... НОВОСТИ

все новости

“Букмекерские конторы, проверенные экспертами Легалбет
Команды Игры Очки
1Динамо (Минск)3068
2Неман (Гродно)3065
3Торпедо-БелАЗ (Жодино)3062
4Динамо (Брест)3049
5Витебск3047
6Гомель3044
7Ислочь (Минский р-н)3041
8БАТЭ (Борисов)3040
9Слуцк3039
10Арсенал (Дзержинск)3038
11Славия (Мозырь)3035
12Сморгонь3032
13Минск3028
14Нафтан (Новополоцк)3026
15Днепр (Могилев)3018
16Шахтер (Солигорск)302
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-20183476
2Макслайн (Витебск)3473
3Нива (Долбизно)3470
4Белшина (Бобруйск)3469
5Волна (Пинск)3466
6Лида3452
7Динамо-2 (Минск)3452
8БАТЭ-2 (Борисов)3449
9Бумпром (Гомель)3448
10Орша3445
11Островец3443
12Локомотив (Гомель)3435
13Барановичи3434
14АБФФ U-17 (Минск)3433
15Шахтер-2 (Солигорск)3431
16Слоним-20173426
17Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)3421
18Энергетик-БГУ (Минск)3419
подробнее

Статьи и интервью

Звиад Бурдзенидзе

Легенды местного масштаба. Звиад Бурдзенидзе

18.01.2013 14:29

Их имена, возможно, не так известны, если судить по общим меркам белорусского футбола. Тем не менее, когда-то они феерили на футбольных полях нашей страны и становились лучшими игроками своих команд. Football.by открывает рубрику "Легенды местного масштаба", в которых расскажет о мастерах регионального уровня, которые были достойны большего.
Бывший нападающий "Обувщика" (позднее просто "Лиды") Звиад Бурдзенидзе недавно был признан местными болельщиками лучшим игроком клуба по итогам двадцати последних лет. Грузинский форвард до сих пор является лучшим бомбардиром команды. Даже нынешнее поколение лидских футболистов, почувствовавшее вкус второй лиги, до сих пор не может опередить форварда, пополнявшего свой голевой актив в соперничестве с минским и брестским "Динамо", "Белшиной", БАТЭ и другими клубами из высшей и первой лиг.

43-летний Звиад Бурдзенидзе, оставшийся жить в Лиде после окончания профессиональной карьеры, все еще не забыл, как обращаться с мячом. В составе вороновского "Коммунальника" в прошлом году он стал победителем чемпионата Гродненской области. Вместе с тем, является предпринимателем, имеет свой небольшой торговый бизнес.

"БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ НА ФУТБОЛ СЕБЕ НЕРВЫ ПОРТИТЬ"

- Звиад, с футболом еще не покончено?
- Нет, от него еще не отошел, выступаю в чемпионате Гродненской области за "Коммунальник" из Вороново. Это городской поселок, расположен недалеко от Лиды. Думаю, что после зимнего перерыва меня оттуда не выгонят, буду играть и дальше. Возможности есть, бегать могу, хотя травмы неизбежны. Вот в прошлом чемпионате три последних матча пропустил, немного связку потянул.

- За вороновский клуб выступают ведь и другие ветераны "Обувщика"?
- Да, практически все лидские ребята там, пару человек местных. Я самый старый, естественно.

- "Коммунальник" стал чемпионом области. Значит, есть чему учить молодежь?
- Наверное. На области не очень сильные команды выступают. Хотя есть 5-6 коллективов, с которыми действительно трудно играть. С гродненцами, например.

- Команда только на матчи собирается, отдельно не тренируется?
- Кто как хочет. Иногда ребята занимаются для себя, некоторые приезжают только на матчи. Обязательных условий нет. Я ходил в "тренажерку", в последнее время бегал около госпиталя, рядом с боксерским залом. Физическую форму поддерживаю, всегда чем-то занимаюсь. Поэтому в 43 чувствую себя отлично, даже ходить обычно не могу, бегать хочется.

- Местный стадион посещаете, за матчами "Лиды" следите?
- Честно говоря, три-четыре раза приходил, и команда проигрывала. Подумал, что больше не пойду на футбол себе нервы портить.

"ПРИГЛАСИЛИ НА ПРОСМОТР В ТБИЛИССКОЕ "ДИНАМО", НО Я ОТКАЗАЛСЯ"

- Как вообще свою жизнь с футболом связали?
- Я родился в грузинской деревне, в 160 километрах от Тбилиси. Примерно в третьем классе хотел пойти в футбольную секцию, но мне сказали, что еще рано, поэтому решил заняться вольной борьбой. Вторую попытку попасть в футбол предпринял через три года. Тогда мне ответили, что желающих очень много, мест нет. В девятом классе я участвовал в турнире среди школьников, на который собрались ребята из всех ближайших городов и деревень. Наша команда заняла первое место, меня признали лучшим игроком и сразу пригласили в районную команду.

- В девятом классе? В 15 лет получается.
- Да, так и есть. Все благодаря школьному турниру. А еще через год меня приняли в клуб хорошего уровня - "Магароэли" из города Читаура. С ним перешел из первой в высшую лигу. Себя хвалить не люблю, но был один момент, в котором я себя хорошо проявил. Встречались мы как-то с тбилисским "Динамо". Тогда в нем играли очень сильные футболисты: Кецбая, Арвеладзе, Кинкладзе. В начале матча я забил один гол и отдал голевую передачу, но первый тайм мы проиграли - 2:3. Перед перерывом я получил травму и был заменен. В итоге "Магароэли" проиграл со счетом 2:7. После этой игры пригласили меня на просмотр в "Динамо". Я подумал, что с игроками такого класса конкурировать будет тяжело, поэтому отказался.

- Как так? Теперь подобное - нонсенс!
- Все хорошо обдумал и принял решение. Тем более, в то время началась война между Грузией и Абхазией, в футболе появились проблемы. Я решил уехать к друзьям в Украину, попал в команду из города Белая Церковь. Там дали квартиру, но потом сказали, что ее нужно передать другому человеку. Мне же предложили жилье за городом. А в нем не было ничего вообще, даже кровати! Я разозлился и решил уехать, на этот раз в Беларусь. Сначала приземлился в Березе, обжился. Затем отправился в Минск, в федерацию футбола. Там мне предложили попробовать связаться с мозырским или лидским клубом. Из Березы в Лиду переезжать было ближе, поэтому сначала позвонил руководству этого клуба. Мной заинтересовались, и я приехал на просмотр.

- Вы обращались в федерацию за помощью. Раньше, похоже, этот метод был действенным?
- Не знаю, было ли что-то подобное в отношении других футболистов, но мне там помогли. Я просто не знал куда идти.

- Так понимаю, в Лиде и остались.
- Да, в 1994 году меня впервые заявили за "Обувщик". В дебютной игре мы встречались с "Торпедо" из Жодино и победили 3:0, а я забил два мяча. Правда, радовался недолго. В Грузии обычно мало внимания уделяют физической подготовке, а тут нагрузили по полной. Сразу же начались проблемы со связками. Я не признавался, выходил играть все равно. Как-то перед матчем с Мозырем приехали скауты из Израиля на меня посмотреть, предложили уехать в эту страну. Обещали десять тысяч долларов зарплаты, столько же премиальных. Я вышел на поле: в голове - мысли о переезде, в ногах - тяжесть. В итоге у меня ничего не получалось. Первый тайм я даже не доиграл, меня заменили. После этой неудачи два-три матча провел на скамейке запасных. Потом выпустили на замену и я забил победный гол. После этого стал регулярно попадать в "основу", началась удачная полоса в карьере.

"БОЛЕЛЬЩИКИ СОБРАЛИ ПОДПИСИ, ПРИВЕЗЛИ В МЭРИЮ. ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ Я ОСТАЛСЯ"

- Больше клубной прописки Вы не меняли, а была ли возможность уехать куда-то, предложения поступали?
- Из минского "Торпедо" звонили несколько раз, из гродненского "Немана". Из Литвы еще, но уже не помню, что за команда приглашала. А как-то раз меня переклинило поехать в Турцию в "Трабзонспор", где Шота Арвеладзе играл тогда. Языка турецкого не знал даже. Я приехал, а команда на сборах! Снял гостиницу на пять дней, но команду так и не дождался, деньги уже заканчивались. Решил поехать в Грузию, оттуда позвонил в Лиду. Мне сказали, мол, приезжай обратно, решим все вопросы по условиям. Я согласился, но по пути заехал в минское "Торпедо", сыграл за него один матч, в котором забил два мяча. Они предложили остаться в столице, обещали хорошие условия, но я почему-то решил вернуться в "Обувщик". Как-то уже привык к Лиде, да и квартиру в ней мне предоставили.

- В личную собственность?!
- Да, но в этом большую роль сыграли болельщики. Собрали подписи, привезли в мэрию. Хотели, чтобы я остался. Если не ошибаюсь, еще Сергей Петрушевский таким же образом квартиру получил и все. Может, что-то и путаю.

- Ничего себе болельщики...
- Да, они были идеальны. Носили на руках нас, поздравляли с победами. На улице подходили всегда, спрашивали, как дела. А я смотрю, лица вроде незнакомые. Потом понимал, что происходит. Трибуны тогда заполнялись на сто процентов, совсем другой интерес был к футболу. Сейчас подобного нет.

- Возвратимся немного назад. Какие первые впечатления у Вас, грузинского легионера, были о Беларуси, о Лиде?
- И в Грузии, и в Беларуси люди очень добрые, гостеприимные. И по сей день нет у меня никаких проблем в общении с белорусами, дружу со многими. В моей родной стране тоже гостеприимный народ, просто во время войны было опасно находиться там. Теперь все нормально. В Беларуси приятно жить. Знаю, что и в Грузии ситуация изменилась в лучшую сторону, но не решаюсь уехать туда, хочется остаться здесь, в Лиде. Жена все время предлагает уехать, а я ее переубеждаю постоянно.

- А что касается уровня футбола обеих стран?
- После военных конфликтов уровень грузинского футбола значительно снизился. Сейчас он снова постепенно поднимается. Сборная периодически побеждает сильные европейские команды. Испанцам недавно проиграла всего-то 0:1, белорусов в одной игре смогла победить. Вполне возможно, что в этом году результаты будут еще лучше. В белорусском чемпионате мне помогло адаптироваться голевое чутье. Даже еще когда в деревне играл, мог на поле ничего полезного не делать, но голы в итоге все равно забивал. Я не хочу сравнивать с собой великих игроков. Просто скажу, что такое же голевое чутье было у Клинсмана. Он тоже вроде бы ничего особенного на поле не делал, однако где-то ногу подставлял и в итоге становился героем многих матчей.

- Когда Грузия играла с Беларусью, за кого болели?
- Пусть белорусы не обижаются, но я болел за сборную Грузии. Это же моя родина, хотя уже полжизни провел в Беларуси. В интернете и по телевизору слежу за новостями из Грузии, переживаю за своих земляков.

"БЕККЕНБАУЭРУ ТАКИЕ ГОЛЫ ТОЛЬКО СНЯТСЯ"

- В то время хватало ли на жизнь заработанного в футболе?
- На жизнь хватало, не более. Главное, что квартиру дали, а это уже очень много значило.

- Обычно, когда берешь интервью у людей, игравших в 90-х годах и ранее, они говорят, что играли за идею, а не то, что теперь - за деньги. Так ли это?
- Даже не знаю. Помню своих ребят. Хохлач, Петрушевский, Салыго... Они выходили на поле с удивительной заряженностью, самоотдача была на высоте! Не имело значения, кто соперник. Вроде и нынешняя лидская молодежь старается, но раз чаще проигрывает, значит, такой самоотдачи нет. Может, что-то вскоре изменится. Многое зависит от тренерской руки. Я вспоминаю своего первого лидского тренера Ивана Прохорова. Он нам давал такие нагрузки! Когда бегали кросс на длинные дистанции, я, Петрушевский, Миронь постоянно соревновались друг с другом, кто быстрее прибежит, не уступали, соперничали. Даже на тренировках был этакий соревновательный дух.

- Только в беге соревновались?
- Имелись у нас и другие внутрикомандные рекорды (смеется). Был у нас футболист, не скажу его фамилию, он мог за один раз двадцать три бокала пива выпить, емкостью 0,7 литра. Все равно играл он хорошо, поэтому за подобные рекорды я его не осуждаю. Это уже в прошлом. Я сначала сам не поверил, когда мне это сказали. Но потом этот человек действительно в течение трех часов выпил двадцать три бокала пива, я сам видел!

- Какой этап в Вашей карьере получился самым ярким?
- Были моменты, когда мы обыгрывали и "Белшину", и минское "Динамо" - очень сильные на то время команды.

- Забитые мячи свои помните? Может быть, какой-то в особенности?
- Как-то 0:2 проигрывали "Динамо-93". После я сократил отставание, потом сравнял счет, а Зенькович забил решающий гол. Меня потом болельщики на руках носили, в буквальном смысле. Опять же, как сейчас, вспоминаю голы в ворота "Белшины", минского "Динамо".

- "Белшине" забивали даже пяткой...
- Да! У меня даже видеокассета есть с записью этого мяча. Смешно было читать потом в местной газете, фразу о том, что Беккенбауэру такие голы только снятся.

- С бывшими партнерами по команде общаетесь?
- Бывает, пересечемся. Некоторые, как я и говорил, играют со мной в Вороново: Салыго, Бурнос, Макаренко, Хохлач... Витя Хохлач - это вообще человек-пушка. Помню, он с центра поля забил Юре Жевнову, мы тогда у БАТЭ выиграли 2:1.

- В одном из своих интервью Жевнов говорил, что навсегда запомнит тот гол.
- Да, великолепный удар получился тогда у Хохлача.

"ПОШЕЛ И ПОВЕСИЛ БУТСЫ НА ГВОЗДЬ"

- В 2002-м году Вы решили завершить профессиональную карьеру. Почему?
- У меня были силы, энергия, хотелось еще играть. Не буду кого-то в чем-то обвинять, просто скажу все, как есть. Тогда главным тренером команды назначили местного специалиста Виталия Рашкевича - моего одноклубника, младшего по возрасту. Он не понимал меня. Приведу пример. Когда я сломал колено, в процессе восстановления понемногу тренировался. Делаем мы прыжки, а я ему говорю: давай прыгну не двадцать раз, а пятнадцать, так как нога еще побаливает. А он в ответ: нет, делай, как все. В итоге под такими большими нагрузками играть хорошо я не мог, восстанавливался долго. Рашкевич в запасе меня и держал. В одном из матчей, не помню, кто был соперником, он выпустил меня на замену. Сказал, что я единственный буду играть впереди, а остальные отойдут в оборону. И вот подает соперник угловой у наших ворот, тренер кричит: "Звиад, иди помоги в защите!" В итоге после навеса я забил в свои ворота, прямо в "девятку". Тогда и понял, что это конец. Пошел и повесил бутсы на гвоздь.

- Но спустя несколько лет Вы снова вернулись в команду.
- В 2009 году Андрей Иванович Петров пригласил меня. Сначала он хотел выпускать меня на поле чаще, но потом передумал. Однако его можно понять. Надо было давать шанс молодежи, а не старикам. Я сыграл семь матчей, выходил на минут 15-20. Это просто несерьезно. За такое время даже разогреваться не успевал. Не очень хотелось сидеть на скамейке запасных, поэтому я и решил уйти. На этот раз уже навсегда.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ