Лига чемпионов Плей-офф. 1 матчи

Высшая лига

Завершен

БАТЭ (Борисов)

Молодечно

Завершен

Нафтан (Новополоцк)

Витебск

Завершен

Торпедо-БелАЗ (Жодино)

Слуцк

Первый матч

Первая лига

Завершен

Орша

Нива (Долбизно)

Завершен

Днепр (Могилев)

Юни Икс Лабс (Минск)

Завершен

Бумпром (Гомель)

АБФФ U-19 (Минск)

Завершен

Белшина (Бобруйск)

Гомель-2

Завершен

Слоним-2017

Волна (Пинск)

34-й Кубок Беларуси 1/8 финала

Чемпионат Европы 2024 Финал

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск1745
2Славия (Мозырь)1838
3Динамо (Минск)1632
4Динамо (Брест)1731
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)1730
6Неман (Гродно)1528
7Ислочь (Минский р-н)1728
8Минск1727
9Витебск1821
10Арсенал (Дзержинск)1820
11БАТЭ (Борисов)1819
12Гомель1618
13Нафтан (Новополоцк)1817
14Слуцк1813
15Сморгонь1710
16Молодечно174
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2044
2Нива (Долбизно)2040
3Локомотив (Гомель)2037
4Барановичи1937
5Белшина (Бобруйск)2036
6Лида2035
7Бумпром (Гомель)2034
8БАТЭ-2 (Борисов)1934
9Волна (Пинск)2033
10Островец2026
11Динамо-2 (Минск)1924
12АБФФ U-19 (Минск)2021
13Юни Икс Лабс (Минск)2021
14Минск-22020
15Орша2018
16Гомель-22016
17Слоним-20172011
18Осиповичи1910
подробнее

Betera-Высшая лига

Юрий Петухов. Фото ФК Минск

Юрий Петухов: "Если Лапоухов "выстрелит" за рубежом, следует ли из этого вывод, что школа возродилась?"

29.01.2025 14:48

Состав ФК "Минск", кажется, еще далек от окончательного варианта, который мы увидим в сезоне-2025. Однако свой лучший "трансфер" "горожане", возможно, уже сделали, когда заполучили тренера вратарей Юрия Петухова. Такое событие стало хорошим поводом обратиться с просьбой об интервью к специалисту, под началом которого профессионально росли одни из лучших вратарей Беларуси нынешнего века.

— После пяти лет в Бресте вы с вашим послужным списком, наверное, могли бы найти интересные варианты в той же России. Как, в итоге, оказались в "Минске"?
— В Брест меня приглашал Александр Зайцев. Кстати, с подачи Васи Хомутовского. Это был хороший период. И "Динамо", и "Рух", и "Центр футбола" — были интересные проекты. И я тогда с радостью принял приглашение. На тот момент у меня была работа в женской команде ЦСКА, а к Москве я, хоть и долго там прожил, всё же никак не могу привыкнуть. Поэтому сыграл фактор, что работа была в Беларуси, плюс в таком хорошем городе как Брест, и, конечно, при Зайцеве там были очень хорошие условия. Поэтому я ни капельки не сожалею о том, как провел пять прошедших лет — вспоминаю о них с теплотой… Почему решил и дальше работать в Беларуси? В России много своих специалистов. Возраст тоже влияет, берут более молодых тренеров. А работать еще хочется, поэтому с радостью принял предложение Артема Челядинского.

— Предыдущий проект, в котором вы работали, был "Центр футбола". Планировалось заявить команду в первую лигу, но потом всё свернулось — команды не стало. Чем занимались с прошлой весны?
— Восемь месяцев провел в Москве — моя семья живет сейчас там. Занимался разными бытовыми делами, которых прилично накопилось за пять лет. Но через несколько месяцев стало грустно без своей работы, без футбола.

— "Центр футбола" — что это был за проект, и почему стоит сожалеть, что его больше нет?
— Этой академии не было аналогов у нас в стране. По организации, особенно в последний год, всё было просто идеально. Я имею ввиду условия проживания детей, питание, обучение, тренировки, организация досуга — в свободное время возили ребят и в кино, и в театр, и в аквапарк… Это была во многом образцовая академия, в которой всё работало четко, как часы. Еще я выделил бы очень сильный тренерский коллектив. Поэтому когда "Центр футбола" закрылся, сильно переживали и тренеры, и дети, и родители. Некоторые родители признаются, что не ценили должным образом то, что предоставляла академия, и только сейчас, когда дети разбрелись по разным школам и появилась возможность сравнивать, они осознали, как здорово там всё было. Таких школ в стране должно становиться больше, но на данный момент, к сожалению, закрылась и эта. Истинной причины, почему это произошло, мы не знаем, а только догадываемся.


— Вы там отвечали сугубо за подготовку вратарей?
— Да. Но, кроме меня, там было еще два тренера вратарей, и я координировал их работу тоже. Всё у нас было как-то душевно, по-семейному, поэтому я благодарен Зайцеву, за то что дал возможность во всём этом участвовать.

— Интересно, какой опыт дала работа в женском ЦСКА?
— О, это был очень интересный опыт! Если бы не предложение Зайцева, я, возможно, и по сей день работал бы там… Когда только пришел в команду, то поинтересовался у тренера, как работать с девушками? На что мне сказали, что точно так же, как и с мужчинами, не считая некоторых нюансов. И да, в общем-то, всё было одинаково. Но атмосфера в коллективе всё-таки другая. Девушки более эмоциональные, более открытые, иногда очень упертые… А еще я очень рад, что судьба меня свела с Эльвирой Тодуа — фигурой, безусловно, знаковой в женском российском футболе. Меня предупреждали, что у нее очень непростой характер, что надо найти общий язык — тогда всё будет хорошо. И мы нашли. Да, она бывала в каких-то моментах жесткая к партнерам, могла и тренеру "напихать" в разумных пределах. Но, вместе с тем, она очень требовательная к себе. Остались мы с ней в очень хороших отношениях, даже оба пустили слезу при расставании.

— Что касается "Минска", с другими помощниками Артема Челядинского вы тоже знакомы?
— Да, конечно. Например, с Витей Соколом еще по молодежной сборной, да и с его отцом мы много лет дружим. А вместе с Андреем Короткевичем учился в РУОРе мой сын. В конце концов, "Минск" (бывшая "Смена") — это место, где я начинал тренерскую деятельность. Здесь же базировалась "Атака", в которую я потом перешел, здесь же тренировался в те годы БАТЭ. Поэтому знаю тут каждый закоулок.

— Александр Гутор вас ведь уже не застал в Борисове или помните его мальчишкой?
— В БАТЭ — нет, ведь я ушел из клуба в 2005 году, а в 2006-м вообще уехал из страны. Но с Гутором мы работали в брестском "Динамо", поэтому его возможности, конечно, хорошо знаю. Кроме того, в нашей группе работают два молодых вратаря, возможно, будем искать кого-то еще. Хотя в клубе есть хорошие ребята 2008 года рождения, и я думаю, что можно их тоже привлекать к тренировкам с основным составом, чтобы они видели стимул. Я это практиковал еще в Бресте — если видел, что юный вратарь физически достаточно развит, и тренировки со взрослыми не будут представлять опасности его здоровью. Это помогает ребятам лучше проникнуться философией команды, понять требования, которые предъявляются на профессиональном уровне. Отмечу, что здесь в "Минске" тренеры хорошо работают с вратарями.

— А вам интереснее работать с молодыми или ребятами постарше?
— Знаю, что есть тренеры, которым интересно повозиться с мальчишками, но я всю карьеру работал со взрослыми, максимум — старший возраст у юношей. В "Минске", думаю, будет интересно, как с молодыми, так и с Сашей Гутором.

— Пять лет назад Леонид Кучук сказал, что "белорусская вратарская школа потеряна". Как вы оценили бы нынешнее состояние этой самой школы?
— Так скажу. Для меня само понятие белорусская, российская, немецкая или какая-то еще школа, оно довольно расплывчатое. Для меня может быть только какая-то тенденция, мода, которая диктует свои нюансы в подготовке вратарей… Что касается нашей школы, скажите, если Лапоухов "выстрелит" за рубежом и заиграет, следует ли из этого вывод, что школа опять возродилась? На самом деле, за годы работы я заметил, что хорошие ребята есть всегда. Просто надо с ними работать, чтобы довести до определенного уровня. Тем более в Беларуси был еще Щербицкий — большой талант, который вполне мог вырасти в очень хорошего вратаря. Возможно, его передержали в БАТЭ, подыскивая ему лучший вариант, а потом случилась эта злосчастная травма. Если бы этого не произошло, он мог бы прямо сейчас играть на очень серьезном уровне, и тогда, наверное, говорили бы, что белорусская вратарская школа жива. Поэтому всё относительно, и я не очень люблю такие рассуждения. Я видел в Беларуси перспективных ребят 2006 года рождения, 2007-го, 2008-го…

— То есть, Лапоухов это не какой-то частный случай?
— Безусловно. Если уж рассуждать о белорусской футбольной школе, то в совокупности. Ведь в каких клубах сейчас играют наши полевые футболисты? Даже в российской премьер-лиге их очень мало, поэтому мы всё еще вспоминаем Александра Глеба и Виталия Кутузова. Так что если уж говорить о школе, то в таком ключе, что она в целом находится сейчас в упадке. К сожалению, самый популярный вид спорта в мире в Беларуси не попадает в список приоритетных. Как тогда ему развиваться? Конечно, в любом случае у нас иногда будут появляться талантливые ребята — и вратари, и полевые — главное правильно с ними работать на заключительном этапе подготовки, чтобы раскрыть их потенциал.

— Видели ли вы интересных вратарей в нынешней высшей лиге, кроме Лапоухова?
— Я бы отметил Белова из "Немана". Тем более давно за ним слежу, хотели его еще в "Рух" забрать. Сейчас он хорошо играет в Гродно, при том что до этого отслужил год в армии. Конечно, хорошо знаю Пашу Павлюченко, который был и в "Динамо", и в "Рухе", признавался лучшим вратарем. Потом у него что-то не заладилось, но, надеюсь, вернувшись в Беларусь, он реанимирует свою карьеру в Беларуси. Миша Козакевич неплохо выстрелил в первый год, однако следующие сезоны были похуже, но тоже рассчитываю, что он еще раскроется. Тот же Абрамович из "Торпедо-БелАЗа" очень нравится своей школой, так что хватает у нас квалифицированных вратарей…

— То есть, у вас не напрашивается это ностальгическое "раньше было лучше"?
— Конечно, всегда есть соблазн так сказать, что футболисты были лучше, а трава зеленее и небо более голубым — от ностальгии никуда не денешься, каким бы родом деятельности ты ни занимался. Но я не считаю себя таким уж пенсионером, чтобы жить прошлым. (Смеется). Нужно жить сегодняшним днем и думать, как развивать футбол в наше время.

— За последние годы роль голкипера существенно изменилась, особенно его вовлеченность в игру и общекомандные действия. Как это повлияло на функции тренера вратарей в командах?
— Да, современный вратарь должен играть ногами на уровне полевого футболиста. Но это задача не тренера вратарей, даже не главного тренера, а детского. Убежден, что до 10 лет все дети должны играть ногами, чтобы освоить все технические приемы. Взрослого вратаря сложно научить, чтобы он играл ногами как полевой. Поэтому дети — будущие вратари — должны делать те же упражнения, что и все остальные, обязательно становиться в те же "квадраты", чтобы научиться уверенно себя чувствовать под давлением соперника. Кстати, в "Центре футбола" много внимания этму уделялось, были даже специальные "квадраты" под вратарей.

Если говорить о профессиональных командах, там многое зависит от того, какой стиль игры прививает главный тренер. Есть свой футбол, допустим, в "Динамо", в БАТЭ, что-то свое пытаются создать в Мозыре, был еще "Энергетик" со своим стилем — везде у вратарей были разные функции. Поэтому я учу своих ребят, что у самое важное у них — это голова. Они обязательно должны участвовать во всех теоретических занятиях, а на установках внимание должно быть повышенным, потому что они должны хорошо понимать, в какой футбол играет их команда. Тем более ты можешь однажды сменить клуб или в твою придет другой тренер, поэтому надо уметь адаптироваться к разным стилям и схемам. Хорошо, если ты Нойер или Акинфеев и играешь 20 лет в одном клубе, с другой стороны, интересно, как они смогли бы адаптироваться в другой команде и чемпионате. Так что игра вратаря во многом зависит от тактики команды. Но все-таки основная его задача остается прежней, и она сводится не к правильному началу атак, а к тому, что надо не пропустить гол. Иначе в ворота можно было бы начать просто ставить полевых футболистов, ведь любой из них, понятное дело, будет лучше играть ногами. Но футбол весь прекрасен не только голами, но и сэйвами голкиперов, и если на табло у твоей команды останется "ноль", то какие-то огрехи в игре ногами можно и простить. Поэтому первостепенная задача для тренера вратарей тоже не меняется — он должен научить подопечного предотвратить взятие ворот.

— Слышал такое мнение, вратари быстрее прогрессируют в средних командах, где у них во время игры достаточно работы, где они всегда в тонусе, а не в топ-клубах, где, порой, за матч приходится вступить в игру два-три раза?
— Как правило, вратари попадают в топ-команды уже тогда, когда и прогрессировать особо некуда. А для молодого голкипера важен, прежде всего, тренер. Наша специфика работы заключается в том, что мы работаем с небольшими группами, в которые входят три-четыре игрока. Есть возможность каждому уделить персональное внимание. Главному тренеру, которому надо присматривать за 20-25 футболистами, в этом плане сложнее. Помимо хорошего наставника, для молодого вратаря важно еще и доверие, чтобы при достижении какой-то определенной планки в мастерстве, егт начали ставить в основу. Возвращаясь к вопросу, да, это верно сказано про команды-лидеры и два-три момента, но в любом случае мастерство растет, прежде всего, во время тренировочного процесса. А в игре в дело вступает еще и психология — классный вратарь должен быть готов выручить, когда эти два-три момента возникнут.

— Изменились ли со временем требования к характеристикам, которыми должен обладать голкипер?
— Нет, особо не изменились. От вратарей по-прежнему не требуется какая-то серьезная выносливость или скоростные данные. Прежде всего, нужны сила и ловкость. А еще приходится больше думать. Футбол стал быстрее и сложнее, и разных схем теперь очень много. Надо понимать игру, чтобы быстро и правильно принимать решения.

— Насколько лет назад у каждого молодого тренера вратарей было на слуху имя Виталия Кафанова, по его пособиям они учились. Появились ли за последнее время другие специалисты, у которых можно учиться?
— А я против Виталия, то есть против его команды, даже когда-то играл. Это был еще в чемпионате СССР: я за "Согдиану" из Джизака — он за ашхабадский "Копетдаг". У меня даже программка с того матча должна быть. Да и потом мы, конечно, пересекались, общались… Скажу так, что у каждого тренера есть свое видение, как нужно работать. Тренеры вратарей не исключение, они тоже все разные. Я предпочитаю опираться на свой опыт, который у меня уже исчисляется 30 годами — начинал даже раньше, чем Виталий. Конечно, мои взгляды со временем менялись, в работу привносилось что-то новое, но у меня никогда не было какого-то, так сказать, кумира, которому пытался бы подражать. Я выработал собственный подход.

— Может, вам тоже стоит издать пособие?
— К этому должна быть какая-то тяга, а у меня ее никогда не было. Есть тренеры-теоретики, которые знают, как должно быть. Например, есть такой Борис Чирва, его пособие по подготовке вратарей у меня тоже есть. Но, насколько знаю, он даже голкипером не был. Тем не менее написал специализированную книгу и издавал еще какие-то брошюры. Но меня больше тянет работать в поле.



— Поддерживаете связь со своими известными воспитанниками?

— Да, с Васей Хомутовским очень часто общаемся. Я говорил, что он поспособствовал моему появлению в Бресте, а сейчас могу добавить, что и с Челядинским он меня связал. С Юрой Жевновым реже говорим, хотя несколько дней назад тоже списывались.

— Как у Юрия дела?
— Думаю, хорошо, раз он работает в команде (Жевнов — тренер вратарей в "Зените", — прим.), которая пять лет подряд выигрывает чемпионат. Я очень рад за обоих, что они после завершения карьеры тоже нашли себя в футболе и стали классными специалистами.

— Как интересно изменились ваши отношения с ними, ведь раньше они были вашими воспитанниками, а теперь и сами состоявшиеся специалисты, которые, возможно, даже могут поделиться каким-то опытом?
— Уже очень много лет прошло с тех пор, как они были моими воспитанниками. Но я вижу, что они по-прежнему очень уважительно ко мне относятся, и ценю это. И уважаю их, как своих теперь уже коллег, которые много успели добиться на тренерском поприще. Раньше я гордился, что они вратари, играющие в хороших командах, а теперь тем, что они стали отличными тренерами.

— Вы пришли в клуб, где много молодежи. Надеетесь, что один из ребят станет новым Хомутовским или Жевновым?
— Конечно! О таком мечтает любой тренер, работающий здесь с мальчишками. Мы обязаны верить, что так и будет, иначе, зачем еще работать? Поэтому надеюсь, что помогу кому-то достичь каких-то высот. Хотя успех зависит в первую очередь от самого вратаря, а тренер ему только помогает и направляет. Чем отличались Жевнов и Хомутовский — работоспособностью и фанатизмом, в хорошем смысле слова. Они упорно шли к своей цели и достигли ее, мне на радость.

Фото: ФК Минск, Центр футбола, ФК Рух

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ