... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск1949
2Славия (Мозырь)1938
3Динамо (Минск)1735
4Ислочь (Минский р-н)1934
5Динамо (Брест)1932
6Торпедо-БелАЗ (Жодино)1831
7Минск1930
8Неман (Гродно)1528
9БАТЭ (Борисов)1922
10Витебск1921
11Арсенал (Дзержинск)1921
12Гомель1718
13Нафтан (Новополоцк)1917
14Слуцк1813
15Сморгонь1813
16Молодечно184
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2147
2Нива (Долбизно)2143
3Барановичи2141
4Лида2138
5БАТЭ-2 (Борисов)2138
6Локомотив (Гомель)2137
7Белшина (Бобруйск)2137
8Бумпром (Гомель)2135
9Волна (Пинск)2134
10Островец2129
11Динамо-2 (Минск)2124
12Минск-22123
13Юни Икс Лабс (Минск)2122
14АБФФ U-19 (Минск)2121
15Гомель-22119
16Орша2118
17Слоним-20172111
18Осиповичи2110
подробнее

Россия

РФПЛ (Российская футбольная премьер-лига). 2001. Чемпионат России

25 самых популярных клубов России

04.03.2009 17:28

На основе мониторинга футбольных болельщиков России в 2002-2009 годах подробно изучены клубные пристрастия россиян.
Примерно 20 процентов, или 25 миллионов, жителей страны старше 10 лет можно отнести к условно постоянным футбольным болельщикам. Эта часть населения хотя бы изредка смотрит (в основном по ТВ) большой футбол и вне финальных турниров чемпионатов мира и Европы.

Из них более 10 миллионов предпочитают наблюдать лишь матчи сборной России и важнейшие игры европейских клубных турниров, причём не все подряд. Этот сегмент болельщиков практически не интересуется внутренним футболом, хотя определённое их количество и причисляет себя к поклонникам того или иного российского клуба. Но, по сути, они таковыми не являются.

Около двух миллионов человек составляют сегмент нейтральных болельщиков, которые постоянно не симпатизируют ни одному из клубов. Но при этом переживают за своих земляков или иных кумиров, выступающих в различных командах, в целом следят за ходом турниров в одной или нескольких лигах российского чемпионата и время от времени смотрят соответствующие трансляции по ТВ.

А остальные 13 миллионов любителей футбола являются болельщиками профессиональных клубов России. Они периодически, но с разной частотой, следят по различным источникам за выступлением своих команд и наблюдают внутренний футбол по ТВ (более 99 %, с учётом трансляций на всех каналах) и/или на стадионах (более 5 %, с учётом всех профессиональных лиг). Предпочтения клубных болельщиков отечественного футбола распределяются следующим образом.

Рейтинг-лист популярности футбольных клубов на начало сезона-2009 (количество поклонников в процентах от 13 млн клубных болельщиков):

1. "Спартак" Москва - 16,7
2. "Зенит" Санкт-Петербург - 14,4
3. ЦСКА Москва - 12,7
4. "Локомотив" Москва - 8,1
5. "Динамо" Москва - 7,7
6. "Кубань" Краснодар - 4,4
7. "Рубин" Казань - 4,2
8. "Крылья Советов" Самара - 4
9. "Ростов" Ростов-на-Дону - 3,5
10. "Амкар" Пермь - 3,1
11. "Томь" Томск - 3,1
12. "Терек" Грозный - 2,6
13. "Анжи" Махачкала - 2,2
14. "Спартак-Нальчик" Нальчик - 1,9
15. "Урал" Екатеринбург - 1,7
16. "Алания" Владикавказ - 1,7
17. "Луч-Энергия" Владивосток - 1,5
18. "Сибирь" Новосибирск - 1,4
19. "СКА-Энергия" Хабаровск - 1,2
20. "Сатурн" Московская область - 1,2
21. "Москва" Москва - 1,1
22. "Волга" Нижний Новгород - 0,9
23. "Шинник" Ярославль - 0,8
24. "Салют-Энергия" Белгород - 0,7
25. "Металлург" Липецк - 0,6

Примечание.

Общая сумма для более чем 100 профессиональных клубов РФ превышает 100 % - определённая часть региональных любителей футбола болеет как за местный клуб (при его наличии), так и за одну из команд Премьер-Лиги. Как правило, предметом симпатий из элитного дивизиона является один из популярных столичных клубов или команда из соседних областей (краёв, республик).

Смена статуса клуба (лиги, дивизиона) влечёт за собой и соответствующие изменения в количественных характеристиках его аудитории, особенно в группе умеренных болельщиков. Кроме этого, на число поклонников любого клуба влияют сложившиеся традиции, наличие общедоступных телевизионных трансляций с его участием, текущие и предыдущие турнирные показатели, численность региона, который он представляет, и ряд других факторов.

Больше всего болельщиков за пределами своего региона имеют столичные клубы "Спартак", ЦСКА и "Локомотив" - вне Москвы и Московской области находятся около 60 % их поклонников. Аналогичное значение для столичного "Динамо" составляет менее 55%.

Лишь немного по этому показателю отстаёт ФК "Томь" - около половины поклонников томского клуба проживают в соседних сибирских областях. Треть болельщиков грозненского "Терека", четверть болельщиков питерского "Зенита" и пятая часть поклонников казанского "Рубина" с разной степенью концентрации разбросаны по территории страны. Около 20 % поклонников нальчикского "Спартака" проживают в соседних с Кабардино-Балкарией южных республиках и краях.

Для всех других клубов их болельщики в основном (как правило, более 90 %) сосредоточены непосредственно на территориях их базирования. А лидером по количеству болельщиков в своём регионе, в данном случае в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, является ФК "Зенит". В том числе и по абсолютному, и по относительному (процент населения) значению.

По динамике популярности за последние пять лет в призовую тройку входят "Зенит", "Амкар" и ЦСКА. По сравнению с 2004 годом количество поклонников клуба с берегов Невы увеличилось на 70 %, количество поклонников уральского клуба возросло почти на 35 %, а армейского клуба - более чем на 25 %.

Из представителей Премьер-Лиги только две команды имеют пусть и небольшую, но отрицательную динамику. Это московские "Спартак" и "Локомотив" - абсолютное количество их поклонников по сравнению с 2004 годом уменьшилось примерно на 5 %. Причём такая негативная тенденция стала проявляться лишь в прошедшем сезоне и за счёт болельщиков из регионов.

По доле активных болельщиков (процент тех, кто постоянно следит за своим клубом, данные на конец 2008 года) лидируют "Зенит" (около 60 %), "Крылья Советов" (55 %) и "Амкар" (50 %). А у всех остальных ведущих команд этот показатель находится в пределах 35-50 %.

Оценки аналитического агентства СК (основаны на анализе данных мониторинга футбольных болельщиков РФ в 2002-2009 гг.). Исследуемая аудитория - жители РФ старше 10 лет.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ