... НОВОСТИ

все новости

Команды Игры Очки
1Динамо (Минск)13
2Славия (Мозырь)13
3Неман (Гродно)13
4БАТЭ (Борисов)13
5Торпедо-БелАЗ (Жодино)13
6Гомель11
7Динамо (Брест)11
8Ислочь (Минский р-н)11
9Слуцк11
10Нафтан (Новополоцк)10
11Арсенал (Дзержинск)10
12Витебск10
13Минск10
14Днепр (Могилев)10
15Сморгонь10
16Шахтер (Солигорск)1-17
Нет данных
Команды Игры Очки
1АБФФ U-17 (Минск)00
2БАТЭ-2 (Борисов)00
3Барановичи00
4Бумпром (Гомель)00
5Волна (Пинск)00
6Динамо-2 (Минск)00
7Лида00
8Локомотив (Гомель)00
9Макслайн (Витебск)00
10Молодечно-201800
11Нива (Долбизно)00
12Орша00
13Островец00
14Слоним-201700
15Торпедо-БелАЗ-2 (Жодино)00
16Шахтер-2 (Солигорск)00
17Белшина (Бобруйск)0-5
18Энергетик-БГУ (Минск)0-10
подробнее

Статьи и интервью

Филипп Рудик. Фото Ольги Трофимович

Филипп Рудик: "Я обманул Драгуна и Штанге, и сборная вырвала ничью в Румынии"

18.03.2021 19:07

Двукратный чемпион страны с БАТЭ, обладатель бронзы с "Шахтером", владелец Кубка с "Нафтаном" Филипп Рудик в прошлом году завершил карьеру. Но журналисты любят его не только за то, что футболист хороший, а еще и за прямоту, справедливость, юмор. 33-летний экс-полузащитник откровенно рассказал football.by о многом: вы лучше и глубже узнаете не только самого игрока, но и наш футбол. В первой части большого интервью — о грыже и "Крумкачах", о молчании футболистов и надуманном конфликте с Юрием Пунтусом, о преображении Никиты Наумова и смелом решении в сборной, о блатных в футболе и затыкании ртов.
Мы разбили интервью на ДВЕ ЧАСТИ. Читайте первую и помните, что вторая будет завтра не менее интересной.

О ПРОБЛЕМАХ СО СПИНОЙ

— В феврале вы загремели в больницу. Что стряслось?
— Грыжа позвоночника. Она у меня уже давно. Впервые "стрельнуло" в пору выступлений в "Жетысу" в 2015-м. А основательно браться за лечение — значит, терять полгода карьеры. Поэтому до сих пор боль блокировал.

— Как?
— Ездил в Холомерье. Это такая деревня в Витебской области. Там работает врач, к которому, говорят, и Юрий Чиж наведывался, и какой-то наш хоккеист известный. У этого доктора там своя больница. Вот защемит у меня спину — и я сразу к нему. Врач делает несколько уколов вдоль позвоночника с обеих сторон. Правда, препарат такой, что потом на обратном пути вся машина от него неприятно пахнет.

— И часто с 2015-го к этому врачу приходилось обращаться?
— Раз пять, наверное. Помню, в "Немане" просил Игоря Ковалевича, чтобы отпускал меня. Едешь к доктору через всю Беларусь — от одной границы до другой. Зато потом через четыре-пять дней можно снова в общей группе тренироваться.

— А теперь, значит, решились на операцию?
— Да. Появилось время — я же карьеру закончил. Ну и на первых порах просто отдыхал и ничего не делал. А мышцы без привычной нагрузки, видно, атрофировались. И если раньше этот мышечный корсет еще удерживал спину, то потом становилось все хуже и хуже. Пока однажды вообще на один бок не скрутило. Так и понял, что пора делать операцию. А теперь у меня реабилитация. Шесть недель даже сидеть нельзя — только лежать.

О РАССТАВАНИИ С "КРУМКАЧАМИ"

— В июле прошлого года вы расстались с "Крумкачами". Насколько это связано с травмой приводящей мышцы, из-за которой дебютировали в команде только 31 мая? Ее предыдущий наставник Сергей Кузьминич рассказывал, что те проблемы были вызваны долгой предсезонкой на синтетике.
— Да, мы работали на сборах в Пинске. А там поле в манеже ужасное — без крошки. Мы в бампах тренировались и скользили. Ну да ладно. Тогда получилось, что я проводил абсолютно все спарринги. Вернулись в Минск, и через какое-то время у меня щелкнуло в области паха. Обратился к Андрею Ясюкевичу — лучшему футбольному доктору в стране. Он: "У тебя надрыв. Нужны три недели полного покоя, и только после этого можно приступать к тренировкам".

Рассказал обо всем этом в "Крумкачах". На что Кузьминич сообщил, что я нужен ему к важному матчу в мае: "Давай на тренировку". Я подумал, что надо помочь команде — и пришел, хотя прошло не три положенные недели, а две. Сделал движение — снова щелчок, только гораздо больнее. После того рецидива вылечился уже как надо.

Поэтому сейчас советую молодым парням восстанавливаться так, как говорит врач. Кузьминичу нужен был результат, и поэтому он ускорял мое возвращение в состав. В игре со "Спутником" в Гомеле я, едва восстановившись, сразу же оказался в "старте". Нет ни ритма игрового, ничего. Грубо говоря, бросили под танки. Ну ладно — тренеру виднее.

А я когда игрой с микротравмами и через боль, а когда неполным восстановлением сам себя "закапывал". Откуда ж тут взяться статистике? В июле поехали в Ошмяны. А перед этим взяли в аренду у "Руха" Сибилева. И тренер заранее сказал, что в перерыве будет плановая замена. Сразу стало понятно — меня на Сибилева. И получается, что полсезона Кузьминич просил меня быстрее сыграть, а потом — вот такие плановые замены. Сказал ему тогда: "Я пришел в команду, чтобы помочь выйти в высшую лигу. Но если надо, ставьте Сибилева с первых минут. Я-то уже наигрался".

Тот матч с "Ошмянами" выиграли 3:2. На обратном пути заехали в лес на шашлыки. А это место, где каждый игрок может высказать какие-то пожелания, претензии и так далее. Я могу на шашлыках подойти к молодому парню и объяснить, что от него хочу. Еще кому-то — что мне не нравится. Именно так и сколачивается команда. В прошлом году в "Немане" так было: выбирались семьями на шашлыки — отсюда и результат.

А тогда в "Крумкачах" по дороге из Ошмян мы нормально пообщались. Я объяснил, как нам, на мой взгляд, выходить в высшую лигу. Некоторые ребята со мной спорили. Но вообще, понял, что зря полез в первую лигу. Там играют сугубо за счет "физухи". Есть физические данные — будут бегать и биться. Но футбол — игра умная. Зачем вся эта беготня, если можно просто грамотно располагаться на поле? А если так, то можно и пешком по полю ходить. Вот я и рассказывал, что защитник должен отнять мяч и отдать его полузащитнику. К чему изобретать велосипед?

И вот как-то все пошло-поехало — споры, ругань. И однажды мне сказали: "Фил, нам придется расстаться". Я к директору: "Это как? За что? У меня контракт. И куда теперь идти?" Я же не пришел на тренировку пьяный, ничего такого не делал. И что значит — выгнать? А запугивать контрактом в тысячу рублей... Короче, так и не понял, за что со мной в "Крумкачах" так обошлись. Я ради вас травмы и рецидивы получал, чтобы потом такое услышать?33013
— А чем все-таки объяснили расставание?
— Тем, что со мной связывали большие надежды — и что якобы чуть ли не 15+15 за сезон наберу. Но у меня, во-первых, позиция — опорник. А во-вторых, все эти травмы помешали. Я же мог сказать: "Казимирыч, дай ты мне месяц, чтобы восстановиться как надо и спокойно форму набирать". Но вместо этого пытался помочь команде. К слову, они еще потом удивлялись, что я компенсацию не просил за досрочное расторжение контракта. Хотя мог взять сигарету и оставшиеся полгода просто получать зарплату — ходить на тренировки и лечить спину. Вот так моя карьера и закончилась. Не очень получилось, конечно. Думал, что все будет по-другому.

— Почему было не поискать другую команду?
— Поиграл в "Крумкачах" в первой лиге. И понял, что падать ниже уже не хочется. Звонить потом никому не стал. И потихоньку смирился с тем, что больше играть не хочу. Потому что команды, которые интересны мне, не возьмут. Да и набрать форму уже здоровье не позволяло.

О МОЛЧАНИИ ФУТБОЛИСТОВ

— На чьей вы стороне в затянувшемся конфликте между "Крумкачами" и федерацией?
— Да здесь все очевидно! По-моему, любой дурак понимает, что к чему. Сначала команда надела майки с надписями "Мы против насилия" и "Мы с народом". Адекватная позиция, которую я тоже поддерживаю. Потом получили по заднице Рассолько с Козекой. Затем случилась известная история перед игрой с "Динамо" в Кубке. Ребята вышли на разминку всего за две минуты до начала матча. Потому что до этого майки с надписями не были готовы, а без них команда ничего делать не собиралась. И Мария Колесникова после матча заглянула в раздевалку с поздравлениями.

Короче, народная команда. Ну и началось. Ясно, что сверху поступило указание, что в высшей лиге ее быть не должно. Пристально смотрел первый переходной матч со "Слуцком". Это не такой уж и грозный соперник, чтобы его бояться. А "Крумкачы" команда все-таки играющая. Так парням заранее и говорил, что будет и удаление, и пенальти. А выгнали с поля одного из настоящих футболистов — Мишу Колядко. Плюс поражение 0:2. И стало ясно, что "Слуцк" в ответной игре своего уже не упустит.

А когда "Городея" снялась с чемпионата, вроде бы появился шанс. Но если было сказано, что команды никаким образом в высшей лиге быть не должно, то начинают придумываться какие-то непонятные законы.

— Вы обмолвились, что поддерживаете позицию клуба относительно событий в стране. А что думаете сами?
— Сейчас многие хотят услышать мнение футболистов. Но тем, кто пытается говорить, сразу затыкают рот, как в случае со Стасом Драгуном. Конечно, хотелось бы услышать мнение наших топовых футболистов. Но это их личное дело. Однако в такой ситуации молчать просто невозможно. Но они же в большинстве своем ни хрена делать не умеют, правильно? А деньги в футболе получают большие. Играть осталось не так уж и долго. Как ни крути, а что-то построили, где-то землю им дали и так далее. А отнять все могут в один момент, поэтому становится страшновато. И игроки спокойно себе молчат, потому что иначе можно только ухудшить себе жизнь. Или, например, в Бресте в прошлом году парням предлагали подписать специальные бумаги — запрет на любое обсуждение политики в прессе, чтобы у них даже шанса не было что-то сказать.

О ПРЕТЕНДЕНТАХ НА МЕДАЛИ

— Почему считаете, что БАТЭ в нынешнем сезоне останется без медалей?
— Потому что на награды хватает других претендентов, которые не слабее. "Шахтер", например, усилился. Плюс поддержка сверху. Вот почему команда уехала на зарубежные сборы? Насколько понимаю, сейчас делается большая ставка на проход "Шахтера" в группу еврокубков. Потому что и деньги в страну придут, и внимание к нашему футболу снова появится. Так или иначе, по подбору игроков Солигорск, наверное, лучший в чемпионате. К тому же и состав там сыгранный. А Стасевич и Филипенко — опытные бойцы, которые в любой команде будут свою работу делать хорошо. Игорь вообще большой молодец. На этом уровне играть будет, наверное, до пятидесяти. Ну а Егору попроще — он все-таки защитник. А на этой позиции голова важнее, чем физические данные.33015
— Два остальных кандидата на награды?
— Минское "Динамо" и "Торпедо"-БелАЗ. "Динамо" для меня тоже очень интересная команда. Там костяк остался, плюс добавили классных исполнителей. Например, два моих самых любимых футболиста — Путило и Кисляк. Это игровики. Таких вообще мало. Они не мучаются на поле, как большинство парней в Беларуси, а именно играют. Высший пилотаж — это уже к Анатолию Юревичу надо. Кто там еще в "Динамо" появился? Селява — собака в центре поля. Никита Наумов уверенно действует в обороне.

— Вы же с ним в "Нафтане" пересекались?
— Да. Вот ведь какая жизнь футбольная бывает! Он в Новополоцке был игроком дубля. Потом дважды уходил в аренду в "Полоцк" — в первую лигу. А когда попал к Сергею Ясинскому в "Витебске", сказал: "Вот тогда-то я действительно понял, кто такой тренер". Просто есть игроки, которых нужно обучать футболу. А есть другие — они все понимают, но им нужны уверенность и доверие. Вот Ясинский с Наумовым поработал тактически. Подсказал ему, что к чему — и Никита "полетел". "Долетел" до Казахстана, провел там два сезона, попал в сборную, а сейчас оказался в "Динамо". И, думаю, будет на лидирующих позициях в команде. Вот сколько от тренера зависит: или ты выбьешься куда-то, или тебя сгноят — и даже не поймешь, что такое футбол.

— Ну и, наконец, Жодино?
— Нам как-то приписывали конфликт с Юрием Пунтусом. Но его не было — и нет. А история такая. Все помнят, как я показал ягодицы в Борисове. А Пунтус тогда работал в Бресте и сказал, что такие футболисты не должны играть в высшей лиге — и что за такое надо наказать как можно жестче. Но никакого зла на Пунтуса я не держал. Затем поехал в федерацию. Меня там наказали — заплатил штраф. По-моему, около 150-170 долларов.

И вот однажды в "Немане" сказал на камеру перед домашним матчем со "Славией", которую тогда тренировал Пунтус: "Приходите на футбол. Я забью гол, и мы выиграем". Юрий Иосифович, понятно, это прочитал — и соответственно настраивал команду. Первый тайм тогда проиграли — 0:1. И по дороге в раздевалку в перерыве с трибун понеслось: "Вали обратно в свой Новополоцк! Обещал, что мы выиграем, а ты забьешь гол!" Во втором тайме сравниваю счет и подбегаю к трибунам — к тем самым болельщикам, и начинаю их пальцами "расстреливать". А мне потом сказали, что там Пунтус сидел, у которого тогда была дисквалификация. И все подумали, что тот мой жест ему адресован. Но я к Юрию Иосифовичу как относился хорошо, так и продолжаю. Желаю его команде только удачи. Мне нравится его футбол и его тренерское поведение. Жодино сохранило костяк, и эти ребята будут делать результат.

О САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СБОРНОЙ

— Вы провели четыре матча в сборной. Какие об этом сохранились воспоминания?
— Расскажу историю, которую мало кто знает. В 2011-м отбор к чемпионату Европы заканчивали матчем в Румынии. А с этой сборной как раз и боролись за третье место в группе. Уступаем после перерыва 1:2. И подзывает меня Беня — Бернд Штанге: "Фил, сейчас выходишь на замену — в полузащиту справа. Вот по этому флангу будешь бегать". Выхожу к центру поля и думаю, ну как я буду играть на краю. И не такой уж скоростной, да и вообще, не мое место. В центре поля и поинтереснее, и мяча больше. Ну и говорю Стасу Драгуну: "Тебе сказали справа, а я вместо тебя в центре".

— Но Штанге должен был заметить и поднять шум.
— А как ты шум поднимешь, если румын полный стадион — тридцать тысяч. Ну и я на 82-й минуте делаю "финт Зидана" и между центральным и крайним защитником отправляю мяч Стасу — 2:2. Выходит, уже тогда понимал, как лучше. Сейчас, конечно, раскаиваюсь, потому что все-таки не имел права так делать. Но получилось все удачно — и пас красивый, и Стас забил, и ничью вырвали. Значит, немного разбираюсь в футболе.33016
— Что сказал после матча Штанге?
— Он все видел и понимал. А по-русски толком наругаться не мог. Просто смотрит на меня, молчит секунд пять, а потом жмет руку и говорит со своим акцентом: "Рудик... Катастрофа". Да, я нарушил его установку. Но вместе с тем и поспособствовал результату. Поэтому Бернд и не мог особо ничего сделать. Потому что есть нестандартные полузащитники. Вот как Драгун сейчас, когда неожиданно забегает в штрафную. Ему, может, и нельзя так делать. Но он же тем самым вводит в ступор чужую защиту и забивает мяч, потому что его никто не опекает.

А впервые сыграл в сборной в официальном матче в 2009-м, когда как раз Штанге выпустил на замену в Гродно в игре с Андоррой. Тогда состав классный был — лучший в истории. И помогали все. Корнила, Кутузов, Глеб, Калачев, Юрка Жевнов, Саня Юревич. И футболисты классные, и люди. Вот только Корытько... Выходим на тренировку. У меня мяча не было. А у Корытько два в руках и один в ногах. Я ему: "Вова, дай нам мяч один". А он: "Может, мне еще и с поля уйти?" А сейчас, через десять лет, еще раз убедился, что это за человек.

Я всегда искал вокруг себя честных людей. И белорусы для меня — топовый народ. Очень рад, что среди вас живу. Раньше постоянно пробовал искать в футболе правду. Ругался, искал справедливость. В "Крумкачах", в "Немане" были люди, которые даже рядом с дублем не должны были находиться. Но они тренировались с основой. А это, как говорит Виктор Михайлович Гончаренко, рушит баланс. Когда на тренировке соревнуешься с сильными соперниками, ты растешь. А когда вот с такими... У них даже движения нефутбольные. И понимания футбола нет. Просто есть какой-то родственник, который решил, что этот парень должен тренироваться вот с этой командой. Только сама команда от этого страдает. Потому что на тренировке игроки не получают сопротивления — и не растут. Ведь такого можно и пешком обыграть. Вот стена есть — он ее не видит и прямо в нее и врежется.

А я пытался все время об этом говорить. Но слышал: "Это не твое дело — закрой рот". Тогда не понимал, ну как мы так живем!? А теперь провел футбольную жизнь, и стало стыдно за нас, футболистов. Мы, пока играем, вообще не замечаем, что вокруг нас происходит. И только после известных событий в стране осознал, что такое "Закрой рот, это не твое дело". Начинаю понимать народ. И понимать, почему к футболистам порой негативно относятся. А белорусы — народ действительно невероятный. Никто ни одной палки не поднял в сторону этого беспредела. Воспитанный и прекрасный народ. Белорусы уже переросли уровень, который одни пытаются сохранить, а другие — изменить.

Сейчас за всех переживаю. Например, за родителей тех, кто был убит и покалечен. И за тех, у кого дети сидят. Причем люди страдают ни за что — просто высказывают свое мнение. Я вот все время боролся в футболе с этой несправедливостью. А многим казалось, что Рудик просто плачется.

Вторая часть интервью

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ