28.04. 16:00

Гомель

Минск

28.04. 18:00

Славия (Мозырь)

Арсенал (Дзержинск)

28.04. 20:00

Шахтер (Солигорск)

Слуцк

28.04. 13:00

Молодечно-2018

Динамо-2 (Минск)

28.04. 14:00

Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)

Бумпром (Гомель)

28.04. 16:00

Островец

Локомотив (Гомель)

28.04. 17:00

Макслайн (Витебск)

Орша

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)513
2Торпедо-БелАЗ (Жодино)613
3Динамо (Брест)612
4Динамо (Минск)612
5Неман (Гродно)612
6Витебск610
7Арсенал (Дзержинск)58
8Ислочь (Минский р-н)68
9Гомель55
10Сморгонь65
11Нафтан (Новополоцк)65
12БАТЭ (Борисов)65
13Днепр (Могилев)65
14Минск52
15Слуцк51
16Шахтер (Солигорск)5-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Лида410
2Волна (Пинск)49
3БАТЭ-2 (Борисов)49
4Молодечно-201837
5Нива (Долбизно)47
6Островец36
7Динамо-2 (Минск)34
8Белшина (Бобруйск)44
9Слоним-201744
10Барановичи44
11Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)34
12Макслайн (Витебск)34
13АБФФ U-17 (Минск)43
14Бумпром (Гомель)33
15Локомотив (Гомель)31
16Орша31
17Шахтер-2 (Солигорск)41
18Энергетик-БГУ (Минск)4-6
подробнее

Статьи и интервью

Антон Матвеенко. Фото из личного архива

Антон Матвеенко: "В Бразилии через фавелы нужно проезжать в машине с открытыми окнами. Иначе ее обстреляют"

28.03.2024 12:20

14-часовой перелет и стадионы без разметки, необычный авокадо и хибары без дверей, бесплатный кофе и грифы на дорогах, фаеры у стадиона и "именная" футболка, кашаса и гуарана. Колорит страны, где "много-много диких обезьян" — в воспоминаниях и впечатлениях 37-летнего теперь уже экс-полузащитника "Витебска".

В начале этого года четыре наших игрока — Олег Патоцкий, Антон Матвеенко, Игорь Ясинский и Юрий Остроух — дружной компаний отправились в необычное путешествие за океан. Они провели несколько недель в Бразилии в рамках футбольного проекта. А по возвращении в Беларусь один из них рассказал в интервью football.by об этом приключении глазами туриста.

— Антон, и сколько же вы пробыли в Бразилии?
— Почти два месяца. Ведь нужно вычесть из этого времени дни, которые ушли на дорогу туда и обратно.

— Это ваша самая дальняя поездка?
— Еще летал на Доминикану в отпуске. Примерно такое же расстояние, как и до Бразилии — под девять тысяч километров. Но тогда на острова был прямой рейс из Москвы — 13 часов. А сейчас — целое путешествие! Из Минска в Москву, из Москвы в Катар 6-7 часов, из Катара в Сан-Паулу 14 часов и, наконец, из Сан-Паулу в точку назначения 3 часа. А еще же надо добавить время ожидания рейсов. Хорошо, что пересадки были недолгие — максимум пять часов. Но все равно в дороге вышло почти двое суток. То же самое — путь обратно: Форталеза — Сан-Паулу — Стамбул — Москва — Минск.


— Как провести 14 часов в воздухе?
— Туда летели катарскими авиалиниями. А они заботятся о комфорте пассажиров. На сиденье перед тобой — хороший планшет, куда скачано много фильмов на русском. И для личной гигиены все прилагается. Даже носки, чтобы по салону ходить. И кормили нас за это время три раза.

— Ваша роль в проекте?
— Организовывать турниры среди местных ребят — составить сетку соревнований, разбить парней по командам и так далее. И это было не так уж и легко. В команде — по восемь игроков. А играть приходило на турниры по 250 человек. И вся эта толпа — в очереди. Попробуй тут не запутаться! Кроме того, они же все разного возраста. А нужно было, чтобы команды играли хотя бы приблизительно в одной возрастной категории — от 12 до 16 лет.

— Обувь у ребят так себе?
— Нормальными бутсами там и не пахнет. Некоторые кедами даже менялись: тот, кто покидал поле, отдавал их тому, кто на него выходил.

— Где именно пребывали в Бразилии?
— В штате Сеара, который находится на северо-востоке страны и имеет выход к океану. При этом в первый месяц ездили в одной части штата, где маленькие города и деревеньки. А затем — уже ближе к цивилизации, в часе езды от Форталезы, которая является столицей штата. Там и города покрупнее, и стадионы получше.


— А какие были в первый месяц?
— Такие, на которых и коровы пасутся, и другая живность ходит. Где-то трава по пояс, а где-то песок насыпан. Разметки в основном нет — мы ее сами делали, расставляя фишки. Ворота где-то есть, а если нет, то мы же со своими приезжали — сборно-раскладными.

— В жилой зоне — трущобы?
— Да. Хибарки без дверей — хорошо, если вместо нее занавеска есть. Внутри только стол, тумбочка и гамак — и все. Как у нас где-нибудь на заброшенной даче. Ну и на улицах грязи многовато. Когда во второй месяц жили поближе к Форталезе, там все цивилизованнее, конечно.

— Все знают об уличной преступности в Бразилии. Вы с ней сталкивались?
— Слава богу, нет. Нам об этом постоянно говорили, предупреждали, переживали. При этом мы гуляли даже там, где советовали этого не делать. Больше того — поздним вечером. И все было спокойно. А одну историю слышал от русскоязычных ребят в Форталезе. У парня украли в машине айпад, местоположение которого затем по геолокации обнаружили полицейские. Но, доехав до нужного места, сказали: "Нет, ребята, мы туда не пойдем".

— Фавелы обходили стороной?
— Когда через них проезжаешь, обязательно, чтобы все четыре окна в машине были открыты. Это нужно, чтобы тебя видели — и понимали, что ты без оружия и не представляешь собой угрозы и опасности. А если все окна в машине будут закрыты, ее обстреляют.


— А вообще, стрельбу на улицах слышали?
— Ни разу. Это же, говорят, в Рио-де-Жанейро жестко. А мы все-таки были вдали от тех мест.

— На футбол выбирались?
— Хотели попасть в феврале на матч "Форталеза" — "Сеара". Это городское дерби. Причем "Форталеза" играет в серии "А", а "Сеара" — в серии "Б". А тогда у них была встреча в лиге Сеаренсе — так называется чемпионат штата Сеара. Она проходила на их стадионе "Кастелан", на котором в 2014-м прошло шесть матчей чемпионата мира. Матч получился просто супер — 3:3. Увы, попасть на футбол не удалось. Мы задумались над этим за неделю до матча, а все билеты к тому времени уже были раскуплены. Стадион, между прочим, вмещает более 60 тысяч человек. Ну а мы были возле него во время игры. Там и фаеры жгут, и пиво рекой, и болельщики бушуют. Колонна машин едет к стадиону, а перед ним фанаты одних поворачивают налево, а других — направо.

Зато потом мы все-таки попали на домашний матч "Сеары" — уже в Кубке Нордесте, который разыгрывается между клубами северо-востока Бразилии. Эта команда сыграла вничью 2:2 с АБС, где в прошлом году играл Ренан Брессан. Аншлага уже, конечно, не было, но под десять тысяч на игру все равно собралось. Фанатские сектора — как всегда за воротами. На трибунах много женщин и пенсионеров. Все болеют шумно и эмоционально. Кричат, переживают — примерно как в Италии.


— В Бразилии полно экзотических блюд и животных. Набрались впечатлений?
— Местные — настоящие мясоеды. Много мяса у них в рационе. И на углях его жарят — любят барбекю. А так, мы питались в основном нашей, привычной едой. В части экзотики там полным-полно фруктов. Манго растет прямо на территории гостиницы. Снимаешь с дерева, моешь и кушаешь. Привез близким авокадо, так они сказали, что я сломал их вкусовые рецепторы — и что после этого авокадо, купленный у нас, они кушать просто не смогут. Еще есть в Бразилии такие фрукты, как гуава и гуарана. Из последнего делают одноименный напиток, который как лимонад. А традиционный алкогольный напиток в Бразилии — кашаса, как наш самогон.

— А фауна?
— Прямо на территории отеля постоянно прогуливался небольшой варан. Я плаваю в бассейне, а он — мимо меня. Там же — лягушка огромная, размером с кота. Ящерицы постоянно под ногами. Пауки там просто гигантские. Скорпионы, сколопендры. Летучие мыши в номер залетали частенько. Вечером в комнате сидишь, а балкон же всегда открыт. Вот они на свет и летят. А еще видел грифа — местные называют его урубу. Похож на орла, питается падалью и мелкими животными. Частенько можно его на дорогах встретить. Ну и когда были в Форталезе, удивились, как много в городе собак и котов. Они на улицах просто кишат.

— Какие в стране люди?
— Жизнерадостные, веселые, эмоциональные, добродушные. Песни постоянно поют. А еще неторопливые. Вот вообще никуда не спешат. Если какое-то дело срочное — могут три дня с ним разбираться.


— Как вам местный язык?
— Португальский. Не сказал бы, что тяжелый. На испанский похож. За два месяца выучил отдельные слова. И даже какие-то фразы уже вполне можно понимать.

— Что бросилось в глаза на улицах?
— Простенькие машины. Нет таких марок, как у нас — "Порш", "Феррари", да даже "БМВ". Максимум — "Фиат" и "Рено". Насколько понимаю, автомобили в Бразилии довольно-таки дорогие. А что касается деревень, то там все на мопедах летают.

— А какие в стране дороги?
— Однополосные, рельефные — с множеством крутых поворотов и подъемов в гору. Поближе к Форталезе — асфальтированные. Но между деревнями частенько приходилось ездить по грязи. Правила на дорогах не соблюдают. Если водителю красный, но машин нет — спокойно поедет. И пешеходы такие же.

Кстати, насчет дорог. На любую заправку приезжаешь — стоят термос с кофе и стаканчики одноразовые. Мы как-то выпили один, другой — спрашиваю: "Сколько с нас?" Оказывается, абсолютно на всех заправках в Бразилии кофе бесплатный. Пей сколько угодно — и можешь хоть с собой взять литр. Да, кофе я тоже много привез домой — и зернового, и молотого.


— Еще сувениры?
— Футболки сборной Бразилии — и сыну, и друзьям. А одну майку мне подарил парень, который был приставлен к нам в качестве сопровождающего. Это когда мы ходили на тот самый матч "Сеары". Он ее надел на стадион, поскольку раньше она была игровой у его друга — бывшего футболиста этой команды, уже завершившего карьеру. А затем он мне ее презентовал. И так интересно совпало, что на спине там фамилия этого игрока — Мотта. А это очень похоже на мое прозвище — Мотя.

Кстати, этот парень, который был у нас кем-то вроде охранника и водителя — поклонник "Сеары". А на стадионах в Бразилии продается пиво. И вот когда он за ним на той игре дважды ходил, пропустил оба гола любимой команды. Ох, как из-за этого ругался!

— Что за пляж в Форталезе?
— Классный — песочек под ногами. И длинный-длинный — километров на пятьдесят вдоль берега. А рядом высокие дома, небоскребы. Картинка, как в Майами. Мы в город выбирались и на пляж, и на футбол, и по торговым центрам пройтись.

— В ту пору в Бразилии было жарко?
— Да, 30-35 градусов. Мы под солнцем обгорали. У кого-то кожа облазила. У меня — нет. Надо солнцезащитными кремами мазаться. А затем, когда кожа принимает загар, уже становится легче. Кстати, из-за страшной жары мы турниры проводили либо с восьми утра до часа дня, либо — если стадион с освещением — с четырех до восьми вечера. Потому что днем на улицу никто не выходит. А освещение нужно, поскольку в шесть вечера уже темнеет.


— Как связана эта поездка в Бразилию с вашим завершением игровой карьеры?
— Особо никак. Я все это время был на связи с руководством "Витебска". И мог бы вернуться в клуб — в качестве если не футболиста, то работника в его структуре. Да и игроком тоже в теории можно было бы возвратиться в команду. Думаю, Александр Валерьевич Павлов не был бы сильно против. Но я решил иначе.

— Что теперь?
— На днях собираюсь в Витебск, где в субботу к матчу со "Славией" приурочили мероприятие, посвященное моему окончанию карьеры. Ха, если бы заявили меня на сезон, могли бы минут на десять и выпустить. А потом? Возможно, опять полечу в Бразилию — уже в начале апреля в продолжение нашего проекта.

Фото Анатолия Редина и Богдана Кируты

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ