Лига чемпионов Плей-офф. 2 матчи

Первый матч

Первая лига

Завершен

Бумпром (Гомель)

БАТЭ-2 (Борисов)

Завершен

Юни Икс Лабс (Минск)

Слоним-2017

34-й Кубок Беларуси 1/8 финала
Чемпионат мира 2026. Европейская квалификация 6 тур

Чемпионат Европы 2024 Финал

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2864
2Динамо (Минск)2859
3Славия (Мозырь)2854
4Динамо (Брест)2848
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)2845
6Ислочь (Минский р-н)2845
7Минск2845
8Неман (Гродно)2842
9Гомель2840
10БАТЭ (Борисов)2837
11Арсенал (Дзержинск)2830
12Витебск2828
13Нафтан (Новополоцк)2825
14Сморгонь2825
15Слуцк2821
16Молодечно2811
Нет данных
Команды Игры Очки
1Барановичи3374
2Днепр (Могилев)3267
3Белшина (Бобруйск)3360
4Локомотив (Гомель)3258
5Бумпром (Гомель)3358
6Лида3356
7Нива (Долбизно)3253
8БАТЭ-2 (Борисов)3350
9Островец3348
10Волна (Пинск)3348
11Минск-23348
12АБФФ U-19 (Минск)3236
13Динамо-2 (Минск)3136
14Юни Икс Лабс (Минск)3336
15Гомель-23228
16Осиповичи3324
17Орша3222
18Слоним-20173320
подробнее

Детско-юношеский футбол

Владимир Бушма (фото - "Торпедо-БелАЗ")

Владимир Бушма: "Становится жутко жалко детей, когда они переживают из-за пропущенных мячей"

23.04.2025 14:40

Бывший белорусский голкипер Владимир Бушма рассказал о работе в детской школе.

— В "Крумкачах" ты — главный тренер, и там работа с взрослыми парнями. В "Груганах" у тебя группа девятилетних. Тяжело дается переключение? В чем основная специфика занятий с таким возрастом?
— Исхожу из того, что у детей есть желание играть, проще говоря, азарт. Моя первостепенная задача — не отбить это желание, не увести процесс в рутину.

Надо учитывать, что в таком возрасте разная подготовка: кто-то уже готов переходить на более высокий уровень, кто-то только осваивается, а кто-то воспринимает занятия футболом просто как развлечение, как игру. Тренеру надо это принять.

Вовлечь ребенка через тренировки, различные задания, игровые активности. Помочь не только овладеть навыками, но и закрепить их, чтобы потом иметь свободу в играх. Ну и, конечно, дать базовые навыки: техника, прием мяча, основы дриблинга.

— Мерило взрослой команды — результат, а в чем основная мотивация в детском футболе?
— Результат — это ведь не только цифры на табло. Видеть на тренировках улыбающихся и радостных ребят, у которых что-то получается — тоже результат в детском футболе.

Оглядываясь на свою игровую карьеру, могу сказать, что многие тренеры под гнетом поставленных задач, амбиций клуба или же просто имея достаточные финансовые и кадровые ресурсы, не готовы работать с молодежью, а тем более заниматься ее футбольным образованием.

У меня четко отпечатались шаблонные фразы, адресованные молодым игрокам. Дескать, твоя проблема, что в детстве не научили отбирать мяч, а мне нужно давать результат. Причем на месте словосочетания "отбирать мяч" могло стоять что угодно. Играть головой, идти в отбор, страховать партнера, сканировать пространство. А теперь я вижу, что результат любой ценой нужен не только в профессиональном футболе, но и многим детским тренерам.

И, соответственно, детьми они порой руководят, как взрослыми. Ребенок еще не получил мяч, а ему уже скомандовали, как действовать и в чем он не прав. Когда же в таком случае учиться игре, получать футбольное образование? Могу сказать, что "Груганах" это понимают. Мне комфортно, что могу работать не на голый результат, а на развитие детей! Причем это не просто возможность, а концепция школы.

— В общении с детьми вспоминаешь себя в их возрасте?
— Ни в коем случае не концентрируюсь на том, как было в мое время. Времена изменились! Да и воспоминания не всегда помогают разобраться с тем, что переживает и ощущает ребенок в 8-10 лет.

Здесь важен не столько личный опыт, сколько литература по возрастным особенностям психологического развития детей. Могу только позавидовать (в хорошем смысле), что у ребят есть нынешние условия для тренировок. Раньше как было? Один-два мяча на толпу, ужасные поля, содранные локти и разбитые колени. Предоставленные сами себе дети, без особого внимания.

Речь, понятно, про дворовой футбол, но иного большинство из нас и не видело. Если же взять инфраструктуру, которая есть в "Груганах", то здесь абсолютно комфортные условия — как для детей, так и для тренеров. Да и для родителей — тоже. Если бы меня в детстве запустить на такой стадион, то никакой сторож не выгнал бы.

— Как думаешь, для родителей важно твое футбольное прошлое?
— Длительная карьера и большой опыт работы с разными специалистами, безусловно, помогают лучше понимать футбол, процессы, происходящие в коллективе, но автоматически это не делает меня хорошим тренером. Тот же диплом о тренерском образовании ни о чем не говорит — продолжаю развиваться и рад возможности применять знания на практике.

Для родителей, вероятно, действительно важен игровой опыт тренера, но, уверен, что бывшему футболисту, не имеющему дополнительного образования, его прошлое только мешает. Опыт и образование должны идти в одном флаконе. Тем родителям, которые выбирают футбольную школу для ребенка, рекомендовал бы, прежде всего, обращать внимание на ориентиры в работе тренера.

Для меня важно, чтобы, занимаясь в группе, дети развивались индивидуально. Чтобы они имели возможность проявлять свою неповторимость. Никогда не вмешиваюсь в выбор ребенка во время игры, не критикую решения им принимаемые. На этом надо делать акцент только в тренировочных упражнениях. Здесь должна быть и корректировка, и подсказки. Если такие методы родителям по душе, то милости прошу в "Груганы", а моя футбольная карьера, повторюсь, дополнительный, но не отнюдь не главный аспект.

— При работе с детьми не возникает профдеформации: особого расположения именно к вратарям?
— Если честно, мне становится жутко жалко детей, когда они переживают из-за пропущенных мячей. На каждой тренировке вынужден объяснять, что футбол не бывает без голов, что это просто игра. Говорю, мол, нет никакой проблемы — быстрей берите мяч и продолжайте. Вообще стараюсь не уходить в специализацию: кто хочет, тот и становится в ворота. Но если нет такого желания, не заставляю.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ