НОВОСТИ
все новости
Команды | Игры | Очки | |
---|---|---|---|
1 | Неман (Гродно) | 9 | 21 |
2 | Торпедо-БелАЗ (Жодино) | 8 | 19 |
3 | Динамо (Брест) | 9 | 19 |
4 | Славия (Мозырь) | 9 | 16 |
5 | Динамо (Минск) | 8 | 16 |
6 | Гомель | 8 | 12 |
7 | БАТЭ (Борисов) | 9 | 12 |
8 | Витебск | 8 | 11 |
9 | Арсенал (Дзержинск) | 9 | 11 |
10 | Ислочь (Минский р-н) | 9 | 10 |
11 | Сморгонь | 9 | 10 |
12 | Днепр (Могилев) | 8 | 7 |
13 | Слуцк | 9 | 7 |
14 | Нафтан (Новополоцк) | 8 | 5 |
15 | Минск | 8 | 3 |
16 | Шахтер (Солигорск) | 8 | -16 |
Нет данных
Команды | Игры | Очки | |
---|---|---|---|
1 | Молодечно-2018 | 7 | 19 |
2 | Нива (Долбизно) | 7 | 14 |
3 | БАТЭ-2 (Борисов) | 7 | 14 |
4 | Лида | 6 | 13 |
5 | Волна (Пинск) | 6 | 12 |
6 | Динамо-2 (Минск) | 7 | 11 |
7 | Макслайн (Витебск) | 6 | 11 |
8 | Белшина (Бобруйск) | 7 | 10 |
9 | Островец | 7 | 8 |
10 | Бумпром (Гомель) | 6 | 7 |
11 | Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино) | 6 | 7 |
12 | Локомотив (Гомель) | 6 | 6 |
13 | Орша | 7 | 6 |
14 | Слоним-2017 | 7 | 5 |
15 | Барановичи | 6 | 5 |
16 | АБФФ U-17 (Минск) | 6 | 3 |
17 | Шахтер-2 (Солигорск) | 6 | 1 |
18 | Энергетик-БГУ (Минск) | 6 | -6 |
Статьи и интервью
Александр Башмаков: "Побеждай, но обязательно играй в развивающем футболиста стиле"
15.11.2011 09:23
Известный белорусский специалист высказал свою точку зрения по поводу развития нашего и мирового футбола.
- Сборная Беларуси в очередной раз не сумела пробиться в финальную стадию топ-чемпионата. Реально ли ей вообще выбраться из заколдованного диапазона с третьего по пятое место в группе? Или это наш уровень?- В любом случае его надо повышать. Известно, что обязательным условием для его резкого роста является значительное улучшение подготовки юных футболистов. Другое дело — знать, как это делать в наших условиях и уметь квалифицированно выполнять эту неблагодарную работу.
- Но ведь белорусская "молодежка" уже трижды попадала в финальную восьмерку чемпионата Европы. Нет ли здесь парадокса?
- Давайте не будем путать подготовленность к конкретному турниру с воспитанием ярких, хорошо обученных футболистов. Чемпионат Беларуси успешно решает первую из этих задач, так как уровень соревнований сопоставим. Большинство же соперников выполняют вторую задачу. Поэтому у них на этапах подготовки резерва запрещено ради результата жертвовать образованием: побеждай, но обязательно играй в развивающем футболиста стиле с контролем мяча и позиционной атакой.
Мы же тактику упрощаем ради высокой для нас цели — попадания на Олимпиаду. А тренерский штаб белорусской "молодежки" сработал профессионально: хорошо организовал именно ту игру, которая оптимально подходила для уровня мастерства футболистов. Более же перспективной игре надо начинать обучать на юношеском этапе.
- Увы, результаты юношеских сборных страны становятся все хуже...
- Я бы сказал не результаты, а обученность. Показательный пример: пять лет назад юношеская сборная России выиграла чемпионат Европы. Но как? Окопалась в обороне, отбилась, победила в нескольких матчах по пенальти, в том числе и в финале. И что дальше? В большой футбол из той команды никто так и не заиграл.
- Недавно в "Советском спорте" в статье "Секреты Испании" приводилась любопытная статистика: с 1998 года испанские сборные разных уровней выиграли 18 турниров, для сравнения английские — всего один. Оказывается, в Испании без малого 15 тысяч тренеров категорий "Pro" и "А" — значительно больше, чем в других странах. Не в этом ли кроется причина успеха испанцев?
- Я читал ее. Не думаю, что количество — главный козырь испанцев. Ведь у общепризнанных авторитетов по воспитанию футболистов высокого уровня Голландии и Франции эти цифры, хотя и впечатляют, на порядок ниже — как и у неблагополучной Англии. Главное — в организации дела, философии футбола, направленной на развитие игрока, высоких требованиях, предъявляемых к тренерам, работающим с юношами, особенно на ключевых позициях.
Формирование тренера — процесс длительный. Он требует систематического самообразования с использованием источников, которые еще надо где-то добыть и суметь в них разобраться. Обязательно нужны неформальные контакты с топ-специалистами — идеально было бы поработать у них ассистентом. Поэтому хороших тренеров много быть не может по определению. Их не хватает везде. Иначе в той же Испании не работали бы на многих ключевых позициях наставники, которым по 70 лет или около того. И не говорил бы голландец ван Бастен, что из десяти тренеров двое делают игру команды лучше, трое не влияют никак, а остальные мешают.
Не случайно в Швеции когда-то резкий подъем футбола объясняли появлением группы талантливых тренеров в юношеском звене. Это подчеркивает и девиз УЕФА: "Таланты должны развивать таланты".
- Получается, у тренеров, работающих с юношами, должна быть такая же квалификация, как у наставников профессиональных клубов?
- К этому надо стремиться. В той же Испании это обязательное требование. Наши юношеские тренеры великолепно умеют обучать, знают психологию и возрастные особенности. А вот преподать закономерности современного футбола, тактику в нужном объеме не могут. К сожалению, считается, что в школе это не надо. В корне неверное суждение. Например, в Голландии тренировки 14-летних парней отличаются от взрослых только физической нагрузкой, а требования по тактике к 12-летним в академии "Аякса" содержат дюжину пунктов! Хотелось бы, чтобы умение обучать футболистов было присуще и тренерам профессиональных клубов.
- Может, нам приглашать специалистов из-за рубежа?
- Это не вариант. Мой российский коллега, долгое время трудившийся за рубежом, убежден: 75 процентов голландских специалистов, работающих за пределами страны, — дилетанты. Это хорошо налаженный бизнес за счет высокого имиджа их футбольной школы. Сильные тренеры к нам не поедут — они и там в дефиците. Да мы и сами можем работать намного эффективнее, ведь в организации есть огромные резервы.
- Какие?
- Это давно известно, надо только качественно исполнять. В основе подготовки резерва четкая, детализированная программа учебного процесса. Когда речь заходила о повышении уровня футбола в России, и Хиддинк, и Адвокаат подчеркивали: главное — стандартизировать тренировочный процесс в юношеском возрасте на основе современных методик. Чтобы тренер работал в строгих рамках узкой специализации и высокого качества преподавания, даже если сам до этого пока не дотягивает. Обязательно под наблюдением и корректировкой специалиста высокого уровня. Такая организация труда — одновременно и грамотный учебный процесс, и обучение тренеров. Что мешает нам сделать то же самое? Понятно, многое зависит от качества программы, содержащей не только единые ключевые критерии и философию, развивающую игрока, но и тщательно подобранные основные упражнения.
- Итак, очевидно, что успехи большого футбола невозможны без четко выстроенной пирамиды. Но как ее возвести?
- Это и есть основная задача федерации. Процитирую одного известного человека, а вы попытайтесь угадать, о какой стране идет речь. "Все вокруг кричат, что работу по подготовке резерва должны вести лучшие тренеры. Мы должны добиваться того, чтобы это были специалисты высокого уровня со значительно большим окладом".