Первая лига

27.07. 14:00

Молодечно-2018

Энергетик-БГУ (Минск)

27.07. 16:00

Орша

Бумпром (Гомель)

27.07. 17:00

Слоним-2017

АБФФ U-17 (Минск)

27.07. 18:00

Островец

Барановичи

34-й Кубок Беларуси 1/8 финала

27.07. 18:00

Волна (Пинск) (Д2)

Слуцк

27.07. 20:00

Славия (Мозырь)

Макслайн (Витебск) (Д2)

Чемпионат Европы 2024 Финал

... НОВОСТИ

все новости

Букмекерские конторы Беларуси для ставок на футбол
Команды Игры Очки
1Динамо (Минск)1535
2Торпедо-БелАЗ (Жодино)1535
3Неман (Гродно)1533
4Динамо (Брест)1523
5Славия (Мозырь)1523
6Витебск1522
7Гомель1521
8Арсенал (Дзержинск)1520
9Ислочь (Минский р-н)1520
10БАТЭ (Борисов)1519
11Сморгонь1516
12Слуцк1516
13Нафтан (Новополоцк)1515
14Днепр (Могилев)158
15Минск155
16Шахтер (Солигорск)15-4
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-20181538
2Нива (Долбизно)1632
3Волна (Пинск)1529
4БАТЭ-2 (Борисов)1628
5Белшина (Бобруйск)1527
6Макслайн (Витебск)1524
7Лида1524
8Динамо-2 (Минск)1623
9Орша1522
10Бумпром (Гомель)1521
11Островец1520
12Локомотив (Гомель)1516
13Барановичи1515
14Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)1612
15Шахтер-2 (Солигорск)1512
16АБФФ U-17 (Минск)1512
17Слоним-20171510
18Энергетик-БГУ (Минск)150
подробнее

Статьи и интервью

Игорь Криушенко. Фото ФК БАТЭ

"Наши жизненные условия диктуют условия нашей работы". Большое интервью Игоря Криушенко

05.03.2024 21:58

Мы встретились с Игорем Криушенко на трибунах "Маяковки" — той самой, где в среду ему предстоит провести у руля БАТЭ первый официальный матч после возвращения спустя 16 с небольшим лет, да еще и против минского "Динамо". Игорь Николаевич, как обычно, привел на тренировку внука: "Вон бразилец мой тренируется. Всю зиму в любую погоду на этом поле. Пока занимается, можно поговорить". Разговор растянулся на час и вышел максимально душевным. Он о возвращении туда, где было хорошо, о Капском-старшем и Капском-младшем, семейственности и традициях, возможностях нынешнего БАТЭ, осознанном курсе на молодежь и предстоящем "класико".

— 10 февраля у вас был 60-летний юбилей. Вы уже неоднократно говорили, что дни рождения всегда справляете на сборах. Может быть, под такую дату хоть удалось что-то организовать?
— Ну, немного. Когда вернулись с гродненского сбора, пригласил друзей, близких. Немного, но душевно посидели. В общем, нормально.

— Начать хочется с прошлого года. Вы достаточно долго не тренировали в Беларуси, и затем случилось брестское "Динамо". Но возвращение получилось, мягко говоря, смазанным. Как вы это переживали?
— Понятное дело, как любой нормальный человек, ты это переживаешь. Хотя бы то, что у тебя не получилось. Ведь до этого было общение с руководством клуба, комплектование, какие-то цели на сезон. Ты в любом случае берешь на себя ответственность за результат. А в итоге не удалось. На то были и объективные, и субъективные причины, но я бы уже не стал их сейчас ворошить. Что случилось, то случилось. Надо двигаться дальше. С брестским "Динамо" мы расстались, пожав руки, без взаимных претензий друг к другу.

Сейчас я вернулся в команду, которая мне знакома, в которой провел много лет — имею в виду не только работу главным тренером, но и вообще в структуре клуба. Понятно, что сейчас непростые времена для футбола вообще и для БАТЭ в частности. Но у нас есть молодые ребята, и есть опытные, за которыми молодежь будет, надеюсь, тянуться.

— Когда вам предложили БАТЭ, вы вообще хоть сколь-нибудь думали?
— Мы предварительно пообщались с генеральным директором клуба Николаем Николаевичем Мозолем, о моем желании, о понимании дальнейшей работы. Дальше, как я понял, он обсуждал это с Андреем Анатольевичем Капским. После уже у меня была встреча с руководителем, каждый обозначил какие-то свои моменты, в итоге сошлись на общих — и я дал согласие.


— Вы сможете примерно описать эмоции, когда вы вернулись в этот клуб, учитывая всю историю?
— Что сказать… Вернулся туда, где был много лет назад. Мне приятно. Тем более остались люди, с которыми вместе работали еще тогда. Кто-то тогда был футболистом, а сейчас тренер. Массажист вот, Виктор Викторович Стрелковский, работает с тех пор. Что-то иногда возвращает в те времена. И вообще, много знакомого. Дискомфорта точно нет.

— У вас, конечно, было золото, но "золотой" — в международном смысле — период БАТЭ вы, получается, пропустили.
— Каждый в жизни делает свой выбор. Принятие решений всегда диктуют место и обстоятельства. Можно рассуждать, вспоминать или сожалеть, но в этом нет смысла. Значит, так должно было произойти. Это данность. Не стоит впадать в переживания. Я отношусь к этому так.

— Вы ведь помните Андрея Анатольевича Капского совсем другим. Расскажите.
— Да, разумеется. Он в то время был совсем молоденьким. Его Анатолий Анатольевич брал на все командные мероприятия. Я помню, они всегда вместе приезжали. Андрюха… да, наверное, надо сказать Андрей Анатольевич тогда уже по-взрослому со всеми за руку здоровался. Наверное, в чем-то он таким же и остался. Но, понятно, повзрослел, появились жизненные взгляды, теперь это сформировавшаяся личность. Он работает, старается всё делать лучше для клуба. Это самое главное — он неравнодушен, хочет улучшить ситуацию.

Давление? За Капского говорить не буду, но это, должно быть, неприятно, когда тебя везде поливают. У каждого человека есть эмоции, переживания, чувство собственного достоинства. Андрей Анатольевич старается делать всё, что от него зависит. Чтобы обсуждать что-то еще, нужно знать процесс глубинно, а не поверхностно.


— Понятно, что в БАТЭ изменилось примерно всё, но что для вас изменилось в "глубинном" смысле? Чтобы, когда вы пришли, это сразу запало…
— Не могу что-то такое выделить. За это время весь белорусский футбол поменялся. И БАТЭ в том числе. Разные времена, разные обстоятельства — они диктуют людям разные поступки. Говорить о том, что вот раньше было одно, а сейчас совсем другое, не вижу смысла.

— Ладно, тогда в одном конкретном аспекте. Первое слово, с которым все стремились чтобы ассоциировалось БАТЭ, — это "семья". Об этом говорили, наверное, все, от Капского до обычного болельщика. Сейчас БАТЭ — это "семья"?
— По крайней мере, наш коллектив сейчас — это единое целое. И я хочу, чтобы так и было. И всё делаю для этого. А насколько это "семейное"… Чтобы называть БАТЭ "семьей", нужны традиции, а у традиций должны быть их продолжатели. На данный момент у нас много изменений: одни ушли — другие пришли. Но в то же время у нас есть мои помощники: Володя Невинский, Артём Концевой, Дима Лихтарович. Они здесь состоялись как футболисты и выросли как личности. Они стараются хранить эти традиции, следовать им и передавать. Плюс у нас есть наши воспитанники. То есть, эта кровь — она уже есть. И их теперь нужно направлять.

— Тогда в продолжение следующий вопрос. Его, наверное, правильно было бы Андрею Анатольевичу, а не вам как человеку новому в этом коллективе, но, может быть, у вас есть мнение. Это то, о чем говорил Александр Володько год назад: о том, что людям вроде Лихтаровича или Концевого, которые столько отдали клубу, клуб не дает шанса.
— Да, слышал. Что ж, каждый имеет право высказать свое мнение. Но, думаю, руководство тоже не слепо. И видит, кто созрел для какой-то работы, а кто нет. Конечно, хочется, чтобы в БАТЭ была эта преемственность, ведь были примеры Ермаковича после Гончаренко, Баги после Ермаковича, самого Виктора Михайловича в том числе. Нужна эта руководящая… "зрелость", что ли, в назначении главного тренера. Ведь всегда рассматриваются разные кандидатуры, в том числе из клуба. И если человек не готов, его не бросят на эту "глубину", чтобы проверить — выплывешь или нет.

"Капского как будто покусал кто-то из "Динамо" времен Чижа. Потому что БАТЭ все больше напоминает именно его". Александр Володько — о расставании с Борисовом

— А вы не думали, что ваше приглашение — возможно, отчасти попытка вернуть эту семейственность?
— Возможно. По крайней мере, я всегда привык работать на созидание. И никогда на разрушение.


— И все-таки прошло 16 лет, у вас было много других мест работы, уйма опыта. Вернувшись, вы почувствовали вот это самое, что БАТЭ — это всё еще "ваше"?
— Да. Особенно, когда познакомился с ребятами. Понял, на что каждый из них способен. В душе мне очень хочется, чтобы они выросли, добились чего-то. То же самое касается тренерского штаба — чтобы они, может, переняли что-то от меня… В этом плане всё идет нормально, по нарастающей. Сейчас главное — хорошо стартовать.

— Не могу не спросить: вам тоже кажется роковым совпадение, что после смерти Анатолия Анатольевича БАТЭ так и не выиграл золото?
— Возможно, что-то в этом есть. Хотя в некоторые сезоны были очень близко. Но что-то не складывается. Чуть-чуть "механизм" не срабавает вот в этой "фазе" — там, где раньше срабатывал…

— Вы про раздевалку?
— Может, и про нее. Может, и про само формирование состава. И про эмоции, харизму. Она делала большое дело для ребят. И я вижу, что Андрей Анатольевич растет в этом плане, вижу, что он хочет, что отец для него как пример. Наверное, ему тоже хотелось наладить такие отношения с футболистами и тренерским штабом. И поэтому особенно неприятно, когда всех собак за эти неудачи вешают только на него.

— А получается у Андрея Анатольевича в чем-то быть похожим на отца?
— По крайней мере, я вижу, что он к этому стремится. И думаю, он к этому придет. Какой его возраст?! Он достаточно молодой человек. И у него есть огромное желание. Думаю, придет.


— У вас уже много раз спрашивали про отношения с Анатолием Анатольевичем…
— Да, что тут повторяться или добавлять. Это жизнь. Я рад, что мы остались друзьями. Что этот мостик между нами сохранился.

— О межсезонье. Вы довольны тем, как при ваших возможностях формирования состава и проведения предсезонной подготовки, оно прошло?
— Мы сделали крен в сторону собственной молодежи. Хотим, чтобы эти игроки пополняли главную команду и сами становились сильнее как футболисты и личности. В плане подготовки постарались дать игрокам всё, что можем. В основном работали в двухразовом режиме под крышей манежей. Манежи — это, конечно, большое подспорье в наших условиях. Жаль, что в Минске их всего два, и оба постоянно заняты. Для столицы это очень мало. А в целом, предсезонка прошла неплохо.

— Вы в прошлом году вернулись из-за рубежа. И столкнулись с запретом ездить на сборы за границу. Насколько тяжело это для вас было?
— Ко всему привыкаешь. Понятно, мне есть с чем сравнивать. Но наши жизненные условия диктуют условия нашей работы. Здесь плакаться или обижаться на кого-то не буду. Все команды в таких условиях. Все тренеры наверняка предпочли бы работать на земле, в комфорте, имея спарринги с разными командами, разных уровней, стилей, из разных государств. Это, конечно, лучше развивает футболистов. 

— Да, многие тренеры в качестве главного недостатка зарубежной подготовки говорят о недостатке спаррингов, о том, что играть приходится, грубо говоря, с одними и теми же соперниками, что нельзя сравнить с другими свой уровень. А насколько вы вообще сейчас представляете себе уровень своей же команды?
— Ха, да, действительно даже мне это сложно в какой-то степени оценить. Хотя мы и играли, допустим, в на турнире в Жодино. Или проводили спарринги с условным "Минском". Все равно сложно. Я вижу в целом возможности футболистов, их сильные или слабые стороны…


— Есть ощущение, что пока не начнутся еврокубки, мы этот уровень так и не узнаем.
— Ну, у нас есть участники еврокубков, такие сбалансированные команды, как тот же "Неман", где поменялось 2-3 игрока за зиму. Видно, что там футболисты хорошего уровня и игра давно поставлена. Поэтому на их фоне можно прийти к какой-то определенности.

— То, что БАТЭ сделал крен на молодежь, — это следствие нынешних возможностей клуба или, как бы грубо это ни звучало, того, что из чемпионата Беларуси некого брать на усиление?
— Нет, почему же, у нас есть в лиге футболисты хорошего уровня. Но мы воспитываем молодежь, мы должны давать ей шанс. Мы могли пригласить еще каких-то футболистов. Они, может, даже были бы немного сильнее. Но тогда я бы закрыл дорогу своим ребятам. 

Когда я пришел, с нами тренировалось порядка 30 футболистов. Потом круг сузился до 22-х. Он уже стал более сжатым — видно, кто может помочь команде, кто нет. Кого-то, может, будем привлекать из второй команды. В целом, наша обойма очертилась. А приглашать футболистов со стороны сейчас смысла не вижу.

— Один из, так скажем, нюансов БАТЭ в последние годы — короткая скамейка запасных. Сейчас это не грозит…
— Да, нормальная скамейка, но много молодых игроков. Здесь сложно предсказать, как они себя будут проявлять на длинной дистанции. Молодости свойственна нестабильность. Но надо понимать, что мы умышленно на это идем. Такая ситуация.

— Среди прочего у вас очень молодая линия обороны. Это не тревожит?
— Это, конечно, краеугольный камень. Но у нас достаточно талантливых игроков. Плюс есть, например, опытный Хадаркевич. А что делать? Если мы приняли это решение, должны идти этим путем.

— Как, к слову, прошли выборы капитана?
— Ребята сами выбирали, мы не вмешивались. Выбором не удивлен. Хадаркевич — опытный футболист, у него есть лидерские качества, он пользуется авторитетом у ребят. Говорил лишь о том, что капитан — это не просто носить повязку, но и доказывать игрой и делом, направлять.


— Насколько еще вы бы хотели доукомплектоваться до старта чемпионата?
— Всегда говорю, что процесс формирования команды никогда не заканчивается. Каждый тренер хочет, чтобы у него было по два игрока на позицию. Если будет возможность пригласить сильного футболиста, который захочет у нас играть, естественно, мы рассмотрим этот вариант. 

По позициям говорить не стану. Потому что молодежь — это непредсказуемо. Я могу сказать, что позиция не укомплектована, а парень на ней против минского "Динамо" выйдет и сыграет, как бог…

— Ваша вторая команда сыграет в первой лиге. Как вы вообще относитесь к этой идее?
— Наверное, в данной ситуации это правильное решение. Там есть много нюансов, которые, возможно, еще будут доработаны, но задумка хорошая. Против команд первой лиги молодежи лучше играть, чем против дублей. Я бы здесь вообще отметил нынешнее руководство федерации футбола. Там грамотные суждения — насколько я понимаю, руководитель прислушивается к команде, которая с ним работает.

— У нас убрали лимит на молодежь. Учитывая, что в прошлом сезоне в высшей лиге сыграло более 50 футболистов, которые подойдут даже в следующий созыв "молодежки", кто-то может сказать, что вот, дало эффект. Но кажется, это совсем не лимиты…
— Это не лимиты, это "потолки". Все, кто уровнем чуть выше нашей лиги, стараются уехать. В другие чемпионаты, на другие зарплаты. А вакатные места заполняют, понятное дело, молодежью. В применении же к нынешнему БАТЭ вопрос лимитом вообще не столь важен. 

— Начинать сезон матчем с действующим чемпионом, к тому же это "класико", — это хорошо или наоборот?
— Не знаю, спокойно к этому отношусь. В любом случае в Кубке Беларуси остались достойные команды. Голову пеплом не посыпаем, до выстрела не падаем. Проведем две игры, покажем всё, на что способны. 

— Тот факт, что "Динамо" уже провело официальный матч, вам на пользу?
— Не думаю, что это имеет какое-то значение. Это всего одна игра. Вряд ли это как-то нам поможет, тем более что нам и так прекрасно известны возможности футболистов соперника.

— Матч пройдет на синтетике стадиона ФК "Минск". Как поздно вообще в этом сезоне планируете переехать на газон "Борисов-Арены"?
— Сначала, наверное, на "Городской". Сейчас играем два матча на "синтетике", с "Минском" в первом туре мы поменялись — там то же самое. Выездная игра с "Нафтаном" — тоже. А вот матч с "Гомелем", если позволит погода, надеемся сыграть уже на траве.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ