... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск1539
2Славия (Мозырь)1531
3Динамо (Минск)1529
4Торпедо-БелАЗ (Жодино)1529
5Неман (Гродно)1528
6Динамо (Брест)1527
7Ислочь (Минский р-н)1524
8Минск1521
9Витебск1518
10Арсенал (Дзержинск)1518
11Гомель1518
12БАТЭ (Борисов)1516
13Нафтан (Новополоцк)1514
14Слуцк1511
15Сморгонь158
16Молодечно154
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)1531
2Нива (Долбизно)1531
3БАТЭ-2 (Борисов)1530
4Барановичи1528
5Локомотив (Гомель)1526
6Лида1526
7Волна (Пинск)1525
8Белшина (Бобруйск)1524
9Бумпром (Гомель)1523
10Островец1520
11Динамо-2 (Минск)1518
12Орша1517
13АБФФ U-19 (Минск)1416
14Юни Икс Лабс (Минск)1514
15Минск-21513
16Гомель-21412
17Слоним-20171510
18Осиповичи159
подробнее

Статьи и интервью

Александр Башмаков

Александр Башмаков: "Побеждай, но обязательно играй в развивающем футболиста стиле"

15.11.2011 09:23

Известный белорусский специалист высказал свою точку зрения по поводу развития нашего и мирового футбола.
- Сборная Беларуси в очередной раз не сумела пробиться в финальную стадию топ-чемпионата. Реально ли ей вообще выбраться из заколдованного диапазона с третьего по пятое место в группе? Или это наш уровень?
- В любом случае его надо повышать. Известно, что обязательным условием для его резкого роста является значительное улучшение подготовки юных футболистов. Другое дело — знать, как это делать в наших условиях и уметь квалифицированно выполнять эту неблагодарную работу.

- Но ведь белорусская "молодежка" уже трижды попадала в финальную восьмерку чемпионата Европы. Нет ли здесь парадокса?
- Давайте не будем путать подготовленность к конкретному турниру с воспитанием ярких, хорошо обученных футболистов. Чемпионат Беларуси успешно решает первую из этих задач, так как уровень соревнований сопоставим. Большинство же соперников выполняют вторую задачу. Поэтому у них на этапах подготовки резерва запрещено ради результата жертвовать образованием: побеждай, но обязательно играй в развивающем футболиста стиле с контролем мяча и позиционной атакой.

Мы же тактику упрощаем ради высокой для нас цели — попадания на Олимпиаду. А тренерский штаб белорусской "молодежки" сработал профессионально: хорошо организовал именно ту игру, которая оптимально подходила для уровня мастерства футболистов. Более же перспективной игре надо начинать обучать на юношеском этапе.

- Увы, результаты юношеских сборных страны становятся все хуже...
- Я бы сказал не результаты, а обученность. Показательный пример: пять лет назад юношеская сборная России выиграла чемпионат Европы. Но как? Окопалась в обороне, отбилась, победила в нескольких матчах по пенальти, в том числе и в финале. И что дальше? В большой футбол из той команды никто так и не заиграл.

- Недавно в "Советском спорте" в статье "Секреты Испании" приводилась любопытная статистика: с 1998 года испанские сборные разных уровней выиграли 18 турниров, для сравнения английские — всего один. Оказывается, в Испании без малого 15 тысяч тренеров категорий "Pro" и "А" — значительно больше, чем в других странах. Не в этом ли кроется причина успеха испанцев?
- Я читал ее. Не думаю, что количество — главный козырь испанцев. Ведь у общепризнанных авторитетов по воспитанию футболистов высокого уровня Голландии и Франции эти цифры, хотя и впечатляют, на порядок ниже — как и у неблагополучной Англии. Главное — в организации дела, философии футбола, направленной на развитие игрока, высоких требованиях, предъявляемых к тренерам, работающим с юношами, особенно на ключевых позициях.

Формирование тренера — процесс длительный. Он требует систематического самообразования с использованием источников, которые еще надо где-то добыть и суметь в них разобраться. Обязательно нужны неформальные контакты с топ-специалистами — идеально было бы поработать у них ассистентом. Поэтому хороших тренеров много быть не может по определению. Их не хватает везде. Иначе в той же Испании не работали бы на многих ключевых позициях наставники, которым по 70 лет или около того. И не говорил бы голландец ван Бастен, что из десяти тренеров двое делают игру команды лучше, трое не влияют никак, а остальные мешают.
Не случайно в Швеции когда-то резкий подъем футбола объясняли появлением группы талантливых тренеров в юношеском звене. Это подчеркивает и девиз УЕФА: "Таланты должны развивать таланты".

- Получается, у тренеров, работающих с юношами, должна быть такая же квалификация, как у наставников профессиональных клубов?
- К этому надо стремиться. В той же Испании это обязательное требование. Наши юношеские тренеры великолепно умеют обучать, знают психологию и возрастные особенности. А вот преподать закономерности современного футбола, тактику в нужном объеме не могут. К сожалению, считается, что в школе это не надо. В корне неверное суждение. Например, в Голландии тренировки 14-летних парней отличаются от взрослых только физической нагрузкой, а требования по тактике к 12-летним в академии "Аякса" содержат дюжину пунктов! Хотелось бы, чтобы умение обучать футболистов было присуще и тренерам профессиональных клубов.

- Может, нам приглашать специалистов из-за рубежа?
- Это не вариант. Мой российский коллега, долгое время трудившийся за рубежом, убежден: 75 процентов голландских специалистов, работающих за пределами страны, — дилетанты. Это хорошо налаженный бизнес за счет высокого имиджа их футбольной школы. Сильные тренеры к нам не поедут — они и там в дефиците. Да мы и сами можем работать намного эффективнее, ведь в организации есть огромные резервы.

- Какие?
- Это давно известно, надо только качественно исполнять. В основе подготовки резерва четкая, детализированная программа учебного процесса. Когда речь заходила о повышении уровня футбола в России, и Хиддинк, и Адвокаат подчеркивали: главное — стандартизировать тренировочный процесс в юношеском возрасте на основе современных методик. Чтобы тренер работал в строгих рамках узкой специализации и высокого качества преподавания, даже если сам до этого пока не дотягивает. Обязательно под наблюдением и корректировкой специалиста высокого уровня. Такая организация труда — одновременно и грамотный учебный процесс, и обучение тренеров. Что мешает нам сделать то же самое? Понятно, многое зависит от качества программы, содержащей не только единые ключевые критерии и философию, развивающую игрока, но и тщательно подобранные основные упражнения.

- Итак, очевидно, что успехи большого футбола невозможны без четко выстроенной пирамиды. Но как ее возвести?
- Это и есть основная задача федерации. Процитирую одного известного человека, а вы попытайтесь угадать, о какой стране идет речь. "Все вокруг кричат, что работу по подготовке резерва должны вести лучшие тренеры. Мы должны добиваться того, чтобы это были специалисты высокого уровня со значительно большим окладом".

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ