02.05. 18:15

Динамо (Минск)

Витебск

02.05. 20:30

Неман (Гродно)

Шахтер (Солигорск)

... НОВОСТИ

все новости

Букмекерские конторы Беларуси для ставок на футбол
Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)616
2Торпедо-БелАЗ (Жодино)613
3Динамо (Брест)612
4Динамо (Минск)612
5Неман (Гродно)612
6Витебск610
7Арсенал (Дзержинск)68
8Гомель68
9Ислочь (Минский р-н)68
10Днепр (Могилев)76
11Сморгонь76
12Нафтан (Новополоцк)65
13БАТЭ (Борисов)65
14Слуцк64
15Минск62
16Шахтер (Солигорск)6-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-2018410
2Лида410
3Волна (Пинск)49
4БАТЭ-2 (Борисов)49
5Нива (Долбизно)47
6Островец47
7Бумпром (Гомель)46
8Макслайн (Витебск)45
9Белшина (Бобруйск)44
10Слоним-201744
11Динамо-2 (Минск)44
12Барановичи44
13Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)44
14АБФФ U-17 (Минск)43
15Локомотив (Гомель)42
16Орша42
17Шахтер-2 (Солигорск)41
18Энергетик-БГУ (Минск)4-6
подробнее

Статьи и интервью

Денис Ковалевский. Фото ФК "Минск"

Денис Ковалевский: "В Польше мы подрались с местными, и Солодовникова тут же убрали из сборной"

31.08.2023 13:30

Он выступал в "Славии" и брестском "Динамо", "Белшине" и "Минске". Но зимой центрбек и опорник, который провел две сотни матчей в высшей лиге, пропал с радаров. Мы отыскали его в Калининграде, где он после завершения игровой карьеры ступил на тренерскую стезю в одноименном клубе. В интервью football.by Ковалевский рассказал о российском Клоппе и экс-игроке "Гомеля" на новой работе. О Булойчике и Барановском в Калининграде. О силе ЧБ в прошлые годы и долгах в "Минске". О просмотрах за границей и много о чем еще.

— Как вас занесло в Калининград?
— Все началось еще прошлым летом. Я тогда играл в ФНЛ-2 в "Знамени Труда". И последний матч в чемпионате мы проводили как раз в этом городе — с "Балтикой-БФУ". А у меня там родня по отцовской линии. Дядя живет в Багратионовске, что в сорока километрах от Калининграда. Его дети — тоже в тех краях. Плюс сюда же четыре года назад переехала и моя родная сестра. И после игры я остался там на недельку родственников повидать, тем более что давно у них не был.

А изначально поехал в "Знамя Труда", поскольку в высшей лиге интересных вариантов не нашлось. Сейчас же у нас где-то не платят, где-то — еще что-то. А кататься по нашей глубинке не особо хотелось. Поэтому отправился в Россию. Надеялся, что при хорошей игре получится попасть в ФНЛ. Тем более что и возраст не сказать, чтобы старческий — мне тогда 29 было. Почему бы не попробовать? Ведь понимал, что вернуться в Беларусь всегда успею.


И опыт выдался хороший. Питер, Москва — интересно было побывать на этих выездах. Встречались с "Зенитом-2", который возглавлял Владислав Радимов. Проводили спарринг с московским "Торпедо", где тогда еще выступали Лаптев и Седько. Да и вообще, играли вроде неплохо. И если бы в "Знамени Труда" остался тренерский штаб, я там тоже остался бы. Но всех убрали. А у клуба в России не очень хороший имидж. Да и Орехово-Зуево — город немного бандитский.

— Кто же тогда возглавлял команду?
— Артем Горлов. Ему по семейным обстоятельствам нужно было работать поближе к Москве. Потом его забрали в ФНЛ — в "Енисей". А прошлой зимой он перебрался уже в премьер-лигу — принял "Нижний Новгород", где у него в штабе работал тогда же наш Евгений Чернухин. Горлов — специалист классный. Молодой. Внешне, по стилю, похож на Клоппа. И тренировки интересные. Поэтому хотел бы продолжить работу с ним — и, например, подняться из ФНЛ-2 в ФНЛ. Но не получилось, не срослось.

Потом общался с Федором Щербаченко, который два года назад тренировал меня в "Минске", а затем был спортивным директором в "Роторе". Хотел после ухода из "Знамени Труда" остаться в России. Но предлагали поехать только в "Динамо" из Махачкалы. И вот когда я разговаривал с родственниками в Калининграде, они мне и предложили: "Что дальше делать думаешь? У нас тут футбольная школа есть. Там ищут тренеров — молодых и с игровым опытом. Если тебя это заинтересует — пришлем контакты директора школы". А этот директор Юрий Хусяинов, оказывается, у нас в "Гомеле" играл — еще в 2004-м.


— Но для начала вы вернулись в Беларусь — прошлым летом перешли в "Макслайн".
— Пробовал еще поиграть, зацепиться за футбол. Проект вроде неплохой. И команда хорошая, с задачами. Задачу мы, кстати, выполнили — путевку в высшую лигу завоевали. Но все знают, чем эта история закончилась. А что касается меня, то играл в "Макслайне" совсем мало. В сумме получилось что-то около 50 минут.

В межсезонье подыскивал варианты, и было пару таковых в высшей лиге. Например, со "Сморгонью" общались, потому что Леню Ковеля знаю. Игорь Трухов говорил: "Давай к нам". Но я все надеялся на что-нибудь получше. Да и, надо сказать, желание играть в целом потухало. А без него какой смысл обманывать футбол?

Так что сидел-думал недели две. И понял, что хватит. Хватит мучить и себя, и футбол, и еще кого-то. Связался с Хусяиновым. Он мне: "Прилетай. Тренеры нам нужны. Учеба — в процессе. Будут курсы, так что можно поступить и учиться на категорию". Рассказал о школе. О том, к чему хотят двигаться. В общем, обрисовал всю ситуацию. И закончилось это тем, что в январе я прилетел в Калининград.


— Расскажите о вашей нынешней работе.
— В городе есть государственные "Балтика" и СШОР-5, и все хотят попасть в основном туда. А это частная школа, которая, впрочем, уже успела раскрутиться до девятисот детей. Она так и называется — футбольный клуб "Калининград". Поначалу мне сказали: "Просто походи на стажировки к другим тренерам, присмотрись. Может, поймешь, что это не твое". Я походил, присмотрелся — понравилось. И понял, что можно за это браться. Заодно подмечал стиль, тонкости и особенности в работе с детьми. Знакомился со спецификой. Потому что играть самому — это одно. А тренировать, да еще и ребятишек — совсем другое.

У школы в городе несколько филиалов для удобства игроков. Тот, в котором работаю я, называется "Аксакова". У нас хорошее искусственное поле размером 60 на 40 метров. Сразу занимался там с парнями двух возрастных категорий — 2013-14 и 2015-16 годов рождения. А затем в придачу к ним постепенно добавились еще две — 2012-го и старше, а также 2017-18-го. Сами же группы небольшие — в среднем по восемь человек. А вообще, максимум в школе — 12-15 ребят, чтобы можно было уделить внимание всем и каждому.

При этом в школе выстроена пирамида в организации подготовки игроков. У них же разный уровень мастерства — грубо говоря, от "трупов" до "космонавтов". Но он может со временем меняться. И наша система ориентирована на то, чтобы сильнейшие могли переходить по этой лестнице вверх. А работает это так. В филиалы записываются абсолютно все. Но существуют и сборные филиалов, в которые попадают те, кто выглядит интереснее остальных. Это такое промежуточное звено. А есть и вершина пирамиды — основные сборные уже всей школы, куда попадают самые сильные. И вот из сборных филиалов можно в зависимости от развития игрока либо вернуться в филиалы, либо подняться на самый верх.


— Вы ровесники с Артемом Булойчиком, который второй сезон работает в Калининграде — в тренерском штабе "Балтики". Должно быть, знакомы?
— Мы хорошие друзья. В тринадцать лет я перебрался из Орши в Минск — в РУОР. Тогда с Булойчиком одними из первых приехали в училище. Там познакомились, играли за команду, составленную из ребят 1992 года рождения. Вместе с ним прошли до динамовского дубля. Вместе играли в юниорской и молодежной сборных.

Мы и до сих пор общаемся, всегда на связи. Артем помогает с билетами на домашние матчи "Балтики" — как, например, в среду в Кубке России с "Зенитом". Жаль, никак не удается толком встретиться. Потому что "Балтика" тренируется в первой половине дня в Светлогорске, что в сорока километрах от Калининграда. А у меня, наоборот, занятия после обеда. Плюс у него работы полно — помогает Сергею Игнашевичу в части "стандартов".

А еще здесь же и Миша Барановский тренирует, с которым мы три года в Мозыре играли. Он работает с вратарями в академии "Балтики". Иногда его просят позаниматься и с голкиперами во взрослых командах клуба. Пару месяцев назад ногу сломал, поэтому восстанавливался после этой травмы.


— В "Славии" вы провели семь сезонов. Чего клубу не хватало тогда, чтобы бороться за медали, как теперь?
— Раньше в чемпионате уровень сопротивления был другой. Я знал, что если мы едем в Борисов, где Саша Глеб играл, Кежман и другие, то нам будет очень-очень сложно. Фавориты просто не оставляли шансов. У них и личности были, как в "Шахтере" — Януш и Осипенко. И иностранцы, как в "Динамо" — Фигередо, Удоджи, Бангура. Для нашего чемпионата это были топ-легионеры. Они и делали всю игру. И с ним было очень сложно совладать — той же "Славии", "Нафтану", "Витебску", "Неману".

Тогда и "Гомель" был сильным. В "Граните" играли Шеряков, Трухов. Да, уже в возрасте, но марку свою держали — мастерство-то никуда не делось. В Жодино заглядывал Вадим Евсеев. В минское "Динамо" приезжали завершать карьеру Александр Хацкевич, Сергей Гуренко. В "Славии" вроде тоже были хорошие игроки. Но все равно уровень сопротивления в чемпионате был таков, что с другими командами тягаться было очень тяжело.

А затем уровень лиги упал. Начался даже не отбор, а просто набор молодежи в команды. Потому что появились лимиты, плюс большие зарплаты потребовалось урезать. Но так не должно быть — должны играть сильнейшие, чтобы уровень чемпионата рос. Сильный должен играть против сильного. Потому что против слабого — даже неинтересно.

Вот с "Шахтера" очков посрезали. Да и он уже не тот, что раньше. Команды, которые находятся в верхней части, тащат вперед не столько легионеры, сколько уже белорусы. Хотя, конечно, при этом нельзя умалять заслуг того же "Немана", Жодино, "Славии", "Ислочи".


— В "Минске" в последние годы есть задержки зарплаты. У вас в 2021-м они тоже были?
— Месяца три платили день в день. Потом могли половину отдать. Потом — треть. Потом какое-то время выплачивали только небольшую, бюджетную, часть. Так долги и накапливались. Но сейчас в "Минске", думаю, хуже, чем было тогда. Потому что нам нужно было просто немного подождать. Задержки с выплатами пошли во второй части сезона. Но все равно нам старались что-то отдавать. Например, Зиновича продали в "Локомотив" — вот какие-то денежки и появились. Так или иначе, средства в любом случае поступали на счет клуба. И потом нам даже еще и премиальные выдали. Так что жаловаться грех.

— Как такое может быть, что у вас в биографии лишь одно удаление?
— Да уж. Получил его, когда играл в брестском "Динамо". Причем вышло все как-то случайно. Заработал вторую желтую карточку, хотя вроде бы даже и грубости не было с моей стороны. Припоминаю, что в пору игры в Бресте и затем как-то тоже пропускал тур — и уехал в "Ягеллонию" на просмотр. Мы должны были туда вместе с Премудровым отправиться. Но он успел заключить контракт с минским "Динамо".

— Почему не удалось перебраться в Белосток?
— Приехал туда не вовремя. У "Ягеллонии" были встречи в еврокубках с "Омонией". А между ними — еще и матч в чемпионате. То есть три игры за неделю. И поэтому команда не столько тренировалась, сколько восстанавливалась. Тогда в "Ягеллонии" был латвиец Тарасов, до этого игравший в "Немане". А еще эстонский сборник Васильев. Мы общались, и они говорили обо мне, что вроде все неплохо. И с тренером-поляком я пересекался. Но "Ягеллонии", мне кажется, было просто не до меня. Клубу тогда куда важнее было как можно дальше пройти в еврокубках.


— Еще могли попасть за границу?
— Ездил на просмотр в "Крылья Советов". Кстати, как раз вдвоем с Булойчиком. Нам лет по восемнадцать было. Тогда в Самаре Сергей Веремко играл. Женя Савин — "Красава". И Дима Молош. Он еще нам с Артемом помогал: "Ребята, если вам что-то надо — сим-карта, позвонить куда-то, обращайтесь, без проблем". А генеральным директором в минском "Динамо" был Валерий Стрельцов. И столичный клуб, видимо, несколько переоценил наши возможности.

— Сколько за вас попросили?
— То ли по сто, то ли по двести тысяч за каждого. На что в "Крыльях" сказали: "Ребятам же всего по восемнадцать лет. У нас и своих в России таких вагон и маленькая тележка. Давайте как-нибудь по-другому". А мы и вправду тогда даже в высшей лиге еще не играли — только в "Динамо-2".

Еще, помню, у нашей юниорской сборной был спарринг в Португалии. Мы жили рядышком с Лиссабоном, и после матча в холле гостиницы подходил скаут "Бенфики". Минут пятнадцать пообщались в неформальной обстановке через переводчика. Я об этом даже и не говорил никому. Он сказал, что моя игра понравилась: "Будем следить за твоими выступлениями в дальнейшем".


Мы тогда на две товарищеские встречи в Португалию летали. А еще — в Бельгию, в Италию, в Польшу выбирались. В отборе на чемпионат Европы прошли первый раунд и вот так готовились к элитному, который проходил в Словакии. Кстати, в Польше одна история случилась. Нашу сборную в полицию забрали — человек тринадцать.

— Отсюда поподробнее, пожалуйста.
— Гуляли по городку, в который прибыли на два контрольных матча. А поляки затем приезжали с ответным визитом на спарринг в Брест. Ну и прогуливались мы тогда в экипировке с надписью "Беларусь". Местные это заметили и начали ругаться: "Курва бялоруска!" А мы шли компаниями по несколько человек. И двое задержались позади. Вот их те поляки поймали и начали бить. Цепочки порвали, майки разорвали. Наши возвращаются после этого на базу: "Нас там отмудохали немного". И мы все решили отправиться на то место.

Прибежали туда. Спрашиваем: "Эти?" — "Да". Их человек шесть было и две бабенки. А нас — тринадцать. Ну и давай их волтузить. Двоих в речку бросили. А эти девахи вызвали полицию. Всех нас оформили. И весь выходной между двумя спаррингами почти до самого вечера мы просидели за решеткой. А нашу команду незадолго до этого принял Сергей Солодовников. Тренер, надо сказать, хороший. Да и с поляками тогда победами обменялись. Но так вышло, что после тех игр его сразу же и убрали. Сборную возглавил Юрий Хомко — он и повез нас на элитный раунд в Словакию. Такая вот история.

Фото: ФК "Славия", ФК "Минск", ФК "Калининград"

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ