. Хочется попасть в сборную, жду вызова"

— Каким был Криушенко перед игрой: волновался или был наоборот абсолютно спокоен?
— Не волновался это точно. Да и пламенных речей никаких не произносил. Этого и не требовалось, потому что каждый понимал, где он находится, что стоит на кону и что требуется сделать. Напомню, что в Жодино в том сезоне играли Вова Щербо, Вадим Демидович и Женя Клопоцкий — коренные брестчане, которые приехали к себе домой. Поэтому все хотели выиграть еще и ради них. В перерыве тренер тоже ничего особенно не сказал, просто надо было внести некоторые корректировки, чтобы не пропустить и, по возможности, забить. А еще, конечно, надо было в перерыве отдохнуть, потому что в тот день было жарко, и силы таяли быстро.



— Насколько тяжело было отыграть все 120 минут в такой манере, ведь это требует постоянной концентрации внимания и выносливости?
– Повторюсь, такой был наш стиль, мы так играли не первый раз, были привыкшие. Мы и в дальнейшем в еврокубках так действовали. У нас в составе тогда были Максим Скавыш, Вадим Демидович, и мы верили, что если хорошо сыграем сзади, то и впереди какой-то момент реализуем. Поэтому спокойно относились, что приходится обороняться. Конечно, в конце матча ребятам было тяжеловато, потому что приходилось столько времени играть без мяча. Я видел это и немного потягивал время, чтобы у них была пауза. В итоге, дотерпели до пенальти, а дальше всё было делом техники и концентрации ребят, а также моего умения и отчасти, как показала практика, моих знаний.

— Лично для вас эти 120 минут пролетели быстро или наоборот долго тянулись?
— Когда ты постоянно весь в игре, концентрируешься на каждом действии, подсказываешь партнерам, матчи проходят быстро.

— То есть вам где-то было даже легче, чем Чернику?
— Когда у вратаря много работы, когда каждые 5-10 минут он вступает в игру, это намного легче, чем когда ты стоишь-стоишь, а потом возникает какой-то редкий эпизод, и ты при этом должен сразу показать все свое умение. Могу предположить, что это повлияло и на серию пенальти. Можно сказать, что я был уже в тонусе.

— Что-нибудь еще запомнилось, связанное с игровым временем, а не с серией пенальти?
— Наверное, нет. Могу добавить, что перед игрой мы жили в одном номере с Денисом Трапашко, и еще в гостинице, а потом и перед выходом на поле пообещали друг другу, что сделаем сегодня всё по максимуму, и кубок будет наш. (Трапашко реализовал пятый пенальти у "Торпедо" — прим.).

— Есть что-то общее у Валерия Фомичева и Эмилиано Мартинеса?
— Понимаю, о чем вы. Да, можно сказать, что он значительно прокачал и, если не довел до совершенства, то точно вывел на новый уровень, влияние вратарей на пенальтистов. Причем действуя в рамках правил. По крайней мере, тогда еще, всё, что он делал, разрешалось. Я к этому отношусь спокойно. Более того, как детский тренер говорю своим ребятам, что пенальти — это еще не 100 процентов гол, что вратарь может влиять на бьющего. Главное, чтобы судье не приходилось доставать карточку. Голкипер не должен просто становиться на линию ворот и ждать, когда нападающий забьет, он тоже может что-то делать и воздействовать на соперника всеми доступными методами.

— Диалоги с соперниками, которые подходили бить, — это была ваша заготовка на финал, или вы и раньше использовали такие приёмы?
— Похожее делал, например, если во время матчей назначались пенальти в мои ворота. Но тут всё получилось, скажем так, ярче, потому что было много одиннадцатиметровых подряд. И потом, конечно, тоже пользовался. Даже в Турции, где также удалось пройти пару раундов в Кубке страны по пенальти. Там я, конечно, не знал, кто как бьёт, но подойти к бьющему что-то сказать или даже просто улыбнуться, чтобы показать ему свою уверенность — это тоже не будет лишним.

— ФИФА после чемпионата мира, видимо, как раз из-за Мартинеса захотела запретить правилами разговаривать вратарям с соперниками. Как вы относитесь к этому?
— Да, вратарей после введения этого правила будут сразу ставить на линию... Понятно, для чего это делается — нужно больше голов, поэтому голкиперам закручивают гаечки. Однако футбол постоянно развивается и, уверен, вратари адаптируются и придумают что-то новое — так просто они не сдадутся.

— Зато бьющим никто не запрещает танцевать перед ударом, менять темп во время разбега...
— Как я и сказал, ФИФА нужно больше голов. Но хорошо, что хотя бы запретили остановку во время разбега. Вратари ведь очень редко реагируют на удар — обычно гадают. Поэтому когда запретили бьющим останавливаться, вратарям все-таки стало проще. Хотя бы понятно, в какой момент сделать шаг, чтобы прыгнуть за мячом.

— Удары Стасевича и Дубры вы поймали прямо по центру. Знали, что они так будут бить или все-таки интуиция?
— Да, примерно, по центру, хотя всё же чуть-чуть в сторону. Скажем так, с каждым из них я провел диалог, и это, уверен, повлияло на них и на качество их ударов.

— Что конкретно говорили игрокам БАТЭ?
— Разумеется, ничего из серии, что Матерацци говорил Зидану. Шутил, говорил, в какой угол буду падать, или что-нибудь вроде такого: "Ты не забил мне в игре и сейчас тоже не получится". Мне Стасевич на этом же стадионе уже не забил однажды, правда, в другие ворота. Он тогда ещё играл за минское "Динамо", а я — за брестское, и мы победили. Поэтому подошел я к нему и спокойным и уверенным голосом спросил: "Помнишь, как ты мне не забил? Будешь опять в левый угол бить?" А Дубре сказал: "Твой пенальти последний, и я побегу праздновать".

— Как, к слову, отметили победу?
— В тот год "Лестер" только-только стал чемпионом Англии, а Варди пригласил всех к себе на дачу. К сожалению, на дачу мы не поехали, хотя нас приглашали, не буду говорить кто. Мы немножко отпраздновали в раздевалке, а потом ребята продолжили в автобусе. А я в Минск ехал не с командой, потому что надо было везти домой сына и жену. Так что ехал три часа в машине в полной тишине, даже не мог включить музыку, чтобы не разбудить сына. И думал, думал, осмысливал... Так что обошлось без большой вечеринки. А через день ходили на БелАЗ, где нас официально поздравляло руководство завода и клуба. Провели для нас экскурсию, во время которой многие рабочие искренне и по-доброму поздравляли и благодарили за кубок и эмоции.

— Кубок, наверное, особо и не отпразднуешь, как медали чемпионата — всё-таки это середина сезона.
— Конечно. У нас, если не ошибаюсь, уже на третий день была очередная игра. Не помню даже, давали ли нам выходной, может быть, и не давали.

— Так позвонил ли все-таки Хацкевич?
— Нет, не позвонил, хотя я все-таки ждал. На этом, наверное, можно поставить точку. (Смеётся).

— Что сохранили себе на память после финала?
— Оставил свою игровую майку. И медаль, конечно, есть. Я после окончания карьеры немножко обустроил свое рабочее место, теперь уже тренерское, и медаль там висит.

— Какие у вас ожидания перед нынешним финалом?
— В Жодино выстроили довольно неплохой коллектив. Опять же, команда Молоша играет от обороны, и очень неплохо это делает — мало пропускает. Рад я за Женю Абрамовича, который в 2016 году тоже был в команде. Могу только выразить уважение ему, за то, как он прошел все эти годы. Своим старанием Абрамович добился того, что находится теперь в том месте, где и должен быть. БАТЭ пока лихорадит, но там много ребят, которые прошли огонь, воду и медные трубы. Думаю, такие матчи, в которых решается судьба трофеев, как раз и выигрывают личности, способные решить отдельные эпизоды. Мне также нравится Кудравец и, думаю, за ним остался должок из-за ошибки в прошлогоднем финале с "Гомелем". Возможно, он вообще лучший вратарь Беларуси на данный момент. Так что будет интересно посмотреть за голкиперами. А прогнозы делать не буду. На матч пойду с сыном и надеюсь, что ему понравится.

— Ваши симпатии, наверное, все же на стороне "Торпедо"?
— Всегда больше симпатизировал не командам, а личностям. Ребята, за которых я буду переживать, есть в обеих командах. В "Торпедо" это Кирилл Премудров, с которым я играл, Игорь Бурко, Евгений Абрамович. У БАТЭ тоже есть ребята, с которыми где-то пересекался. Поэтому буду придерживаться нейтралитета.

КУБОК БЕЛАРУСИ-2016
БАТЭ — Торпедо-БелАЗ (Жодино) — 0:0, по пенальти — 2:3

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ