Лига чемпионов Плей-офф. 2 матчи

Первый матч

34-й Кубок Беларуси 1/8 финала

18.11. 14:00

Сморгонь

Торпедо-БелАЗ (Жодино)

Чемпионат мира 2026. Европейская квалификация 6 тур

18.11. 22:45

Шотландия

Дания

18.11. 22:45

Беларусь

Греция

Чемпионат Европы 2024 Финал

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2864
2Динамо (Минск)2859
3Славия (Мозырь)2854
4Динамо (Брест)2848
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)2845
6Ислочь (Минский р-н)2845
7Минск2845
8Неман (Гродно)2842
9Гомель2840
10БАТЭ (Борисов)2837
11Арсенал (Дзержинск)2830
12Витебск2828
13Нафтан (Новополоцк)2825
14Сморгонь2825
15Слуцк2821
16Молодечно2811
Нет данных
Команды Игры Очки
1Барановичи3374
2Днепр (Могилев)3367
3Белшина (Бобруйск)3360
4Локомотив (Гомель)3258
5Бумпром (Гомель)3358
6Лида3356
7Нива (Долбизно)3354
8БАТЭ-2 (Борисов)3350
9Островец3348
10Волна (Пинск)3348
11Минск-23348
12Динамо-2 (Минск)3237
13АБФФ U-19 (Минск)3236
14Юни Икс Лабс (Минск)3336
15Гомель-23228
16Орша3325
17Осиповичи3324
18Слоним-20173320
подробнее

Россия

РФПЛ (Российская футбольная премьер-лига). 2001. Чемпионат России

Популярность футбола по регионам России

19.03.2009 13:18

Аналитическое Агентство СК на основе мониторинга телевизионных болельщиков России в 2002-2009 годах выяснило популярность Премьер-лиги по регионам страны.
В прошлом году аудитория отечественной Премьер-Лиги равнялась почти 15 миллионам жителей страны. Именно столько наших сограждан периодически следили за ходом турнира и хотя бы изредка наблюдали соответствующие матчи по телевизору (более 99%) и/или на стадионах (менее 2%).

Вероятнее всего, в наступившем сезоне это количество не претерпит изменений и составит 14,5-15 млн человек, что соответствует и потенциальному размеру ТВ-аудитории текущего первенства. На популярность турнира ПЛ-2009 в том числе будут оказывать влияние следующие разнонаправленные факторы.

Со знаком плюс. Во-первых, число поклонников российского первенства пополнят умеренные любители футбола Ростовской области и Краснодарского края, которые по количеству населения входят в первую десятку регионов РФ и которые имеют характеристики популярности футбола выше среднего уровня по стране. А во-вторых, жители уральских регионов (часовые пояса мск +2) смогут, как и в сезонах 2005-2007 годов, наблюдать центральные матчи тура в прямом эфире.

Со знаком минус. Во-первых, на треть сократится количество прямых трансляций российского чемпионата на общедоступных каналах – "РТР-Спорт" вместо двух матчей из каждого тура будет показывать только один (в Зауралье такое сокращение составит 50% – Первый канал, как правило, показывает матчи в записи). А во-вторых, потерял своего единственного представителя в Премьер-Лиге Дальний Восток, что вместе с отсутствием прямых трансляций на главном федеральном канале существенно снизит интерес местной публики к национальному первенству.

В абсолютном исчислении больше всего болельщиков российского футбола-2009 проживает в столичном регионе (Москва и область – 3,1 млн человек), Санкт-Петербурге и его окрестностях (1,4 млн человек) и Краснодарском крае (0,7 млн человек). Что вполне объяснимо: эти территории в текущем сезоне представлены клубами в Премьер-Лиге и являются самыми многочисленными в России – суммарно в них проживает 20% населения страны (при доле среди болельщиков в 35%).

А как обстоят дела с относительной популярностью нашего футбола в отдельных регионах? Ниже представлена ситуация на начало текущего сезона.

Рейтинг-лист популярности ПЛ-2009 в регионах РФ. Топ-15
(Количество болельщиков в процентах от населения региона старше 10 лет.)

1. Санкт-Петербург – 25,4%.
2. Кабардино-Балкарская Республика – 23,5%.
3. Томская область – 22,6%.
4. Чеченская Республика – 22,6%.
5. Москва – 21,6%.

6. Самарская область – 19,7%.
7. Ленинградская область – 18,2%.
8. Московская область – 17,9%.
9. Республика Татарстан – 17,4%.
10. Республика Северная Осетия – 17,1%.

11. Краснодарский край – 15,8%.
12. Пермский край – 15,8%.
13. Ростовская область – 14,5%.
14. Ярославская область – 10,4%.
15. Волгоградская область – 10,1%.

Рейтинг-лист популярности ПЛ-2009 в географических округах РФ
(Количество болельщиков в процентах от населения округа старше 10 лет.)

1. Северо-Запад – 16,1%.
2. Центр – 14,2%.
3. Юг – 13,3%.
4. Поволжье – 10,4%.
5. Урал – 9%.
6. Сибирь – 7,6%.
7. Дальний Восток – 5,7%.

Аналогичные характеристики популярности ПЛ-2009, но в ином ракурсе выглядят следующим образом (количество болельщиков в процентах от населения соответствующей территории старше 10 лет):

В среднем по России – 11,5%.
В среднем в регионах, представленных клубами в Премьер-Лиге, – 19%.
В среднем в регионах, не имеющих клубы Премьер-Лиги, – 8%.

В зоне приёма футбольных трансляций "Пятого канала" (СПб и ЛО) – 23,5%.
В среднем на территориях, где осуществляется приём канала "Спорт", – 15%.
В среднем на территориях, где не осуществляется приём канала "Спорт", – 8,5%.

Общий комментарий

В последнее время уровень популярности РФПЛ в регионах страны главным образом, но в разной степени определяют четыре обстоятельства.
Первое – наличие региональной команды в элитной лиге национального первенства.
Второе – количество прямых общедоступных телетрансляций.
Третье – успешность выступления клуба, который представляет конкретный регион или за который болеет большинство его жителей.
И четвёртое – традиции внутрироссийского футбольного боления и местный менталитет.

При этом заметим, что трансляции Премьер-Лиги на "НТВ-Плюс" из-за несущественного фактического охвата населения страны (как в домовладениях, так и в спортбарах) практически не оказывают влияния на характеристики популярности нашего футбола. Как правило, не вызывают особого интереса у публики и трансляции в записи на спортивном и региональных каналах. И наоборот, всё более ощутимую роль начинает играть Интернет.

Вместе с тем нельзя не признать определённые заслуги спутникового телеканала в решении ряда организационно-технических вопросов, направленных на унификацию и улучшение трансляций. Кроме этого, канал "НТВ-Плюс" обеспечил возможность просмотра всех матчей чемпионата для своей аудитории (менее 10% болельщиков, учитывая все места просмотра ТВ).

В целом по России абсолютное количество поклонников национального первенства в период с 2004 года возросло на 20%. А динамика популярности за пять лет по географическим округам выглядит так (в процентах относительно количества болельщиков в 2004 году):

1. Северо-Запад – увеличилось на 40%.
2. Поволжье – увеличилось на 30%.
3. Урал – увеличилось на 25%.
4. Сибирь – увеличилось на 25%.
5. Центр – увеличилось на 10%.
6. Юг – увеличилось на 5%.
7. Дальний Восток – 0%.

По сравнению с началом прошлого сезона наиболее заметные изменения произошли на Дальнем Востоке (количество болельщиков сократилось более чем на 30%), в южных регионах (возросло почти на 15%) и в Сибири (сократилось на 10%).

Вряд ли кого-то удивит, что Северо-Западный округ России является лидером в текущем рейтинге. Во-первых, большая часть местных любителей футбола является поклонниками ФК "Зенит", который относительно успешно выступал в последних сезонах как на внутренней, так и на международной арене.

Во-вторых, "Пятый канал" в последние годы транслировал большинство игр "Зенита" в прямом эфире на Санкт-Петербург и Ленинградскую область, жители которых составляют почти половину населения округа. Не обходили своим вниманием питерский клуб и Первый канал, и "РТР-Спорт".

А в-третьих, непосредственно Северная столица является единственным местом в стране, где телерейтинги трансляций национального чемпионата соизмеримы с рейтингами популярных сериалов. Для всех других регионов такие показатели наблюдаются на играх сборной России в отборочных турнирах.

Не должно вызывать вопросов и последнее место дальневосточников. Во-первых, потерял прописку в Премьер-Лиге приморский "Луч". А во-вторых, явно не способствует популярности спорта номер один и фактическая телевизионная изоляция округа – в прямом общедоступном эфире соответствующие матчи можно увидеть только на канале "Спорт", да и то лишь тем, кто имеет возможность его принимать.

В этом году сегмент активных болельщиков (относительно регулярно следят за чемпионатом и своими командами) составит более 6 млн человек, а остальные (более 8,5 млн) будут следить за турниром периодически или время от времени и выборочно наблюдать матчи по ТВ.

Почти 2 млн человек намерены смотреть футбольные баталии, не имея постоянных клубных предпочтений, а 13 миллионов планируют в течение всего сезона переживать за какую-либо российскую команду. Причём более 1 млн из них будут болеть только за клуб первого или второго дивизионов и, таким образом, пополнят группу нейтральных поклонников элитной лиги, а остальные (более 11,5 млн) образуют сегмент болельщиков клубов Премьер-Лиги.

Оценки Аналитического Агентства СК (основаны на анализе данных мониторинга телевизионных болельщиков РФ в 2002-2009 гг.). Исследуемая аудитория – жители РФ старше 10 лет.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ