... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск1846
2Славия (Мозырь)1838
3Динамо (Минск)1632
4Динамо (Брест)1832
5Ислочь (Минский р-н)1831
6Торпедо-БелАЗ (Жодино)1730
7Неман (Гродно)1528
8Минск1827
9Витебск1821
10Арсенал (Дзержинск)1820
11БАТЭ (Борисов)1819
12Гомель1618
13Нафтан (Новополоцк)1817
14Слуцк1813
15Сморгонь1710
16Молодечно174
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2044
2Барановичи2040
3Нива (Долбизно)2040
4БАТЭ-2 (Борисов)2037
5Локомотив (Гомель)2037
6Белшина (Бобруйск)2036
7Лида2035
8Бумпром (Гомель)2034
9Волна (Пинск)2033
10Островец2026
11Динамо-2 (Минск)2024
12АБФФ U-19 (Минск)2021
13Юни Икс Лабс (Минск)2021
14Минск-22020
15Орша2018
16Гомель-22016
17Слоним-20172011
18Осиповичи2010
подробнее

Статьи и интервью

Бернд Штанге (сборная Беларуси). Фото Getty Images

Бернд Штанге: "Сделал все, что мог, но усилий оказалось недостаточно"

23.11.2011 09:27

Уже бывший главный тренер национальной сборной Беларуси дал прощальное интервью, где подвел краткие итоги своей деятельности.
- По вашим словам, особой грусти при расставании со сборной Беларуси вы не испытываете. Неужели совсем-совсем не звучат в душе сентиментальные нотки? Ведь перевернута целая страница жизни…
- В профессиональном футболе нет места сантиментам. Белорусская глава завершена. Но начинается что-то новое.

- Когда вы приехали в Минск в 2007 году, могли предположить, что задержитесь здесь на четыре с половиной года?
- Исходя из своей прежней тренерской биографии — да. Есть тренеры-спринтеры, которые приходят и уходят. Проведут где-то шесть месяцев или год — и ищут новое место работы. А вся моя карьера строилась на долгосрочности.

- За эти годы случались моменты, когда вы жалели, что согласились приехать сюда?
- Нет.

- Можете посмотреть сейчас в зеркало и честно сказать себе: сделал все, что мог?
- Могу. Но, к сожалению, моих усилий оказалось недостаточно. Очень хотел, чтобы мы попали на чемпионат Европы. Увы, не получилось.

- Назовете свое самое весомое достижение в работе с нашей сборной?
- Внести вклад в становление молодой федерации — это значит максимально способствовать ее непрерывному развитию. Подготовка тренеров, международные контакты, развитие стилей игры — вот то, что может придать ей импульс, поможет перебросить мостик в будущее.

- У вас здесь хватало не только почитателей, но и недругов тоже — среди коллег, болельщиков, журналистов. Как справлялись с потоками критики?
- Нормально. Проблем не было. Кто не переносит жара на кухне, не может быть поваром. Мой совет молодым тренерам: не идите на поводу у интернет-форумов и газет. Поступайте, как Капелло и Хиддинк: просто их не читайте. А то потеряете свою линию. Критику надо уметь переваривать. Иначе в этой профессии делать нечего.

- Читали белорусские газеты?
Мало. Интересуюсь в основном статистикой, которую только там можно найти. Слежу за результатами матчей, за тем, кто забивает голы. Обращаю внимание лишь на некоторые комментарии... По понедельникам смотрел вечернюю футбольную программу. Но зачастую нужны были глазные капли, чтобы хоть что-то там разглядеть!

- Предложи БФФ вам остаться еще на пару лет, согласились бы? Или в любом случае были настроены на уход?
- Начнем с того, что такого предложения от белорусской федерации не было. Вот и весь мой ответ. Остаться не звали ни в каком качестве.

- А вы ждали этого приглашения?
- Я жду их всегда и отовсюду! Сейчас их поступает много. Впервые в жизни не знаю, что делать, кого выбрать.

- Вы говорите, что вашему преемнику необходимы харизма и огонь в сердце. Много в Беларуси тренеров, обладающих такими качествами?
- Думаю, да. Но рекомендовать кого-то федерации не стану.

- А когда этот огонь перестал гореть в вашем сердце?
- До самого последнего дня мы работали с полной концентрацией. И огонь в сердцах у меня и Харальда Ирмшера не гас. В понедельник пригласили в федерацию всех тренеров белорусской высшей лиги, в том числе уволенных по ходу сезона. Встреча длилась полтора часа. Провели анализ наших выступлений, и некоторые результаты шокировали. Например, это касается единоборств, тактических действий, медицинских показателей. Совершенно конкретные цифры: плюс, минус. Только в трех матчах доля выигранных нами единоборств превысила половину. В связи с этим говорили о менталитете игроков: почему они ведут себя так в борьбе?

- Для вас, немца, было сложно иметь дело с белорусской ментальностью?
- Белорусам не хватает духа победителей. Игроки слишком терпимы друг к другу. Поражения проглатываются совсем легко. Даже в тренировочных играх после неточных пасов никто не предъявляет друг другу претензий. Не хватает последнего укуса, провокаций, агрессивности. Допустим, я хочу выиграть, а мой товарищ мешает, ведет себя, как прима-балерина. Он получит от меня! Запущу в него бутсой в раздевалке! В этом плане есть большая разница между немцами и белорусами. Харальд как-то пошутил, что охотно взял бы любого из наших игроков в зятья. Они приятные, симпатичные ребята. Но футбол — это борьба, мужской спорт.

- Похоже, с Глебом-старшим вам так и не удалось наладить личный контакт. Что помешало?
- Это неверное впечатление. Я всегда протягивал Алексу руку в самые тяжелые моменты. Приглашал его в команду, даже когда он не был готов. Надо переадресовать ваш вопрос самому Глебу. Как он потрудился, чтобы мы достигли цели? Этой команде нужен был здоровый, находившийся в хорошей форме Глеб. Когда у него не ладилось в "Барселоне", я немедленно отправился в Испанию, чтобы поговорить с Гвардьолой. В "Штутгарте" Саша ударил доктора, у него возникли проблемы — я полетел туда. Когда Глеб перешел в "Бирмингем", я ездил туда дважды. Все время старался ему помочь. Но теперь пора спросить у него: что было сделано с его стороны? Мешали только травмы, или что-то зависело от него самого? А не от Гвардьолы, который любит испанцев. Не от Маркуса Баббеля, который был слишком молод. Не от Кристиана Гросса, который тоже оказался не прав. Не от Алекса Маклиша, предпочитающего верховые передачи. Не от Феликса Магата, дающего футболистам слишком высокие нагрузки. И не от Штанге, сначала назначившего Глеба капитаном сборной, а затем отобравшего у него повязку. В общем, спросите у самого Александра.

- Самый неожиданный человек, который вам встретился?
- О, Билл Клинтон! В Чикаго, в шесть часов утра мы столкнулись во время пробежки.

- Любимый белорусский футболист?
- Александр Глеб. Несмотря ни на что.

- Ваш самый удачный тренерский ход за годы белорусской карьеры?
- Хм… Возвращение в команду Кульчия. Ведь вначале я вывел его из состава. Потому что Саша стал говорить: эта игра важная, эта — не очень. Но потом мы побеседовали по-мужски. И Кульчий стал опорой сборной.

- А самая ужасная ошибка?
- Я брал на себя слишком много. Недостаточно концентрировался на команде. Все время были какие-то посторонние заботы. Образовательные программы для тренеров, менеджмент, организация товарищеских встреч. Прежде нигде не взваливал на себя такую ношу. И впредь делать этого не буду.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ