... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1МЛ Витебск2052
2Славия (Мозырь)2041
3Динамо (Минск)1836
4Ислочь (Минский р-н)2035
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)1934
6Динамо (Брест)2032
7Минск2031
8Неман (Гродно)1528
9БАТЭ (Борисов)2023
10Витебск2021
11Арсенал (Дзержинск)1921
12Гомель1819
13Нафтан (Новополоцк)2018
14Слуцк1913
15Сморгонь1913
16Молодечно197
Нет данных
Команды Игры Очки
1Днепр (Могилев)2350
2Барановичи2347
3Нива (Долбизно)2244
4Локомотив (Гомель)2343
5Лида2341
6Бумпром (Гомель)2341
7БАТЭ-2 (Борисов)2339
8Белшина (Бобруйск)2338
9Волна (Пинск)2337
10Островец2232
11Минск-22327
12Юни Икс Лабс (Минск)2326
13Динамо-2 (Минск)2224
14АБФФ U-19 (Минск)2222
15Орша2319
16Гомель-22319
17Осиповичи2311
18Слоним-20172311
подробнее

Статьи и интервью

Виктор Гончаренко. Фото - fckuban.ru

Виктор Гончаренко: "Начал излишне жалеть тех, с кем прошел большой путь и чего-то достиг"

09.01.2014 10:52

Экс-главный тренер борисовского БАТЭ Виктор Гончаренко признался, что после отъезда в российскую "Кубань" поддерживал постоянную связь со своим бывшим помощником Александром Ермаковичем.
— Как думаете, пример вашей работы в БАТЭ годится для иллюстрации утверждения, что тренеру полезно менять команду каждые пять сезонов?
— Думаю, сезонов не обязательно должно быть пять. Их может быть и три, и четыре, и шесть. А если работать основательно и долго, то за образец надо брать Алекса Фергюсона. Он постоянно затевал в Манчестере обновление, строительство новой команды. Если ты опаздываешь с этим, то проиграешь. В Борисове мы опоздали. И это самое главное, что нужно сказать вслед ушедшему сезону.

— Иными словами, вы не успели вовремя впрыснуть команде свежую кровь?
— В нашей игре пропали ценные качества: юношеские бесшабашность и максимализм. Ребята могут обижаться на меня за введенное в обиход определение «сенаторы». Возможно, они меня тоже как-то прозвали в ответ. Но беда была не в обидах. Футболисты стали выходить на игры с твердой убежденностью, что любой соперник будет прибит одним именем БАТЭ. При этом сохранялся острый спор за места в составе. Однако многие из остававшихся на скамейке или трибуне полагали, что они лучше тех, кто выходил на поле. Объяснить и доказать кому-то, что он не играет по закономерной причине, было сложно. Это сильно расшатывало команду. И управлять ею становилось все тяжелее.

— Отрезок сезона до Караганды стал для вас самым проблемным за все время руководства командой?
— Всегда спокойно относился к контрольным предсезонным играм. Но зимой впору было сразу бить в набат. И начинать с первого матча, проигранного по всем статьям турецкому «Сариеру». Там был фон высокой нагрузки, но меня абсолютно не устроило отношение к игре. Команда выглядела беззаботной. Возникло чувство, что мы идем неправильным путем. И оно не отступало на протяжении всей предсезонки. У меня случались вспышки гнева в раздевалке после первых таймов. Отчетливо стоит перед глазами последняя игра в Турции против «Линенсе» из третьего испанского дивизиона. Имели в ней полное преимущество, но на 40-й минуте пропустили. Это стало следствием самолюбования и катания мяча поперек поля. Играли без ворот. Более жесткого разговора с командой, чем в том перерыве, у меня не было никогда. В итоге мы победили. Но отдавал себе отчет в том, что не могу так себя вести в каждом матче. А команда, обладая сильным подбором футболистов, не хотела играть на максимуме. И это перенеслось на официальный сезон. Понятно, что уровень игроков часто позволял брать три очка без особых проблем. Но в критических ситуациях — в Гродно, Могилеве — не хватало рвения, азарта и желания победить. В мае стало очевидно, что ни к чему хорошему это не приведет.

— Анатолий Капский в интервью по итогам сезона сожалел, что тогда своей властью заблокировал ряд радикальных кадровых решений, оставшись при этом в меньшинстве. Ясно, что «меньшинство» означало разногласия, прежде всего, с главным тренером. В чем вы тогда разошлись?
— На совещании, в котором участвовали Анатолий Анатольевич, Александр Захарченко и тренерский штаб, обсуждалось предложение о выставлении на трансфер группы игроков. Тема возникла не вдруг. До этого несколько раз с глазу на глаз говорил Анатольичу о желательности такой чистки. Наверное, моей ошибкой было отсутствие твердости. Я скорее размышлял вслух, нежели настаивал. Хотя в том разговоре меня поддержали все. И только глава клуба сказал, что он разберется без жестких мер и хочет дать людям шанс. На том тогда обсуждение и закончилось.

— Назовете игроков, которых предлагали отчислить?
— А имена, по большому счету, не имели значения. Важен был сам прецедент, фактор встряски. Примеров, как это работает, достаточно. Тот же Олег Романцев говорил: если что-то пошло не так, надо отправить в дубль пару-тройку лидеров. Это абсолютно правильно и хорошо разгоняет кровь.

— Но ведь у вас с начала сезона помногу играли молодые Алексиевич, Гайдучик, Макс Володько.
— Да, это парни, которым хотелось прогрессировать и побеждать. С удовольствием добавил бы в состав еще нескольких таких игроков.

— Значит, курс на возвращение в БАТЭ былых его воспитанников себя не оправдал?
— Явление не следовало делать столь массовым. Хотя кого-то из ребят и стоило таким образом поддержать. Замечу, что все они уходили от нас в хорошем «товарном» состоянии. А возвращались без игровой практики, однако с возросшими амбициями и финансовыми претензиями. А еще они не хотели меняться. И это тянуло команду назад.

– Что, прежде всего, помог переоценить опыт этого борисовского сезона?
– Как бы ни было это приятно, нельзя очень сильно привязываться к людям. Мне это отчасти помешало. Начал излишне жалеть тех, с кем прошел большой путь и чего-то достиг. Мы не сразу поняли, что, стремясь сохранить всех, делали для команды плохо.

– Выходит, тренеру надо быть безжалостнее?
– Увы. И еще исходить из того, что смена игроком клуба — это не конец биографии, а качало нового пути. Здесь в какой-то мере подходят примеры Саши Алумоны и Игоря Стасевича. Они с уходом из БАТЭ реализовали себя в других местах. Тогда мои предложения были поддержаны руководством клуба. И команда стала другой, сильнее. А теперь моя привязанность к людям пошла во вред. Надо четко понимать: когда убираешь из команды футболиста, то осложняешь жизнь одной семье, но если ты его пожалел — часто страдают еще два десятка таких же семей.

– Такой вот наказ Александру Ермаковичу?
– Хорошо понимаю Сашу. Ему надо принять непростые решения. Я сомневался и по прошествии пяти лет у руля. А ему надо резать сразу, и открыто об этом говорить. Тогда с души спадает камень.

– Но ведь такие решения может взять на себя единолично Капский.
– Нет. Каким в таком случае окажется отношение футболистов к главному тренеру? Он не должен оставаться в стороне, чтобы команда четко осознала твердость и смелость именно его позиции.

— Когда оставляешь дорогое тебе детище на попечение другому, часто возникает чувство ревности к тому, как идет дело...
— Это не ревность. Но, знаете, порой в душе действительно не соглашался с коллегой и даже злился по поводу варианта состава или каких-то замен. Тогда говорил себе, что, возможно, это именно тот свежий взгляд, который нужен команде. Хотя мой преемник поменял немногое из нашего совместного курса.

— Часть сезона вы провели в БАТЭ, когда было уже ясно, что рано или поздно дела придется сдавать именно ближайшему помощнику. Это не осложняло ваши взаимоотношения?
— Нет, нисколько. Хотя мне очень хотелось, чтобы Саша отправился вместе со мной в Краснодар. Думаю, неспроста в Европе принята такая практика: тренер меняет клубы вместе со всем штабом. С Ермаковичем и Вадимом Скрипченко мне в "Кубани" было бы много проще. Да и новую страницу в биографию БАТЭ, возможно, было бы проще вписать человеку со стороны. Футболисты сразу получили бы новый опыт.

— Этот посыл ставит под сомнение исконный борисовский принцип преемственности, согласно которому главные тренеры растятся в клубе.
— Можно понять отношение Анатолия Анатольевича к выпестованным им кадрам и традициям. Но бывшему помощнику, мне кажется, сложно привнести что-то кардинально новое, после того как мы три-четыре года решали и думали в унисон. Вспоминаю, как сам, сменив Игоря Криушенко, первое время применял лишь то, что было отработано им, и мы не сразу подошли к переменам.

— Вы обсуждали эту тему с Капским?
— Да. Но к тому времени уже было принято решение, которое нет смысла менять. Поэтому искренне желаю штабу моих преемников смелых подходов, больших перемен и удачи, - цитирует Гончаренко "Прессбол".

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ