Завершен

Арсенал (Дзержинск)

Слуцк

Завершен

Шахтер (Солигорск)

БАТЭ (Борисов)

Live

Динамо (Брест)

Гомель

Завершен

Нива (Долбизно)

Бумпром (Гомель)

Завершен

Волна (Пинск)

Белшина (Бобруйск)

Завершен

Островец

Лида

... НОВОСТИ

все новости

Букмекерские конторы Беларуси для ставок на футбол
Команды Игры Очки
1Славия (Мозырь)716
2Торпедо-БелАЗ (Жодино)716
3Динамо (Брест)715
4Неман (Гродно)715
5Динамо (Минск)713
6Гомель711
7Витебск811
8Ислочь (Минский р-н)79
9Сморгонь89
10Арсенал (Дзержинск)78
11Днепр (Могилев)87
12Слуцк77
13БАТЭ (Борисов)76
14Нафтан (Новополоцк)75
15Минск83
16Шахтер (Солигорск)7-16
Нет данных
Команды Игры Очки
1Молодечно-2018616
2Лида613
3БАТЭ-2 (Борисов)512
4Волна (Пинск)612
5Нива (Долбизно)611
6Белшина (Бобруйск)610
7Динамо-2 (Минск)610
8Макслайн (Витебск)58
9Бумпром (Гомель)67
10Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)67
11Островец67
12Локомотив (Гомель)55
13Орша65
14Слоним-201754
15Барановичи54
16АБФФ U-17 (Минск)53
17Шахтер-2 (Солигорск)61
18Энергетик-БГУ (Минск)6-6
подробнее

Статьи и интервью

Людас Румбутис

Людас Румбутис: "В Вильнюсе болельщики мне кричали: "За сколько мешков картошки продался, бульбаш?"

20.02.2013 13:51

Чемпион СССР 1982 года в составе минского "Динамо", бывший генеральный директор футбольного клуба, бизнесмен, тренер, который сейчас находится в "творческом отпуске". Литовский белорус Людас Румбутис вспоминает прошлое - футбольное и не только...
"Вместо турне по Латинской Америке поехали в Сухуми собак кормить..."

— Дом построил не так давно, мне там очень нравится. Я никогда не думал, что можно получить такое удовольствие от загородной жизни. Понимаете, с годами начинаешь по-другому смотреть на многие вещи. Вот живешь в городской квартире, тебе в ней комфортно. Но проходит время, и жилплощадь уже хочется расширить. Есть хорошая машина, но ты не против того, чтобы задаться целью купить новую. Это нормально, когда человек всегда стремится к какой-то цели.

— А какой дом был у вас в Литве, откуда вы в 1975 году приехали в Минск?
— Мы жили с мамой в двухкомнатной квартире, частного дома у нас никогда не было. А вот деды и прадеды из деревни, у них было огромное хозяйство. Я их редко видел, но запомнился случай, когда мы с отцом приехали в деревню на машине, и мне прищемили дверью легковушки пальцы. Может быть, и деда не помнил бы, если бы не этот эпизод.

— Кстати, насколько известно, в минском "Динамо" игроки тоже называли вас Дедом. А Юрий Пудышев в интервью описывал вас так: "В команде была "черная касса", куда нарушители дисциплины платили штрафные деньги. Кассу держал Дед (Людас Румбутис). Русский язык Людас плохо знал, бубнил все время, вот его Дедом и назвали... Я же его русскому языку учил в общаге. Румбутис ведь как к нам попал? Начальник команды Александр Иванович Горбылев поехал то ли за покупками, то ли еще за чем-то в Литву, смотрит какой-то парень с мешком идет. Это Людас с коньками наяривал. А Горбылев подумал, что это футболист, и привез сюда Румбутиса... По-русски — ни в зуб ногой. Какие-то леденцы и сухарики молотил пачками, на гитаре чего-то бренчал... Мы, когда напивались, все время брали эту гитару и из шестиструнки делали однострунку. Утром Румбутис по-новому накручивал струны. Дед вообще был старательный и всегда отличался трудолюбием..."
— Надо отдать должное Юрию Алексеевичу — он мастер литературного жанра. Байки Пудышева можно часами слушать, а историю о том, что меня привез в Минск с коньками Александр Иванович Горбылев, придумал Саша Алексейчиков. Постебаться же надо было. Вот представьте себе, что нужно было лететь на игру в Алма-Ату через Москву. Чем было заняться во время этих переездов, перелетов? Байки травили, юмор просто искрил. Могли, например, в автобусе, который в аэропорту подвозил пассажиров к самолету рейса Москва—Кишинев, сказать: "Ну что, через три часа будем в Ташкенте". Люди, понятное дело, выбегали из автобуса, думали, что не на тот рейс попали... Повторюсь, мы же большую часть времени проводили в воздухе. В 1980 году в Гану летали на товарищеские игры. Обратно с пересадками 20 часов добирались до Москвы. Рейсы на Минск откладываются, но через некоторое время поднимаемся в воздух и... приземляемся в Риге. Из Риги вылетаем в Минск — садимся снова в Москве. Из Москвы снова попадаем в Ригу. Ночуем там, отправляемся опять в Москву, после чего многие уже просто решили добираться до Минска поездом. В дороге только юмор и спасал. Хотя Дедом меня в команде на самом деле называли. Но не потому, что бубнил что-то, русский язык я более-менее знал. Просто в компании всегда отличался организаторскими способностями. Вот Дедом и окрестили. Банкеты, музыка, "черная касса" — все было на мне.

— Так "черная касса" все-таки была?
— Конечно! За нарушения дисциплины рублем наказывали, у кого-то день рожденья, ребенок родился... На все это шла помощь из "общака"”, который я и держал. Хотя все знали, сколько у меня денег.

— Вам стихи Эдуарда Васильевича нравились?
— Эдуард Малофеев — тончайший психолог. Он выступал перед нами, как Ленин на Финском вокзале. Поначалу это заводило, но затем привыкли. И в будущем без этого его уже не представляли. Хотя Малофеев меня, как говорят, придерживал в запасе. Наверное, так сложилось, что я — не его типаж.

— Зарабатывали тогда прилично?
— Финансовый вопрос был не на первом плане, и это безо всякого лукавства. Хотя обидно было, когда после чемпионства в 1982 году команда получила предложение провести ряд игр в Латинской Америке (за каждую игру обещали примерно по 200 долларов), но вместо этого нас отправили в Сухуми. Как Пудышев сказал: "Собак кормить". В Сухуми на самом деле давали такое мясо, что мы его называли "отбивной из пятки". Его невозможно было даже укусить, а поэтому все мясо отдавали собакам. Это был просто ужас! Когда ехали на сбор, администратор всегда брал с собой пару ящиков свечей, потому что в Абхазии в это время начинался сезон дождей, все заливало, и два-три дня не было ни отопления, ни света. На кострах еду готовили. Это сейчас футболисты в Турцию едут на сборы, а раньше...

— Раньше 200 долларов были большие деньги...
— Это были суперденьги! По тем временам за 40 долларов можно было классный магнитофон купить. Дефицит!

— Людас Ионович, а как вас встречали в Вильнюсе горячие литовские болельщики, когда вы выходили на поле в майке минского "Динамо"?
— Поначалу не очень. Помню, в 1978 году играли в 1-й лиге союзного первенства с "Жальгирисом". Это был мой первый матч против бывших одноклубников. Я вышел на замену вместо Вити Янушевского. Господи, что началось на трибунах! Кричали: "Бульбаш, за сколько мешков картошки продался?" Мы тогда играли вдесятером, проигрывали 0:1, но я выкатил мяч на ногу Юрию Курненину, и тот сравнял счет. После этого болельщики мне зааплодировали. И в 1983-м, после того как "Динамо" уже стало чемпионом, литовские фанаты тоже хорошо принимали. Выиграть первенство Союза считалось очень престижным. Кстати, после этого я ходатайствовал, чтобы моему первому тренеру дали звание заслуженного. Документы приняли, но звание, к большому сожалению, не дали. Хотя из литовцев только я стал чемпионом СССР.

О родном языке, Литве и Беларуси

— Кто вы сегодня больше: литовец или белорус?

— Сейчас, наверное, мне было бы уже тяжело жить в Литве. Одно время я работал в тренерском штабе национальной сборной Литвы. Стал общаться с ребятами и понял, что в голове перевожу с русского на литовский. Разговариваю на переводном литовском языке. Нет практики, язык забывается. У меня жена и сын по-литовски не говорят, хотя многое понимают. Позже я стал работать в системе литовского бизнесмена Романова, у него в компании одни литовцы трудились. И за два-три года я восстановил все, что забыл до этого. А в Литве сейчас, насколько мне известно, молодежь вообще не учит русский язык. Литовский, английский.

— А вот в Беларуси родной язык учат все меньше и меньше....
— Я, когда переезжал в Беларусь из Литвы, думал: "Как я буду разговаривать на белорусском языке, понимать людей?" Приезжаю — никто не говорит на "мове". Извините, но я просто офигел от этого открытия! Не понимал, как такое вообще может быть! Хотя лично мне белорусский язык очень нравится. "Дзякуй за гульню", "мая гульня мне падабаецца"... Всегда с удовольствием слушаю, когда люди общаются на "мове". Человек без родного языка — это растение без корней. Может быть, кто-то скажет: мол, Румбутис — националист, сгущает краски. Но мое мнение таково: литовец должен знать литовский язык, а белорус — белорусский. И не просто знать, а хорошо им владеть. В Литве ведь и перемены в стране пошли от националистической организации "Саюдис", потому что там национальное самосознание на высочайшем уровне. Хотя сегодня никто в Литве не притесняет другие национальности.

— Ваша историческая родина выбрала европейский путь развития. Наверное, в эту сторону надо было бы двигать и Беларуси?
— Жизнь покажет, у белорусов несколько другой менталитет. И некоторые вещи мне до сих пор не понятны, хотя, как говорят, не стоит лезть со своим уставом в чужой монастырь. Живешь в другой стране — уважай ее законы. Если я поеду в Эмираты, я же не буду им говорить: "Что вы, козлы, живете не по-европейски?" У славян свое отношение к труду, человеку... Оно отличается от литовского. Хотя просто будь человеком — и все будет хорошо. Я слышал, что в Шауляй прилетели то ли американцы, то ли англичане, сразу начали пальцы веером растопыривать. Им, извините, просто начистили харю.

— Вы сейчас часто бываете в Литве? Стоите в очередях вместе со штурмующими литовскую границу белорусами?
— В Литве многие товары дешевле. Больше выбор, меньше китайского, вот белорусы и едут. К тому же в том же Вильнюсе просто приятно погулять по старому городу. Он не такой чистый, как Минск, зато там есть атмосфера, которой нет в белорусской столице. Я, безусловно, регулярно наведываюсь в Литву к маме да и просто отдохнуть. И, если во время поездки не встречаю кого-то из знакомых белорусов, считай, что съездил зря. Кстати, многие белорусы не доезжают до Каунаса, а там цены на 5—7 процентов ниже, чем в столице. Литва, конечно, изменилась... Когда страна стала независимой, литовцам по документам вернули все, что у них забрали в 1940 году Советы, которые в свое время хорошо походили с косой. Моей маме отдали большой кусок леса, некоторым вернули целые кварталы в центре Вильнюса.

— А ваши знакомые ездят заправляться топливом в Беларусь?
— Я как-то зашел в Федерацию футбола Литвы, пошли пообедать. Предлагают мне закурить. Оказалось — белорусские сигареты, которые купили за пять литов, а в магазине они — девять. Белорусские топливо и сигареты — это для литовцев на самом деле лакомый кусок. Контрабанда есть, бизнес налажен. В Литве еще в 1990-х, когда была экономическая блокада, если муж куда-то уезжал, деньги жене не оставлял. Говорил так: "Вот тебе 20 литров бензина, крутись как хочешь". Перетерпели. Чтобы чего-то достигнуть, нужно потерпеть. Так бывает и в жизни, и в футболе.

"Если бы у жены в тот момент был под рукой пистолет, она бы меня пристрелила..."

— А что вам дал футбол в этой жизни?

— В первую очередь — самоутверждение. Раньше не было, наверное, других возможностей пробиться в люди. Частного бизнеса не существовало, воровать не хотелось. А мы все-таки чего-то достигли в спорте. Благодаря футболу я живу в Беларуси. Не знаю, как сложилась бы моя дальнейшая жизнь, если бы остался в Литве. Хуже она стала бы, лучше?.. Но сегодня имею то, что имею. Хотя с возрастом, конечно, обостряются старые болячки. Вот я в прошлом году уже сделал две операции на ногах, и сейчас еще одна нужна. Кстати, в финансовом плане советский футбол многого не давал. Получали 250 рублей, но к 30 годам человек, который больше ничего не умел, уходил на "пенсию". Я, когда тренером в брестском "Динамо" работал, сказал руководству: "Футболистам надо платить нормальные деньги". Мне в ответ: мол, я — председатель спорткомитета — столько не получаю. Так он этим председателем может сорок лет на ставке работать, а футбольная жизнь коротка.

— Судя по тому, что в команде вы держали "черную кассу", задатки бизнесмена сформировались уже тогда?
— Это, скорее, задатки организатора. Но после ухода из большого спорта на самом деле понял, что нужно что-то делать — на зарплату тренера сложно будет заработать что-то серьезное. В итоге открыли фирму. Она была зарегистрирована в 1991 году и работает, кстати, до сих пор. Эдакий семейный бизнес. Я тренировал, жена занималась коммерческими делами. А знаете, как деньги нашел на раскрутку фирмы? С протянутой рукой не ходил и не говорил: "Помогите финансами чемпиону Союза". Я от многого отказался, взял кредит на 100 тысяч рублей. В 1990-е годы это были сумасшедшие деньги! Жена не знала, что я заложил квартиру, "Волгу" и гараж. А когда услышала об этом... Если бы у нее в тот момент был под рукой пистолет, точно пристрелила бы. Но весь кредит мы вернули буквально за два месяца, представляете? Рисковал, конечно, но кто не рискует, тот не пьет шампанское. У нас был комиссионный магазин, бар, ресторанчик, занимались средствами связи...

— Спортивный бар, насколько мне известно, уже не ваш.
— Да, я ушел от этого. Бизнес — это когда люди работают на тебя. И не воруют. Была большая проблема с кадрами, и получалось, что мы работаем не на себя, а на сотрудников. Так зачем мне такой бизнес?

— Вы поработали и в бизнесе, занимали должности главного тренера, генерального директора клуба. Где приходилось тяжелее всего?
— Тяжелее всегда там, где приходится работать с людьми. Сложно быть и тренером, и директором... Не всегда все зависит от тебя, сам деньги не нарисуешь.

"Романов потерял в Беларуси внушительную сумму..."

— А как вы познакомились с литовским олигархом Владимиром Романовым, который был хозяином белорусского футбольного клуба МТЗ-РИПО?

— У него работал человек, с которым я играл. Романов позвонил осенью 2004 года, предложил работу в МТЗ-РИПО... Я отказался, потому что надо было из болота вытаскивать "Дариду". У меня был контракт с клубом. Но через некоторое время мы все же стали работать с Романовым. С ним было, с одной стороны, интересно сотрудничать, а с другой — сложно. Никогда не знаешь, что он может сделать. Но богатые люди, наверное, все такие.

— А зачем Владимиру Романову вообще нужен был белорусский клуб? Прибыли ведь здесь абсолютно никакой.
— У него был в Беларуси хороший проект. Собирался строить жилье, заниматься реконструкцией стадиона "Трактор"... Не хочу углубляться в эти дебри, но в итоге Романов отказался от всего. В том числе и от клуба "Партизан" (бывший МТЗ-РИПО).

— То есть Романов еще и потерял в Беларуси?
— Скажем так: внушительную сумму.

— Когда бизнесмен отказался от "Партизана", генеральным директором которого вы были, надеялись найти все-таки деньги на содержание клуба?
— Были попытки.

— Хозяин минского "Динамо" Юрий Чиж в Федерации футбола по этому поводу сказал так: "Кто вам даст денег? Где вы найдете идиотов, которые будут финансировать литовца в Беларуси?" Это он о вас говорил или о Романове?
— Это у Чижа надо спрашивать. Он, конечно, резко сказал, но по большому счету прав. Сегодня у многих клубов большие проблемы с деньгами. А частный клуб тем более никто поддерживать не будет. И сейчас я понимаю, что в проекте под названием "МТЗ-РИПО" все было изначально неправильно. Но все мы сильны задним умом.

В творческом отпуске

— Людас Ионович, чем вы сейчас занимаетесь?

— Чищу снег... (Смеется). Временно остался без работы, но по кабинетам не хожу и должность себе не выбиваю. Пересматриваю многие вещи в плане тренерской работы. Очень много матчей смотрю с ручкой и блокнотом.

— Но бизнес остался?
— Остался, хотя, повторюсь, этими делами с 1994 года занимается жена. Я иногда говорю ей: "Думал ли я, простой деревенский парень Людас, что буду мужем Румбутене?" Кстати, нас познакомил покойный футболист Геннадий Воронин. А вообще, я скажу, женой тренера тоже быть непросто. После проигрыша настроение не то, чтобы общаться с кем-то. У мужика настроение во многом зависит от работы, потому что он должен одевать и обувать семью и своих родных. Для меня всегда эти задачи были приоритетными.

— Но сейчас-то вы на шее у жены сидите?
— Не на шее сижу, а нахожусь в творческом отпуске. Так правильнее.

— У вас, насколько известно, два внука. Может быть, будущие футболисты подрастают?
— Младший занимается, но старшему не понравилось. А я и не расстраиваюсь. Пускай сами выберут то, что им по душе. По возможности приезжают в гости. Дедом называют. Как и Юрий Пудышев, - приводит слова Румбутиса "Народная Воля".

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ