НОВОСТИ
все новости
Команды | Игры | Очки | |
---|---|---|---|
1 | Славия (Мозырь) | 6 | 14 |
2 | МЛ Витебск | 5 | 13 |
3 | Минск | 5 | 10 |
4 | БАТЭ (Борисов) | 6 | 10 |
5 | Неман (Гродно) | 4 | 9 |
6 | Ислочь (Минский р-н) | 5 | 9 |
7 | Торпедо-БелАЗ (Жодино) | 5 | 7 |
8 | Динамо (Минск) | 4 | 7 |
9 | Витебск | 5 | 7 |
10 | Динамо (Брест) | 5 | 6 |
11 | Гомель | 5 | 5 |
12 | Слуцк-2024 | 6 | 4 |
13 | Арсенал (Дзержинск) | 6 | 4 |
14 | Нафтан (Новополоцк) | 5 | 4 |
15 | Сморгонь | 5 | 1 |
16 | Молодечно-2018 | 5 | 0 |
Команды | Игры | Очки | |
---|---|---|---|
1 | БАТЭ-2 (Борисов) | 4 | 10 |
2 | Волна (Пинск) | 5 | 9 |
3 | Лида | 4 | 9 |
4 | Динамо-2 (Минск) | 5 | 9 |
5 | Островец | 4 | 9 |
6 | Днепр (Могилев) | 4 | 7 |
7 | Нива (Долбизно) | 4 | 6 |
8 | Слоним-2017 | 4 | 6 |
9 | Бумпром (Гомель) | 4 | 5 |
10 | Локомотив (Гомель) | 4 | 5 |
11 | Барановичи | 3 | 4 |
12 | АБФФ U-19 (Минск) | 4 | 4 |
13 | Юни Икс Лабс (Минск) | 4 | 4 |
14 | Орша | 4 | 3 |
15 | Белшина (Бобруйск) | 3 | 2 |
16 | Гомель-2 | 4 | 2 |
17 | Осиповичи | 4 | 2 |
18 | Минск-2 | 4 | 0 |
Детско-юношеский футбол

Владимир Бушма: "Становится жутко жалко детей, когда они переживают из-за пропущенных мячей"
23.04.2025 14:40
Бывший белорусский голкипер Владимир Бушма рассказал о работе в детской школе.
— В "Крумкачах" ты — главный тренер, и там работа с взрослыми парнями. В "Груганах" у тебя группа девятилетних. Тяжело дается переключение? В чем основная специфика занятий с таким возрастом?
— Исхожу из того, что у детей есть желание играть, проще говоря, азарт. Моя первостепенная задача — не отбить это желание, не увести процесс в рутину.
Надо учитывать, что в таком возрасте разная подготовка: кто-то уже готов переходить на более высокий уровень, кто-то только осваивается, а кто-то воспринимает занятия футболом просто как развлечение, как игру. Тренеру надо это принять.
Вовлечь ребенка через тренировки, различные задания, игровые активности. Помочь не только овладеть навыками, но и закрепить их, чтобы потом иметь свободу в играх. Ну и, конечно, дать базовые навыки: техника, прием мяча, основы дриблинга.
— Мерило взрослой команды — результат, а в чем основная мотивация в детском футболе?
— Результат — это ведь не только цифры на табло. Видеть на тренировках улыбающихся и радостных ребят, у которых что-то получается — тоже результат в детском футболе.
Оглядываясь на свою игровую карьеру, могу сказать, что многие тренеры под гнетом поставленных задач, амбиций клуба или же просто имея достаточные финансовые и кадровые ресурсы, не готовы работать с молодежью, а тем более заниматься ее футбольным образованием.
У меня четко отпечатались шаблонные фразы, адресованные молодым игрокам. Дескать, твоя проблема, что в детстве не научили отбирать мяч, а мне нужно давать результат. Причем на месте словосочетания "отбирать мяч" могло стоять что угодно. Играть головой, идти в отбор, страховать партнера, сканировать пространство. А теперь я вижу, что результат любой ценой нужен не только в профессиональном футболе, но и многим детским тренерам.
И, соответственно, детьми они порой руководят, как взрослыми. Ребенок еще не получил мяч, а ему уже скомандовали, как действовать и в чем он не прав. Когда же в таком случае учиться игре, получать футбольное образование? Могу сказать, что "Груганах" это понимают. Мне комфортно, что могу работать не на голый результат, а на развитие детей! Причем это не просто возможность, а концепция школы.
— В общении с детьми вспоминаешь себя в их возрасте?
— Ни в коем случае не концентрируюсь на том, как было в мое время. Времена изменились! Да и воспоминания не всегда помогают разобраться с тем, что переживает и ощущает ребенок в 8-10 лет.
Здесь важен не столько личный опыт, сколько литература по возрастным особенностям психологического развития детей. Могу только позавидовать (в хорошем смысле), что у ребят есть нынешние условия для тренировок. Раньше как было? Один-два мяча на толпу, ужасные поля, содранные локти и разбитые колени. Предоставленные сами себе дети, без особого внимания.
Речь, понятно, про дворовой футбол, но иного большинство из нас и не видело. Если же взять инфраструктуру, которая есть в "Груганах", то здесь абсолютно комфортные условия — как для детей, так и для тренеров. Да и для родителей — тоже. Если бы меня в детстве запустить на такой стадион, то никакой сторож не выгнал бы.
— Как думаешь, для родителей важно твое футбольное прошлое?
— Длительная карьера и большой опыт работы с разными специалистами, безусловно, помогают лучше понимать футбол, процессы, происходящие в коллективе, но автоматически это не делает меня хорошим тренером. Тот же диплом о тренерском образовании ни о чем не говорит — продолжаю развиваться и рад возможности применять знания на практике.
Для родителей, вероятно, действительно важен игровой опыт тренера, но, уверен, что бывшему футболисту, не имеющему дополнительного образования, его прошлое только мешает. Опыт и образование должны идти в одном флаконе. Тем родителям, которые выбирают футбольную школу для ребенка, рекомендовал бы, прежде всего, обращать внимание на ориентиры в работе тренера.
Для меня важно, чтобы, занимаясь в группе, дети развивались индивидуально. Чтобы они имели возможность проявлять свою неповторимость. Никогда не вмешиваюсь в выбор ребенка во время игры, не критикую решения им принимаемые. На этом надо делать акцент только в тренировочных упражнениях. Здесь должна быть и корректировка, и подсказки. Если такие методы родителям по душе, то милости прошу в "Груганы", а моя футбольная карьера, повторюсь, дополнительный, но не отнюдь не главный аспект.
— При работе с детьми не возникает профдеформации: особого расположения именно к вратарям?
— Если честно, мне становится жутко жалко детей, когда они переживают из-за пропущенных мячей. На каждой тренировке вынужден объяснять, что футбол не бывает без голов, что это просто игра. Говорю, мол, нет никакой проблемы — быстрей берите мяч и продолжайте. Вообще стараюсь не уходить в специализацию: кто хочет, тот и становится в ворота. Но если нет такого желания, не заставляю.