Лига чемпионов Плей-офф. 2 матчи

Первый матч

34-й Кубок Беларуси 1/8 финала
Чемпионат мира 2026. Европейская квалификация 5 тур

Чемпионат Европы 2024 Финал

... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2864
2Динамо (Минск)2859
3Славия (Мозырь)2854
4Динамо (Брест)2848
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)2845
6Минск2845
7Ислочь (Минский р-н)2845
8Неман (Гродно)2842
9Гомель2840
10БАТЭ (Борисов)2837
11Витебск2831
12Арсенал (Дзержинск)2830
13Нафтан (Новополоцк)2825
14Сморгонь2825
15Слуцк2821
16Молодечно2811
Нет данных
Команды Игры Очки
1Барановичи3271
2Днепр (Могилев)3166
3Белшина (Бобруйск)3260
4Лида3256
5Локомотив (Гомель)3155
6Бумпром (Гомель)3255
7Нива (Долбизно)3253
8БАТЭ-2 (Борисов)3250
9Волна (Пинск)3248
10Островец3245
11Минск-23245
12АБФФ U-19 (Минск)3136
13Юни Икс Лабс (Минск)3236
14Динамо-2 (Минск)3035
15Гомель-23128
16Орша3222
17Осиповичи3221
18Слоним-20173217
подробнее

Разное

sfaf

Дзюдоист и самбист Ваэ Тутхалян о жизни и пути в большой спорт

19.09.2013 09:10

История Ваэ Тутхаляна — белорусского дзюдоиста и самбиста. Он мечтал стать футболистом, а стал чемпионом Беларуси по дзюдо и чемпионом Европы по самбо. За какую футбольную команду болеет Ваэ? Играет ли в футбол сейчас сам? Узнаем об этом и многом другом в эксклюзивном интервью.
Детство Ваэ Тутхаляна прошло в армянском городе Гюмри. В советские годы он назывался Ленинакан и был сильно разрушен во время Спитакского землетрясения в декабре 1988 года. Последствия трагедии город ощущал несколько лет. Ваэ, родившийся в 1991 году, в раннем возрасте уехал из Гюмри, но немного помнит, каким был город в 90-е годы:

«После землетрясения все было развалено, грязно, некрасиво. Когда последний раз на родине был, конечно, заметил кардинальные изменения: город отстроили, есть, где посидеть, где погулять».

Когда отцу Ваэ — заслуженному мастеру спорта Гургену Тутхаляну — после победы на Чемпионате мира подарили квартиру в Москве, он решил переехать вместе с семьей. В столице России Ваэ начал серьезно заниматься спортом. Причем, о борьбе сразу не думал. У него была другая мечта –– стать футболистом.

«Я всю жизнь мечтал быть футболистом, но не складывалось. И не то чтобы у меня не было способностей... Просто в Москве я играл в ЦСКА. И у них была такая политика «у кого есть деньги, тот и играет», а это моему отцу очень не нравилось. Ну и, кроме того, я вспыльчивый, а ребят-мажоров, которым хотелось пошутить, хватало. Я этого не терпел… В общем, за частые драки меня из ЦСКА выгнали. Особенно не расстроился — в любом виде спорта смог бы себя проявить. Вот тогда отец и предложил уйти в борьбу, в дзюдо».

Во время выступлений за российскую команду выдающихся результатов Ваэ показывать не удавалось. Они были неплохими, но не более того. А так как московские тренеры в основном придерживались принципа «не ты, так другой», Ваэ принял предложение хороших друзей отца — Владимира Япринцева и Магомеда Рамазанова — переехать в Минск. Тогда ему было 16 лет. О переезде Ваэ не жалеет — он считает, что именно в Беларуси раскрылся как спортсмен и как личность:

«Конечно, сначала было очень тяжело. Адаптировался я около года. Минск –– маленький город: я выйду за час до назначенного времени, и за 10 минут доеду. Иногда путался: я в Минске, а мне казалось, что в Москве. К общежитию тоже тяжело было привыкать: все-таки до этого семья всегда рядом была. Случались моменты, когда понимал, кто друг, а кто нет, кто может подставить, а с кем можно из одной тарелки есть. Порой денег на еду не было, а у родителей просить не хотелось. Приходилось выживать, друзья помогали. Но я думаю, такое любой спортсмен переживал, кто один жил. Это нормально, только характер закаляет.

Что до тренировок, то разницу я почувствовал сразу. Раньше мне было стыдно это говорить, но после второй тренировки я в душе сидел один и плакал — так тяжело было».

«Сам Минск мне очень нравится. Я бы никогда больше не уехал отсюда в другой город. И даже не знаю, как в московской суете можно находиться после Минска. Не хочу обидеть москвичей, но там все злее. Здесь, в основном, люди хорошие, приветливые, и уважение к старшим есть, культура на высоком уровне».

«Хоть я живу в Минске, армянские традиции и свой язык стараюсь не забывать – общаюсь с ребятами из диаспоры, играю в футбол в армянском чемпионате, музыку слушаю, фильмы на армянском смотрю. Человек не должен забывать свои корни, и неважно, где ты находишься. Это не значит, что нужно на каждом углу кричать, что ты армянин, просто нужно чтить традиции и делать так, чтобы по тебе о народе хорошо судили, ведь когда делаешь что-то, люди думают не о тебе, как о конкретном человеке, а обо всем народе в целом».

В начале 2013 года Гурген Тутхалян переехал в Минск, чтобы быть поближе к сыну. Сейчас он тренирует девушек и вместе с Владимиром Япринцевым и Магомедом Рамазановым надеется подготовить команду, которая «выстрелит» на Олимпийских играх в Рио.

Как и у многих парней, отец Ваэ для него главный кумир. И в спорте он ставит цель достичь еще больших высот, чем папа — четырехкратный чемпион мира, чемпион Европы, трехкратный чемпион СССР:

«С отцом меня постоянно сравнивают. Иногда это даже, в хорошем смысле, злит. А иногда радует –– потому, что хотя бы просто сравнивают».

«Отец в душе за меня рад, но в то же время подстегивает, чтобы я не останавливался на достигнутом: часто критикует, говорит что все плохо, что нужно тренироваться больше, а то ничего не добьешься. Мой брат в детстве тоже занимался борьбой и когда выигрывал, ему что-то давали: деньги, подарки, а когда выигрывал я, меня как-то не баловали. Папа просто говорил: «молодец, давай тренируйся дальше». Ну и хорошо, что так было, –– звездной болезнью я не заболел».

«Отец – мой главный кумир. Ну и еще, наверное, игрок моего любимого клуба «Арсенала» Тьерри Анри. Причем, мне больше нравится он не как футболист, а его характер. Вот на то, какой он в жизни, мне хочется равняться».

Старший брат Ваэ Грачик и младшая сестра Седа вместе с мамой живут в Москве. Грачик, который в детстве тоже занимался борьбой, спорт оставил. Просто понял, что это не для него. Сейчас он учится в университете, а спортом, причем разными видами, увлекается исключительно на любительском уровне, «для себя» –– поэтому Ваэ называет брата «спортивный турист».

Седа спортом занимается профессионально, она в составе сборной России по спортивной гимнастике и показывает хорошие результаты. Хотя, когда родители отдавали ее в этот вид в раннем детстве, особых планов не строили –– просто хотели, чтобы у девочки было хорошая «растяжка» и крепкое здоровье.

Спортсмены запоминают не только свои победы, кубки, медали. Еще очень хорошо они помнят о поражениях, и особенно врезаются в память обидные проигрыши. У Ваэ такое поражение случилось на молодежном чемпионате Европы в Греции в 2010 году:

«Я уже был чемпионом Европы и призером мира по юношам. А потом перешел в новую возрастную категорию. Я, наверное, не то чтобы звездной болезнью заболел, а просто был слишком уверен в себе. Вот из-за этой самоуверенности я и проиграл в Греции в первой же схватке. Вылетел и остался без медали. Очень обидно было. Вся команда с медалями, а я –– за бортом».

«Потом я уже по этому возрасту выиграл чемпионат мира. Причем, там очень сложная схватка была: боролся с чемпионом Европы, который победил в Греции. Я переживал: если бы проиграл, то получилось бы, что я и тут пролетел, и там. То есть год без медали. Но я сумел настроиться, убедил себя, что я смогу, и достаточно уверенно выиграл чемпионат мира. А поражение в Греции дало урок, чтобы я никогда не расслаблялся и был готовым к схватке».

Однажды уже в Минске, случился момент, когда Ваэ чуть было не оставил спорт –– дали знать о себе травмы, неудачи на тренировках, проблемы в учебе.

«Не было конкретной причины, просто накопилось. Желания заниматься, огня в глазах –– ничего этого не было. В общем, тренировался для поддержки штанов. Это случилось после чемпионата мира в Риге. Я там третьим стал по молодежи, за выход в финал проиграл россиянину. Мне казалось, что если я предыдущий чемпионат выиграл, то и этот должен выигрывать, а я вдруг третий. Это сильно задело. Хорошо, что тогда друзья помогли и отец. Друзья говорили: «ты мешок, тряпка, будешь бутылки собирать» – этим они меня мотивировали».

Еще с одним неприятным атрибутом единоборств –– несправедливым судейством –– Ваэ также приходилось сталкиваться, на чемпионате Европы в Москве.

«Это самый яркий случай, когда меня не то чтобы засудили (это слабость –– говорить, что тебя засудили), а когда не очень понятно, почему не в мою пользу решение приняли. Подбадривало то, что ко мне многие подходили и говорили: ты молодец, ты победил. Мне это помогло собраться и выиграть бой за третье место».

Главная цель практически у любого спортсмена –– золотая медаль Олимпийских игр. Самбо, в котором Ваэ выступал большую часть своей карьеры, в число олимпийских видов пока не входит и в ближайшие годы вряд ли войдет. Поэтому в начале года Ваэ перешел из самбо в дзюдо:

«Это решение даже не обсуждалось: на Олимпийские игры же хочется поехать. Я начинал с дзюдо, но просто в самбо лучше получалось. Поэтому в дзюдо у меня был большой перерыв. Можно, в принципе, выступать и там, и там, но, мне кажется, что после изменения правил в дзюдо это нереально».

«Небольшая адаптация была, но я быстро привык. Думаю, даже если год-два не будет получаться, получится на третий. Все-таки труд никуда не уходит: спортсмен обязан работать над собой, над своей техникой, делать выводы, изучать новые приемы. И я не остановлюсь, пока не получу золотую олимпийскую медаль».

«Ну а если все сложится в Рио, то лет в 27 можно будет уже и жениться. Сейчас серьезные отношения –– это трата времени, поэтому пока я абстрагируюсь от них. Да и нет еще подходящего варианта. Вообще много о будущем я стараюсь не думать. Но спорт не вечен. После него я хотел бы заниматься бизнесом, и, безусловно, буду к этому стремиться. Жить я останусь точно в Минске. Я, конечно, очень люблю свой родной город Гюмри и хотел бы ему помочь в будущем, чем смогу. Но жить бы там мне бы не хотелось, условия не те. Там люди не живут, а выживают: или ты очень богатый, и у тебя все хорошо, или бедный, и у тебя все иначе».

«Что касается дальнейшей карьеры, у меня есть мысли попробовать себя в боях без правил, но это большой риск. И если это произойдет, то когда мне будет лет 30. Нужно год-два работать, чтобы хотя бы один бой выдержать».

Автор: Василина Мацута.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ