... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2152
2Славия (Мозырь)2141
3Ислочь (Минский р-н)2138
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)2037
5Динамо (Минск)1936
6Динамо (Брест)2135
7Минск2134
8Неман (Гродно)1728
9БАТЭ (Борисов)2126
10Арсенал (Дзержинск)2024
11Гомель1922
12Витебск2121
13Нафтан (Новополоцк)2119
14Сморгонь2014
15Слуцк2013
16Молодечно2110
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2453
2Барановичи2450
3Нива (Долбизно)2344
4Локомотив (Гомель)2443
5Бумпром (Гомель)2442
6БАТЭ-2 (Борисов)2442
7Белшина (Бобруйск)2441
8Лида2441
9Волна (Пинск)2437
10Островец2333
11Юни Икс Лабс (Минск)2429
12Минск-22428
13Динамо-2 (Минск)2325
14АБФФ U-19 (Минск)2322
15Орша2419
16Гомель-22419
17Осиповичи2414
18Слоним-20172414
подробнее

Betera-Высшая лига

Эдуард Малофеев

Евгений Маликов: "Когда слушаешь Малофеева - ***** полную порет. А когда сидишь в раздевалке, слушаешь — тебя трясет"

29.08.2025 11:45

Видеооператор сборной СССР Евгений Маликов вспомнил об отставке Эдуарда Малофеева с поста главного тренера сборной СССР.

— До сих пор никто не знает, как за несколько дней до чемпионата мира-1986 сняли главного тренера Малофеева и поставили Лобановского.
— Про эту ситуацию никто не знает. Но я стал случайным свидетелем.

— Время рассказать.
— Только я издалека! Малофеев только-только стал тренером сборной, первая его командировка. Едем вдвоем куда-то за границу. Все оформление, документы на мне. Я худо-бедно с языком, могу изъясниться.

— Очень рискованная ситуация.
— Я это понял уже в дороге. Короче, Эдик срывается. Да как срывается!

— Представляю размах.
— Вот черт его знает — как сейчас все рассказывать? Подробности нехорошие. Я отвечаю за деньги. Малофеев требует — я ему не даю. Уже догадываюсь, чем это закончится. Как эти выезды с тренерами происходили? Прилетаем, размещаемся. Как правило, на следующий день игра. После нее ночуем — и улетаем. А тут главный тренер сборной СССР у меня на руках буквально мертвый. Только слышу: "Дай деньги! Буду гулять!" "Не дам", — отвечаю.

— Для вас все происходящее — неожиданность?
— Полная! Мы раньше не общались!

— Как же полетели обратно?
— С огромным трудом. Малофеев еле двигается, в плохом состоянии.

— Таскать на себе Эдуарда Васильевича не пришлось?
— Практически... Нет. Повезло.

— Он же здоровый как медведь.
— Двигался он кое-как сам. Но состояние, близкое к критическому. Только бурчит: "Я тебя, ***! Ты мне, ***, не помог..." Кое-как долетели до Москвы. В аэропорту встречает Сальков. Наверное, уже представлял, чего ждать.

— Вообще не удивился?
— Абсолютно. Подхватил Малофеева — и увез. Я свои «Жигули» оставлял прямо в аэропорту, отправился домой. Жил я на Калининском.

— Главное, деньги отстояли.
— Деньги я ему не дал, как он ни пыхтел! Еду по Москве, думаю — все, конец мне. Малофеев не простит.

— То, что видели его в таком состоянии?
— Да все сразу не простит. Настолько себя в этом убедил, что стало все равно. Смирился. На следующий день мне звонит Эдик: "Женя, прости, я был не прав". Все!

— Невероятная история.
— После этого сколько с ним ездили — до безобразия не доходило. А ту историю не вспоминали. Вы первый, кому я ее рассказал. Представляете? Ни глоточка! Я пил, он — нет. Малофеев — божий человек. Он действительно верит в то, что говорит! Вот установка на игру. Я сижу со всеми в раздевалке, Малофеев начинает речь. Потом на бумагу переложишь то, что услышал — ну ***** полную порет. А когда сидишь там, в раздевалке, слушаешь — тебя трясет! Ты готов!

— Вот ведь как интересно все устроено.
— Малофеев сам о себе говорил — «я сын дьячка». Вот представьте — мы с ним полмира объездили! Я у Сереги Алейникова допытывался: «Как же так здорово у вас минское "Динамо" играет под эти рассказы?" Алейников усмехнулся: "Я тоже понять не могу. Но начинает рассказывать — нас всех колотит, пробирает..." 

— Вот мы и дошли до главного. Как снимали Эдуарда Васильевича перед самым чемпионатом мира?
— Никто об этой истории правды пока не написал. А я — живой свидетель, все видел и слышал. Опровергнуть меня могут только два человека.

— Это кто же?
— Блохин и Толя Демьяненко. Я в тот момент понял — судьбы людей висят на ниточке. Одно слово может все изменить! До отъезда в Мексику дня четыре. Кто-то после зарядки и завтрака объявляет: "Ребята, сейчас приезжает руководство". Понятно, давать напутствие, последние указания. Вы в Новогорске бывали?

— Не раз.
— Значит, должны помнить. На базе маленькая лесенка — слева журнальный столик, направо служебное помещение. Одно из этих помещений благодаря Лобановскому было мое. В этой комнатке все архивы, оборудование для монтажа. Еще проекционная система, привезенная в 1982 году Колосковым из Испании. Этажом выше просмотровый зал, видеомагнитофон. Приехал, точно помню, министр спорта Грамов и кто-то из ЦК.

— Вы на собрании были?
— Нет. Только футболисты. Ни доктора, ни массажистов не пустили. Продолжалось с полчаса, я сижу за этим журнальным столиком, газеты листаю. Все заканчивается, Грамов спустился вниз, а человек из ЦК еще наверху, в зале. Как я понимаю, никаких вопросов по снятию главного тренера не было. Вижу — спускаются по лестнице Олег Блохин и Муля...

— Демьяненко.
— Да, Толик. Между собой: "Ну *** ты молчал-то?" — "Ну а ты че молчал?" — "Мэ, мэ..." Неподалеку от меня остановились — и пихают друг другу. Тут один произносит: "Ну пойдем, скажем!" — "А чего? Пошли!" Я сам свидетель, все видел и слышал. Столько читал ерунды про это!

— Так что было дальше? Я весь горю.
— Быстрым шагом Блохин и Демьяненко поднимаются назад. Не знаю, что говорили, но через пять минут снова всех собирают. Шухер приличный!

— И?
— Проходит минут двадцать — руководство уезжает вместе с руководителями сборной. Не помню точно — сутки или двое мы вообще живем без тренеров. За главных массажист и доктор. Тишина, все обескураженные ходят по базе.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ