Лига чемпионов Плей-офф. 2 матчи

Высшая лига

25.09. 18:15

Торпедо-БелАЗ (Жодино)

Нафтан (Новополоцк)

Первый матч

34-й Кубок Беларуси 1/8 финала

Чемпионат Европы 2024 Финал

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2252
2Динамо (Минск)2142
3Славия (Мозырь)2241
4Ислочь (Минский р-н)2239
5Динамо (Брест)2238
6Торпедо-БелАЗ (Жодино)2137
7Минск2237
8Неман (Гродно)1931
9БАТЭ (Борисов)2227
10Гомель2126
11Арсенал (Дзержинск)2125
12Нафтан (Новополоцк)2222
13Витебск2221
14Сморгонь2217
15Слуцк2113
16Молодечно2210
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2556
2Барановичи2553
3Белшина (Бобруйск)2544
4Нива (Долбизно)2444
5Лида2544
6Бумпром (Гомель)2543
7Локомотив (Гомель)2543
8БАТЭ-2 (Борисов)2542
9Волна (Пинск)2540
10Островец2433
11Юни Икс Лабс (Минск)2529
12Минск-22529
13Динамо-2 (Минск)2425
14АБФФ U-19 (Минск)2425
15Гомель-22522
16Орша2519
17Слоним-20172517
18Осиповичи2514
подробнее

Статьи и интервью

Александр Башмаков

Александр Башмаков: "Побеждай, но обязательно играй в развивающем футболиста стиле"

15.11.2011 09:23

Известный белорусский специалист высказал свою точку зрения по поводу развития нашего и мирового футбола.
- Сборная Беларуси в очередной раз не сумела пробиться в финальную стадию топ-чемпионата. Реально ли ей вообще выбраться из заколдованного диапазона с третьего по пятое место в группе? Или это наш уровень?
- В любом случае его надо повышать. Известно, что обязательным условием для его резкого роста является значительное улучшение подготовки юных футболистов. Другое дело — знать, как это делать в наших условиях и уметь квалифицированно выполнять эту неблагодарную работу.

- Но ведь белорусская "молодежка" уже трижды попадала в финальную восьмерку чемпионата Европы. Нет ли здесь парадокса?
- Давайте не будем путать подготовленность к конкретному турниру с воспитанием ярких, хорошо обученных футболистов. Чемпионат Беларуси успешно решает первую из этих задач, так как уровень соревнований сопоставим. Большинство же соперников выполняют вторую задачу. Поэтому у них на этапах подготовки резерва запрещено ради результата жертвовать образованием: побеждай, но обязательно играй в развивающем футболиста стиле с контролем мяча и позиционной атакой.

Мы же тактику упрощаем ради высокой для нас цели — попадания на Олимпиаду. А тренерский штаб белорусской "молодежки" сработал профессионально: хорошо организовал именно ту игру, которая оптимально подходила для уровня мастерства футболистов. Более же перспективной игре надо начинать обучать на юношеском этапе.

- Увы, результаты юношеских сборных страны становятся все хуже...
- Я бы сказал не результаты, а обученность. Показательный пример: пять лет назад юношеская сборная России выиграла чемпионат Европы. Но как? Окопалась в обороне, отбилась, победила в нескольких матчах по пенальти, в том числе и в финале. И что дальше? В большой футбол из той команды никто так и не заиграл.

- Недавно в "Советском спорте" в статье "Секреты Испании" приводилась любопытная статистика: с 1998 года испанские сборные разных уровней выиграли 18 турниров, для сравнения английские — всего один. Оказывается, в Испании без малого 15 тысяч тренеров категорий "Pro" и "А" — значительно больше, чем в других странах. Не в этом ли кроется причина успеха испанцев?
- Я читал ее. Не думаю, что количество — главный козырь испанцев. Ведь у общепризнанных авторитетов по воспитанию футболистов высокого уровня Голландии и Франции эти цифры, хотя и впечатляют, на порядок ниже — как и у неблагополучной Англии. Главное — в организации дела, философии футбола, направленной на развитие игрока, высоких требованиях, предъявляемых к тренерам, работающим с юношами, особенно на ключевых позициях.

Формирование тренера — процесс длительный. Он требует систематического самообразования с использованием источников, которые еще надо где-то добыть и суметь в них разобраться. Обязательно нужны неформальные контакты с топ-специалистами — идеально было бы поработать у них ассистентом. Поэтому хороших тренеров много быть не может по определению. Их не хватает везде. Иначе в той же Испании не работали бы на многих ключевых позициях наставники, которым по 70 лет или около того. И не говорил бы голландец ван Бастен, что из десяти тренеров двое делают игру команды лучше, трое не влияют никак, а остальные мешают.
Не случайно в Швеции когда-то резкий подъем футбола объясняли появлением группы талантливых тренеров в юношеском звене. Это подчеркивает и девиз УЕФА: "Таланты должны развивать таланты".

- Получается, у тренеров, работающих с юношами, должна быть такая же квалификация, как у наставников профессиональных клубов?
- К этому надо стремиться. В той же Испании это обязательное требование. Наши юношеские тренеры великолепно умеют обучать, знают психологию и возрастные особенности. А вот преподать закономерности современного футбола, тактику в нужном объеме не могут. К сожалению, считается, что в школе это не надо. В корне неверное суждение. Например, в Голландии тренировки 14-летних парней отличаются от взрослых только физической нагрузкой, а требования по тактике к 12-летним в академии "Аякса" содержат дюжину пунктов! Хотелось бы, чтобы умение обучать футболистов было присуще и тренерам профессиональных клубов.

- Может, нам приглашать специалистов из-за рубежа?
- Это не вариант. Мой российский коллега, долгое время трудившийся за рубежом, убежден: 75 процентов голландских специалистов, работающих за пределами страны, — дилетанты. Это хорошо налаженный бизнес за счет высокого имиджа их футбольной школы. Сильные тренеры к нам не поедут — они и там в дефиците. Да мы и сами можем работать намного эффективнее, ведь в организации есть огромные резервы.

- Какие?
- Это давно известно, надо только качественно исполнять. В основе подготовки резерва четкая, детализированная программа учебного процесса. Когда речь заходила о повышении уровня футбола в России, и Хиддинк, и Адвокаат подчеркивали: главное — стандартизировать тренировочный процесс в юношеском возрасте на основе современных методик. Чтобы тренер работал в строгих рамках узкой специализации и высокого качества преподавания, даже если сам до этого пока не дотягивает. Обязательно под наблюдением и корректировкой специалиста высокого уровня. Такая организация труда — одновременно и грамотный учебный процесс, и обучение тренеров. Что мешает нам сделать то же самое? Понятно, многое зависит от качества программы, содержащей не только единые ключевые критерии и философию, развивающую игрока, но и тщательно подобранные основные упражнения.

- Итак, очевидно, что успехи большого футбола невозможны без четко выстроенной пирамиды. Но как ее возвести?
- Это и есть основная задача федерации. Процитирую одного известного человека, а вы попытайтесь угадать, о какой стране идет речь. "Все вокруг кричат, что работу по подготовке резерва должны вести лучшие тренеры. Мы должны добиваться того, чтобы это были специалисты высокого уровня со значительно большим окладом".

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ